Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность использования наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных пособий на уроках математики в начальной школе.
3. Определить особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность использования наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка.
Введение
Глава 1. Теоретические основы использования наглядных пособий при изучении математики в начальной школе
1. Наглядные пособия: классификация, практическое применение
2. Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов
3. Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка
2.1 Диагностика уровня математического развития детей младшего школьного возраста
2.2 Организация работы по использованию наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка
Заключение
Библиография
После проведения нескольких уроков по данной теме в обеих группах сделали анализ самостоятельных работ, который помог выявить, как влияют наглядные пособия на качество усвоения знаний, умений и навыков.
На примере одного из серии проведенных уроков рассмотрим влияние наглядности на качество знаний, уровень сформированности умений и навыков. Конспекты фрагментов урока с использованием наглядных пособий и с минимальным их использованием, которые можно провести в экспериментальной и контрольной группах даны в нашей работе в приложении.
Тема данных уроков: «Числа 1,2,3,4,5,6.».
В конце каждого из уроков можно провести самостоятельную работу, целью которой является выяснить, как усвоено знание натурального ряда чисел, как сформировано умение сравнивать числа, как понято и усвоено основное свойство натурального ряда чисел.
Самостоятельная работа включала в себя следующие знания:
А. Записать число, следующее при счете за числом четыре.
Б. Записать число, предшествующее числу три.
В. записать соседей числа пять.
Вычисли:
А. 4+1 В. 5+1
Б. 2+1 Г. 3+1
> < =
а. 3…4 б. 2…2 в. 6…5
После проверки работ учащихся обеих групп был сделан поэлементный анализ, в ходе которого выяснилось, что учащиеся в контрольной группе допустили ошибок больше, чем учащиеся в экспериментальной.
Таблица 2
Анализ результатов самостоятельной работы
Типичные ошибки | ||||||
Незнание следования чисел в натуральном ряду |
Не знание свойств натурального ряда |
Не умение сравнивать два натуральных числа | ||||
К-во учащихся |
% |
К-во учащихся |
% |
К-во учащихся |
% | |
Экспериментальная группа |
3 |
25 |
2 |
17 |
3 |
25 |
Контрольная группа |
7 |
58 |
7 |
58 |
6 |
50 |
Фрагменты конспекта урока с использованием наглядных средств обучения.
Тема: Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Цели: 1. Формирование понятия числа 6. Познакомить с образованием числа 6, с цифрой 6.
Продолжать обучение счету.
Упражнять в сравнении чисел.
Упражнять в письме цифры 6.
2.Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
3. развивать логическое мышление.
Оборудование: 1. Набор цифр и знаков.
2. Наборное полотно.
3. Касса цифр и букв.
4. Счетные палочки.
5. Набор кубиков
5. Натуральный ряд чисел.
6. Предметные картинки для счета.
Ход урока:
а. Счетный материал для повторения состава чисел:
б. Натуральный ряд чисел (на доске, на плакате)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
в. Карточки с цифрами.
г. Сигнальные знаки. Правильно + ; неправильно –
1. 5 – 1 = 4 2. 4 – 2 = 3 3. 4 + 1 = 5
а. Образование числа 6 (карточки, счетный материал)
б. Кубики.
Составляются столбиком кубики по 5 и 6 штук для сравнения чисел 5 и 6.
а. У Маши 6 яблок (на наборном полотне).
0 + 6 = 6
1 + 5 = 6
2 + 4 = 6
3 + 3 = 6
4 + 2 = 6
5 + 1 = 6
6 + 0 = 6
Закрепляют состав числа 6.
б. На одной тарелке 6 огурцов на другой 5.
Фрагменты конспекта урока с минимальным использованием наглядных средств обучения.
Тема: Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6.
Цели: 1. Формирование понятия числа 6. Познакомить с образованием числа 6, с цифрой 6.
2.Воспитывать усидчивость,
3. развивать логическое мышление.
Оборудование: 1. Набор цифр и знаков.
2. Наборное полотно.
3. Касса цифр и букв.
4. Счетные палочки.
5. Набор кубиков
5. Натуральный ряд чисел.
6. Предметные картинки для счета.
Ход урока:
1.Повторение устно.
А. Состав числа:
б. – Сколько надо прибавить к 3, чтобы получилось 5?
в. – Назовите соседей чисел 4, 7, 9.
г. Сколько у меня яблок? (картинки) (хором) 3, 5, 1.
2. Изучение нового материала.
а. У меня 5 кружков. Что надо сделать чтобы их стало 6? (добавить еще один)
б. «>», «<», «=») устный разбор, затем письменно
5 6 2 1 4 4
3 5 6 6 2 4
3. Закрепление.
6 + 0
5 + 1
4 + 2
3 + 3
2 + 4
1 + 5
0 + 6
Записывают все получившиеся примеры.
После завершения психолого-педагогического эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня развития математических представлений у детей в экспериментальной и контрольной группах и сопоставлены полученные результаты.
Для этой цели в обеих группах использовались те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, а также наблюдение за изменениями знаний и умений учащихся на занятиях и в блоке совместной деятельности с педагогом.
В результате сравнительного анализа уровня математического развития испытуемых установлено, что в экспериментальной группе за время проведения эксперимента показатели высокого уровня увеличились на 28% (с 17% до 45%) , тогда как в контрольной группе – только 12% (с17% до 29%).
Также выявлено, что показатель низкого уровня развития детей в экспериментальной группе уменьшился на 16% (с 25% до 9%), а в контрольной группе – на 12% (с 25% до 13%).
При изучении диагностических данных по разделам РЭМП можно видеть, что в экспериментальной группе в отличие от контрольной группы за период экспериментальной деятельности по всем разделам наблюдается более значительное улучшение показателей. В экспериментальной группе заметно возрос высокий уровень развития, а изменение низкого уровня близко по показателям к контрольной группе.
Учащиеся экспериментальной
Кроме того, они используют более разнообразные методы при группировке предметов по признакам, что вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации.
В обеих группах – и
Таким образом, в результате теоретического изучения данного вопроса и проведенной практической экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что более эффективное и рациональное применение наглядных пособий при проведении занятий по развитию элементарных математических представлений у младших школьников позволяет заметно улучшить качество и продуктивность данной работы.
Заключение
Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.
Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления (при правильном ее применении).
Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что успех обучения во многом зависит от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.
Опора на чувственные образы, ощущения
и восприятие ребенка при использовании
наглядных пособий создает
Наглядные пособия одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы.
Наглядные пособия по математике делятся на демонстрационные пособия (крупные) и индивидуальные (маленькие). Наглядные пособия подразделяются на две группы: группа средств предметно-образной наглядности и группа средств знаковой наглядности.
Практическое использование
В результате работы нами было рассмотрено понятие «наглядные пособия» в психолого-педагогической литературе, определены особенности восприятия младшими школьниками наглядных пособий, выявлены условия использования наглядных пособий в процессе изучения математики в начальной школе.
В ходе исследования был предложен эксперимент. Он был направлен на подтверждение или опровержение гипотезы об эффективности использования наглядных пособий в процессе изучения числе первого десятка.
На констатирующем этапе эксперимента был определен уровень развития математических представлений учащихся двух вторых классов, из которых затем были сформированы экспериментальная и контрольная группы. После проведения уроков с использованием наглядных пособий в обеих классах были обнаружены значимые отличия в уровне сформированности математических представлений. Учащиеся экспериментальной группы, где наглядные пособия использовались в полной мере, показали более высокий уровень развития математических представлений в результате повторной диагностики, чем учащиеся контрольной группы, где наглядные пособия почти не использовались.
Информация о работе Использование наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка