Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроке русского языка. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить подходы к проблеме исследования.
2. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении нового материала на уроках русского языка в современной школе.
3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
4. Разработать игровые технологии, которые могут успешно использоваться при изучении нового материала на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теория игровых технологий. 6
§ 1.1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 6
§ 1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности. 7
§1.3. Значение игры в обучении 16
§1.4. Механизмы, обуславливающие привлекательность игры. 22
§1.5. Ограничения и недостатки использования игр в образовании 26
§1.6. Теория и классификация игр 27
§ 1.7. Игровые педагогические технологии 31
ГЛАВА II. Применение игровых технологий на уроках русского языка 34
§2.1. Задания, упражнения и игры для развития речи 36
§ 2.2. Задания, упражнения, игры для развития мышления 49
§2.3. Задания, упражнения, игры для развитиям мышления 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Авторские разработки уроков русского языка в начальной школе 60
1-й класс 60
2-й класс 70
3-й класс 72
12. «Азбука» (с. 131) - вежливые слова. Слово пожалуйста, запись и оформление запятыми.
Например:
- Дай мне, Юра, пожалуйста, юлу, - просит Оля.
1) большая буква
- начало предложения;
2) большая буква - имена детей;
3) оформление прямой речи;
4) Слово пожалуйста в середине
предложения - запятые с двух сторон.
Эти правила ребенок
видит, оформляет схемами, устно многократно
проговаривает правила, а он только в первом
классе, да еще не весь алфавит прошел.
Ну а почему бы еще ребят не познакомить
с таким правилом: слово пожалуйста
в начале предложения, в конце предложения,
оформление на письме, ведь в устной речи
дети употребляют слово пожалуйста
не с первого класса, а гораздо раньше.
Например:
2-й класс
Во 2-м классе ввожу
для звуко-буквенного анализа следующую
работу.
Делаем запись: Устно проговариваем:
Например:
- 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
Записали слово
мама. Вижу гласную а, ставлю под
гласной точку, вижу гласную а, ставлю
под гласной а точку, получим 2 точки
-
2 гласные. Гласные образуют слог, значит,
у нас два слога (показываю их дугами под
словом). Если два слога, то должно быть
ударение (знаю: ударение не ставится в
слове с одним слогом и если в слове есть
буква ё, она всегда ударная). Зову
(мама), ударение ставится на первый
слог ма. Буквы я вижу, считаю. Получила
4 буквы. Звуки я слышу, обозначаю «+» и
«-» наличие звуков у каждой буквы. Называю
букву и произношу звук: буква эм - звук
[м], аR - звук [аR], эм - звук [м], а - звук [а].
Получила 4 плюса - 4 звука. Записываю после тире характеристику: 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
Например:
Проговариваю:
1) всю работу как со словом мама (см. выше);
2) если есть различие между количеством букв и звуков, проговариваю еще и конкретное правило.
Например:
День - 4 б., 3 зв., так как ь знак звука не обозначает, букв больше, чем звуков.
Яблоко - 6 б., 7 зв., так как йотированная буква я стоит в абсолютном начале слова - в этом случае она обозначает два звука; поэтому букв меньше, чем звуков.
Солнце - 6 б., 5 зв., так как буква л - пишется, а звук ни [л], ни [лў] - не произносится, здесь правило непроизносимого согласного, будет букв больше, чем звуков.
В 3-м классе этот вид работы (звуко-буквенный анализ слова) дополняю работой, как бы это слово я перенесла, но отрабатываю все возможные случаи. Игра «Покажи перенос» с помощью ладошек и в третьем классе проходит, дети с удовольствием показывают перенос на доске.
Например:
Написано:
Работа проводится
как со словом мама.
Дополнение (устно): перенос слова возможен
- кар-тина и карти-на -
и сопровождается движениями.
1. Кар-тина - закрывают ладошкой кар- - первый слог, остается запись -тина - ее видно, можно перенести, и правая ладошка (ребром ладони) показывает часть этого слова для переноса вправо.
2. Карти-на
- закрывают ладонью карти- - часть
слова, остается -на - часть, которую
видно, следовательно, ее можно перенести,
и правая ладонь движением вправо показывает
этот перенос. А потом дети в 3-м и 4-м классах
заучивают полные характеристики звуков,
делают общепринятые записи. В 1-м классе
вводятся три ручки (красная, зеленая,
синяя) для печатания слов, где гласный
звук - красный цвет, согласный твердый
- синий, согласный мягкий - зеленый: . Я
использую два конверта в работе над предложением,
словом, звуком, считаю, что эта вся «игра»
детям в помощь. И в 3-м, и в 4-м классах у
ребят нет страха по работе над буквой
и звуком (в полном звуко-буквенном анализе
любого слова), работе с предложением (составь,
запиши, оформи правила). Думаю, это хорошая
база для работы на уроках русского языка
в среднем звене. Попробуйте сами, ведь
учиться, играя, интереснее и легче.