Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы послужила поводом для выбора темы исследовательской работы: «Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками».
Цель работы: изучить особенности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и с нормой речевого развития.
Объект – театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ…………………………………………………………..7
1.1. Понятие «театрально-игровая деятельность» дошкольника и ее этапы формирования……………………………………………………………7
1.2. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи…………………………………………………………….11
1.3. Анализ программ по формированию театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………16
Выводы по второй главе………………………………………………..20
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
2.1. Организация исследования и описание диагностических методик…………………………………………………………………………...21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………….…..24
Выводы по второй главе………………………………………….……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Использование театрально.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

       В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

  1. Провести анализ теоретического и практического материала;
  2. провести эмпирическое исследование театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и нормой развития;
  3. Проанализировать полученные в ходе исследования данные.

     Анализ  литературных источников показал, что: в систему коррекционной работы с детьми с ОНР необходимо включать игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Театрализация логопедического процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений.

     Основным  моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает  образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.

     Основные  направления логопедической работы в театрально-игровой деятельности:

  • Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  • Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
  • Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

       Результаты  проведенных методик  показали, что  у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР (III уровня речевого развития) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития. Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что выдвинутая нами гипотеза верна. 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Антипова, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М.: Сфера, 2009. – 128с.
  2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1990.
  3. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание.- М.: Просвещение, 1999.- 230с.
  4. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: Детство-пресс, 2001.- 240 c.
  5. Буренина, А.И. Театр всевозможного. Вып.1: От игры до спектакля: учебн.-метод.пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2002. – 114с.
  6. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999. – 79 с.
  7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство-Пресс, 2003. - 144 с.
  8. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1995. - № 1.- С. 88-94.
  9. Генов, П.В. Теневой театр для самых маленьких. – М., 1961 – 85 с.
  10. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности  // Ребенок в детском саду. – 2001. - N2.
  11. Ермолаева, М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками.- М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.- 176 с.
  12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985. – 160 с.
  13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.- 112 с.
  14. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В.А.Деркунской. – СПб: Детство-Пресс, 2004.
  15. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.
  16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000. – 416с.
  17. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам.– М., 1973 – 230 с.
  18. Кондратенко, И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография. - СПб. : Каро, 2006. - 238 с.
  19. Кондратенко, И. Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки // Дефектология. – 2001. - № 6. – С. 41-47.
  20. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого.-М.: Владос, 2004. – 203 c.
  21. Логопедия: учебник для студ. Дефектол. фак. Пед. выс. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2006. – 703 с.
  22. Мазанова, Е. В. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи // Логопед в детском саду. – 2004. - № 1. – С. 27-42.
  23. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.- М., 2001-128с.
  24. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 2005. - 422 с.
  25. Мерзлякова, С. Планирование и анализ работы по музыкальному воспитанию/ С. Мерзлякова// Дошкольное воспитание. – 2000, № 1.
  26. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников «Арт-фантазия» / под ред, Э.Г.Чурилова; Москва, Владос, 2001.- 156с.
  27. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991. – 150 с.
  28. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.– СПб, 2001. – 86 с.
  29. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий во всех возрастных групп, с методическими рекомендациям. - М., 2000. – 212 с.
  30. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - N12.
  31. Селивестров, В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.-98с.
  32. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр.- М., 2001.- 160 с.
  33. Трусова Е.Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельностей в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд.пед. наук. - М., 1986. - с.
  34. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. – Изд. 3-е. – М. : Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2005. – 212 с.
  35. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх//Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.
  36. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
  37. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.-230с.
  38. Экки, Л. Театрально-игровая деятельность //Дошкольное воспитание.- 1991.- № 7. – С. 23-28.

Информация о работе Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками