Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:58, аттестационная работа

Описание

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи…….............................................................................................................стр.6
1.1. Основные направления по развитию связной речи……………………стр.6
1.2. Наглядное моделирование………………………………………………стр.29


Глава 2. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи
2.1. Формирование представлений о структурных единицах языковой системы.............................................................................................................стр. 31
2.2. Формирование лексико-грамматических категорий……………………….......................................................................стр.33
2.3.Формирование связной речи…………………………………………….стр.35
2.4. Пересказ текста………………………………………………………......стр.37
2.5. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин………………………………………………………………………....стр.38
2.6. Составление описательных рассказов по сюжетной картине………..стр. 39
Заключение……………………………………………………………….......стр.40
Список литературы………………………………………………………......стр.41

Работа состоит из  1 файл

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.doc

— 604.00 Кб (Скачать документ)

ГОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

 

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО ( КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ                                                                                                                                                                                                                                          


 

 

 

 

 

 

 

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема: Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учитель-логопед

МДОУ Д/С  № 461 г. Челябинска

Андреюк Елена  Владиславовна

группа № 221

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2011г.

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………стр.3

 

Глава 1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи…….............................................................................................................стр.6

1.1. Основные направления  по развитию связной речи……………………стр.6

1.2. Наглядное моделирование………………………………………………стр.29

 

 

Глава 2. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи

2.1. Формирование представлений  о структурных единицах языковой  системы.............................................................................................................стр. 31

2.2. Формирование лексико-грамматических категорий……………………….......................................................................стр.33

2.3.Формирование связной речи…………………………………………….стр.35

2.4. Пересказ текста………………………………………………………......стр.37

2.5. Составление повествовательных  рассказов по серии сюжетных картин………………………………………………………………………....стр.38

2.6. Составление описательных рассказов  по сюжетной картине………..стр. 39

Заключение……………………………………………………………….......стр.40

Список литературы………………………………………………………......стр.41

                                         

                                                                                   

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Логопедическое воздействие при  устранении общего недоразвитии речи преследует цель - научить детей связно, последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монологическая речь более  сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, поскольку необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучше памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Опираясь на логически более последовательное мышление, чем в процессе диалога, разговора, монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, более точный словарь.

Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей аномального ребенка и постепенной активизации нарушенных функций. Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту. Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными  и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Мнемоника, или мнемотехника, - система  различных приемов, облегчающих  запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Однако для развития связной  речи применение одних искусственных приемов  мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи устанавливаемые как внутри того , что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем либо хорошо уже известным. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает  время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е.  преобразование абстрактных символов  в образы;

- развитие мелкой моторики рук  при частичном или полном графическом  воспроизведении.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку)/ Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические вопросы  по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи

1.1. Основные направления  по развитию связной речи

При обучении связной  речи детей, вполне обосновано использование  творческих методик, эффективность  которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным  ему пяти словам – он будет долго  и напрасно мучиться, но свяжите  двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Решить такие задачи как:

1. Развитие связной  речи;

2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой  моторики рук;

4. Развитие основных  психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

При обучении детей составлению  рассказов-описаний, я пользуюсь  схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической  схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение двух лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Хочу поделиться своими наработками.

Планирование  работы по лексической теме “Зима” в старшей логопедической группе(1-ый год обучения)

Понедельник.

Работа с  мнемотаблицей на слово “зима”.

1. Рассматривание мнемотаблицы

2. Перекодирование информации.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

3. Воспроизведение таблицы по  памяти.

Вторник.

Заучивание стихотворения  П.Воронько “Пирог” 

Цель: развивать речеслуховую и зрительную память; расширять и актуализировать словарь.

Пирог

Падал снег на порог, 
Кот слепил себе пирог, 
А пока лепил и пёк 
Ручейком пирог утёк. 
Пироги себе пеки 
Не из снега – из муки.

Среда.

Отгадывание мнемозагадки.

1. Рассматривание мнемотаблицы

2. Подробное объяснение  логопедом каждого пункта.

Лёгкая, как пёрышко, пушистая снежинка. Она часто кружится в  воздухе и садится на шапки, варежки, шубы. Когда их много образуются целые сугробы.

3. Отгадывание загадки  детьми.

4.Игра “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

  • Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
  • Есть слово длинное – снегопад.
  • Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
  • Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
  • Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
  • Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
  • Есть слово – цветок – подснежник.
  • Есть слово - птица - снегирь.

Подул вдруг ветер  и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Четверг.

Пересказ рассказа “Здравствуй, зимушка-зима!”

1.Чтение логопедом  текста и демонстрация опорных  картинок.

Наступила зима. Всюду  белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили весёлого снеговика. Хорошо зимой!

2. Ответы на вопросы  по содержанию.

Вопросы:

  • Какое наступило время года?
  • Где лежит снег?
  • Какой снег?
  • Какая погода на улице?
  • Куда пошли дети?
  • Как они оделись?
  • Что делали дети на прогулке?
  • Нравиться ли детям гулять зимой?

3. Повторное чтение  рассказа с установкой на пересказ.

4. Пересказ текста  ребёнком своими словами.

Пятница.

Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

1. Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений  о зиме по мнемодорожкам.

  • Зимой солнце светит мало, небо покрыто тучами. Часто идёт снег.
  • Снег лежит на земле, на деревьях, на домах.
  • В домах зимой топят печи. В небо идёт дым.
  • Люди зимой делают кормушки для птиц.
  • Зимой в лесу много снега, а под снегом спят медведь и ёжик.
  • Дети зимой катаются на санках с горки, на лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки.
  • Лёгкие, пушистые снежинки падают на шапки, варежки, пальто.
  • В Новогодний праздник Дед Мороз приносит детям подарки и сладости.

Информация о работе Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи