Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методов интерактивного обучения в системе правового образования.
Задача: исследовать влияние различных методов интерактивного обучения на качество правового образования обучающихся.
При знакомстве учащихся с синквейном сначала необходимо объяснить им как они пишутся, дать несколько примеров. Только после этого можно предложить им самостоятельно написать синквейн.
Таким образом, в рамках интерактивного обучения выделяются отдельные этапы обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае характерны свои приемы. На стадии вызова происходит актуализация тех знаний, которыми обучаемые уже обладают. К интерактивным приемам в этом случае можно отнести прием визуализации, ассоциаций и др. На второй стадии обучаемые изучают новые понятия, осмысливают информацию новой темы. Здесь можно выделить такие приемы как заполнение маркировочной таблицы, коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного и др. На третьей стадии ученики выражают свое мнение в форме выступлений, групповых обсуждений, составляют схемы и т.д. Здесь также при выборе интерактивных приемов необходимо соблюдать определенные требования, которые в принципе совпадают с требованиями, предъявляемых при выборе приемов традиционного обучения.
2.ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ
Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обучения учитель прибегает к помощи учебника на уроках права. Разница лишь в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы с учебником. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы.
Методический прием "учимся вместе"6.
Под руководством учителя
проходит процесс совместного освоения
учениками учебного материала. Этот
прием позволяет направить
Роль учителя заключается в следующем:
1. определить учебный
текст, с которым будет идти
работа. Здесь возможны варианты.
Это может быть специально
подобранный текст, например, составленный
из фрагментов каких-либо
2. следующее, что необходимо
сделать учителю, - это разделить
текст на три смысловых
3. далее следует дать
ученикам четкую инструкцию, как
работать с текстом. Класс
4. учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий в группах, следить за регламентом.
5. нужно предусмотреть
общее задание для всех
6. необходимо заранее позаботиться о том, чтобы в классе были большие листы бумаги и фломастеры.
Методический прием "Зигзаг"7.
Это еще один из вариантов самостоятельной работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом.
Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или 7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно быть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частей текста. Назовем эти группы "ученики".
Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-то проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в "корзине идей". Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другой и т.д. назовем эти группы "учителя". В итоге образовалось 4 группы "учителя", в каждой - по 6-7 участников. Группа "учителя" работают с разными частями текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы "учеников" и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст (про себя), необходимо сделать следующее: 1. выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию, сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам. 2. предложить наилучший способ объяснения. 3. сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения. После этапа самостоятельной работы участникам группы "учителя" следует: обсудить прочитанное; договориться о том, что именно они будут объяснять; договориться о том, каким способом они будут излагать материал.
Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том, чтобы, способы передачи информации, выбранные учениками, были самыми разными. Это позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные, аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз "совпадать" с детьми того или иного природного типа.
После этого участники групп "учителя" возвращаются в свои первоначальные группы "ученики" (отсюда, по-видимому, пошло название "зигзаг") и по очереди выступают в роли учителей (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.
В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия. В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри группы "ученики". Например, можно продолжить предложение: "мне понравилось объяснение, потому что…" или "я хотел бы подробнее узнать о…" или "я так и не понял…" и другие на усмотрение учителя.
Этот прием, в отличие от описанного ранее приема "учимся вместе", открывает дополнительные возможности для развития навыков монологической речи учеников, но пока в микрогруппе.
Таким образом, одним из наиболее
часто применяемых приемов на
уроках традиционного и интерактивного
типа является работа с учебником. Интерактивное
обучение предлагает свои приемы работы
с учебником в аспекте
2.2 Инновации в использовании интерактивных методов
Ведущим направлением в работе по повышению качества преподавания истории, права и обществознания в школе с использованием информационно-коммуникационных технологий является работа с интерактивной доской.
Использование интерактивной доски относится к третьему типу учебно-методической деятельности учителя, наиболее сложной и требующей очень высокой квалификации.
В своей работе у российских учителей появилась возможность использовать интерактивную доску американского производства, модель Interwrite tm Board версия 7.0 для Windows. Эта модель обладает широким спектром технических возможностей, позволяющих значительно расширить методы и приемы преподавания истории в школе.
Работа с данной технологией имеет два направления: 1). Использование готовых интерактивных программ для средней школы. 2). Авторские разработки, направленные на повышения качества преподавания.
Значительное повышение качества знания обеспечивает интерактивные исторические задачи, содержащиеся как в мультимедиа учебниках, так и выпускаемых отдельными сборниками. Преимущество таких задач в том, что дети на первом этапе изучения истории и права становятся не только самостоятельными, но и активными участниками учебного процесса. Развивается логическое мышление, приобретаются навыки анализа и сопоставления юридических и исторических фактов. В работе с интерактивной доской в рамках создания авторских разработок учитель в первую очередь оформил свои многолетние наработки по классификации и систематизации учебного материала. За основу взяли курсы Истории России и обществознания для 10 класса в виде тематических систематизированных таблиц.
Цель данной работы: 1). Повышение качества преподавания наиболее сложных тем курса. 2). Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроках.3). Закрепление навыков систематизации и классификации, а также обобщения правовых и исторических фактов.
В работе использовался метод дифференциации таблиц по степени их сложности и насыщенности. Все таблицы были сведены в один каталог по темам и разделам.
Затем по каждой теме разработано несколько вариантов 1). Полная версия таблицы или схемы (используется при изложении нового материала, повторительно-обобщающих уроках и т.д.) 2). Усеченная версия. Из таблицы или схемы изымаются частично элементы, которые учащиеся должны вставить. Такая форма предполагает индивидуальную работу учащихся у доски. Причем учитель может извлекать и восстанавливать любые элементы схемы. 3). Таблицы, оснащенные дополнительными историческими понятиями или проблемными вопросами, при таком виде деятельности, нужно не просто восстановить таблицу или схему, но и сделать вывод обобщить полученный результат.
Дальнейшим залогом улучшения
интерактивного обучения может стать
оборудование кабинета индивидуальными
интерактивными досками для учащихся.
Такое техническое
Дистанционное обучение
Третьим направлением
преподавателя в
- смещение акцента с вербальных методов обучения истории на методы поисковой, творческой деятельности.
- формирует основу организации
учебно-познавательной
- позволяют шире и глубже
использовать образовательный
- активизируется познавательная
активность учащихся, обеспечивается
максимальный самоконтроль, появляется
возможность организации
- формирует более высокий уровень мотивации учащихся.
Данное направление
В рамках подготовительного процесса с учащимися были проведены дополнительные занятия с целью активизации их интереса к данному виду обучения. Темы занятий были определены следующие: 1). « Система удаленной обработки информации» (СУОИ) 2). « Теоретические основы программы Moodle Docs.» 3). « Практическое освоение программы Moodle Docs.» в ходе реализации проекта были проведены теоретическое и практическое занятие. Цели и задачи сформулировали следующим образом:
Цель проекта дистанционного обучения: реальное улучшение эффективности приобретения знаний по истории, праву и обществознанию, развитие творческих и познавательных способностей.
Задачи: 1). Отработка навыков
самостоятельной
Единственным препятствием для внедрения данного вида информационно-коммуникационных технологий является ограниченные технические возможности учащихся. Наличие коммуникационных средств связи присутствует далеко не у всех. В классе, взятом автором статьи для проведения работы, из 28 человек такой возможностью обладает лишь 18. Но он считает, что это временные трудности, постепенно с более широким распространением интернета, данная форма обучения станет базовой в процессе повышения качества образования в школе.
Таким образом, подводя итог,
можно сказать, что в изменившемся
обществе система образования без
использования информационно-