Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методов интерактивного обучения в системе правового образования.
Задача: исследовать влияние различных методов интерактивного обучения на качество правового образования обучающихся.
Формирование гражданского общества в России невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений. Новые времена поставили новые вопросы. Меняется общество, меняется отношение к изучаемым предметам. Право в этом плане наиболее подвержено изменениям. Неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Содержание учебников выходит за рамки учебных пособий. Телевидение, радио, компьютеры за последнее время значительно увеличили поток информации. Однако все эти источники представляют материал для восприятия пассивно. В обществе, прессе, на телевидение, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события, В связи с этим возникает вопрос: «Способен ли ребенок запомнить и усвоить этот объем информации?» Сегодня многие ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Именно в этом и заключается актуальность исследования данной темы.
Целью данной работы является
изучение методов интерактивного обучения
в системе правового
Задача: исследовать влияние
различных методов
Объект: педагогические отношения
при использовании
Предмет: различные методы интерактивного обучения праву.
Гипотеза: Предполагается, что интерактивные методы обучения в системе правового образования повышают усвоение знаний , умений, навыков и активно способствуют применению их на практике.
Изменения, происходящие в
России, в мире активно воздействуют
на образование, требуют от него мобильности
и адекватного ответа на современные
требования общества, ставят его перед
необходимостью пересмотра традиционных
целей и ориентиров. Основной задачей
образования становится создание условий
развития школьника, которые обеспечат
в будущем его готовность жить и успешно
действовать в обществе. Это означает,
что основным результатом образования
должна быть не только сумма знаний выпускника,
но и овладение способностями – «критическим»
мышлением, умением действовать в реальных
условиях, строить собственную жизненную
траекторию, иметь опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности.
Праву принадлежит особое место в образовании,
поскольку оно, являясь областью и науки,
и практической деятельности, имеет возможности
для решения данных педагогических задач,
позволяет не только приобрести правовые
знания, но и развить особые способности,
связанные с развитием мышления и речи,
практические навыки действия в социальной
сфере.
Важным условием приобретения правовых
знаний, развития социальных умений и
навыков является внедрение новых методик,
обеспечивающих активное участие учащихся
в образовательном процессе.
Сегодня основные методические инновации,
по существу, связаны с применением активных
(интерактивных) методик или диалоговых
методов обучения. Суть их состоит в том,
что учебный процесс организуется таким
образом, что учащиеся учатся критически
мыслить, решать сложные проблемы (в частности,
правовые) на основе анализа обстоятельств
и соответствующей информации, взвешивать
альтернативные мнения.
Интерактивные методы обучения позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и решать гораздо более важную задачу, стоящую перед обучением, - развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Одним из важных факторов, побуждающих учащихся пользоваться наиболее творческими, активными видами деятельности, является интерес к учебе. Именно он оказывает существенное влияние на формирование интересов школьников. Интерактивное обучение, в свою очередь, оказывает огромное влияние на формирование познавательного интереса учащихся. Формирование у учащихся нужной мотивации учения позволяет управлять их деятельностью. Применение интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету: развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе и т.д.
Однако, не следует считать,
что активные методы обучения –
это нечто принципиально новое
в российской педагогике. По существу,
это обращение к богатейшему
опыту отечественной
1. МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
1.1 Понятие интерактивного обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3)
интерактивная - inter (взаимный), act (действовать).
Процесс обучения
Использование
интерактивной модели обучения предусматривают
моделирование жизненных
Прежде чем говорить об интерактивных приемах, необходимо иметь представление об интерактивном обучении. Интерактивное обучение - это обучение через опыт. Существуют значительные отличия этого обучения от традиционного. Во-первых, процесс (цикл) интерактивного обучения включает в себя: переживание участниками конкретного опыта (это может быть игра, упражнение, изучение определенных ситуаций); осмысление полученного опыта; обобщение (рефлексия); применение на практике
Продемонстрировать полный цикл интерактивного обучения легче всего на конкретном примере: упражнение “живая линия”. Участникам предлагают выстроиться вдоль воображаемой линии (линия может, например, идти по диагонали класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой темы. Темой для обсуждения может стать например тема целесообразности введения суда присяжных в нашей стране. Тогда на левом ”полюсе" - сторонники введения суда присяжных, на правом - противники, в центре - сомневающиеся. Двое участников выбираются “наблюдателями”. В их задачу входила фиксация всего происходящего, особенно перемещений вдоль линии.
Представителям различных
точек зрения предложено по очереди
(не более одной минуты каждому) приводить
по одному аргументу в защиту своего
убеждения, а остальным участникам
- менять свое положение на линии
в сторону одного или другого
полюса (сделать шаг или несколько
шагов) в зависимости от того, насколько
аргументы выступающих их убедили.
Задания “обязательно переместиться
” нет, но оговаривается необходимость
искреннего и полного включения
в игру. За упражнением следует
обсуждение. Первыми выступают “
Следующий этап обобщение полученного опыта. Здесь могут прозвучать слова о том, как важно иметь собственное мнение, что каждая позиция имеет право на существование и уважение, если она осмыслена и обдумана. Для педагога обобщать - значит ставить себя на место учеников, представлять, чему их можно научить, для каких учебных и воспитательных целей можно использовать это упражнение.
При этом в упражнении были задействованы все три канала восприятия информации учениками: визуальный (тема обсуждения записана на доске и находится всегда перед глазами участников), аудиальный и кинестетический.
Еще одно определение интерактивного обучения - “обучение, погруженное в процесс общения”, т.е. основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и с педагогом. При этом учебная ситуация меняется так, что учитель из лектора превращается во внимательного, заинтересованного собеседника. К методам интерактивного обучения относятся и такие, которые способствуют вовлечению ученика в активный процесс получения и переработки знаний1.
Такие занятия позволяют
детям самостоятельно решать трудные
проблемы, выйдя из привычной роли
наблюдателя и потребителя; создают
потенциально более высокую возможность
переноса знаний и опыта деятельности
из учебной ситуации в реальную.
Корень многих конфликтов между учителями
и учащимися - в отсутствии условий
для равноправного диалога; энергия
и активность подростков, которая
может быть реализована в взаимодействии
с учителем, становится невостребованной
и в какие-то моменты, иногда самые
неподходящие, прорывается наружу.
Ученик хочет быть субъектом общения,
но так как условий для общения
не создано он сам захватывает
“коммуникативное поле” как умеет.
Именно интерактивный цикл обучения
предоставляет ученику “
Интерактивное обучение - это освоение учеником опыта (стихийное или специально организованное). Это чрезвычайно долговременный процесс. Для того, чтобы без потерь интегрировать его приемы в рамки классно-урочной системы (связанной с жесткостью учебного расписания, сменой уроков, кабинетов и т.д.) необходимо использовать самые разнообразные интерактивные способы взаимодействия с аудиторией (вербальные и невербальные).
Очевидно, что полный цикл интерактивного обучения трудно осуществить во время классического урока, не создав для этого специальных условий.
Таким образом, интерактивное
обучение - это форма познавательной
деятельности, суть которой в такой
организации учебного процесса, при
которой практически все
1.2 Приёмы и технологии интерактивного обучения
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
1)Работа
в парах.;2)Ротационные (
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто используют на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отвечать на них.
Очень
нравится детям такой вид работы,
как Карусель, когда образуется два
кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее
кольцо-это сидящие неподвижно ученики,
а внутреннее - ученики через каждые
30 секунд меняются. Таким образом, они
успевают проговорить за несколько
минут несколько тем и
Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.
Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме.
Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
Часто используют и такую форму интеракции, как, «Займи позицию».Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию.
Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения.
Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.(2;3 – 10)
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Практика создала большое
количество методических приемов, с
помощью которых учителя права
добиваются высоких показателей
уровня обученности своих