Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:07, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности общения детей дошкольного возраста с ЗПР. Для реализации поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме общения;
проанализировать развитие общения в онтогенезе и при задержке психического развития;
экспериментально выявить особенности общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Следующей формой общения является внеситуативно-личностная. Это высшее достижение в развитии коммуникативной деятельности в дошкольном возрасте. Данная форма общения характерна для детей 6-7 лет. Ведущий мотив общения - личностный.
Внимание ребенка в этом возрасте больше привлекают человеческие отношения, нормы поведения, поэтому дети предпочитают говорить со взрослыми не на познавательные темы, а на личностные, касающиеся жизни людей. Для ребенка при этом характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию взрослых, а потребность во взаимопонимании и сопереживании ему. Данная форма общения существует самостоятельно, не включена ни в какую другую деятельность. Ребенок использует также речевые средства общения. Это общение вводит его в сложный по своей структуре мир людей и позволяет занять адекватное место в нем. Благодаря достижениям во внеситуативно-личностном общении дети оказываются готовы к школьному обучению.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста выделяются четыре формы общения ребенка с взрослыми. Рассматриваемые формы общения отражают нормальный ход развития дошкольника. И наличие ведущей формы общения не означает, что автоматически исключаются все другие формы взаимодействия и что ребенок, достигший высшей формы коммуникативной деятельности, разговаривает с взрослыми только на личные темы.
Рассматривая проблему формирования коммуникативной деятельности у детей в дошкольном возрасте, нельзя не сказать о том, что кроме взрослых ребенок активно общается со сверстниками.
Потребность в общении со сверстниками начинает оформляться в конце раннего возраста, а у дошкольников становится одной из самых главных (М.И. Лисина, 1988). Взаимодействие с другими детьми составляет вторую сферу контактов ребенка с окружающими.
Под руководством М.И. Лисиной были проведены исследования становления и развития этой сферы социальных контактов ребенка. Наличие у ребенка специфической потребности в общении со сверстниками определялось по четырем критериям:
Таким
образом, одновременное наличие
всех четырех критериев
Первый этап - отсутствие у ребенка самостоятельной потребности в общении со сверстниками. Данный период охватывает весь первый год жизни. С.В. Корницкая (1973), Л.М. Царегородцева (1985) установили, что у младенцев проявляется только два критерия потребности в общении со сверстниками: внимание и аффективный отклик. На первом этапе контакты детей со сверстниками побуждаются не специфической потребностью в общении с равными партнерами, а стремлением к активности и новым впечатлениям.
Следующий этап охватывает второй год жизни. Это этап первичного оформления специфической потребности детей в общении со сверстниками. Исследования Л.Н. Галигузовой (1992), Т.М. Землянухиной (1991), Р.И. Желеску, Т.М. Сорокиной (1978) показали, что в этом возрасте, кроме первого и второго критерия потребности в общении со сверстниками, появляется также третий и четвертый: малыш пытается обратить на себя внимание товарищей, перестраивая с этой целью свои действия. На данном этапе контакты со сверстниками позволяют детям развивать бурную активность и стоить совместную деятельность. Место общения с ровесниками в общей иерархии потребностей ребенка на втором этапе весьма скромное.
Третий
этап характерен для детей 3-4 лет. В
этот период в поведении детей
постоянно проявляются все
Четвертый этап проявляется у детей 4-7лет. Взрослый сохраняет значение наиболее авторитетного, любимого и необходимого человека в жизни, но сверстник как партнер по общению обгоняет взрослого по своей привлекательности и становится предпочитаемым (Д.Б. Годовикова, 1988; Р.И. Деревянко, П.Б. Митева, 1985; Е.О. Смирнова, 1985).
Исследования И.Т. Димитрова (1979) и А.И. Силивестру показали, что в результате общения с друзьями ребенок учится оценивать собственные практические умения и получает первое представление о своих знаниях.
Общение со сверстниками порождает в дошкольном возрасте избирательные привязанности между детьми. Поданным Е.О. Смирновой (1981), в основе дружеских отношений детей может лежать удовлетворение потребности в доброжелательном внимании сверстников, оно обеспечивает познание детьми себя в своих лучших качествах. На втором месте по значимости для формы дружеских связей стоит удовлетворение потребности детей в игровом сотрудничестве. Стремление детей к общности мнений и взглядов занимает лишь третье место.
Е.О. Смирнова также отмечает некоторую специфику общения дошкольников со сверстниками, в отличие от общения с взрослыми:
Эти особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста и также требуют обеспечения педагогических условий для их реализации. Е.О. Смирнова (1988) выделила три этапа в развитии общения дошкольников со сверстниками, которые по аналогии со сферой общения со взрослыми были названы формами общения со сверстниками.
Первая форма - эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй - четвертый год жизни). Это общение ситуативное, оно зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Основные средства общения - локомоции, или экспрессивно-выразительные движения.
Вторая форма - ситуативно-деловая (от 4 до 6 лет). Главное содержание общения в данный период - деловое сотрудничество (в сюжетно-
ролевой игре). Дети заняты общим делом. Потребность в сотрудничестве -главное для общения детей в этом возрасте. Ярко выделяется и потребность в признании и уважении сверстников. Преобладают речевые средства общения. Общение в основном ситуативное.
Третья форма общения - внеситуативно-деловая - появляется в конце дошкольного возраста у многих детей (но не у всех). Внеситуативность общения развивается в двух направлениях:
Ребенок в возрасте 6-7 лет начинает выделять и чувствовать сущность другого человека. К старшему дошкольному возрасту у детей формируется особое отношение к другому ребенку, которое можно называть личностным. Сверстник становится предметом сравнения с собой, средством самоутверждения, а также самооценки целостной личностью. Это сравнение превращается во внутреннюю общность, что делает возможным более глубокие межличностные отношения.
Выводы.
Задача развития и формирования навыков общения актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но и в большей мере - для детей с особыми образовательными потребностями.
В отечественной специальной психологии задержки психического развития рассматриваются с позиции дизонтогенеза, что находит свое отражение в самом термине «задержка психического развития» (М.С. Певзнер 1960, 1972; В.И. Лубовский, 1972; В.В. Лебединский, 1985). Как показали комплексные исследования сотрудников Института дефектологии (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, И.Ф. Марковская, М.Н. Фишман), большую часть контингента детей с трудностями в обучении как раз и составляют дети, специфическая аномалия которых квалифицируется как «задержка психического развития»
Различные
стороны психической
Многие исследователи (Т.А. Власова, С.А. Домишкевич, Г.М. Капустина, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.) отмечают, что, несмотря на значительные индивидуальные особенности, дети с ЗПР характеризуются рядом общих признаков.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологической литературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированность произвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений внимания и восприятия, В.Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П. Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени). В исследованиях многих ученых (И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, С.Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С.Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с ЗПР. В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей.
Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л.В. Кузнецова). Для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У.В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка. Данные этих исследований интересны тем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР, которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы.
У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер).
Измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Г.В. Грибанова).
В немногочисленных исследованиях отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности (общения) детей с ЗПР от возрастных норм (Д.И. Бойков, 2005; Е.Е. Дмитриева, 2005; Л.В. Кузнецова, 1984; Е.С. Слепович, 1989). Авторы указывают, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение со взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже. Общей характеристикой
Информация о работе Изучения общения детей дошкольного возраста с ЗПР