Использование наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность использования наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие, классификацию и практическое применение наглядных пособий на уроках математики в начальной школе.
3. Определить особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность использования наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы использования наглядных пособий при изучении математики в начальной школе
1. Наглядные пособия: классификация, практическое применение
2. Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов
3. Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
Глава 2. Экспериментальная работа по использованию наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка
2.1 Диагностика уровня математического развития детей младшего школьного возраста
2.2 Организация работы по использованию наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 245.50 Кб (Скачать документ)

После проведения нескольких уроков по данной теме в обеих группах сделали анализ самостоятельных работ, который помог выявить, как влияют наглядные пособия на качество усвоения знаний, умений и навыков.

На примере одного из серии проведенных  уроков рассмотрим влияние наглядности на качество знаний, уровень сформированности умений и навыков. Конспекты фрагментов урока с использованием наглядных пособий и с минимальным их использованием, которые можно провести в экспериментальной и контрольной группах даны в нашей работе в приложении.

Тема данных уроков: «Числа 1,2,3,4,5,6.».

В конце каждого из уроков можно  провести самостоятельную работу, целью  которой является выяснить, как усвоено  знание натурального ряда чисел, как  сформировано умение сравнивать числа, как понято и усвоено основное свойство натурального ряда чисел.

Самостоятельная работа включала в  себя следующие знания:

  1. задание – проверялось знание натурального ряда чисел.

А. Записать число, следующее при  счете за числом четыре.

Б. Записать число, предшествующее числу  три.

В. записать соседей числа пять.

  1. задание – проверялось, как усвоено основное свойство натурального ряда чисел.

Вычисли:

А. 4+1 В. 5+1

Б. 2+1 Г. 3+1

  1. задание – проверялось умение сравнивать два числа.

> < =

а. 3…4 б. 2…2 в. 6…5

После проверки работ учащихся обеих групп был сделан поэлементный анализ, в ходе которого выяснилось, что учащиеся в контрольной группе допустили ошибок больше, чем учащиеся в экспериментальной.

Таблица 2

Анализ результатов  самостоятельной работы

 

Типичные ошибки

Незнание следования чисел в натуральном ряду

Не знание свойств натурального ряда

Не умение сравнивать два натуральных  числа

К-во учащихся

%

К-во учащихся

%

К-во учащихся

%

Экспериментальная

группа

3

25

2

17

3

25

Контрольная

группа

7

58

7

58

6

50


Фрагменты конспекта урока  с использованием наглядных средств обучения.

Тема: Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Цели: 1. Формирование понятия числа 6. Познакомить с образованием числа 6, с цифрой 6.

Продолжать обучение счету.

Упражнять в сравнении чисел.

Упражнять в письме цифры 6.

2.Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

3. развивать логическое мышление.

Оборудование: 1. Набор цифр и знаков.

2. Наборное полотно.

3. Касса цифр и букв.

4. Счетные палочки.

5. Набор кубиков

5. Натуральный ряд чисел.

6. Предметные картинки для счета.

Ход урока:

  1. Наглядные пособия, используемые на этапе повторения:

а. Счетный материал для повторения состава чисел:

    • Положите перед собой 3 красных кружка.
    • Сколько кружков надо добавить, чтобы получилось 4 кружка?
    • Положите 3 треугольника, добавьте еще столько, чтобы получилось 5 треугольников.
    • Положите 5 картинок с огурцами.
    • Что надо сделать чтобы получилось 4 огурца?

б. Натуральный ряд чисел (на доске, на плакате)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  • Назовите соседей числа 3; 8.
  • Какое число предшествует при счете числу 6, числу 2, числу 10?
  • Какое число следует при счете за числом 5, 1, 7?

в. Карточки с цифрами.

  • Покажите мне ту цифру, которая соответствует количеству предметов на наборном полотне.

г. Сигнальные знаки. Правильно + ; неправильно  –

1. 5 – 1 = 4 2. 4 – 2 = 3 3. 4 + 1 = 5

  1. Наглядные пособия, используемые на этапе изучения нового материала:

а. Образование числа 6 (карточки, счетный  материал)

    • Покажите, как имея 5 квадратов, выставленных на наборном полотне сделать так, чтобы их стало 6? (Добавляют еще квадрат)
    • Давайте запишем пример 5 + 1 = 6
    • Кто может найти эту цифру ? (Находят карточку с цифрой 6)

б. Кубики.

Составляются столбиком кубики по 5 и 6 штук для сравнения чисел 5 и 6.

  • Сколько красных кубиков? – 5
  • А синих? – 6
  • Каких кубиков больше? – синих
  • На сколько синих кубиков больше, чем красных? – на один.
  • А на сколько красных кубиков меньше, чем синих? – на один.
  • Какое число больше 5 или 6? – 6
  • Запишем! 6 5
  • Какое число меньше? – 5
  • Запишем! 5 6
  1. Наглядные пособия, используемые на этапе закрепления:

а. У Маши 6 яблок (на наборном полотне).

  • Как их можно разложить в две корзины? (дети раскладывают и каждый раз записывают пример)

0 + 6 = 6

1 + 5 = 6

2 + 4 = 6

3 + 3 = 6

4 + 2 = 6

5 + 1 = 6

6 + 0 = 6

Закрепляют состав числа 6.

б. На одной тарелке 6 огурцов на другой 5.

  • На какой тарелке огурцов больше? (на первой)
  • Почему? (потому что 6 > 5)

Фрагменты конспекта урока с  минимальным использованием наглядных  средств обучения.

Тема: Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Цели: 1. Формирование понятия числа 6. Познакомить с образованием числа 6, с цифрой 6.

2.Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.

3. развивать логическое мышление.

Оборудование: 1. Набор цифр и знаков.

2. Наборное полотно.

3. Касса цифр и букв.

4. Счетные палочки.

5. Набор кубиков

5. Натуральный ряд чисел.

6. Предметные картинки для  счета.

Ход урока:

1.Повторение устно.

А. Состав числа:

  • 4 это 3 и …
  • 2 и …

б. – Сколько надо прибавить  к 3, чтобы получилось 5?

  • А что надо сделать, чтобы получилось 2?

в. – Назовите соседей чисел 4, 7, 9.

  • Какое число предшествует при счете числу 8, 2, 5?
  • Какое число следует за 3, 6, 9?

г. Сколько у меня яблок? (картинки) (хором) 3, 5, 1.

2. Изучение нового материала.

а. У меня 5 кружков. Что надо сделать  чтобы их стало 6? (добавить еще один)

  • Запишем 5 + 1 = 6
  • Найдите эту цифру в кассе.

б. «>», «<», «=») устный разбор, затем письменно

5 6 2 1 4 4

3 5 6 6 2 4

3. Закрепление.

6 + 0

5 + 1

4 + 2

3 + 3

2 + 4

1 + 5

0 + 6

Записывают все получившиеся примеры.

После завершения психолого-педагогического  эксперимента нами была проведена повторная  диагностика уровня развития математических представлений у детей в экспериментальной и контрольной группах и сопоставлены полученные результаты.

Для этой цели в обеих группах  использовались те же методики, что  и на констатирующем этапе эксперимента, а также наблюдение за изменениями знаний и умений учащихся на занятиях и в блоке совместной деятельности с педагогом.

В результате сравнительного анализа  уровня математического развития испытуемых установлено, что в экспериментальной  группе за время проведения эксперимента показатели высокого уровня увеличились на 28% (с 17% до 45%) , тогда как в контрольной группе – только 12% (с17% до 29%).

Также выявлено, что показатель низкого  уровня развития детей в экспериментальной  группе уменьшился на 16% (с 25% до 9%), а  в контрольной группе – на 12% (с 25% до 13%).

При изучении диагностических данных по разделам РЭМП можно видеть, что  в экспериментальной группе в  отличие от контрольной группы за период экспериментальной деятельности по всем разделам наблюдается более  значительное улучшение показателей. В экспериментальной группе заметно возрос высокий уровень развития, а изменение низкого уровня близко по показателям к контрольной группе.

Учащиеся экспериментальной группы показали лучшую сформированность общих  математических представлений, стали  лучше владеть навыками счета, сравнением двух множеств, выраженных смежными числами. У них более развито умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине и т.д. То есть дети экспериментальной группы более приближены к пониманию абстрактного числа.

Кроме того, они используют более  разнообразные методы при группировке  предметов по признакам, что вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации.

В обеих группах – и экспериментальной, и контрольной – у школьников сформировались понятия о порядковом и количественном счете, ими освоены  такие приемы, как сравнение двух чисел, сопоставление, установление равенства  и неравенства их, счет по осязанию, счет на слух и счет различных движений в пределах 5. Но дети экспериментальной группы лучше овладели приемом отсчитывания предметов из большего количества, а также усвоили значение порядковых числительных. Это говорит об эффективности использования наглядных пособий в процессе изучения младшими школьниками чисел первого десятка.

Таким образом, в результате теоретического изучения данного вопроса и проведенной  практической экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что более эффективное и рациональное применение наглядных пособий при проведении занятий по развитию элементарных математических представлений у младших школьников позволяет заметно улучшить качество и продуктивность данной работы.

Заключение

Принцип наглядности это один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древних времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения, которые «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы.

Наглядность особенно важна в обучении математике ввиду того, что здесь  требуется достижение более высокой  ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует  развитию абстрактного мышления (при  правильном ее применении).

Анализ педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что  успех обучения во многом зависит  от методов обучения с использованием наглядных пособий, что характер наглядных пособий существенно  влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании  наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий.

Наглядные пособия одним из главных  средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного  процесса. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы.

Наглядные пособия по математике делятся  на демонстрационные пособия (крупные) и индивидуальные (маленькие). Наглядные  пособия подразделяются на две группы: группа средств предметно-образной наглядности и группа средств знаковой наглядности.

Практическое использование наглядных  пособий на уроках математики в начальных  классах очень широко. Некоторые  виды работ с использованием наглядности  на уроках математики в начальной  школе даны в работе.

В результате работы нами было рассмотрено  понятие «наглядные пособия» в психолого-педагогической литературе, определены особенности восприятия младшими школьниками наглядных пособий, выявлены условия использования наглядных пособий в процессе изучения математики в начальной школе.

В ходе исследования был предложен эксперимент. Он был направлен на подтверждение или опровержение гипотезы об эффективности использования наглядных пособий в процессе изучения числе первого десятка.

На констатирующем этапе эксперимента был определен уровень развития математических представлений учащихся двух вторых классов, из которых затем были сформированы экспериментальная и контрольная группы. После проведения уроков с использованием наглядных пособий в обеих классах были обнаружены значимые отличия в уровне сформированности математических представлений. Учащиеся экспериментальной группы, где наглядные пособия использовались в полной мере, показали более высокий уровень развития математических представлений в результате повторной диагностики, чем учащиеся контрольной группы, где наглядные пособия почти не использовались.

Информация о работе Использование наглядных пособий в процессе изучения чисел первого десятка