Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методов интерактивного обучения в системе правового образования.
Задача: исследовать влияние различных методов интерактивного обучения на качество правового образования обучающихся.
Обучающие приемы на стадии вызова.
Наиболее успешно вызов обеспечивается на основе последовательной организации индивидуальной, парной и групповой работы. Но из-за ограниченности учебного времени этап парной работы присутствует на уроках не часто.
В качестве форм индивидуальной работы предлагается3:
1. вызов зрительного ряда
(прием визуализации). Ученикам предлагается
нарисовать то, как они представляют
себе тему, обсуждаемую на уроке.
Понятно, что возможности
2. вызов ассоциаций (прием
ассоциаций). Учащимся можно предложить
записать в тетради все
3. вызов, имеющихся знаний
и представлений (прием
Возможные варианты этого задания на стадии вызова:
1. запишите все понятия,
связанные с ключевым словом
темы урока. Например, тема "что
такое право" (7 класс). Здесь может
быть очень широкий перечень
понятий: мораль, закон, ответственность,
суд, справедливость, правила, нормы
поведения и др.2. вспомните и
назовите одно из важнейших
событий 1993г. Аргументируйте
4. решение проблемы юридически
значимой ситуации. Каждый параграф
учебника "Основы правовых знаний"
начинается с описания каких-
Нужно заметить, что совершенно не обязательно использовать на одном уроке все названные задания для индивидуальной работы. Можно ограничиться одним, например, только 3 или 4 приемом. Перечисленная группа индивидуальных заданий может вызвать у ученика самые разные чувства и переживания. Например, психологический дискомфорт, чувство обеспокоенности своим незнанием или неточным знанием или, наоборот, радости оттого, что удалось легко справиться с учебной задачей. Все эти переживания очень важны с точки зрения вызова интереса к учению как бесконечному процессу познания.
Следующий шаг на данной стадии урока - организация парной и групповой работы. В качестве форм такой работы предлагается:
1. обмен мнениями в группе (паре). Учащимся предлагается обменяться в группе (паре) тем, что они знают или думают об изучаемой теме. Время на обсуждение - не более трех минут. Это обсуждение должно быть направленным. Пусть учащиеся обратят внимание на следующие моменты: 1) в чем совпали имеющиеся представления 2) по поводу чего возникли разногласия 3) из каких источников они получили ту или иную информацию Если им была предложена для анализа юридически значимая ситуация, то в группах (парах) идет обсуждение именно этой ситуации.
2. сброс идей в корзину.
На доске можно нарисовать
значок корзины, в которой
Заметим, что в то время, когда ученики обмениваются информацией в группах (парах), идет активная мыслительная деятельность. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Они могут стать базой для усвоения нового знания. Это позволяет впоследствии увязать новое знание с уже имеющимися. А сама процедура обсуждения весьма успешно позволяет поддерживать интерес в процессе сбора информации. Ученики слушают друг друга без напоминания учителя, т.к. им очень хочется поделиться своим знанием, а требование не повторять ранее сказанное побуждает к активному слушанию.
Учитель записывает сказанное учениками на доске в виде тезисов. При этом важно безоценочно принимать информацию, даже если она заведомо не верна. Высказывания типа: "это не имеет отношения к теме урока" будут противоречить одной из важнейших идей интерактивных приемов - ценно каждое мнение, каждая точка зрения. А вот на следующем этапе урока - на стадии осмысления - к ошибке, занесенной в общую корзину идей, непременно следует вернуться и исправить неточность.
В корзину идей можно "сбрасывать" факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логической цепи.
Обучающие приемы на стадии осмысления.
1. первая попытка систематизации
материала, собранного в
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Он применяется для стимулирования мыслительной деятельности до того как определенная тема будет изучена более тщательно (на переходе от стадии вызова к осмыслению). Он может применяться в качестве средства для осмысления материала на основе полного и подробного его структурирования. Кластер замечательно работает на стадии рефлексии при проведении итогов того, что узнали учащиеся. Его можно давать в качестве индивидуального домашнего задания и задания для группы учащихся.
2. знакомство с новой
информацией. На уроке это
знаком "галочка" отмечается информация, уже известная ученику.
знаком "плюс" отмечается новое знание, новая информация
знаком "минус" отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями (он думал иначе).
знаком "вопрос" отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений.
Значение маркировочных
знаков трудно переоценить. Получив
конкретное задание, ученики начинают
вчитываться в текст, искать ответы.
Пометки на полях (или инсерт) методический
прием, помогающий ученику активно
отслеживать собственное
Заметки на полях учебника следует делать карандашом. Количество маркировочных знаков может меняться в зависимости от возраста учащихся и содержания текстов.
Наименее "работающий" знак - "минус", особенно в 7-8 классе, т.к. не часто встречаются вопросы, по поводу которых ученики что-то думают, а тем более думают иначе4.
3. заполнение маркировочной
таблицы. Учащимся
Маркировочная таблица весьма информативна для учителя. Есть возможность оценить соотношение известного и нового знания у каждого ученика в отдельности. Есть возможность поставить отметку за работу на уроке.
Особенно значима третья колонка. Если из урока в урок она пуста, то это знак самому учителю. Почему ребенка ничего не интересует по данному предмету? Кто в этом больше виноват - ученик или учитель?
Если нет возможности целиком заполнить таблицу на уроке, можно предложить завершить ее дома, а на уроке записать в каждой колонке по одному - два тезиса или положения.
4. коллективный обмен
мнениями по поводу
5. возвращение к корзине
идей. Учащимся предлагается
В том случае, если на стадии вызова было предложено обсудить юридически значимую ситуацию, представители от групп сравнивают свой первоначальный вариант ответа с окончательным, который получен в ходе работы с текстом учебника.
6. возвращение к первоначальному
кластеру. Учащиеся проводят дальнейшую
систематизацию материала,
Выше описаны очень важные приемы, работающие на осмысление. Они помогают учащимся понимать и контролировать собственный процесс познания. Однако, не все возможно в рамках одного урока. Например, не всегда получается вернуться к кластеру. В этом случае работа с ним переходит на дом. Не всегда есть возможность заслушать всех желающих поделиться тем новым, что они узнали, или тем, что еще хотелось бы узнать. В данном случае предложен набор возможных методических приемов, но совершенно очевидно, что все они будут адаптированы учителем с учетом конкретного содержания учебного материала и подготовленности класса.
Обучающие приемы на стадии рефлексии.
1. возвращение к первоначальным представлениям. Названные выше приемы (возвращение к корзине идей, возвращение к первоначальному кластеру) отчасти являются приглашением к размышлению о том, что ученики узнали на уроке и какое значение может иметь для них эта информация. Это начало рефлексии. Однако для нее есть и специальные приемы.
2. написание короткого
эссе по теме урока. В конце
обсуждения уместно предложить
ученикам в течение пяти минут
написать короткое эссе. Это свободное
письмо на заданную тему, в
котором ценится
3. работа ученика с
вопросами, которые он
1. сгруппировать постановленные вопросы в кластер.2. составить план поиска ответа.3. определить источники поиска информации.
Парадоксально, но школа - это то место, где ученик получает ответы на вопросы, которых он не задавал. В этой связи работа ученика со своими вопросами оказывается очень продуктивной. Здесь возможна как индивидуальная, так и групповая работа.
4. написание синквейна.
В переводе с французского
слово "синквейн" означает "стихотворение,
состоящее из пяти строк", которое
пишется по определенным