Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:07, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности общения детей дошкольного возраста с ЗПР. Для реализации поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме общения;
проанализировать развитие общения в онтогенезе и при задержке психического развития;
экспериментально выявить особенности общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Анализ результатов. Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красный и в черный домики, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого — отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «-») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.
+4 и более баллов — набирают «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.
От +1 до +3 (выборов со знаком «-» нет) — эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.
От -2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «-») — активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.
О баллов (выборы со знаком «+» и «-»отсутствуют) — этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получают в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно пришел в группу.
-1 и менее баллов — это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.
В ходе изучения особенностей детей старшего дошкольного возраста в различных формах общения нами были получены следующие результаты.
В ситуации выбора формы общения, большая часть старших дошкольников с ЗПР (60%) предпочла игру всем остальным видам деятельности, 26,7% испытуемых заинтересовались чтением и только 13,3% детей захотели побеседовать с экспериментатором.
В контрольной группе 26,7% детей остановили свой выбор на игрушках, 46,6% старших дошкольников захотели почитать и 26,7% испытуемых остановили свой выбор на беседе с взрослым.
Полученные данные мы отразили в Таблице 1.
Таблица 1.
Предпочитаемые формы общения.
Предпочитаемая форма общения | |||
Ситуативно-деловая | Внеситуативно-познавательная | Внеситуативно-личностная | |
Экспериментальная группа | 60% | 26,7% | 13,3% |
Контрольная группа | 26,7% | 46,6% | 26,7% |
Затем были проведены три вида взаимодействия с каждым ребенком (игра, чтение, беседа).
Ситуативно-деловая сфера общения. Анализ проведенной с детьми экспериментальной группы игры показал, что игра – любимый вид деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В игровой ситуации большинство дошкольников чувствовали себя раскованно. Игрушки, предоставленные детям, были для них новыми, сразу привлекли внимание и заинтересовали. Однако отметим, что из всего разнообразия игрушек (мягкие игрушки, пазлы, машинки, куклы, строительный материал) дошкольники с ЗПР выбирали только машинки. Игра детей была довольно однообразна и продолжалась недолго. Как правило, дети говорили немного.
40% дошкольников с ЗПР проявили высокую активность в ситуации игры; у 46,7% детей активность была на среднем уровне, 13,3% испытуемых были малоактивны в игре.
В контрольной группе, 53,3% старших дошкольников проявили высокий уровень активности в игре, эти дети с удовольствием рассматривали игрушки, начинали игру, задавали вопросы экспериментатору. Некоторые дети пытались привлечь взрослого к игре. Активность 40% детей оказалась на среднем уровне, только один ребенок оказался равнодушен к игрушкам.
Внеситуативно-
В контрольной группе высокий познавательный интерес был отмечен у 66,7% старших дошкольников. Этих детей заинтересовал и сюжет книги, и содержание. Они охотно слушали взрослого, просили показать картинки, затем активно участвовали в обсуждении прочитанного. 26,7% детей контрольной группы проявили средний уровень активности и только один ребенок был малоактивен.
Внеситуативно-личностная сфера общения. Проведение беседы с дошкольниками экспериментальной группы было затруднено ввиду отсутствия интереса детей к данному виду деятельности. 40% детей с ЗПР были абсолютно в процессе беседы. Нельзя сказать, что дети были смущены, но они просто не могли понять, что от них хотят, и молчали. 33,3% испытуемых проявили некоторую заинтересованность, но поняв, что игрушек не будет, интерес к взрослому был потерян. 13,3% детей вступили в беседу с экспериментатором, но вопросы предпочитали не задавать, только отвечали на поставленные. Возможно, полноценной беседы у этих детей не получалось по причине низкого уровня речевого развития. Мы наблюдали, что детям порой трудно сформулировать свою мысль, донести ее до взрослого.
В контрольной группе 26,7% детей были рады беседе и активно в ней участвовали, не отвлекались. 40% детей продемонстрировали средний уровень активности. 33,3% испытуемых пытались прекратить беседу и начать заниматься каждый своим делом.
Активность детей в каждой из предложенных ситуаций мы отразили в Таблицах 2 и 3.
Таблица 2.
Уровень заинтересованности (активности) детей с ЗПР в процессе общения.
Уровень | Ситуация общения | ||
Игра | Чтение | Беседа | |
Высокий | 40% | 26,7% | 13,3% |
Средний | 46,7% | 26,7% | 13,3% |
Низкий | 13,3% | 46,7% | 33,3% |
Отсутствие | - | - | 40% |
Таблица 3.
Уровень заинтересованности (активности) детей в норме в процессе общения.
Уровень | Ситуация общения | ||
Игра | Чтение | Беседа | |
Высокий | 53,3% | 66,7% | 26,7% |
Средний | 40% | 26,7% | 40% |
Низкий | 6,7% | 6,7% | 33,3% |
Отсутствие | - | - | - |
Проведение
социометрического теста «Два домика»
выявило следующие особенности
межличностного общения детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР.
Категория детей | Баллы | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
«социометрические звезды» | +4 и более | 6,7% | 20% |
Дети, предпочитающие малый круг общения | От +1до +3 | 33,3% | 13,3% |
Активные, подвижные, общительные дети | От -2 до +2 | 13,3% | 66,7% |
Тихие, малоактивные дети | О баллов | 26,7% | - |
Дети, отвергаемые сверстниками | -1 и менее | 20% | - |
В экспериментальной группе, третья часть детей (5 человек) предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей. Эти дети составили 33,3% детей группы. Ребята почти не конфликтуют с другими детьми, но и не участвуют в их играх, в своей маленькой группе могут быть лидерами или стремиться занять лидирующую позицию. 26,7% старших дошкольников с ЗПР - это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками. Активных, подвижных и общительных детей в экспериментальной группе только 13,3%. Среди детей исследуемой категории удалось выявить только одного человека (6,7%), которому свойственны такие качества, как уверенность в себе, лидерство. А вот детей, отвергаемых сверстниками, оказалось гораздо больше – 20%. Следует отметить, что это дети, не отличающиеся внешне от других детей группы, однако имеющие некоторые аутоподобные проявления. Они и сами не стремятся к активным контактам с окружающими.
В контрольной группе детей получены следующие данные. Большая часть детей группы – 66,7% - это активные, общительные дети. Они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды. В играх этих детей бывают конфликты, но проблемные ситуации дети решают самостоятельно. 13,3% испытуемых предпочитают узкий круг общения, имеют одного или нескольких друзей. В данной группе детей выявлены «социометрические звезды» 20%. Это очень активные ребята, которым нравится находиться в центре внимания, они пытаются всегда быть лидерами, собирают вокруг себя других ребят, другие дети с ними охотно дружат.
Выводы.
1.
Старшие дошкольники с ЗПР
предпочитают ситуативно-
2. У детей с ЗПР мало выражен познавательный интерес.
3. Внеситуативно-личностная форма общения является наименее привлекательной для детей с ЗПР.
4. В общении со сверстниками, большая часть дошкольников с ЗПР предпочитает малый круг общения, ограниченное количество друзей.
5. Среди старших дошкольников с ЗПР практически нет лидеров или таких детей, за которыми бы стремилась вся группа, мало активных и общительных ребят.
Информация о работе Изучения общения детей дошкольного возраста с ЗПР