Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:04, курсовая работа
Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников при изучении нового материала на уроке русского языка. Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить подходы к проблеме исследования.
2. Изучить состояние практики использования игровых технологий при изучении нового материала на уроках русского языка в современной школе.
3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий.
4. Разработать игровые технологии, которые могут успешно использоваться при изучении нового материала на уроках русского языка.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. Теория игровых технологий. 6
§ 1.1. Игровые технологии как вид педагогических технологий. 6
§ 1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности. 7
§1.3. Значение игры в обучении 16
§1.4. Механизмы, обуславливающие привлекательность игры. 22
§1.5. Ограничения и недостатки использования игр в образовании 26
§1.6. Теория и классификация игр 27
§ 1.7. Игровые педагогические технологии 31
ГЛАВА II. Применение игровых технологий на уроках русского языка 34
§2.1. Задания, упражнения и игры для развития речи 36
§ 2.2. Задания, упражнения, игры для развития мышления 49
§2.3. Задания, упражнения, игры для развитиям мышления 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Авторские разработки уроков русского языка в начальной школе 60
1-й класс 60
2-й класс 70
3-й класс 72
Рудик П. А. Игры детей и их педагогическое значение. М., 1948.
Русский язык в школе. 1989, №4.
Русский язык в школе. 1992, №5.
Русский язык в школе. 1993 г., №3.
Русский язык в школе. 2000 г., №6.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М., 1988.
Технология игровой деятельности: Учеб. Пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина; Науч. ред. В.А.Фадеев. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.
Ушинский К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. М., 1949.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1 // Ушинский К.Д. Соч. Т. 8. М., 1950.
Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/ А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
Хейзинга Й. Homo ludens. Опыт определения игрового элемента культуры // Хейзинга Й. Номо Ludens : Статьи по истории культуры. М., 1997.
Чкаников И. Игры и развлечения. М., 1957.
Шмаков С.А. Игры учащихся -- феномен культуры. М., 1994.
Эльконин Д.Б. Возрастная психология. М., 1991.
Эльконин Д.Б. Игра // Педагогическая энциклопедия / Гл. Ред. И.А. Каиров и Ф.Н. Петров. Т. 2. М., 1965.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
Эльконин Д.Б. Игры и психологическое развитие ребенка-дошкольника // Тр. Всероссийская научная конференция по дошкольному воспитанию. М., 1949.
Эльконин Д.Б. Некоторые итоги развития детей дошкольного возраста // Психологическая наука в СССР. Т.2.М., 1960.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
Эльконин Д.Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А. К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.
В 1-м классе провожу следующую работу.
1. «Азбука» (с. 5) - речь состоит из предложений. Каждое предложение пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Дается схема: . Я добавляю к схеме зеленой ручкой два круга: . Дети проговаривают эти правила и показывают их.
2. «Азбука» (с. 8) - предложение состоит из отдельных слов, каждое слово в предложении пишется отдельно. Дана схема: . - Осень наступила.
Играю с ребятами: каждое предложение - это паровозик (связь с детской игрой). У паровозика есть голова, то есть дизель, есть отдельные вагоны. У паровозика может быть 2, 3, 5, … , 10 отдельных вагонов, но все они образуют один большой состав. Так и в предложении может быть 1, 2, 3, … , 10 слов, все они пишутся отдельно. В схеме добавляю:
Но по смыслу в предложении
все слова взаимосвязаны, хотя может быть
и их перестановка.
Дети учатся отличать большое слово - большой
вагончик (то есть в схеме большой - длинный
прямоугольник). Маленькое слово - маленький
вагончик (маленький прямоугольник в схеме).
Например:
Мама пошла в магазин.
На этом этапе обучения у детей в игре отрабатываются правила предложения.
Начало предложения пишется с большой буквы.
Каждое слово (большое и маленькое) пишется отдельно.
В конце предложения ставится точка.
3. «Азбука» (с. 9) - в конце предложения может быть и восклицательный, и вопросительный знак. Схема изменяется, а дополнения не применяются:
Ребенок слушает предложение и хлопком показывает наличие каждого слова. «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь» - я это понимаю. Но игра есть игра. Здесь работают двигательные мышцы обеих рук, развиваются внимание, слух, приходит осознанность правила: предложение состоит из слов.
Игра заключается в том, что ребенок показывает все три правила предложения, которые он уже знает.
Мама купила хлеб.
Начало предложения (ладошки на большом расстоянии) - большая буква.
Пунктиром показано движение ладошек. Ладошки вместе - показывают (в этом случае), что слово закончилось, существует промежуток, начинается другое слово - с маленькой буквы, в конце предложения звучит хлопок, то есть ставится на письме точка.
4. «Азбука» (с. 11) - деление слова на слоги, ударный слог. Использую те же самые хлопки. Сколько слогов - столько хлопков. Например: воробей - 3 гласных, 3 хлопка. Добавляю игру «Тише - громче»: воробей - 3 хлопка, ударный слог (бей - третий по счету), значит, первые два хлопка - тихие, а третий - сильный, громкий. Схема: .
Пример: чайка - 2 слога, 2 хлопка, первый слог ударный - громкий хлопок, второй слог - тихий хлопок. Схема: .
5. «Азбука» (с. 18) - гласные звуки в слове. Схема: (маRки).
Игра на пальчиках: «Лови!»На левой руке каждый пальчик - это какой-то звук (то есть левая рука - это слово). А правая рука будет считать звуки (показывать на пальчиках левой руки наличие звука), дотрагиваться и считать.
[м] - звук - показываем
наличие звука соприкосновением пальцев
правой руки с указательным пальцем левой.
[а] - звук - переводим соприкосновение
на средний палец.
[к] - звук - переводим соприкосновение
на безымянный палец.
[и] - звук - переводим соприкосновение
на мизинец.
Получили 4 соприкосновения - 4 звука в слове маки, где второе соприкосновение сильнее - ударение на эту [а] гласную (больше силы голоса - больше (сильнее) соприкосновение).
6. «Азбука» (с. 25) - наличие звуков в слове больше, чем 5. Применяю игру «Уточка»: у каждого ребенка две уточки (левая - левая рука, правая - правая рука). Попутно идет развитие мелкой моторики кистей обеих рук. Кисть складывается:
Уточка клювом ловит звуки.
Например: ландыш - 6 звуков - 6 раз клюв открывается и закрывается.
7. «Азбука» (с. 31) - звук и буква И, и. Игра с конвертами.
Имена людей пишутся с большой буквы.
У каждого ребенка по 2 конверта: один - схемы слов (для работы над предложением), второй - схемы звуков, слогов, полосочки для слогораздела (для работы со словом). Дети с удовольствием двигают карточки: составляют, изменяют схемы, попутно проговаривают уже изученные правила.
Идет распространение предложения. Дети играют в паровозик. («Сколько вагонов в его составе?») Работа по развитию речи.
4. Девочку зовут Ира.
Ребята уже знают, что начало предложения пишется с большой буквы (схема), обычные слова - с маленькой (схема ).
Новое сегодня: 1) Ира - имя девочки пишется с большой буквы, да и вообще имена людей пишутся с большой буквы. Значит, нужна схема: .
2) В любом месте предложения (начало, середина, конец) имя пишется с большой буквы (схема ).
Это игра - работа со схемами из первого конверта. Работа со вторым конвертом: разноцветные схемы для работы.
Например:
Ира (с. 31) - ребенок выкладывает у себя на столе схему слова, устно проговаривая правила.
Дети. В этом слове 2 гласные - 2 слога: первый [и] - красный квадрат, второй [р] [а] - слог-слияния согласного и гласного (на этом этапе согласный - белого цвета). Ставлю слогораздел (выкладывает большую полосочку черного цвета). Первый слог ударный, ставлю ударение (выкладывает маленькую черную полосочку под наклоном) - это имя, его нужно писать с большой буквы, показываю (выкладывает большую черную полосочку на красный квадрат).
Отмечаю: ребенок уже знает много правил по русскому языку, он их проговаривает и «показывает» в игре на различных схемах, а ведь писать он еще не умеет. Я уверена, это большая подготовка к письму отдельных слов и целых предложений.
8. «Азбука» (с. 44) - обращение, оформление обращения на письме. Я работаю, играю со схемами, ребята легко запоминают запятые при обращении, двигая, переставляя слова-схемы у себя на парте. Например:
Сами посмотрите, сколько правил уже знают и показывают дети по схемам.
Начало предложения пишется с большой буквы.
Каждое слово (большое или маленькое) пишется отдельно.
В конце предложений ставится точка.
Имена людей пишутся с большой буквы.
На письме обращения выделяются запятыми, если:
- обращение в начале
предложения, то запятая справа;
- обращение в конце предложения, то запятая
слева;
- обращение в середине предложения, то
оно выделяется с двух сторон.
Кроме двух конвертов в помощь ребятам и их родителям я завожу тетрадочки по чтению. В этих тетрадях дети чертят схемы простым карандашом, делают зарисовки, штриховки цветными карандашами, зеленой ручкой - показывают правила предложения. Это трудная работа для малыша.
9. «Азбука» (с. 53) - появляются цветные схемы слоRва (гласный - красный, согласный - синий или зеленый - зависит от написания и произношения). И дети принимают игру с цветными схемами из второго конверта. Схемы можно поменять местами - исправить быстро-быстро, а в тетрадочке это сделать сложнее, труднее, нужно зачеркивать, исправлять, если не так… Дети больше волнуются, переживают, что у них не так, как у всех, замыкаются. А при работе с конвертом (двигающимися схемами) этого нет, ребенок переставил карточку, проговорил правило, и у него на парте перед собой такие же (как нужно!) схемы. Он такой же сразу хороший, как и все остальные.
Звуковые схемы:
Например:
10. При изучении йотированных букв, мягкого и твердого (с первого и по четвертый классы) знаков я придумала и использую игру «Плюс-минус». Игра заключается в том, что проставляется над буквой знак «+», или «++», или «-» (зависит от того, сколько звуков обозначается одной буквой). При изучении йотированных букв я, ю, е, ё использую схемы и , четко заучиваем правила (всем известные).
Звуковые схемы:
Два звука йотированная буква обозначает: в первом случае - так как стоит в абсолютном начале слова, то есть первая в слове;
в третьем случае йотированная буква стоит после гласной;
в четвертом случае йотированная буква стоит после ь и ъ знаков.
Один звук йотированная буква обозначает, когда стоит после согласной, как во втором случае.
При изучении ь и ъ знаков знакомимся с правилом: ь и ъ знаки - это только буквы, знаки, а звуков они не обозначают. Для того чтобы не забыть, не ошибиться в подсчете букв и звуков (при звуко-буквенном анализе слова), над буквами ь и ъ знаки пишем «-» (минус).
Например:
11. «Азбука» (с. 124-125) - дети знакомятся с прямой речью и ее оформлением, диалогом (с. 131, 139, 145 и т. д.) и его оформлением. Сами понятия трудные, сложные. На помощь приходит конверт 1 (схемы предложения).
Например:
Мама говорит о дедушке: «Сам стар, а душа молодая». (С. 125.)
«Будем вместе играть», - сказал Юра. (С. 131.)
Конечно, мы вернемся основательно к этой теме в 3-5-м классах. А сейчас в игре даются понятия (слова автора, непосредственно прямая речь) и знаки препинания. Со схемами легче проходят понимание и запоминание.