В
соответствии с целью и гипотезой исследования
были определены следующие задачи:
- Провести
анализ теоретического и практического
материала;
- провести
эмпирическое исследование театрально-игровой
деятельности у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР (III уровня речевого развития)
и нормой развития;
- Проанализировать
полученные в ходе исследования данные.
Анализ
литературных источников показал, что:
в систему коррекционной работы с детьми
с ОНР необходимо включать игры и игровые
упражнения, которые повышают умственную
активность, совершенствуют речевые навыки,
способствуют развитию психических процессов,
повышают эмоциональную активность. Театрализация
логопедического процесса привлекательна
тем, что вносит в детские будни атмосферу
праздника, приподнятое настроение, позволяет
ребятам проявить инициативу, способствует
выработке у них чувства взаимопомощи,
коллективных умений.
Основным
моментом творческой игры является выполнение
роли. В процессе игры ребенок создает
образ действием, словом, что дает
ему возможность активно развивать
речевую деятельность.
Основные
направления логопедической работы
в театрально-игровой деятельности:
- Развитие
культуры речи: артикуляционной моторики,
фонематического восприятия, речевого
дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие
общей и мелкой моторики: координации
движений, мелкой моторики руки, снятие
мышечного напряжения, формирование правильной
осанки.
- Развитие
сценического мастерства и речевой деятельности:
развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального
восприятия, совершенствование грамматического
строя речи, монологической и диалогической
формы речи, игровых навыков и творческой
самостоятельности.
Результаты
проведенных методик показали, что
у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР (III уровня речевого развития)
уровень развития театрально-игровой
деятельности ниже, чем у их сверстников
с нормой речевого развития. Полученные
в ходе констатирующего эксперимента
данные доказывают, что выдвинутая нами
гипотеза верна.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
- Антипова,
А.Е. Театрализованная деятельность в
детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
- Артемова
Л. В. Театрализованные игры дошкольников.-
М., 1990.
- Бакушинский,
А.В. Художественное творчество и воспитание.-
М.: Просвещение, 1999.- 230с.
- Балобанова,
В.П. Диагностика нарушений речи у детей
и организация логопедической работы
в условиях дошкольного образовательного
учреждения.- СПб.: Детство-пресс, 2001.- 240
c.
- Буренина,
А.И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры
до спектакля: учебн.-метод.пособие.- 2-е
изд., перераб. и доп. – СПб., 2002. – 114с.
- Васильева,
С.А. Логопедические игры для дошкольников.
- М.: Школа-Пресс, 1999. – 79 с.
- Волкова,
Г.А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями речи.
Вопросы дифференциальной диагностики.
– СПб: Детство-Пресс, 2003. - 144 с.
- Гаркуша,
Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа
вне занятий в группе дошкольников с общим
недоразвитием речи // Дефектология. - 1995.
- № 1.- С. 88-94.
- Генов, П.В.
Теневой театр для самых маленьких. –
М., 1961 – 85 с.
- Доронова,
Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной
деятельности // Ребенок в детском саду.
– 2001. - N2.
- Ермолаева,
М.В. Психологические рекомендации и методы
развивающей и коррекционной работы с
дошкольниками.- М.: Институт практической
психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.- 176
с.
- Ефименкова,
Л.Н. Формирование речи у дошкольников.
– М., 1985. – 160 с.
- Жукова, Н.С.
Преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников. – М., 1990.- 112 с.
- Игра и дошкольник.
Развитие детей старшего дошкольного
возраста в игровой деятельности / Под
ред. В.А.Деркунской. – СПб: Детство-Пресс,
2004.
- Казакова,
Т.Г. Развитие у дошкольников творчества:
Пособие для воспитателя детского сада.-
М.: Просвещение, 1995.
- Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.:
Академия, 2000. – 416с.
- Караманенко,
Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам.–
М., 1973 – 230 с.
- Кондратенко,
И. Ю. Формирование эмоциональной лексики
у дошкольников с общим недоразвитием
речи: Монография. - СПб. : Каро, 2006. - 238 с.
- Кондратенко,
И. Ю. Проблема усвоения системы лексических
значений у дошкольников с общим недоразвитием
речи, отражающих их эмоциональные состояния
и оценки // Дефектология. – 2001. - № 6. –
С. 41-47.
- Куцакова
Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника:
развитого, образованного, самостоятельного,
инициативного, неповторимого, культурного,
активно-творческого.-М.: Владос, 2004. –
203 c.
- Логопедия:
учебник для студ. Дефектол. фак. Пед. выс.
учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой.
– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос,
2006. – 703 с.
- Мазанова,
Е. В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя
в системе коррекционной работы по преодолению
общего недоразвития речи // Логопед в
детском саду. – 2004. - № 1. – С. 27-42.
- Маханева,
М.Д. Театрализованные занятия в детском
саду.- М., 2001-128с.
- Менджерицкая
Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение,
2005. - 422 с.
- Мерзлякова,
С. Планирование и анализ работы по музыкальному
воспитанию/ С. Мерзлякова// Дошкольное
воспитание. – 2000, № 1.
- Методика
и организация театрализованной деятельности
дошкольников «Арт-фантазия» / под ред,
Э.Г.Чурилова; Москва, Владос, 2001.- 156с.
- Миронова,
С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических
занятиях. – М., 1991. – 150 с.
- Нищева,
Н.В. Система коррекционной работы в логопедической
группе для детей с общим недоразвитием
речи.– СПб, 2001. – 86 с.
- Петрова,
Т.И. Театрализованные игры в детском саду:
разработки занятий во всех возрастных
групп, с методическими рекомендациям.
- М., 2000. – 212 с.
- Рубенок
Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника
// Дошкольное воспитание. – 1983. - N12.
- Селивестров,
В.И. Игры в логопедической работе. – М.
, 1987.-98с.
- Сорокина,
Н.Ф. Играем в кукольный театр.- М., 2001.- 160
с.
- Трусова
Е.Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой
деятельностей в эстетическом воспитании
детей старшего дошкольного возраста.
Автореф. дис. канд.пед. наук. - М., 1986. - с.
- Филичева,
Т. Б. Устранение общего недоразвития речи
у детей дошкольного возраста: Практ. пособие.
– Изд. 3-е. – М. : Айрис-пресс; Айрис-дидактика,
2005. – 212 с.
- Фурмина
Л.С. Возможности творческих проявлений
старших дошкольников в театрализованных
играх//Художественное творчество и ребенок.
– М., 1972.
- Чурилова
Э.Г. Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших
школьников.- М.: Владос, 2001.
- Швайко, Г.С.
Игры и игровые упражнения для развития
речи. – М., 1988.-230с.
- Экки, Л. Театрально-игровая
деятельность //Дошкольное воспитание.-
1991.- № 7. – С. 23-28.