Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:33, курсовая работа
Актуальность данной проблемы послужила поводом для выбора темы исследовательской работы: «Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками».
Цель работы: изучить особенности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и с нормой речевого развития.
Объект – театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ…………………………………………………………..7
1.1. Понятие «театрально-игровая деятельность» дошкольника и ее этапы формирования……………………………………………………………7
1.2. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи…………………………………………………………….11
1.3. Анализ программ по формированию театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………16
Выводы по второй главе………………………………………………..20
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
2.1. Организация исследования и описание диагностических методик…………………………………………………………………………...21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………….…..24
Выводы по второй главе………………………………………….……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38
Высокий уровень- 18 - 22 баллов;
Средний уровень – 8 – 17 баллов;
Низкий уровень – 0-7 баллов.
Для
наглядности, процентные данные в ходе
анализа результатов
2.2.
Результаты констатирующего
Количественный анализ полученных данных в ходе проведения методики исследования театрально-игровой деятельности показал, что у детей с ОНР (III уровня) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у детей с нормой речевого развития.
Уровень развития театрально-игровой деятельности можно определить, изучив каждое задание или наблюдение с целью оценки (в баллах) анализируемых показателей и подсчета общей суммы баллов.
Эти данные приведены в таблице 1 (см. Приложение 2).
По
итогам анализа результатов
Таблица 2.
Результаты методики А.Е. Антипиной исследования артистических способностей у детей в процентном соотношении (контрольная группа).
Уровень развития | Высокий |
Средний |
Низкий |
Результаты исследования | 4ч. – 66,6% |
2ч. – 33,4% |
- |
Из данных таблицы следует, что в контрольной группе детей низким уровнем развития театрально-игровой деятельности не обладает никто, средним – 33,4% детей, высоким – 66,6%.
Результат
диагностики театрально-
По
итогам анализа результатов
Таблица 4.
Результаты методики А.Е. Антипиной исследования артистических способностей у детей в процентном соотношении (экспериментальная группа).
Уровень развития | Высокий |
Средний |
Низкий |
Результаты исследования | 1ч. – 16,6% |
3ч. – 50% |
2ч. – 33, 4% |
Итоговые данные первой диагностики отражены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Данные по методике обследования театрально-игровой деятельности (А.Е. Антипиной) двух групп.
Дадим качественную характеристику выделенным уровням.
Высокому
уровню театрально-игровой
Средний
уровень театрально-игровой
Низкий уровень характеризуется малой эмоциональностью, не активностью, равнодушием, спокойствием, не самостоятельностью. Данный уровень представлен только в ЭГ – 33,4% от всей группы.
Исходя
из обработанных данных, мы можем сделать
вывод, что у 3детей экспериментальной
группы и 3 детей контрольной группы
отмечается средний уровень развития
театрально-игровой
Данные отражены в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Данные по методике обследования театрально-игровой деятельности (В.А. Деркунской) двух групп.
Для высокого уровня театрально-игровой деятельности характерно следующее: понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике - естественность, в мимике -богатство, живость проявлений, в речи - изменение интонации, тона, темпа речи. Умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному; выражение мнения по поводу игры актеров. Данный уровень зафиксирован в КГ у 50% испытуемых и в ЭГ только 16,6 %.
Средний уровень был выявлен у 50% испытуемых, как в КГ, так и в ЭГ. Для этого уровня характерно: характер выразительности моторики (в пантомимике – скованность; в мимике – вялость, в речи - слабое изменение интонации, тона, темпа речи). Понимание мотивов поступков героев только при помощи объяснений взрослого. Самостоятельно роли не распределяли, были ведомыми в игре.
Низкий уровень представлен только 33,4% ЭГ. Этот уровень развития театрально-игровой деятельности проявлялся в следующем: в пантомимике - медлительность; в мимике - бедность; в речи - без изменений интонации, тона, темпа речи. Наличие стереотипных действий, непонимание мотивов поступков героев и наличие неактивной зрительской позиции.
Изучив количественные и качественные показатели всех методик, мы соотнесли полученные данные и отразили их в таблице и в виде диаграмм.
Таблица 7
Общие сведенья о проведении контрольного эксперимента сформированности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития и детей с нормой речевого развития.
Методики обследования |
Уровни развития связной речи | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Дети с ОНР III уровня | Дети с нормой развития | Дети с ОНР III уровня | Дети с нормой развития | Дети с ОНР III уровня | Дети с нормой развития | |
Методика А.Е. Антипиной | 16,6% |
66,6% |
50% |
33,4% |
33,4% |
- |
Методика В.А. Деркунской | 16,6% |
50% |
50% |
50% |
33,4% |
- |
Данные
таблицы свидетельствуют о том,
что у детей контрольной группы
преобладают только два уровня развития
театрально-игровой
В рисунках использованы обозначения:
1
- Диагностика А.Е. Антипиной
исследования артистических
2 - Диагностика театрализованной деятельности по В.А. Деркунской.
Диаграмма 3. Результаты исследования по высокому уровню развития театрально-игровой деятельности в КГ и ЭГ.
Диаграмма 3. Результаты исследования по среднему уровню развития театрально-игровой деятельности в КГ и ЭГ.
Диаграмма 3. Результаты исследования по низкому уровню развития театрально-игровой деятельности в КГ и ЭГ.
Итак, результаты проведенных методик показали, что в большинстве случаев у детей контрольной группы преобладает высокий и средний уровни развития театрально-игровой деятельности, а у детей экспериментальной группы - средний и низкий.
В начале работы была предложена гипотеза - у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.
Таким
образом, гипотеза, выдвинутая в нашей
работе, подтвердилась.
Выводы по второй главе:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная
работы была посвящена проблеме «Использование
театрально-игровой
Вопросами театральной деятельности дошкольников занимались авторы такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова.
В качестве гипотезы нашего исследования было выдвинуто предположение о том, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.
В связи с этим целью нашего исследования было в теоретическом и эмпирическом изучении особенностей театрально-игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.