Интерактивные методы обучения праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:03, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение методов интерактивного обучения в системе правового образования.
Задача: исследовать влияние различных методов интерактивного обучения на качество правового образования обучающихся.

Работа состоит из  1 файл

Интерактивный метод обучения.docx

— 57.14 Кб (Скачать документ)

При знакомстве учащихся с  синквейном сначала необходимо объяснить  им как они пишутся, дать несколько  примеров. Только после этого можно  предложить им самостоятельно написать синквейн.

Таким образом, в рамках интерактивного обучения выделяются отдельные этапы  обучающего процесса на одном уроке. Для каждой стадии урока в этом случае характерны свои приемы. На стадии вызова происходит актуализация тех знаний, которыми обучаемые уже обладают. К интерактивным приемам в этом случае можно отнести прием визуализации, ассоциаций и др. На второй стадии обучаемые изучают новые понятия, осмысливают информацию новой темы. Здесь можно выделить такие приемы как заполнение маркировочной таблицы, коллективный обмен мнениями по поводу прочитанного и др. На третьей стадии ученики выражают свое мнение в форме выступлений, групповых обсуждений, составляют схемы и т.д. Здесь также при выборе интерактивных приемов необходимо соблюдать определенные требования, которые в принципе совпадают с требованиями, предъявляемых при выборе приемов традиционного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО  ОБУЧЕНИЯ

2.1 Интерактивные  приемы работы с учебником

 

Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обучения учитель прибегает к  помощи учебника на уроках права. Разница  лишь в том, что интерактивное  обучение имеет свои специфические  методические приемы работы с учебником. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы.

Методический прием "учимся вместе"6.

Под руководством учителя  проходит процесс совместного освоения учениками учебного материала. Этот прием позволяет направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приема открывает  возможности по организации различных  видов деятельности учащихся: одним  предстоит прочитать текст и  объяснить прочитанное, другим - прочитать  текст и подготовить вопросы  к нему. При этом всем ученикам, не зависимо от задания, приходится глубоко  осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них.

Роль учителя заключается  в следующем:

1. определить учебный  текст, с которым будет идти  работа. Здесь возможны варианты. Это может быть специально  подобранный текст, например, составленный  из фрагментов каких-либо статей  или книги. В данном случае  важно, чтобы текст был проблемным  по содержанию материала, достаточно  сложным и позволял бы развернуть  обсуждение, дискуссию. Работа может  также строиться на основе  текста учебника или хрестоматии  по праву. При этом важно,  чтобы текст отвечал одному обязательному требованию - он должен подходить для визуализации, яркого, наглядного способа передачи.

2. следующее, что необходимо  сделать учителю, - это разделить  текст на три смысловых фрагмента  или три части. В случае работы  с текстом учебника такими  частями выступают фонарики параграфа.  Если их оказывается больше  трех, то какие-то из них объединяются  в один.

3. далее следует дать  ученикам четкую инструкцию, как  работать с текстом. Класс заранее  должен быть разделен на шесть  групп. Одну и ту же часть  текста читают две группы, но  задания у них разные. Содержание  заданий меняется в зависимости  от содержания текста, поэтому  с ними лучше познакомиться на конкретных примерах.

4. учителю необходимо  контролировать ход выполнения  заданий в группах, следить  за регламентом.

5. нужно предусмотреть  общее задание для всех учеников, которое им предстоит выполнять  по ходу урока.

6. необходимо заранее  позаботиться о том, чтобы в  классе были большие листы  бумаги и фломастеры.

Методический прием "Зигзаг"7.

Это еще один из вариантов  самостоятельной работы с текстом  учебника и взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет ученикам оказаться  в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и  отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным  текстом.

Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или 7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно быть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством  смысловых частей текста. Назовем  эти группы "ученики".

Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-то проблемы внутри базовых групп и  сбора мнений по проблеме в "корзине  идей". Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым  группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другой и т.д. назовем эти группы "учителя". В итоге образовалось 4 группы "учителя", в каждой - по 6-7 участников. Группа "учителя" работают с разными частями текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться  в свои первоначальные группы "учеников" и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст (про себя), необходимо сделать следующее: 1. выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию, сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам. 2. предложить наилучший способ объяснения. 3. сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения. После этапа самостоятельной работы участникам группы "учителя" следует: обсудить прочитанное; договориться о том, что именно они будут объяснять; договориться о том, каким способом они будут излагать материал.

Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том, чтобы, способы передачи информации, выбранные  учениками, были самыми разными. Это  позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные, аудиальный, рефлексивный и др.) и  всякий раз "совпадать" с детьми того или иного природного типа.

После этого участники  групп "учителя" возвращаются в  свои первоначальные группы "ученики" (отсюда, по-видимому, пошло название "зигзаг") и по очереди выступают  в роли учителей (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.

В оставшееся время урока  идет подведение итогов и рефлексия. В качестве задания на последней  стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как  проходило обсуждение темы внутри группы "ученики". Например, можно продолжить предложение: "мне понравилось  объяснение, потому что…" или "я  хотел бы подробнее узнать о…" или "я так и не понял…" и  другие на усмотрение учителя.

Этот прием, в отличие  от описанного ранее приема "учимся вместе", открывает дополнительные возможности для развития навыков  монологической речи учеников, но пока в микрогруппе.

Таким образом, одним из наиболее часто применяемых приемов на уроках традиционного и интерактивного типа является работа с учебником. Интерактивное  обучение предлагает свои приемы работы с учебником в аспекте правового  обучения. Наиболее распространенными  являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Эти приемы позволяют  направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той  или иной информации.

 

2.2 Инновации в использовании  интерактивных методов

 

Ведущим направлением в работе по повышению качества преподавания истории, права и обществознания в школе с использованием информационно-коммуникационных технологий является работа с интерактивной доской.

Использование интерактивной  доски относится к третьему типу учебно-методической деятельности учителя, наиболее сложной и требующей  очень высокой квалификации.

В своей работе у российских учителей появилась возможность  использовать интерактивную доску  американского производства, модель Interwrite tm Board версия 7.0 для Windows. Эта модель обладает широким спектром технических возможностей, позволяющих значительно расширить методы и приемы преподавания истории в школе.

Работа с данной технологией  имеет два направления: 1). Использование  готовых интерактивных программ для средней школы. 2). Авторские  разработки, направленные на повышения  качества преподавания.

Значительное повышение  качества знания обеспечивает интерактивные  исторические задачи, содержащиеся как  в мультимедиа учебниках, так  и выпускаемых отдельными сборниками. Преимущество таких задач в том, что дети на первом этапе изучения истории и права становятся не только самостоятельными, но и активными  участниками учебного процесса. Развивается  логическое мышление, приобретаются  навыки анализа и сопоставления  юридических и  исторических фактов. В работе с интерактивной доской в рамках создания авторских разработок учитель в первую очередь оформил  свои многолетние наработки по классификации  и систематизации учебного материала. За основу взяли курсы  Истории  России и обществознания для 10 класса в виде тематических систематизированных  таблиц.

Цель данной работы: 1). Повышение  качества преподавания наиболее сложных тем курса. 2). Стимулирование познавательной деятельности учащихся на уроках.3). Закрепление навыков систематизации и классификации, а также обобщения правовых и исторических фактов.

В работе использовался метод  дифференциации таблиц по степени их сложности и насыщенности. Все  таблицы были сведены в один каталог  по темам и разделам.

Затем по каждой теме разработано  несколько вариантов 1). Полная версия таблицы или схемы (используется при изложении нового материала, повторительно-обобщающих уроках и т.д.) 2). Усеченная версия. Из таблицы или схемы изымаются частично элементы, которые учащиеся должны вставить. Такая форма предполагает индивидуальную работу учащихся у доски. Причем учитель может извлекать и восстанавливать любые элементы схемы. 3). Таблицы, оснащенные дополнительными историческими понятиями или проблемными вопросами, при таком виде деятельности, нужно не просто восстановить таблицу или схему, но и сделать вывод обобщить полученный результат.

Дальнейшим залогом улучшения  интерактивного обучения может стать  оборудование кабинета индивидуальными  интерактивными досками для учащихся. Такое техническое сопровождение  позволит работать не одному ученику  у доски, а целому классу. При этом каждое задание ученик будет выполнять  самостоятельно и индивидуально, а  учитель при желании сможет контролировать выполнение заданий.

 Дистанционное обучение

 Третьим направлением  преподавателя в педагогической  деятельности в области информационно-коммуникационных  технологий является внедрение  проекта по дистанционному обучению.Дистанционное  обучение является наиболее перспективным  в рамках формирования педагогических  технологий. Современные тенденции  в области образования все  более четко ориентируются в  сторону индивидуального вектора  обучения. По данным министерства  образования РФ, в мире дистанционное  обучение использует до 65% учащихся, в России же мы едва достигаем  уровня 35% (по некоторым другим  источникам и того меньше, около  20 %). Так что же такое дистанционное  обучение, и каковы его перспективы  применения в средней школе?  По определению Господарика Ю.П. (ведущего научного сотрудника  центра средств обучения НОСО  РАО.) под дистанционным обучением  в средней школе (в том числе  по истории) следует понимать  образовательную систему на основе  компьютерных телекоммуникаций  с использованием современных  педагогических информационных  технологий. То есть, применяя данное понятие к условиям работы в школе, это получение образовательных услуг в рамках среднего учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникаций, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Для  работы учитель выделил главный аспект данного направления, а именно, что дистанционное обучение не сводится к совокупности курсов, а представляет собой именно педагогическую технологию. Несомненными плюсами данной технологии являются:

- смещение акцента с  вербальных методов обучения  истории на методы поисковой,  творческой деятельности.

- формирует основу организации  учебно-познавательной деятельности  учащихся,

- позволяют шире и глубже  использовать образовательный потенциал  учебного предмета.

- активизируется познавательная  активность учащихся, обеспечивается  максимальный самоконтроль, появляется  возможность организации групповых  форм работы в виде совместных  проектов.

- формирует более высокий  уровень мотивации учащихся.

Данное направление педагогической деятельности стало оформляться  около года назад. Проект дистанционного обучения возник при участии учителей, которыми были разработаны первоначальные шаги по созданию учебных заданий  к курсам Обществознания и  Истории  России 9-10 классов. Автором был определен  класс, который выступит в роли экспериментальной  площадки. Технические условия оснащения  школы позволили нам приступить к реализации проекта в нынешнем учебном году. За основу была взята  учебная группа, сформированная на основе 9 «А» класса.

В рамках подготовительного  процесса с учащимися были проведены  дополнительные занятия с целью  активизации их интереса к данному  виду обучения. Темы занятий были определены следующие: 1). « Система удаленной  обработки информации» (СУОИ) 2). «  Теоретические основы программы  Moodle Docs.» 3). « Практическое освоение программы Moodle Docs.» в ходе реализации проекта были проведены теоретическое и практическое занятие. Цели и задачи сформулировали следующим образом:

Цель проекта дистанционного обучения: реальное улучшение эффективности  приобретения знаний по истории, праву  и обществознанию, развитие творческих и познавательных способностей.

Задачи: 1). Отработка навыков  самостоятельной исследовательской  деятельности. 2). Индивидуализация процесса обучения 3). Повышение качества знаний

    Единственным препятствием для внедрения данного вида информационно-коммуникационных технологий является ограниченные технические возможности учащихся. Наличие коммуникационных средств связи присутствует далеко не у всех. В классе, взятом автором статьи для проведения работы, из 28 человек такой возможностью обладает лишь 18. Но он считает, что это временные трудности, постепенно с более широким распространением интернета, данная форма обучения станет базовой в процессе повышения качества образования в школе.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что в изменившемся обществе система образования без  использования информационно-коммуникационных технологий просто немыслима. На данном этапе развития, это не просто средство повышения эффективности преподавания и улучшения качества знаний, а  основа будущих педагогических технологий основа ,которая поможет нашей стране вступить в эпоху постиндустриального общества и оставаться передовой и великой державой!

Информация о работе Интерактивные методы обучения праву