Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:58, аттестационная работа

Описание

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………стр.3

Глава 1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи…….............................................................................................................стр.6
1.1. Основные направления по развитию связной речи……………………стр.6
1.2. Наглядное моделирование………………………………………………стр.29


Глава 2. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи
2.1. Формирование представлений о структурных единицах языковой системы.............................................................................................................стр. 31
2.2. Формирование лексико-грамматических категорий……………………….......................................................................стр.33
2.3.Формирование связной речи…………………………………………….стр.35
2.4. Пересказ текста………………………………………………………......стр.37
2.5. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин………………………………………………………………………....стр.38
2.6. Составление описательных рассказов по сюжетной картине………..стр. 39
Заключение……………………………………………………………….......стр.40
Список литературы………………………………………………………......стр.41

Работа состоит из  1 файл

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.doc

— 604.00 Кб (Скачать документ)

3. Рассматривание мнемотаблицы.

4. Составление рассказа  о зиме логопедом.

Зимой повсюду лежит  снег. Деревья словно в белые шубки  нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.

 

 

 

 

 

Н.Нищева “Ёлочка”

 

Перед нами ёлочка: 
Шишечки, иголочки. 
Шарики, фонарики, 
Зайчики и свечки, 
Звёзды, человечки.

В зимнем небе, сделав круг, 
Накренились сани вдруг! 
И с подарками мешок 
Выпал прямо на снежок!

 

 

 

 

 

 

 

Дед Мороз.

Дед Мороз, Дед Мороз, 
Деткам ёлочку принёс, 
А на ней фонарики, 
Золотые шарики, 
Дед Мороз, Дед Мороз, 
Деткам сладости принёс, 
Вафли ароматные 
И конфеты мятные.

 

 

 

 

Планирование  работы по лексической теме “Весна”  в старшей логопедической группе (1-ый год обучения).

Понедельник.

Работа с  мнемотаблицей на слово “весна”.

1. Перекодирование информации по данной таблице.

Наступила весна. У весны  три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала  мнемотаблицы по памяти.

 

 

 

Вторник.

Заучивание  стихотворения “Весна – красна”.

Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.

Весна – красна

Ты, весна, весна - красна, 
Что с собою принесла? 
Принесла я для лугов 
Покрывало из цветов. 
Принесла для ёлки 
Новые иголки. 
Для осины и берёз 
Свежих листьев целые воз.

Среда.

1. Отгадывание мнемозагадки.

2. Рассматривание мнемотаблицы  – загадки о весне.

Травка зелёная, 
Солнышко весёлое, 
Птицы прилетели, 
Громко запели.

3. Отгадывание загадки  детьми.

4. Игра на образование родственных слов “Волшебное дерево”.

Содержание игры: Весной на деревьях появляются молодые листочки. Я вам предлагаю дерево с молодыми клейкими листьями, но это дерево не простое, а волшебное. На нём растут не листья, а слова. И все они  похожи на слово “лист”.

  • Есть слово маленькое, ласковое – листочек.
  • Есть слово, которое говорят, когда чего-то или кого-то много – листья.
  • Есть слово красивое, слово-признак – лиственный (лес).
  • Есть слово, когда листья падают – листопад.
  • Есть слово-дерево – лиственница.

Вдруг подул ветерок  и все листики – слова упали  на землю. Ребята, помогите поднять  их и вернуть обратно на дерево. (Дети прикрепляют листочки на дерево, называя слова).

Четверг.

Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом  и демонстрация мнемотаблицы.

Солнце светит и очень  сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы  по содержанию текста:

  • Что делает весной солнце?
  • Как солнце весной светит и греет?
  • Что делают ручьи?
  • Какие изменения происходят на реках?
  • Что такое проталины?
  • Как называются самые первые цветы?
  • Что сделали насекомые?
  • Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение  рассказа.

4. Пересказ текста  детьми своими словами.

Пятница.

Составление рассказа-описания “Весна – красна” по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений  по мнемодорожкам.

  • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
  • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
  • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы

4.Составление рассказа  о весне логопедом.

Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые листочки. Прямо из-под снега расцвёл подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

 

 

 

 

 

Воробей

Воробей с березы 
На дорогу прыг 
Больше нет мороза 
Чик-чирик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Наглядное моделирование

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. 
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.).  
Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. 
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. 
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии.

На всех этапах коррекционной  работы я использую метод наглядного моделирования. В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. 
Рассмотрим на конкретных примерах использование наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи

2.1.  Формирование представлений  о структурных единицах языковой  системы

На использовании наглядных  модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка. 
При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. 
Для этой работы я использую различные дидактические игры и пособия, например: 
1. Пособие “Где звук?”. Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы. 
Пособие состоит из демонстрационного материала, используемого на фронтальных занятиях (формат A3) и карточек (формат А4) для индивидуальной работы с детьми под руководством учителя-логопеда (цветной вариант) и воспитателя или родителей (черно-белый вариант). Черно-белое изображение предполагает работу по развитию мелкой моторики.  
2. Игра “Феи Звуков”. Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук. 
Для этой игры на начальных этапах обучения я предлагаю детям схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание.  
Например, характеристика первого звука в слове: ребенок

  • называет предложенную картинку
  • называет первый звук в названии изображенного предмета
  • определяет первый звук гласный или согласный
  • “отдает” картинку Фее (гласный звук – Красная Фея, согласный твердый – Синяя Фея и т.д.)

3. Пособие “Звуковой  анализ слов”. Цель пособия  – упражнять в звуковом анализе  и синтезе слов, в дифференциации  звуков. 
Пособие состоит из демонстрационного и раздаточного материала, фишек (синие -согласный твердый звук, зеленые – согласный мягкий звук и красный – гласный звук). В подготовительной к школе группе, проводя звуковой анализ слов и характеризуя заданный звук, я использую Звуковичков, которые своим внешним видом моделируют план речевого высказывания. Характеристика заданного звука (согласный, твердый, звонкий) – это понятие абстрактное, набор слов который не так просто запомнить. Другое дело имена Звуковичков – синий в шапочке с колокольчиком – Согласный Твердый Звонкий, и т.д.

4. В подготовительной  к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь), полубуковку, изображение предметов с помощью букв.

 

 

 

 

2.2. Формирование лексико-грамматических  категорий

При нормальном ходе речевого развития дошкольник спонтанно усваивает  многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке  и работающие в рамках определенной лексической темы. 
Детям с общим недоразвитием речи требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словообразования. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования. 
Метод наглядного моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. 
Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую различные дидактические игры и пособия. 
Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР. 
“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”. 
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога. 
С помощью пиктограммами можно выполнить различные игровые задания: например, я предлагаю игру “Семья”. Игру молено проводить как с одним ребенком, так и с подгруппой детей. На столе или доске размещаются пиктограммы, а на столе карточки с изображением животных (“рубашками” вверх). Ребенку предлагается задание: выбрать карточку и, опираясь на пиктограммы, которые показывает педагог, образовать нужное слово. 
Я использую пиктограммы на фронтальных занятиях, для организации дидактических игр и для создания развивающей среды логопедического кабинета.

Информация о работе Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи