Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:58, аттестационная работа
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Введение ………………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Теоретические вопросы по воздействию и активизации нарушенных функций связной речи…….............................................................................................................стр.6
1.1. Основные направления по развитию связной речи……………………стр.6
1.2. Наглядное моделирование………………………………………………стр.29
Глава 2. Коррекционная работа по развитию навыков связной речи
2.1. Формирование представлений о структурных единицах языковой системы.............................................................................................................стр. 31
2.2. Формирование лексико-грамматических категорий……………………….......................................................................стр.33
2.3.Формирование связной речи…………………………………………….стр.35
2.4. Пересказ текста………………………………………………………......стр.37
2.5. Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин………………………………………………………………………....стр.38
2.6. Составление описательных рассказов по сюжетной картине………..стр. 39
Заключение……………………………………………………………….......стр.40
Список литературы………………………………………………………......стр.41
2.3.Формирование связной речи
Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель – научить детей
связно, последовательно, грамматически
и фонетически правильно излагать свои
мысли, рассказывать о событиях из окружающей
жизни.
Правильная организация обучения детей
с ОНР – очень сложное дело. Поэтому на
ряду с общепринятыми приемами и принципами
вполне обосновано использование оригинальных,
творческих методик, эффективность которых
очевидна. Одной из таких методик, на мой
взгляд, является наглядное моделирование,
представленное в виде картинно-графического
плана.
Необходимо отметить, что связная речь,
являясь самостоятельным видом речемыслительной
деятельности, вместе с тем выполняет
важную роль в процессе воспитания и обучения
детей, т.к. она выступает в виде средства
получения знаний и средства контроля
над этими знаниями.
В современных психологических и методологических
исследованиях отмечается, что умения
и навыки связной речи при спонтанном
их развитии не достигают того уровня,
который необходим для полноценного обучения
в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам
нужно обучать специально.
Справедливости ради надо отметить, что
формирование связной речи – наиболее
сложный раздел коррекционного обучения.
Проблемой формирования связной речи
у дошкольников с речевой патологией я
заинтересовалась, будучи студенткой
Московского государственного открытого
педагогического университета им. М.А.
Шолохова. Свои авторские методики нам
читали Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, но
особенно меня заинтересовала авторская
методика развития связной речи у детей
дошкольного и младшего школьного возраста,
имеющих системное недоразвитие речевой
деятельности В.К. Воробьевой.
Валентина Константиновна Воробьева отмечает,
что: «в рамках психолингвистического
подхода связная речь рассматривается
как сложная, иерархически организованная
речемыслительная деятельность, продуктом
которой является текст, выступающий в
диалектическом единстве двух планов:
внутреннего, предметно-смыслового, и
внешнего, формально-языкового.
Для логопедов особый интерес представляет
выделение двух пластов в содержательной
стороне рассказа – системы предметных
(денотатных) обозначений, т.е. осознание
того, что будет сообщаться об отношениях
реальных предметов и непосредственно
речевое, образное оформление высказывания.
Формирование смысловых связей и отношений,
составляющих содержательную структуру
речевого общения, протекает во внутренней
речи и обеспечивается не словами и фразами,
а единицами универсального предметно-схемного
или предметно-изобразительного кода».
Систему предметно-смысловых отношений
можно смоделировать, т.е. представить
в виде наглядного графического плана,
который будет отражать правила построения
как высказывания, так и целого рассказа.
Значимость моделирования плана высказывания
неоднократно подчеркивалась известным
педагогом-психологом Л.С. Выготским, говорившим
о важности последовательного размещения
в предварительной программе всех конкретных
элементов высказывания, так же он отмечал,
что каждое звено высказывания должно
вовремя сменяться последующим.
Рассмотрим использование наглядного
моделирования, представленного в виде
картинно-графического плана высказывания,
в формировании различных видов речевой
деятельности.
2.4.Пересказ текста
Пересказ – более
легкий вид монологической речи, т.к.
он придерживается авторской позиции
произведения, в нем используется готовый авторский сюжет
и готовые речевые формы и приемы. Это
в какой-то мере отраженная речь с известной
долей самостоятельности. Картинно-графический
план выступает здесь как средство мнемотехники
(мнемотехника, или мнемоника – система
различных приемов, облегчающих запоминание
и увеличивающих объем памяти путем образования
дополнительных ассоциаций).
С помощью картинно-графического плана,
представленного как в виде пиктограмм,
так и в виде предметных картинок дети
пересказывают тексты, учат загадки и
т.д.
С детьми старшей логопедической группы
на занятиях я предлагаю картинно-графический
план рассказа, а в подготовительной школе
группе я учу детей делить текст на значимые
части и самостоятельно придумывать и
зарисовывать план пересказа текста. Все
рассказы детей мы записываем в “Альбом
детского словотворчества”.
2.5.Составление
При составлении различных по сложности
рассказов усиливается роль и
значения моделирования и композиционног
2.6.Составление описательных рассказов по сюжетной картине
Для рассказа по сюжетной
картинке картинно-графический план
просто необходим. Ребенку трудно “сконструировать
ситуацию”, изображенную на картине, придумать
развитие событий и грамотно закончить свой рассказ, т.е. оформить
речевым материалом схему построения
высказывания: зачин – развитие событий
– итог.
При составлении описательных рассказов
по сюжетной картинке особое внимание
уделяется приемам, направленным на развитие
внимания, зрительного восприятия, логического
мышления. Существует несколько видов
занятий с картинным материалом.
Остановлюсь на обучении рассказыванию
по отдельной сюжетной картинке с придумыванием
детьми предшествующих событий. Например,
картинка: «Зимние забавы».
При составлении повествовательного рассказа
по этой картинке я раздаю детям карточки
с фрагментами картинки и предлагаю им
составить предложения. Затем выставляется
большая картинка, дети находят на ней
свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического
плана, проводится беседа по содержанию
картины, по ходу беседы выставляются
опорные карточки-символы и фрагменты
картины. Таким образом, составляя свой
рассказ, дети комбинируют в рассказе
свои знания и изображенные на картине
действия.
Заключение
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
Следовательно, можно
сделать вывод, что, анализируя новый
материал и графически его обозначая,
ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности,
усидчивости, зрительно воспринимает
план своих действий. У него повышается
чувство заинтересованности и ответственности,
появляется удовлетворенность результатами
своего труда, совершенствуются такие
психические процессы, как память, внимание,
мышление, что положительно сказывается
на результативности коррекционной работы
Использование наглядного моделирования
в системе коррекционной работы дает положительный
результат, что подтверждается данными
диагностики уровня речевого развития
детей.
Из всего выше сказанного можно сделать
вывод: метод наглядного моделирования
можно и нужно использовать в системе
как коррекционной работы с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста, так и в
работе с детьми массовых групп детского
сада и начальной школы.
Список литературы:
1. Большова, Т.В. Учимся
по сказке. Развитие мышления
дошкольников с помощью
2. Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир![Текст]/ Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Москва “Баласс”, 2000 — 21с.
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
5. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет [Текст] /Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Москва, 2005. - с. 59
6. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
8. Коррекционно-педагогическая
9. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
10. Омельченко Л.В. Использование
приёмов мнемотехники в
11. Ткаченко Т.А. Использование
схем в составлении
12. Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма.[Текст] Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П.Москва “ВАКО”, 2005. - с.12
13. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память[Текст] / Широких Т. Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2. - с.59-62.
14. Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. [Текст] / Шорыгина, Т.А. Москва, 2005. - с.8
Информация о работе Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи