Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:58, аттестационная работа
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Введение ………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи…….............................................................................................................стр.6
1.1. Основные направления по развитию связной речи……………………стр.6
1.2. Наглядное моделирование………………………………………………стр.29
Глава 2. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи
2.1. Формирование представлений о структурных единицах языковой системы.............................................................................................................стр. 31
2.2. Формирование лексико-грамматических категорий……………………….......................................................................стр.33
2.3.Формирование связной речи…………………………………………….стр.35
2.4. Пересказ текста………………………………………………………......стр.37
2.5. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин………………………………………………………………………....стр.38
2.6. Составление описательных рассказов по сюжетной картине………..стр. 39
Заключение……………………………………………………………….......стр.40
Список литературы………………………………………………………......стр.41
3. Рассматривание мнемотаблицы.
4. Составление рассказа о зиме логопедом.
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Н.Нищева “Ёлочка”
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
В зимнем небе, сделав круг,
Накренились сани вдруг!
И с подарками мешок
Выпал прямо на снежок!
Дед Мороз.
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам ёлочку принёс,
А на ней фонарики,
Золотые шарики,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Деткам сладости принёс,
Вафли ароматные
И конфеты мятные.
Планирование работы по лексической теме “Весна” в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).
Понедельник.
Работа с мнемотаблицей на слово “весна”.
1. Перекодирование информации по данной таблице.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
2. Воспроизведение материала мнемотаблицы по памяти.
Вторник.
Заучивание стихотворения “Весна – красна”.
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
Среда.
1. Отгадывание мнемозагадки.
2. Рассматривание мнемотаблицы – загадки о весне.
Травка зелёная,
Солнышко весёлое,
Птицы прилетели,
Громко запели.
3. Отгадывание загадки детьми.
4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.
Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они похожи на слово “лист”.
Вдруг подул ветерок и все листики – слова упали на землю. Ребята, помогите поднять их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).
Четверг.
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
1.Чтение текста логопедом и демонстрация мнемотаблицы.
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
2. Ответы на вопросы по содержанию текста:
3. Повторное чтение рассказа.
4. Пересказ текста детьми своими словами.
Пятница.
Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.
1.Рассматривание мнемодорожек.
2.Составление предложений по мнемодорожкам.
3.Рассматривание мнемотаблицы
4.Составление рассказа о весне логопедом.
Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Воробей
Воробей с березы
На дорогу прыг
Больше нет мороза
Чик-чирик.
1.2. Наглядное моделирование
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных
свойств изучаемого объекта, создание
его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает
ребенку зрительно представить абстрактные
понятия (звук, слово, предложение, текст),
научиться работать с ними. Это особенно
важно для дошкольников, поскольку мыслительные
задачи у них решаются с преобладающей
ролью внешних средств, наглядный материал
усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова
1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).
Дошкольник лишен возможности, записать,
сделать таблицу, отметить что-либо. На
занятиях в детском саду в основном задействован
только один вид памяти – вербальный.
Опорные схемы – это попытка задействовать
для решения познавательных задач зрительную,
двигательную, ассоциативную память.
Научные исследования и практика подтверждают,
что именно наглядные модели являются
той формой выделения и обозначения отношений,
которая доступна детям дошкольного возраста
(Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые
также отмечают, что использование заместителей
и наглядных моделей развивает умственные
способности дошкольников.
Следовательно, актуальность использования
наглядного моделирования в работе с дошкольниками
состоит в том, что:
Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:
На всех этапах коррекционной
работы я использую метод наглядного
моделирования. В логопедической работе наглядное
моделирование выступает как определенный
метод познания, с одной стороны, а с другой
– как программа для восприятия, осмысления
и анализа новых явлений.
Рассмотрим на конкретных примерах использование
наглядного моделирования в коррекции
общего недоразвития речи.
Глава 2. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи
2.1. Формирование представлений
о структурных единицах
На использовании наглядных
модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения
дошкольников грамоте, разработанный
Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает
построение и использование наглядной
модели (схемы) звукового состава слова.
Данный метод используется в различных
модификациях как при обучении нормально
развивающихся дошкольников, так и детей
дошкольного возраста с нарушениями речи.
Схемы и модели различных структур (слоги,
слова, предложения, тексты) постепенно
приучают детей к наблюдению за языком.
Схематизация и моделирование помогают
ребенку увидеть, сколько и каких звуков
в слове, последовательность их расположения,
связь слов в предложении и тексте. Это
развивает интерес к словам, звукам речи,
общению, совершенствует речемыслительную
деятельность ребенка.
При использовании различных схем, меняется
характер деятельности детей: они получают
возможность не только слышать свою или
обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы.
Ребенок овладевает операциями анализа
и синтеза на наглядно представленном
материале.
Для этой работы я использую различные
дидактические игры и пособия, например:
1. Пособие “Где звук?”. Цель пособия –
упражнять детей в определении места заданного
звука в слове и соотнесение данного слова
и подходящей схемы.
Пособие состоит из демонстрационного
материала, используемого на фронтальных
занятиях (формат A3) и карточек (формат
А4) для индивидуальной работы с детьми
под руководством учителя-логопеда (цветной
вариант) и воспитателя или родителей
(черно-белый вариант). Черно-белое изображение
предполагает работу по развитию мелкой
моторики.
2. Игра “Феи Звуков”. Цель пособия: упражнять
в дифференциации понятий “гласный”
-“согласный твердый/мягкий” звук.
Для этой игры на начальных этапах обучения
я предлагаю детям схему ответа, опираясь
на которую детям легче построить речевое
высказывание.
Например, характеристика первого звука
в слове: ребенок
3. Пособие “Звуковой
анализ слов”. Цель пособия
– упражнять в звуковом
Пособие состоит из демонстрационного
и раздаточного материала, фишек (синие
-согласный твердый звук, зеленые – согласный мягкий
звук и красный – гласный звук). В подготовительной
к школе группе, проводя звуковой анализ
слов и характеризуя заданный звук, я использую
Звуковичков, которые своим внешним видом
моделируют план речевого высказывания.
Характеристика заданного звука (согласный,
твердый, звонкий) – это понятие абстрактное,
набор слов который не так просто запомнить.
Другое дело имена Звуковичков – синий
в шапочке с колокольчиком – Согласный
Твердый Звонкий, и т.д.
4. В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь), полубуковку, изображение предметов с помощью букв.
2.2. Формирование лексико-
При нормальном ходе речевого
развития дошкольник спонтанно усваивает
многие словообразовательные модели,
одновременно существующие в языке
и работающие в рамках определенной
лексической темы.
Детям с общим недоразвитием речи требуется
специальное обучение, а затем длительные
тренировочные упражнения по усвоению
навыков словообразования. Облегчить
этот процесс, разнообразить его и сделать
более интересным для ребенка поможет
метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования используется
на всех занятиях и предполагает формирование
умений анализировать языковой материал
и синтезировать языковые единицы в соответствии
с законами и нормами языка. Он позволяет
ребенку осознать звучание слова, поупражняться
в употреблении грамматических форм, также
он способствует расширению словарного
запаса, формированию языкового чутья.
Для организации коррекционной работы
по этому направлению я использую различные
дидактические игры и пособия.
Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы
для развития навыков словообразования
у детей с ОНР.
“Набор пиктограмм позволяет показать
многообразие однокоренных слов, которые
можно получить от исходного корневого
слова. Рисунок подсказывает направление
мысли, а необходимые для словообразовательного
акта средства ребенок подыскивает и применяет
самостоятельно. Работа с пиктограммами
поможет развить у ребенка ощущение системного
устройства языка, устойчивых парадигматических
отношений между языковыми единицами
одного семантического поля. Таким образом,
в сознании слова начнут существовать
не разобщено, а “семьями”, объединенными
“родственными отношениями”.
Самым положительным моментом в использовании
пиктограмм, на мой взгляд, является то,
что речь педагога сводится к минимуму
– он показывает пиктограмму, а ребенок
образовывает нужное слово. Пиктограммы
можно изменить, дополнить, все зависит
от творчества педагога.
С помощью пиктограммами можно выполнить
различные игровые задания: например,
я предлагаю игру “Семья”. Игру молено
проводить как с одним ребенком, так и
с подгруппой детей. На столе или доске
размещаются пиктограммы, а на столе карточки
с изображением животных (“рубашками”
вверх). Ребенку предлагается задание:
выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы,
которые показывает педагог, образовать
нужное слово.
Я использую пиктограммы на фронтальных
занятиях, для организации дидактических
игр и для создания развивающей среды
логопедического кабинета.
Информация о работе Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи