Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы послужила поводом для выбора темы исследовательской работы: «Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками».
Цель работы: изучить особенности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и с нормой речевого развития.
Объект – театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ…………………………………………………………..7
1.1. Понятие «театрально-игровая деятельность» дошкольника и ее этапы формирования……………………………………………………………7
1.2. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи…………………………………………………………….11
1.3. Анализ программ по формированию театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………16
Выводы по второй главе………………………………………………..20
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
2.1. Организация исследования и описание диагностических методик…………………………………………………………………………...21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………….…..24
Выводы по второй главе………………………………………….……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Использование театрально.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

      Авторы  Н.В. Куцакова, С.М. Мерзликова, М.Д. Маханева, Т.И. Петрова, М.Ф. Соколова предлагают разработанные современные программы  по театральной деятельности с дошкольниками, в которых рассматриваются цели, задачи, методика работы.

      Рассмотрим  современные программы по становлению  и развитию театрально-игровой деятельности ребенка дошкольного возраста. Так, в программе «Росинка»  (Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой)[20] модульной педагогической системой воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, решается основная цель - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельности детей в единый, целостной педагогический процесс формирования у детей эстетики культуры, духовности и развития художественного творчества. В программе предусматривается перспективное планирование театральной деятельности, готовые конспекты занятий, занимательные игры, упражнения, методический и дидактический материал. Работа проводится на специальных занятиях, один раз в неделю. В работе используются разные формы организации: занятия фронтальные, подгрупповые и индивидуальные, праздники, развлечения, спектакли. Таким образом, исходя из анализа данной программы, можно сделать вывод, что формирование театрально-игровой деятельности проводится комплексно, без учета особенностей детей с нарушениями в развитии речи.

      Сверхзадача программы «Арт - фантазия» [36] заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний. Программа состоит из пяти разделов: 1-й раздел - «Театральная игра», который направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства; 2-й раздел - «Ритмопластика» - обеспечивает развитие естественных психомоторных особенностей дошкольника; развитие свободы и выразительности телодвижений; 3-й раздел - «Культура и техника речи». Все упражнения данного раздела делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом. 4-й раздел - «Основы театральной культуры», который обеспечивает условия для овладения, элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства; 5-й раздел - «Работа над спектаклем», который является вспомогательным, базируется на авторских сценариях. Занятия проводятся со всеми детьми 2 раза в неделю. Помимо систематических занятий, основанных на играх и упражнениях базовых разделов программы, ежеквартально проводятся игровые (интегративные) занятия, объединенные определенным сюжетом.

      В программе «Театрализованные игры в детском саду» [29] авторы (Петрова Т.И., Сергеева Е.Л. Петрова Е.С.) используют педагогическую технологию дошкольного возраста в театральной деятельности. Авторами разработаны занятие, театральные игры, которые базируются на принципах развития обучения, методы организации, которые опираются на закономерном развитии дошкольников. Первые театральные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения, игры, в которых педагог становится партнером и предлагает ребенку проявить инициативу. Данная технология является интегративной, то есть содержание занятий по театральной деятельности связана с темами занятия таких программ, как: окружающий мир, ознакомление с художественной литературой, развитие речи, дизайн технологии, конструирование, изобразительная деятельность. Игры занятия по театральной деятельности проводятся один раз в неделю во второй половине дня, начиная с младшей группы. Итак, в программе учитывается психология комфортности, снятие по возможности, всех стрессобразующих факторов, рекомендуется. ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, но не учитываются особенности дошкольников с речевыми нарушениями.

      Программа М.Д. Маханевой [23] представляет собой методические рекомендации к проведению занятий по театральной деятельности в детском саду в целях речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребенка. Содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывания разнообразных сказок и инсценировок; упражнение по формированию выразительного исполнения; упражнение по социально-эмоциональному развитию детей.

      М.Ф. Соколова в программе «Играем  в кукольный театр» [38] рассматривает вопросы организации и создание в детском саду кукольного театра, дает рекомендации по изготовлению кукол различных систем и технике управления кукол.  В программе представлены конкретные методические указания по возрастным группам, в которых раскрываются обучение детей приемам кукловождения. Автор предлагает большой практический материал. М.Ф. Соколова учитывает побор для каждого вида театра специальных текстов, позволяющих педагогам поставить с детьми кукольные и драматические спектакли, провести театральные игры.

      Таким образом, исследуя психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме было установлено, что многие психологи и педагоги отмечают положительное  влияние театрально-игровой деятельности на решение многих актуальных проблем специальной педагогики и психологии. В театрализованных играх детям приходится быть и художниками, и режиссерами. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется [32]. Итак, большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого коррекционного педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.  

Выводы  по первой главе: 

     
  1.  Театрально-игровая деятельность представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки.
  2. Основными задачами коррекционного обучения детей, страдающих III уровнем развития речи являются:

     • практическое усвоение лексических  и грамматических средств языка;

     • формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

     • подготовка к грамоте; овладение  элементами грамоты;

     • дальнейшее развитие связной речи.

  1. Авторы Н.В. Куцакова, С.М. Мерзликова, М.Д. Маханева, Т.И. Петрова, М.Ф. Соколова предлагают разработанные современные программы по театральной деятельности с дошкольниками, в которых рассматриваются цели, задачи, методика работы.
 
 

    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

    2.1. Организация  исследования и описание диагностических  методик 

       Цель  исследования – изучение особенностей театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и с нормой речевого развития.

       Объект  – театрально-игровая деятельность  детей дошкольного возраста.

       Предмет исследования - использование  театрально-игровой деятельности  в коррекционной работе с дошкольниками. 

          В нашей работе выдвигается  гипотеза – у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.

         Задачи исследования:

       1) провести эмпирическое исследование театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и нормой развития;

       2)  проанализировать полученные в ходе исследования данные.

       3) Дать педагогические рекомендации  по использованию театрально-игровой  деятельности в коррекционной работе с дошкольниками.

       В ходе исследования была осуществлена диагностика  по определению уровней  сформированности театрально-игровой деятельности  у детей старшего дошкольного возраста,   произведен анализ полученных результатов.

       Базой исследования явилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18. В исследовании принимали участие 6 детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и 6 детей с ОНР (III уровня).

       В нашей работе для определения  особенностей театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормой речевого развития были использованы следующие методики:

  1. Диагностика артистических способностей у детей (А.Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду») [1]. Нами были отобраны следующие диагностируемые показатели:
  2. Основные принципы драматизации;

Критерии  оценок:

- устойчивый  интерес к театральному искусству - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

- умение  выдавать оценку поступкам действующих  лиц в спектакле - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

- владение  выразительностью речи - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

- способность  понимать эмоциональное состояние  другого человека и адекватно  выражать свое - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

  1. Основные навыки театрального искусства.

Критерии  оценок:

- способность  сопереживать героям сказок, эмоционально  реагируя на поступки действующих  лиц - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

- умение  вживаться в создаваемый образ,  постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя, мимику, жесты, движения – нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно).

     Затем были определены уровни развития театрально-игровой  деятельности:

Высокий уровень- 10 - 12 баллов;

Средний уровень – 6 – 9 баллов;

Низкий  уровень – 0-5 баллов.

  1. Диагностика театрализованной деятельности по В.А. Деркунской[14].    

     Данная  диагностики связана с изучением  игровых позиций ребенка в  театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений (см. Приложение 1).

  1. Актерские умения

- понимание  эмоционального состояния персонажа  и в соответствии с этим  выбор адекватных выразительных  средств для передачи образа  персонажа — голоса, мимики, пантомимики  - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

-  характер  выразительности моторики:

  • в пантомимике — естественность (3 балла), скованность (0 баллов), медлительность (1 балл), порывистость движений (2 балла);
  • в мимике — богатство (3 балла), бедность (0 баллов), вялость (1 балл), живость проявлений (2 балла);
  • в речи — изменение интонации, тона, темпа речи нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно); 

- самостоятельность  выполнения задания, отсутствие  стереотипных действий нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

2. Режиссерские  умения

- понимание мотивов поступков героев нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

- следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий) - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

     - распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно).

     3. Зрительские умения

     - умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения - нет/слабо выражено/да (0/1/2 балла соответственно);

     - наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично) – активная позиция (2 балла), неактивная позиция (1 балл), позиция безразличия – (0 баллов);

     Суммировав  баллы диагностируемых показателей, нами были выделены уровни развития театрально-игровой  деятельности:

Информация о работе Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками