Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 21:33, курсовая работа

Описание

Актуальность данной проблемы послужила поводом для выбора темы исследовательской работы: «Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками».
Цель работы: изучить особенности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) и с нормой речевого развития.
Объект – театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ…………………………………………………………..7
1.1. Понятие «театрально-игровая деятельность» дошкольника и ее этапы формирования……………………………………………………………7
1.2. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи…………………………………………………………….11
1.3. Анализ программ по формированию театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………16
Выводы по второй главе………………………………………………..20
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…
2.1. Организация исследования и описание диагностических методик…………………………………………………………………………...21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента……………….…..24
Выводы по второй главе………………………………………….……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……..32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………38

Работа состоит из  1 файл

Использование театрально.doc

— 244.00 Кб (Скачать документ)

Высокий уровень- 18 - 22 баллов;

Средний уровень – 8 – 17 баллов;

Низкий  уровень – 0-7 баллов.

     Для наглядности, процентные данные в ходе анализа результатов диагностики  отражались в таблицах и диаграммах. 

     2.2. Результаты констатирующего эксперимента 

       Количественный  анализ полученных  данных в ходе проведения методики  исследования театрально-игровой деятельности показал, что у детей с ОНР (III уровня) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у детей с нормой речевого развития.

       Уровень развития театрально-игровой деятельности можно определить, изучив каждое задание или наблюдение с целью оценки (в баллах) анализируемых показателей и подсчета общей суммы баллов.

          Эти данные приведены в таблице 1 (см. Приложение 2).

       По  итогам анализа результатов обследования детей  было выявлено, что: средний  уровень развития театрально-игровой деятельности имеют двое из шести  испытуемых (Юля Г., Данил Д.).  Четверо из испытуемых обладают высоким  уровнем развития театрально-игровой деятельности (Никита Н., Кирилл К., Коля Е., Костя В.).  Детей, имеющих низкий  уровень театрально-игровой деятельности, не выявлено. Приведенные данные отражены в таблице.

       Таблица 2.

       Результаты  методики  А.Е. Антипиной   исследования артистических  способностей у детей в процентном соотношении (контрольная группа).

Уровень развития  
Высокий
 
Средний
 
Низкий
Результаты  исследования  
4ч. – 66,6%
 
2ч. – 33,4%
 
-

       Из  данных таблицы следует, что в  контрольной группе детей низким уровнем развития театрально-игровой деятельности не обладает никто, средним – 33,4% детей, высоким – 66,6%.

       Результат диагностики театрально-игровой  деятельности экспериментальной группы (детей с ОНР III уровня) был следующий.

       По  итогам анализа результатов обследования детей  было выявлено (см. Приложение 2, Таблица 3), что: средний уровень развития театрально-игровой деятельности имеют трое из шести  испытуемых (Саша Т., Рома Д., Игорь Б.).  Один испытуемый обладает высоким  уровнем развития театрально-игровой деятельности (Лев З.).  Низкий уровень был выявлен у двоих детей (Никита Ш., Ира Ш.). Приведенные данные отражены в таблице.

       Таблица 4.

       Результаты  методики  А.Е. Антипиной   исследования артистических  способностей у детей в процентном соотношении (экспериментальная группа).

Уровень развития  
Высокий
 
Средний
 
Низкий
Результаты  исследования  
1ч. – 16,6%
 
3ч. – 50%
 
2ч. – 33, 4%

       Итоговые  данные первой диагностики отражены в диаграмме 1.

       

       Диаграмма 1. Данные по методике  обследования театрально-игровой  деятельности (А.Е. Антипиной) двух групп.

       Дадим качественную характеристику выделенным уровням.

       Высокому  уровню театрально-игровой деятельности соответствует творч5ская активность ребенка, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность. В ЭГ  один ребенок не обладает данным уровнем, т.е.      16, 6% от всей группы. В КГ данный уровень имеет 66,6% группы. Для детей данной группы задание не вызвало сложности.

     Средний уровень театрально-игровой деятельности представлен подобными умениями, которые проявляются при помощи взрослого. Тому уровню соответствует эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включится в театрально-игровую деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Ему требуется дополнительные разъяснения, показ, повтор. В ЭГ выявлено  50%, а в КГ 33,4% соответственно.

     Низкий  уровень характеризуется малой  эмоциональностью, не  активностью, равнодушием, спокойствием, не самостоятельностью. Данный уровень представлен только  в ЭГ – 33,4% от всей группы.

  1. Диагностика театрализованной деятельности по В.А. Деркунской [14].

