Игровые технологии на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 05:28, курсовая работа

Описание

Цель данной выпускной квалификационной работы: проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
1. Изучить литературу по проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игровых методов.
3. Выделить особенности использования игровых методов в обучении русскому языку.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Проблема использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности в научной литературе 6
1.1. Основы технологии игровых форм обучения 6
1.2. Общие положения понятия игры 7
1.4. Средства обучения и организация учебно-познавательной деятельности учащегося 13
Глава 2. Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной активности 19
2.1. Понятие о познавательной активности 19
2.2. Особенность мыслительной деятельности подростков 20
Глава 3. Использование игровых методов на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной активности учащихся 30
3.1. Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках русского языка 30
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы. 44
Заключение 48
Библиографический список 50

Работа состоит из  1 файл

докладWord (4).doc

— 307.50 Кб (Скачать документ)

     

У игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, дипломами.

     

Высокую эффективность  приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.

     

Цель: Привить  интерес к изучению русского языка, расширить общий кругозор учащихся, обогатить речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить, научить учащихся пользоваться русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам.

     

I ведущий:

     

- Добрый вечер,  дорогие друзья, прекрасные дамы и господа джентльмены!

     

Сегодня мы собрались  на конкурс знатоков русского языка  “Джентльмены удачи”!

     

Приглашаем участников на сцену: I команда - Петров Егор, Наумов Святослав, Николаев Георгий, Абрамов  Евгений, Семенов Нестер, Алексеев Эльдар.

     

II команда - Кырбасов Георгий, Кучутов Семен, Алексеев Николай, Осипов Сеул, Афонский Иннокентий, Александров Василий.

     

I команда - команда  “Добрых молодцев”. Капитан - Егор Петров (11 класс).

     

II команда - команда  “Благородных рыцарей”. Капитан  - Георгий Кырбасов (11 класс).

     

II ведущий:

     

Конкурс состоит  из 6 туров, где наши участники покажут  свою эрудицию, логическое мышление, высокую  интеллектуальность.

     

I тур - блиц-вопросы - разминка для участников. Кто быстрее ответит?

     

(10 вопросов)

     

1 ведущий:

     

- II тур “В гостях  у сказки”.

     

Давным-давно, когда  не было реактивных самолетов, вертолетов, водолазных костюмов и подводных  лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек  мог подниматься в воздух и  опускаться на дно морское, чтобы вода сама в дом пришла. а горшок без огня кашу варил. Шло время, сказки стали былью и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.

     

Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы и с новейшими достижениями нашей науки и техники. Я назову сказочные чудеса. вы отгадаете названия изобретений.

     

- Конек-горбунок (аэросани)

     

- Ковер-самолет  (воздушный лайнер)

     

- Золотой петушок  (радиолокатор)

     

- Чудо-зеркальце  (телевизор)

     

- Перо жар-птицы  (прожектор)

     

- Клубок нити, указывающий путь (компас)

     

- Садко с гуслями  на дне морском (водолаз)

     

II ведущий:

     

- III тур с вами играют  наши уважаемые  учителя-предметники.

     

1. Вопросы по истории  задает Татьяна  Петровна:

     

Кого назвал “вечным работником” А.С.Пушкин? (Петр 1).

     

- Когда и где  появились древнейшие люди? (Около двух миллионов лет назад в Восточной Африке).

     

- Кто был воспитателем  Александра I? (В.Жуковский).

     

- Кто в древнейших  государствах мог издавать законы? (Монархи).

     

I ведущий:

     

2. Вопросы по географии  задает Ирана Федоровна:

     

- Левый приток  Лены. (Вилюй).

     

- Самая высокая  точка Якутии. (Хр. Черского, г. Победа, 3147 м.).

     

- Основатель  г. Вилюйска. (Иван Шахов).

     

- Какой город  Якутии отметил на прошлой  неделе свой юбилей? (Верхоянск, 360 лет)

     

II ведущий:

     

3. Вопросы по биологии:

     

- Какая рыба  называется именем человека? (Карп).

     

- Какая обезьяна  самая большая? (Горилла).

     

- Умеют ли  слоны плавать? (Слон не только  хорошо плавает. но и может  погружаться под воду, выставляя  над ее поверхностью конец  хобота).

     

1 ведущий:

     

4. Английский язык:

     

- Кто является  главой Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии? (Королева Елизавета II).

     

- Какой английский  писатель родился в городе  Страффорд-на-Эвоне? (Шекспир).

     

- Национальная  одежда шотландцев? (Килт [юбка]).

     

- В каком лесу  обитал Робин Гуд? (Шервудский лес).

     

II ведущий:

     

5. Литераторы школы  задают:

     

- Назовите имя  Печорина. (Григорий).

     

- Назовите лучшее  произведение Александра Грибоедова. (“Горе от ума”).

     

- Кто потерял  шинель в зимний день? (Ахакий  Акакиевич Башмачкин).

     

- Где родился  писатель Иван Тургенев? (Спасское-Лутовиново).

     

1 ведущий:

     

6. Языковеды:

     

- Каким членом  в предложении является слово  “жить” в пословице “жить  - Родине служить”. (Подлежащее).

     

- Назовите связь  в словосочетании “читать вслух”. (Примыкание).

     

- Назовите причастие  образованное от глагола 1 спряжения.

     

Петь - поющий,

     

Просить - просящий,

     

Уносить - уносящий.

     

- Назовите причастие  настоящего времени: забывший, покрытый, бредущий.

     

IV тур

     

II ведущий:

     

- Конкурс капитанов.  Вам задаются нестандартные вопросы  для логического мышления.

     

“Двое американцев”

     

У входа в  Британский музей стоят двое американцев. Один из них - отец сына другого. Как  такое возможно? (Они муж и жена).

     

“Смерть в телефонной будке”

     

В телефонной будке  лежит мертвый человек. В телефонной трубке раздаются короткие гудки, два  окна будки разбиты. Этого человека никто не убивал. Каким образом он умер?

     

Подсказка: возможна. Ответ: он случайно порезал осколками  вену, увлекшись разговором с другом, он широко развел руку, разбил окна.

     

1 ведущий:

     

V тур. Отгадайте  загадки.

     

- Без рук,  без топоренка построена избенка. (Гнездо).

     

- Крылья есть, а не летает, ног нет, а не  догонишь. (Рыба).

     

- В воде купался,  а сух остался. (Гусь).

     

- Сама пестрая,  ест зеленое, дает белое. (Корова).

     

- Никто их  не пугает, а они все дрожат. (Листья осины).

     

- Не море, а волнуется. (Нива и ведущий).

     

VI тур. Сейчас проведем  конкурс “Кто  правильно отгадает”

     

Покажем рисунки, по которым должны отгадать фразеологизмы. Итак, завершаем наш конкурс! Для  подведения итогов конкурса предоставляем  слово жюри.

3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы.

  1. Диагностика выявления отношения  к предмету.

     Учащимся  были предложены анкеты с целью выявления  отношения к урокам русского языка.

     Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится?

       Положительный ответ в отношении русского языка дали 86% учащихся.

     Анкеты  позволяют сделать вывод о  наличии комфортной ситуации на уроках русского языка и об интересе к  этому предмету для большинства  учащихся.

     Вторая  анкета была направлена на выявление  предпочтительных форм работы.

     Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся?

     Результаты  показывают, что игра является любимой  формой работы учащихся на уроке.

  1. Диагностика результатов обучения

     Диагностика результатов обучения показала, что  на параллели классов, где регулярно  проводятся уроки с игрой, выше успеваемость учащихся. По окончании изучения тем проводились срезовые работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения материала. Результаты показали, что дети значительно лучше усваивали те темы, в которых использовались игры.

     Показатели  по темам, изученным традиционным путем, оказались значительно ниже:

  • Учащиеся  составляют кроссворды, и класс их разгадывает на уроках, либо проводятся конкурсы любителей кроссвордов  по темам.
  • Учащиеся  пишут интересные сочинения, в которых  используются приобретенные знания, делают рисунки к своим ответам.
  • Овладевают  умением создавать тексты в публицистическом стиле на общественно-политические, морально-этические темы.
  • Умеют слушать  и слышать, умеют отстаивать свои взгляды, убеждения.
  • Происходит расширение кругозора, интеллектуальное взаимообогащение, развитие эстетического вкуса.
  • Творчески подходят к решению той или  иной проблемы.
  1. Диагностика результатов развития учащихся:
  1. В процессе игровой деятельности учащиеся имеют  возможность практического применения умений и навыков, полученных на уроках.
  • Ребята  четче формулируют вопросы для  выяснения существенных признаков  предмета, или явления.
  • Учатся  объяснять свою точку зрения, пытаются отстаивать ее.
  • Умение  вести диалог.
  • Умение  слушать оппонента.
  • Давать рецензию на ответ.
  • Творческие  работы учащихся.
  1. В процессе подготовки и проведения сюжетно-ролевых  игр учащихся:
  • Развивают умение фантазировать, слышать других, контактировать с ними.
  • Научаются подключать весь свой жизненный опыт.
  • Синтезируют умения и навыки в едином акте действия.
  • Научаются постигать особенности мышления англоязычных людей.

     Итак, мы вывели следующие условия воспроизводства  разработанной автором педагогической технологии. Технология игровых форм обучения легко воспринимается и  ее можно применять любым учителям-предметникам.

       У каждой науки, учебного предмета  есть своя занимательная сторона,  есть большое количество игр  и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть  игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть  игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов (межпредметные связи). Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, о главное – знать сам предмет.

     Технология  универсальна. Любая из рассмотренных  организационных форм легко воспроизводима. Например, огромная популярность рожденных на телевидении интеллектуальных игр типа: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», «Брэйн-ринг», «Колесо истории», «Счастливый случай» может быть перенесена в учебный класс. Эта форма, которую учитель-предметник может наполнить своим содержанием, используя для умственных упражнений учащихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.

     При работе в данном направлении можно использовать принципиальную схему функциональной системы игры В.П.Беспалько8

     КЗ      ЭКЗ      ТЗ      БУК      ИК      ПНК      ОПИ      +      ТР

     КЗ  – конкретные знания

     ЭКЗ – элементы конкретного знания

     ТЗ  – таблица знаний

     ОПИ – основные правила игры

     БУК – блок учебных карт

     ИК  – игровая конструкция

     ПНК – полученный набор карт

     ТР  – таблица результатов

  • обратная  связь

     Эта схема позволяет любому учителю-предметнику  составить учебную игру на любую  из перечисленных форм. Автор использует данную схему для работы со старшеклассниками. Было дано задание – составить свои игровые задания. Опыт показал, что учащиеся справляются с данной задачей. Любой учитель может с помощью своих помошников-учеников получить хороший комплект игрового материала по предмету, который всегда можно использовать как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

     Что касается сюжетных, ролевых игр, то, используя способы и принципы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и правила  подготовки таких уроков, описанные  ранее, учитель способен воспроизвести и их.

Заключение

 
 

     В современной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию  различных методов, приемов и  средств обучения, что позволяет  более эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления является игра.

     Именно  игра, являясь ведущей деятельностью  детей дошкольного возраста, у  школьников рассматривается уже  как средство досуговой деятельности. Возрастной период от шести-семи до девяти лет является оптимальным переходным периодом деятельности от игры к учению, что очень важно учитывать при проведении уроков русского языка в школе.

     Игровые технологии позволяют создавать  благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения легче и интереснее происходит при использовании на уроке игровой деятельности. Только систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным.

     Проводя работу по выработке положительного отношения учащихся к игре в процессе обучения, в своей работе мы использовали дидактические игры на уроках русского языка, которые не только способствуют активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний учащихся.

     Ценность  занимательных дидактических игр  состоит в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и созданию положительного эмоционального настроя в ходе урока.

Библиографический список

 
  1. Архипова  Е. В. О теории и практике развития речи учащихся. Памяти профессора Л. П. Федоренко// Начальная школа. – 1997. –  №6. – С. 6 – 10.
  2. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения. М.: Просвещение, 2003г. – 451 с.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 2007 г. – 491 с.
  4. Горбачевич К. С.  Игровые формы проведения уроков русского языка. – Л.: Просвещение, 1992г. – 264с.
  5. Гужва Ф. К. Основы развития речи: Пособие для учителя. – Киев: Рад. шк., 1989. – 156с.
  6. Детская речь и пути ее совершенствования: межвуз. сб. науч. тр. – Свердловск, 1989. – 145с.
  7. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся// Русский язык в школе. – 1973. – №6. – С. 17 – 19.
  8. Карманова Т. Б. Опыт работы над выборочным изложением// Начальная школа. – 1997. – №1. – С. 29 – 31.
  9. Корепина Л. Ф. Развитие речи учащихся// Начальная школа. – 1981. – №1. – С. 27 – 31.
  10. Крючкова Л. Ю. Речь – канал развития интеллекта// Начальная школа. – 1997. – №7. – С. 68 –70.
  11. Львов М. Р. Игровые формы обучения русскому языку// Начальная школа. – 1981. – №7. – С. 8 – 13.
  12. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991 – 240с.
  13. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 184с.
  14. Педагогическая энциклопедия. – М., 1968 – Т.4.
  15. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1984. –191с.
  16. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 3). – М.: Просвещение, 1994. –160 с.
  17. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1996. –152с.
  18. Сиротинина О. Б Русская разговорная речь: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 125с.
  19. Соловейчик М. С. О содержании работы по культуре речи// Начальная школа. – 1979. – №3. – С. 45 – 49.
  20. Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм  в письменной речи младших школьников// Начальная школа. – 1979. – №4. – С. 19 – 23.
  21. Тихомирова К. М. Методика работы над изложением по диафильму// Начальная школа. – 1987. – №6. – С. 19 – 22.
  22. Федоренко Л. П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами// Русский язык в школе. – 1978. – №3. – С. 23 – 27.
  23. Фоменко Ю. В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников// Русский язык в школе. – 1973. – №1. – С. 32 – 35.
  24. Черемисин П. Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы// Русский язык в школе. – 1973. – №2. – С. 34 –41.
  25. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука, 1974. – 279с.
  26. Эльконин Д.Б. Психология игры. -  М.: Педагогика, 1999 г. – 220 с. Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях// Русский язык в школе. – 1998. – №3. – С.8 – 12.
  27. Яковлева В. И. О пересказе прочитанного// Начальная школа. – 1985. – №2. – С. 50 – 53.
  28. Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. – М.: Просвещение, 1978. – 137с.

Информация о работе Игровые технологии на уроках русского языка