Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 05:28, курсовая работа
Цель данной выпускной квалификационной работы: проанализировать возможности использования игровых методов как средства активизации познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
1. Изучить литературу по проблеме использования игровых методов как средства стимулирования познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
2. Проанализировать различные подходы к классификации игровых методов.
3. Выделить особенности использования игровых методов в обучении русскому языку.
Введение 3
Глава 1. Проблема использования игровых методов как средство стимулирования познавательной активности в научной литературе 6
1.1. Основы технологии игровых форм обучения 6
1.2. Общие положения понятия игры 7
1.4. Средства обучения и организация учебно-познавательной деятельности учащегося 13
Глава 2. Особенности когнитивной сферы подростков связанной с активизацией познавательной активности 19
2.1. Понятие о познавательной активности 19
2.2. Особенность мыслительной деятельности подростков 20
Глава 3. Использование игровых методов на уроках русского языка как средство стимулирования познавательной активности учащихся 30
3.1. Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках русского языка 30
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы. 44
Заключение 48
Библиографический список 50
У игры свои правила, в ее финале должен выявиться победитель, и интеллектуальная игра не исключение. Но необходимо сделать так, чтобы финал был увенчан максимальной концентрацией положительной энергии. Это будет стимулом для дальнейшего изучения предмета и первым шагом к началу следующей игры. Нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, дипломами.
Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.
Цель: Привить интерес к изучению русского языка, расширить общий кругозор учащихся, обогатить речь, привить навыки связного высказывания, умения логично, грамотно, образно и убедительно говорить, научить учащихся пользоваться русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам.
I ведущий:
- Добрый вечер, дорогие друзья, прекрасные дамы и господа джентльмены!
Сегодня мы собрались на конкурс знатоков русского языка “Джентльмены удачи”!
Приглашаем участников на сцену: I команда - Петров Егор, Наумов Святослав, Николаев Георгий, Абрамов Евгений, Семенов Нестер, Алексеев Эльдар.
II команда - Кырбасов Георгий, Кучутов Семен, Алексеев Николай, Осипов Сеул, Афонский Иннокентий, Александров Василий.
I команда - команда “Добрых молодцев”. Капитан - Егор Петров (11 класс).
II команда - команда “Благородных рыцарей”. Капитан - Георгий Кырбасов (11 класс).
II ведущий:
Конкурс состоит из 6 туров, где наши участники покажут свою эрудицию, логическое мышление, высокую интеллектуальность.
I тур - блиц-вопросы - разминка для участников. Кто быстрее ответит?
(10 вопросов)
1 ведущий:
- II тур “В гостях у сказки”.
Давным-давно, когда не было реактивных самолетов, вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама в дом пришла. а горшок без огня кашу варил. Шло время, сказки стали былью и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.
Вы, ребята, читали
и знаете русские народные сказки,
знакомы и с новейшими
- Конек-горбунок (аэросани)
- Ковер-самолет (воздушный лайнер)
- Золотой петушок (радиолокатор)
- Чудо-зеркальце (телевизор)
- Перо жар-птицы (прожектор)
- Клубок нити, указывающий путь (компас)
- Садко с гуслями на дне морском (водолаз)
II ведущий:
- III тур с вами играют наши уважаемые учителя-предметники.
1. Вопросы по истории задает Татьяна Петровна:
Кого назвал
“вечным работником” А.С.
- Когда и где появились древнейшие люди? (Около двух миллионов лет назад в Восточной Африке).
- Кто был воспитателем Александра I? (В.Жуковский).
- Кто в древнейших
государствах мог издавать
I ведущий:
2. Вопросы по географии задает Ирана Федоровна:
- Левый приток Лены. (Вилюй).
- Самая высокая точка Якутии. (Хр. Черского, г. Победа, 3147 м.).
- Основатель г. Вилюйска. (Иван Шахов).
- Какой город Якутии отметил на прошлой неделе свой юбилей? (Верхоянск, 360 лет)
II ведущий:
3. Вопросы по биологии:
- Какая рыба называется именем человека? (Карп).
- Какая обезьяна самая большая? (Горилла).
- Умеют ли слоны плавать? (Слон не только хорошо плавает. но и может погружаться под воду, выставляя над ее поверхностью конец хобота).
1 ведущий:
4. Английский язык:
- Кто является главой Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии? (Королева Елизавета II).
- Какой английский писатель родился в городе Страффорд-на-Эвоне? (Шекспир).
- Национальная одежда шотландцев? (Килт [юбка]).
- В каком лесу обитал Робин Гуд? (Шервудский лес).
II ведущий:
5. Литераторы школы задают:
- Назовите имя Печорина. (Григорий).
- Назовите лучшее
произведение Александра
- Кто потерял шинель в зимний день? (Ахакий Акакиевич Башмачкин).
- Где родился писатель Иван Тургенев? (Спасское-Лутовиново).
1 ведущий:
6. Языковеды:
- Каким членом в предложении является слово “жить” в пословице “жить - Родине служить”. (Подлежащее).
- Назовите связь
в словосочетании “читать
- Назовите причастие образованное от глагола 1 спряжения.
Петь - поющий,
Просить - просящий,
Уносить - уносящий.
- Назовите причастие настоящего времени: забывший, покрытый, бредущий.
IV тур
II ведущий:
- Конкурс капитанов.
Вам задаются нестандартные
“Двое американцев”
У входа в Британский музей стоят двое американцев. Один из них - отец сына другого. Как такое возможно? (Они муж и жена).
“Смерть в телефонной будке”
В телефонной будке лежит мертвый человек. В телефонной трубке раздаются короткие гудки, два окна будки разбиты. Этого человека никто не убивал. Каким образом он умер?
Подсказка: возможна. Ответ: он случайно порезал осколками вену, увлекшись разговором с другом, он широко развел руку, разбил окна.
1 ведущий:
V тур. Отгадайте загадки.
- Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо).
- Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь. (Рыба).
- В воде купался, а сух остался. (Гусь).
- Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова).
- Никто их не пугает, а они все дрожат. (Листья осины).
- Не море, а волнуется. (Нива и ведущий).
VI тур. Сейчас проведем конкурс “Кто правильно отгадает”
Покажем рисунки, по которым должны отгадать фразеологизмы. Итак, завершаем наш конкурс! Для подведения итогов конкурса предоставляем слово жюри.
3.2.
Результаты опытно-
Итак,
мы вывели следующие условия
В
современной школе большое
Именно игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, у школьников рассматривается уже как средство досуговой деятельности. Возрастной период от шести-семи до девяти лет является оптимальным переходным периодом деятельности от игры к учению, что очень важно учитывать при проведении уроков русского языка в школе.
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Язык - это духовная, нравственная и культурная ценность народа. Игра на уроке помогает привить детям любовь и интерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения легче и интереснее происходит при использовании на уроке игровой деятельности. Только систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным.
Проводя работу по выработке положительного отношения учащихся к игре в процессе обучения, в своей работе мы использовали дидактические игры на уроках русского языка, которые не только способствуют активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний учащихся.
Ценность
занимательных дидактических
Информация о работе Игровые технологии на уроках русского языка