Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроке русского языка. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить подходы к проблеме исследования.
2. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении нового материала на уроках русского языка в современной школе.
3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
4. Разработать игровые технологии, которые могут успешно использоваться при изучении нового материала на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теория игровых технологий. 6
§ 1.1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 6
§ 1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности. 7
§1.3. Значение игры в обучении 16
§1.4. Механизмы, обуславливающие привлекательность игры. 22
§1.5. Ограничения и недостатки использования игр в образовании 26
§1.6. Теория и классификация игр 27
§ 1.7. Игровые педагогические технологии 31
ГЛАВА II. Применение игровых технологий на уроках русского языка 34
§2.1. Задания, упражнения и игры для развития речи 36
§ 2.2. Задания, упражнения, игры для развития мышления 49
§2.3. Задания, упражнения, игры для развитиям мышления 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Авторские разработки уроков русского языка в начальной школе 60
1-й класс 60
2-й класс 70
3-й класс 72
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Великий А.Эйнштейн утверждал, что «фантазия важнее знания». Способность к воображению, фантазии присуща только человеку и отличает его от всех других существ.
Воображение -- психический процесс, сущностью которого является отражение реальной действительности в непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. С помощью воображения создаются образы таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Различают воображение воссоздающее и творческое. Основу воссоздающего воображения составляет создание образа предмета по его описанию, рисунку, рассказу и т.д. Этот вид воображения особенно важен в учебной деятельности, поскольку позволяет учащимся (по рассказу учителя, тексту учебника и пр.) создавать правильное и достаточно полное представление о новом учебном материале.
Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Такое воображение составляет основу всякой творческой деятельности, которая открывает возможность самовыражения, позволяет человеку реализовать его личностный потенциал.
Однако все образы воображения, как бы оригинальны и причудливы они ни были, базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые человек получает в реальной жизни. По словам Л.С.Выготского, «первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека»25.
Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, в рисовании и других видах творчества.
Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что воображение ребенка богаче, чем у взрослого. Как отмечает Л.С.Выготский, «чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта»26.
Отсюда
следует важный педагогический вывод:
для того, чтобы создать благоприятные
условия для развития воображения и творчества
детей, необходимо расширять их реальный
жизненный опыт. «Чем больше ребенок видел,
слышал и пережил, чем больше он знает
и усвоил, чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своем
опыте, тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет деятельность
его воображения»27.
Завершение
рассказа
Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы -- 10 мин.
Рассказ
можно оценить по следующим критериям:
-- законченность рассказа; -- яркость и
оригинальность образов; -- необычность
поворота и сюжета; -- неожиданность концовки.
Составление
рассказа с использованием отдельных
слов
Детям
предлагаются отдельные слова. Например:
а) девочка, дерево, птица; б) ключ, шляпа,
лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь.
Нужно составить связный рассказ, используя
эти слова.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе»28, А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе»29 и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей»30
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали автору возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка.
Анализ литературы и практики преподавания подвел автора к необходимости разработки комплекса игр, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Исследование
показало, что дидактические игры активизируют
познавательную деятельность на всех
стадиях изучения нового материала, используя
возможности методических приемов, направленных
на изучение русского языка.
Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.
Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 1985.
Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.
Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.
Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.
Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.
Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1977.
Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.
Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -- М., 1995.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -- М.: Педагогика, 1989.
Богусловская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997
Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки. Спб., 1977.
Вуд Г. Ф. Морские млекопитающие и человек. Спб., 1979
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6.
Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 1982.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1996.
Гарбузов В. И. От младенца до подростка. Спб., 1996.
Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М., 1989.
Гросс К. Душевная жизнь ребенка. К., 1916.
Давыдов В. В. Виды общения в обучении. М., 1972.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992.
Кавтарадзе Д.Н. Учеб. пособие для учителей. М., 1998.
Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.
Колоцця Д. А. Детские игры, их психологическое и педагогическое значение. М., 1909.
Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
Крутецкий В.А.Психология. М., 1986.
Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. М., 1977.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1996.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: Конспект лекций. М., 1971.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Сов. педагогика, 1944. № 8-9.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.
Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. М,, 1992.
Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940.
Мухина В. С. Возрастная психология: учебник для студентов. М., 1997.
Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты. М., 1995.
Педагогические технологии / Под ред. Кукушкина В.С. Ростов н/Д. 2002.
Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избр. труды. М., 1969.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие. М., 1996.
Пирс Дж. Символы, сигналы, шумы. М., 1967.
Плеханов Г. В. Письма без адреса. Письмо третье // Плеханов Г. В. Соч. Т. 14. М., 1925.
Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Сб. ст. под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.
Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Под. ред. Ю. М. Забродина. М., 1990.
Психологические исследования общения. М., 1979.
Психология личности и деятельности дошкольников / Под. ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
Психология и педагогика игры дошкольника / Материалы симпозиума. М., 1966.
Психология учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982.
Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Отв. ред. А. Пономарев. М., 1990.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.