Исследование личностных особенностей дошкольников

Автор работы: h*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цель. Изучение самооценки и половозрастной идентификации дошкольников.
Объект. Личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет. Особенности самооценки и самосознания детей дошкольного возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Развитие личности дошкольника______________________________6
1.2. Теоретический анализ изучения самооценки, половозрастной идентификации личности дошкольников__________________________ 15
Выводы по первой главе_________________________________________23
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Описание организации и методов исследования самооценки и половозрастной идентификации личности дошкольников__________25
2.2. Анализ результатов исследования самооценки, самосознания и половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста________________________________________________________28
Выводы по второй главе………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… ……………… 33
ЛИТЕРАТУРА…… …………………………………………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………… ……………………………………. 36

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 432.50 Кб (Скачать документ)
 

    Выводы об уровне самооценки

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Приложение 2  

Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации. 
 
Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы. 
 
Стимульный материал.

 
 
Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или  женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости (карточки-рисунки). 
 
 
 

                                                                                                        Продолжение приложения 2 

 
Каждый такой набор (мужской и  женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изображенного на них персонажа  демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости. 
 
Исследование проводится в два этапа. 
 
Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. 
 
Процедура. 
 
Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: "Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?" Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой? (Такая?)". Однако в случае такой "подсказки" не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования. 
 
Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом, что отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это также фиксируется в протоколе. В обоих случаях
 

                                                                                                    Продолжение приложения 2 

можно продолжать исследование. 
                                                                                                                          

В тех случаях, когда ребенок вообще не может  идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет", эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована. 
 
После того как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: "Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?". Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так, чтобы получилось начало возрастной последовательности.  
 
Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе. 
 
Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола. 
 
На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном. 
 
Процедура. 
 
На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность, соответствующая полу ребенка), лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его или ее зрения. 
 
Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным. 
 
Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным. 
 
Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом.

                                                                                                    Продолжение приложения 2

Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора. 
                                                                                                                              
Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе. 
 
Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола (образец протокола). В них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений.  
 
Выбор "идентичного" персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек.  
 
Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается в таблицу: 
 
 
 
Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности: 
 
 
 
Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора. 
 
Интерпретация результатов. 
 
Дети с нормальным психическим развитием характеризуются следующей половозрастной идентификацией. 
 
Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети оказываются способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола.  
 
                                                                                                  Продолжение приложения 2
 

Приблизительно 80% детей этого возраста могут  идентифицировать свой прошлый образ  с образом младенца на картинке. В качестве "образа будущего" дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины                     (женщины), комментируя это так: "потом я буду большой, потом я буду мама (папа),

потом я буду, как Таня (старшая  сестра)". Типичной для детей этого возраста является половозрастная последовательность, отраженная в табл.: 
 
 
 
Начиная с 5 лет дети уже не делают ошибок при идентификации своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама".  
 
Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в табл.: 
 
 
 
А  20% детей этого возраста - более укороченную последовательность: 
 
 
 
Практически все дети в возрасте 6 - 7 лет правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость". 
 
Все дети 8 лет способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным. 
 
Дети 9 лет и старше составляют полную идентификационную последовательность, адекватно идентифицируют себя с полом и возрастом.
 

Приложение  3   

    Таблица 1. Сводная таблица результатов исследования самооценки по методике «Какой Я» 

№ п/п Имя ребенка Количество  полученных баллов Уровень самооценки
1 Артем К. 8 высокий
2 Слава Г. 9 высокий
3 Саша В. 6 средний
4 Саша Н 7 средний
5 Костя Л. 8 высокий
6 Веня Р. 8 высокий
7 Степан К. 9 высокий
8 Егор Р. 8 высокий
9 Илья П. 6 средний
10 Кирилл Г. 8 высокий
11 Виталя Х. 6 средний
12 Леша Г. 8 высокий
13 Наташа В. 10 очень высокий
14 Лиза К. 9 высокий
15 Лиза В. 7 средний
16 Арина Х 7 средний
17 Настя П. 5 средний
18 Вика З. 9 высокий
19 Марина Н. 8 высокий
20 Вероника Ф. 6 средний
21 Настя К. 8 высокий
22 Алена Т. 9 высокий
23 Маша С. 7 средний
24 Лера М. 8 высокий
25 Кристина Д. 7 средний
26 Лиля В. 7 средний
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Приложение 4  

        Таблица 2. Сводная таблица результатов исследования половозрастной идентификации по методике Белопольской. 

№ п/п Имя ребенка 1 2 3 4 5 6
Младенец Дошкольник Школьник Юноша

Девушка

Мужчина

Женщина

Старик
1 Артем К. + ++ + + + -
2 Слава Г. + ++ + + + +
3 Саша В. +
++
+ + + -
4 Саша Н + ++ + 5 4 +
5 Костя Л. + ++ + + + -
6 Веня Р. + ++ + + + +
7 Степан К + ++ + + - +
8 Егор Р. + ++ + + + -
9 Илья П. + ++ + 5 4 -
10 Кирилл Г. + ++ + - + +
11 Виталя Х. + ++ + + - +
12 Леша Г. + ++ + + + -
13 Наташа В. + ++ + 5 4 -
14 Лиза К. + ++ + + + -
15 Лиза В. + ++ + + + +
16 Арина Х + ++ + + + -
17 Настя П. + ++ + - + -
18 Вика З. + ++ + + + +
19 Марина Н. + ++ + 5 4 -
20 Вероника Ф. + ++ + + + -
21 Настя К. + ++ + + + +
22 Алена Т. + ++ + - + +
23 Маша С. + ++ + + + -
24 Лера М. + ++ + + + +
25 Кристина Д. + ++ + + + -
26 Лиля В. + ++ + + + +

Информация о работе Исследование личностных особенностей дошкольников