Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:33, курсовая работа
Актуальность данной проблемы послужила поводом для выбора темы исследовательской работы: «Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками».
Цель работы: изучить особенности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и с нормой речевого развития.
Объект – театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ…………………………………………………………..7
1.1. Понятие «театрально-игровая деятельность» дошкольника и ее этапы формирования……………………………………………………………7
1.2. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи…………………………………………………………….11
1.3. Анализ программ по формированию театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………16
Выводы по второй главе………………………………………………..20
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
2.1. Организация исследования и описание диагностических методик…………………………………………………………………………...21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………….…..24
Выводы по второй главе………………………………………….……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38
Авторы
Н.В. Куцакова, С.М. Мерзликова, М.Д. Маханева,
Т.И. Петрова, М.Ф. Соколова предлагают
разработанные современные
Рассмотрим
современные программы по становлению
и развитию театрально-игровой
Сверхзадача программы «Арт - фантазия» [36] заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний. Программа состоит из пяти разделов: 1-й раздел - «Театральная игра», который направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства; 2-й раздел - «Ритмопластика» - обеспечивает развитие естественных психомоторных особенностей дошкольника; развитие свободы и выразительности телодвижений; 3-й раздел - «Культура и техника речи». Все упражнения данного раздела делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом. 4-й раздел - «Основы театральной культуры», который обеспечивает условия для овладения, элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства; 5-й раздел - «Работа над спектаклем», который является вспомогательным, базируется на авторских сценариях. Занятия проводятся со всеми детьми 2 раза в неделю. Помимо систематических занятий, основанных на играх и упражнениях базовых разделов программы, ежеквартально проводятся игровые (интегративные) занятия, объединенные определенным сюжетом.
В программе «Театрализованные игры в детском саду» [29] авторы (Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Петрова Е.С.) используют педагогическую технологию дошкольного возраста в театральной деятельности. Авторами разработаны занятие, театральные игры, которые базируются на принципах развития обучения, методы организации, которые опираются на закономерном развитии дошкольников. Первые театральные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения, игры, в которых педагог становится партнером и предлагает ребенку проявить инициативу. Данная технология является интегративной, то есть содержание занятий по театральной деятельности связана с темами занятия таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, дизайн технологии, конструирование, изобразительная деятельность. Игры занятия по театральной деятельности проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная с младшей группы. Итак, в программе учитывается психология комфортности, снятие по возможности, всех стрессобразующих факторов, рекомендуется. ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, но не учитываются особенности дошкольников с речевыми нарушениями.
Программа М.Д. Маханевой [23] представляет собой методические рекомендации к проведению занятий по театральной деятельности в детском саду в целях речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребенка. Содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывания разнообразных сказок и инсценировок; упражнение по формированию выразительного исполнения; упражнение по социально-эмоциональному развитию детей.
М.Ф. Соколова в программе «Играем в кукольный театр» [38] рассматривает вопросы организации и создание в детском саду кукольного театра, дает рекомендации по изготовлению кукол различных систем и технике управления кукол. В программе представлены конкретные методические указания по возрастным группам, в которых раскрываются обучение детей приемам кукловождения. Автор предлагает большой практический материал. М.Ф. Соколова учитывает побор для каждого вида театра специальных текстов, позволяющих педагогам поставить с детьми кукольные и драматические спектакли, провести театральные игры.
Таким
образом, исследуя психолого-педагогическую
и методическую литературу по данной
проблеме было установлено, что многие
психологи и педагоги отмечают положительное
влияние театрально-игровой деятельности
на решение многих актуальных проблем
специальной педагогики и психологии.
В театрализованных играх детям приходится
быть и художниками, и режиссерами. В процессе
работы над выразительностью реплик персонажей,
собственных высказываний незаметно активизируется
словарь ребенка, совершенствуется звуковая
сторона речи. Новая роль, особенно диалог
персонажей, ставит ребенка перед необходимостью
ясно, четко, понятно изъясняться. У него
улучшается диалогическая речь, ее грамматический
строй, он начинает активно пользоваться
словарем, который, в свою очередь, тоже
пополняется [32]. Итак, большое и разнообразное
влияние театрализованной игры на личность
ребенка позволяет использовать их в качестве
сильного, но ненавязчивого коррекционного
педагогического средства, так как сам
ребенок испытывает при этом удовольствие,
радость.
Выводы
по первой главе:
• практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
• формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
• подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты;
• дальнейшее развитие связной речи.
ГЛАВА
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Организация
исследования и описание
Цель исследования – изучение особенностей театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и с нормой речевого развития.
Объект
– театрально-игровая
Предмет исследования - использование
театрально-игровой
В нашей работе выдвигается гипотеза – у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.
Задачи исследования:
1) провести эмпирическое исследование театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и нормой развития;
2) проанализировать полученные в ходе исследования данные.
3)
Дать педагогические
В ходе исследования была осуществлена диагностика по определению уровней сформированности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, произведен анализ полученных результатов.
Базой исследования явилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18. В исследовании принимали участие 6 детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и 6 детей с ОНР (III уровня).
В нашей работе для определения особенностей театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормой речевого развития были использованы следующие методики:
Критерии оценок:
- устойчивый
интерес к театральному
- умение
выдавать оценку поступкам
- владение выразительностью речи - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);
- способность
понимать эмоциональное
Критерии оценок:
- способность
сопереживать героям сказок, эмоционально
реагируя на поступки
- умение
вживаться в создаваемый образ,
Затем были определены уровни развития театрально-игровой деятельности:
Высокий уровень- 10 - 12 баллов;
Средний уровень – 6 – 9 баллов;
Низкий уровень – 0-5 баллов.
Данная
диагностики связана с
- понимание
эмоционального состояния
- характер выразительности моторики:
- самостоятельность
выполнения задания,
2. Режиссерские умения
- понимание мотивов поступков героев нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);
- следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий) - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);
- распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно).
3. Зрительские умения
- умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);
- наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично) – активная позиция (2 балла), неактивная позиция (1 балл), позиция безразличия – (0 баллов);
Суммировав
баллы диагностируемых