Автор работы: h*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:10, курсовая работа
Цель. Изучение самооценки и половозрастной идентификации дошкольников.
Объект. Личность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет. Особенности самооценки и самосознания детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.
1.1. Развитие личности дошкольника______________________________6
1.2. Теоретический анализ изучения самооценки, половозрастной идентификации личности дошкольников__________________________ 15
Выводы по первой главе_________________________________________23
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Описание организации и методов исследования самооценки и половозрастной идентификации личности дошкольников__________25
2.2. Анализ результатов исследования самооценки, самосознания и половозрастной идентификации у детей дошкольного возраста________________________________________________________28
Выводы по второй главе………………………………………………… 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… ……………… 33
ЛИТЕРАТУРА…… …………………………………………………… 34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………… ……………………………………. 36
Выводы об уровне самооценки
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Приложение
2
Методика
исследования детского самосознания и
половозрастной идентификации.
Методика разработана Н. Л. Белопольской
и предназначена для исследования уровня
сформированности тех аспектов самосознания,
которые связаны с идентификацией пола
и возраста. Предназначена для детей от
3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских
целей, при диагностическом обследовании
детей, при консультировании ребенка и
для коррекционной работы.
Стимульный материал.
Используются два набора карточек,
на которых персонаж мужского или
женского пола изображен в разные периоды
жизни от младенчества до старости (карточки-рисунки).
Каждый такой набор (мужской и
женский варианты) состоит из 6 карточек.
Облик изображенного на них персонажа
демонстрирует типичные черты, соответствующие
определенной фазе жизни и соответствующей
ей половозрастной роли: младенчеству,
дошкольному возрасту, школьному возрасту,
юности, зрелости и старости.
Исследование проводится в два этапа.
Задачей первого этапа
является оценка возможности ребенка
идентифицировать свои настоящий, прошлый
и будущий половозрастной статус на представленном
ему изобразительном материале. Другими
словами, проверяется способность ребенка
к адекватной идентификации своего жизненного
пути.
Процедура.
Исследование проводится следующим образом. Перед
ребенком на столе в случайном порядке
раскладываются все 12 картинок (оба набора).
В инструкции ребенку предлагается показать,
какому образу соответствует его представление
о себе в настоящий момент. То есть ребенка
просят: "Посмотри
на все эти картинки.
Как ты думаешь, какой (какая)
ты сейчас?" Можно последовательно
указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой?
(Такая?)". Однако в случае такой "подсказки"
не следует показывать на те картинки,
образ которых соответствует настоящему
образу ребенка в момент исследования.
Если ребенок сделал адекватный выбор
картинки, можно считать, что он правильно
идентифицирует себя с соответствующим
полом и возрастом, что отмечается в протоколе.
Если же выбор сделан неадекватно, это
также фиксируется в протоколе. В обоих
случаях
можно продолжать
исследование.
В тех случаях,
когда ребенок вообще не может
идентифицировать себя с каким-либо
персонажем на картинках, например, заявляя:
"Меня здесь нет", эксперимент
продолжать нецелесообразно, так как даже
идентификация с образом настоящего у
ребенка не сформирована.
После того как ребенок выбрал первую
картинку, ему дается дополнительная инструкция
показать, каким он был раньше. Можно сказать:
"Хорошо, сейчас
ты такой, а каким ты
был раньше?". Выбор фиксируется в
протоколе. Выбранную карточку располагают
перед той, что была выбрана первой, так,
чтобы получилось начало возрастной последовательности.
Затем ребенка просят показать, каким
он будет потом. Причем, если ребенок справляется
с выбором первой картинки образа будущего
(например, дошкольник выбирает картинку
с изображением школьника), ему предлагают
определить и последующие возрастные
образы. Все картинки выкладываются самим
ребенком в виде последовательности. Взрослый
может помочь ему в этом, но находить нужный
возрастной образ ребенок должен строго
самостоятельно. Вся полученная таким
образом последовательность отражается
в протоколе.
Если ребенок правильно (или почти правильно)
составил последовательность для своего
пола, его просят разложить в возрастном
порядке карточки с персонажем противоположного
пола.
На втором этапе исследования сравниваются
представления ребенка о Я-настоящем,
Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
Процедура.
На столе перед ребенком лежат обе последовательности
картинок. Та, которую ребенок составил
(или последовательность, соответствующая
полу ребенка), лежит непосредственно
перед ним, а вторая немного дальше. В том
случае, когда составленная ребенком последовательность
существенно неполна (например, состоит
всего из двух карточек) или содержит ошибки
(например, перестановки), именно она находится
перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном
виде располагаются чуть в отдалении.
Все они должны быть в поле его или ее зрения.
Ребенка просят показать, какой образ
последовательности кажется ему самым
привлекательным.
Пример инструкции: "Еще
раз внимательно посмотри
на эти картинки и покажи,
каким бы ты хотел быть". После того
как ребенок указал на какую-либо картинку,
можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем
этот образ показался ему привлекательным.
Затем ребенка просят показать картинку
с самым непривлекательным для него возрастным
образом.
Пример инструкции:
"А теперь покажи
на картинках, каким
ты ни за что не хотел
бы быть". Ребенок выбирает картинку,
и если выбор ребенка не очень понятен
экспериментатору, то можно задать ему
вопросы, уточняющие мотивы его выбора.
Результаты обоих выборов фиксируются
в протоколе.
Для регистрации хода выполнения методики
рекомендуется использовать бланки протокола
(образец протокола). В них размечены позиции
правильной половозрастной последовательности,
против которых указывается выбор ребенка,
также зарезервированы позиции для отметки
положительных и отрицательных предпочтений.
Выбор "идентичного" персонажа отмечается
крестиком в кружке, остальных - простым
крестиком. Пропущенные позиции отмечаются
знаком минус, а при нарушении последовательности
в соответствующей позиции указываются
номера выбранных карточек.
Например, если дошкольник правильно идентифицировал
себя и свой предыдущий статус, но поставил
юношу позади мужчины, а карточку со стариком
отложил в сторону, то его результат записывается
в таблицу:
Выбранные привлекательные и непривлекательные
образы обозначают порядковым номером
картинки в последовательности:
Полезно регистрировать также непосредственные
высказывания и реакции ребенка в процессе
выполнения данной ему инструкции и его
ответы на вопросы экспериментатора о
мотивах того или иного выбора.
Интерпретация результатов.
Дети с нормальным психическим развитием
характеризуются следующей половозрастной
идентификацией.
Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев)
идентифицируют себя с младенцем и не
принимают дальнейшей инструкции. Однако
уже к 4 годам почти все дети оказываются
способны идентифицировать себя с картинкой,
на которой изображен дошкольник соответствующего
пола.
Приблизительно 80% детей этого возраста могут идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве "образа будущего" дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так: "потом я буду большой, потом я буду мама (папа),
потом
я буду, как Таня (старшая
сестра)". Типичной для детей этого
возраста является половозрастная последовательность,
отраженная в табл.:
Начиная с 5 лет дети уже не делают
ошибок при идентификации своего реального
половозрастного статуса. Дети этого возраста
могут правильно построить последовательность
идентификации: младенец - дошкольник
- школьник. Около половины из них продолжают
построение последовательности и идентифицируют
себя с будущими ролями юноши (девушки),
мужчины (женщины), правда, называя последних
"папа" и "мама".
Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность,
отраженную в табл.:
А 20% детей этого возраста - более укороченную
последовательность:
Практически все дети в возрасте 6 - 7
лет правильно устанавливают последовательность
идентификации от младенца до взрослого
(с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение
в идентификации себя с образом "старость".
Все дети 8 лет способны к установлению
полной идентификационной последовательности
из 6 картинок. Они уже идентифицируют
себя с будущим образом старости, хотя
и считают его самым непривлекательным.
Образ "младенца" также оказывается
для многих непривлекательным.
Дети 9 лет и старше составляют полную
идентификационную последовательность,
адекватно идентифицируют себя с полом
и возрастом.
Приложение
3
Таблица
1. Сводная таблица результатов исследования
самооценки по методике «Какой Я»
№ п/п | Имя ребенка | Количество полученных баллов | Уровень самооценки |
1 | Артем К. | 8 | высокий |
2 | Слава Г. | 9 | высокий |
3 | Саша В. | 6 | средний |
4 | Саша Н | 7 | средний |
5 | Костя Л. | 8 | высокий |
6 | Веня Р. | 8 | высокий |
7 | Степан К. | 9 | высокий |
8 | Егор Р. | 8 | высокий |
9 | Илья П. | 6 | средний |
10 | Кирилл Г. | 8 | высокий |
11 | Виталя Х. | 6 | средний |
12 | Леша Г. | 8 | высокий |
13 | Наташа В. | 10 | очень высокий |
14 | Лиза К. | 9 | высокий |
15 | Лиза В. | 7 | средний |
16 | Арина Х | 7 | средний |
17 | Настя П. | 5 | средний |
18 | Вика З. | 9 | высокий |
19 | Марина Н. | 8 | высокий |
20 | Вероника Ф. | 6 | средний |
21 | Настя К. | 8 | высокий |
22 | Алена Т. | 9 | высокий |
23 | Маша С. | 7 | средний |
24 | Лера М. | 8 | высокий |
25 | Кристина Д. | 7 | средний |
26 | Лиля В. | 7 | средний |
Приложение
4
Таблица
2. Сводная таблица результатов исследования
половозрастной идентификации по методике
Белопольской.
№ п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Младенец | Дошкольник | Школьник | Юноша
Девушка |
Мужчина
Женщина |
Старик | ||
1 | Артем К. | + | ++ | + | + | + | - |
2 | Слава Г. | + | ++ | + | + | + | + |
3 | Саша В. | + | + | + | + | - | |
4 | Саша Н | + | ++ | + | 5 | 4 | + |
5 | Костя Л. | + | ++ | + | + | + | - |
6 | Веня Р. | + | ++ | + | + | + | + |
7 | Степан К | + | ++ | + | + | - | + |
8 | Егор Р. | + | ++ | + | + | + | - |
9 | Илья П. | + | ++ | + | 5 | 4 | - |
10 | Кирилл Г. | + | ++ | + | - | + | + |
11 | Виталя Х. | + | ++ | + | + | - | + |
12 | Леша Г. | + | ++ | + | + | + | - |
13 | Наташа В. | + | ++ | + | 5 | 4 | - |
14 | Лиза К. | + | ++ | + | + | + | - |
15 | Лиза В. | + | ++ | + | + | + | + |
16 | Арина Х | + | ++ | + | + | + | - |
17 | Настя П. | + | ++ | + | - | + | - |
18 | Вика З. | + | ++ | + | + | + | + |
19 | Марина Н. | + | ++ | + | 5 | 4 | - |
20 | Вероника Ф. | + | ++ | + | + | + | - |
21 | Настя К. | + | ++ | + | + | + | + |
22 | Алена Т. | + | ++ | + | - | + | + |
23 | Маша С. | + | ++ | + | + | + | - |
24 | Лера М. | + | ++ | + | + | + | + |
25 | Кристина Д. | + | ++ | + | + | + | - |
26 | Лиля В. | + | ++ | + | + | + | + |
Информация о работе Исследование личностных особенностей дошкольников