     Исходя  из обработанных данных, мы можем сделать  вывод, что у 3детей экспериментальной  группы и 3 детей контрольной группы отмечается средний уровень развития театрально-игровой деятельности. Высоким  уровнем театрально-игровой деятельности в экспериментальной группе обладает один ребенок, а в контрольной группе  3 детей имеют данный уровень, т. е. 50% от всей группы. Низкий уровень в контрольной группе не представлен, а в экспериментальной группе это 33,4% от всей группы (см. таблицы 5,6  в приложении 3).

     Данные  отражены в диаграмме 2.

     

       Диаграмма 2. Данные по методике  обследования театрально-игровой  деятельности (В.А. Деркунской) двух групп.

     Для высокого уровня театрально-игровой  деятельности характерно следующее: понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики:  в пантомимике - естественность, в мимике -богатство, живость проявлений, в речи - изменение интонации, тона, темпа речи. Умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному; выражение мнения по поводу игры актеров. Данный уровень зафиксирован в КГ у 50% испытуемых и в ЭГ только 16,6 %.

     Средний уровень был выявлен у 50%  испытуемых, как в КГ, так и в ЭГ. Для  этого уровня характерно: характер выразительности моторики (в пантомимике – скованность; в мимике – вялость, в речи - слабое изменение интонации, тона, темпа речи). Понимание мотивов поступков героев только при помощи объяснений взрослого. Самостоятельно роли не распределяли, были ведомыми в игре.

     Низкий  уровень представлен только 33,4% ЭГ. Этот уровень развития театрально-игровой  деятельности проявлялся в следующем: в пантомимике - медлительность; в  мимике - бедность; в речи -  без  изменений интонации, тона, темпа  речи. Наличие стереотипных действий, непонимание мотивов поступков героев и наличие неактивной зрительской позиции.

     Изучив  количественные и качественные показатели всех методик, мы соотнесли полученные данные и отразили их в таблице  и в виде диаграмм.

     Таблица 7

     Общие сведенья о проведении контрольного эксперимента сформированности театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  III уровня речевого развития и детей с нормой речевого развития.

 
 
Методики  обследования
Уровни  развития связной речи
Высокий Средний Низкий
Дети  с ОНР III уровня Дети с нормой развития Дети с ОНР  III уровня Дети с нормой развития Дети с ОНР  III уровня Дети с нормой развития
Методика  А.Е. Антипиной  
 
16,6%
 
 
66,6%
 
 
50%
 
 
33,4%
 
 
33,4%
 
-
Методика  В.А. Деркунской  
16,6%
 
50%
 
50%
 
50%
 
33,4%
 
-

     Данные  таблицы свидетельствуют о том, что у детей контрольной группы преобладают только два уровня развития театрально-игровой деятельности: высокий  и средний. В свою очередь в  экспериментальной группе зафиксирован только один ребенок с  высоким уровнем театрально-игровой деятельности. Эти данные так же отражены в следующих диаграммах.

     В рисунках использованы обозначения:

     1 - Диагностика  А.Е. Антипиной   исследования артистических способностей  у детей;

     2 - Диагностика театрализованной деятельности по В.А. Деркунской.

     

     Диаграмма 3. Результаты исследования по высокому уровню развития театрально-игровой  деятельности в КГ и ЭГ.

       

     Диаграмма 3. Результаты исследования по среднему уровню развития театрально-игровой деятельности в КГ и ЭГ.

     

     Диаграмма 3. Результаты исследования по низкому уровню развития театрально-игровой деятельности в КГ и ЭГ.

     Итак, результаты проведенных методик  показали, что в большинстве случаев  у детей контрольной группы   преобладает  высокий и средний  уровни развития театрально-игровой деятельности, а у  детей экспериментальной группы - средний и низкий.

       В начале работы была предложена гипотеза - у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.

     Таким образом, гипотеза, выдвинутая в нашей  работе, подтвердилась. 
 
 

       Выводы  по второй главе:

  1. Базой исследования явилось муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18. В исследовании принимали участие 6 детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и 6 детей с ОНР (III уровня).
  2. Для диагностики звукопроизношения  были использованы методики А.Е. Антипиной [1], В.А. Деркунской [14].
  3. Результаты проведенных методик  показали, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Данная  работы была посвящена проблеме «Использование театрально-игровой деятельности в  коррекционной работе с дошкольниками».

     Вопросами театральной деятельности дошкольников занимались авторы такие, как Н.Ф. Сорокина, М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова.

     В качестве гипотезы нашего исследования было выдвинуто предположение о  том, у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР (III уровня речевого развития) уровень развития театрально-игровой деятельности ниже, чем у их сверстников с нормой речевого развития.

       В связи с этим целью нашего исследования было в теоретическом и эмпирическом изучении особенностей театрально-игровой  деятельностью детей старшего дошкольного  возраста.

Информация о работе Использование театрально-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками