Автор работы: h*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Цель. Изучение самооценки и половозрастной идентификации дошкольников.
Объект. Личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет. Особенности самооценки и самосознания детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Развитие личности дошкольника______________________________6
1.2. Теоретический анализ изучения самооценки, половозрастной идентификации личности дошкольников__________________________ 15
Выводы по первой главе_________________________________________23
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Описание организации и методов исследования самооценки и половозрастной идентификации личности дошкольников__________25
2.2. Анализ результатов исследования самооценки, самосознания и половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста________________________________________________________28
Выводы по второй главе………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… ……………… 33
ЛИТЕРАТУРА…… …………………………………………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………… ……………………………………. 36
Таблица 1. Распределение результатов уровня самооценки по методике «Какой Я».
Очень низкий
(0-1 балл) |
Низкий
(2-3 балла) |
Средний
(4-7 баллов) |
Высокий
(8-9 баллов) |
Очень высокий
(10 баллов) | |
Кол-во детей с данным результатом | 11 | 14 | 1 |
Таблица
2. Распределение результатов уровня самооценки
по методике «Какой Я» в процентном соотношении.
На основании анализа
Итак, нами было выяснено, что в данной выборке испытуемых у детей старшего дошкольного возраста большая часть детей имеют завышенную самооценку (57,6%), что соответствует возрастной норме, и 42,4% -адекватную.
Следующим шагом было исследование половозрастной идентификации личности детей старшего дошкольного возраста, которое осуществлялось с помощью методики Белопольской.
На основании анализа результатов, были получены следующие данные:
Как видно из таблицы (Приложение 4. Таблица 2), все обследованные дети смогли правильно идентифицировать свой настоящий половозрастной статус и смогли построить последовательность идентификации: младенец-дошкольник-школьник.
17 детей из 26 правильно установили последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), 4 детей перепутали, а 5 пропустили позицию 4 или 5. Всего 12 детей (меньше половины) смогли идентифицировать себя с образом "старость". (Приложение 4. Сводная таблица 2.)
Таблица 3. Количественное
распределение результатов привлекательного
образа по методике Белопольской».
Младенец | Дошкольник | Школьник
Школьница |
Юноша
девушка |
Мужчина
Женщина |
Старик
старуха | |
Кол-во детей с данным результатом | - | 1 | 18 | 1 | 6 | - |
Диаграмма
1. Распределение результатов выявления
привлекательного образа по методике
Белопольской в процентном соотношении.
Таблица 4. Количественное
распределение выявления результатов
непривлекательного образа по методике
Белопольской.
Младенец | Дошкольник | Школьник
Школьница |
Юноша
девушка |
Мужчина
Женщина |
Старик
старуха | |
Кол-во детей с данным результатом | 3 | - | 4 | - | - | 19 |
Диаграмма 2. Распределение результатов выявления непривлекательного образа по методике Белопольской в процентном соотношении.
Как
видно из таблицы 3 и диаграммы 1, самым
привлекательным образом для детей этой
возрастной группы оказался образ школьника
(69,2%), а на основании анализа результатов
таблицы 4 и диаграммы 2 – самым непривлекательным
- образ старости (73,2%) (Приложение 4. Сводная
таблица 3, 4)
Выводы
по второй главе.
В ходе нашего исследования были проведены методики, направленные на выявление некоторых психологических особенностей личности, таких как самооценка и половозрастная идентификация личности.
На основании проведенного эмпирического
исследования нами было установлено, что
большая часть испытуемых детей старшего
дошкольного возраста имели завышенную
самооценку, все дети правильно идентифицировали
свой настоящий половозрастной статус.
Самым привлекательным образом для детей
этой возрастной группы оказался образ
школьника, а непривлекательным - образ
старости.
Заключение.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.
Был проведен теоретический
Нами было организовано и проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки и половозрастной идентификации личности у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что согласно возрастной норме, самооценка дошкольника обычно завышена, а практически все дети в возрасте 6-7 лет способны правильно идентифицировать свой настоящий образ.
Также, при исследовании половозрастной идентификации личности, нами было выявлено, что самым привлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ школьника, а самым непривлекательным - образ старости.
Таким образом, нами была
Литература.
Приложения.
Приложение 1
Методика «Какой Я»
Эта
методика предназначается для
Оценка результатов
Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Протокол к методике «Какой Я?»
№ п/п | Оцениваемые качества личности | Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
1
2 3 |
Хороший
Добрый Умный |
|
|
|
|
4
5 6 |
Аккуратный
Послушный Внимательный |
|
|
|
|
7 | Вежливый | ||||
8
9 10 |
Умелый (способный)
Трудолюбивый Честный |
|
|
|
|
Информация о работе Исследование личностных особенностей дошкольников