Изучения общения детей дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности общения детей дошкольного возраста с ЗПР. Для реализации поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме общения;
проанализировать развитие общения в онтогенезе и при задержке психического развития;
экспериментально выявить особенности общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Работа состоит из  1 файл

ТЕКСТ КУРСОВИКА.doc

— 316.50 Кб (Скачать документ)

     Анализ  результатов. Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красный и в черный домики, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого — отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «-») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

     +4 и более баллов — набирают  «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

     От +1 до +3 (выборов со знаком «-» нет) — эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

     От -2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «-») — активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

     О баллов (выборы со знаком «+» и «-»отсутствуют) — этих детей просто не замечают, их как будто нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получают в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно пришел в группу.

     -1 и менее баллов — это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

 
 

     В ходе изучения особенностей детей старшего дошкольного возраста в различных формах общения нами были получены следующие результаты.

     В ситуации выбора формы общения, большая  часть старших дошкольников с  ЗПР (60%) предпочла игру всем остальным видам деятельности, 26,7% испытуемых заинтересовались чтением и только 13,3% детей захотели побеседовать с экспериментатором.

     

     В контрольной группе 26,7% детей остановили свой выбор на игрушках, 46,6% старших дошкольников захотели почитать и 26,7% испытуемых остановили свой выбор на беседе с взрослым.

     

 

     Полученные  данные мы отразили в Таблице 1.

     Таблица 1.

     Предпочитаемые  формы общения.

  Предпочитаемая  форма общения
Ситуативно-деловая Внеситуативно-познавательная Внеситуативно-личностная
Экспериментальная группа 60% 26,7% 13,3%
Контрольная группа 26,7% 46,6% 26,7%
 

     

     Затем были проведены три вида взаимодействия с каждым ребенком (игра, чтение, беседа).

     Ситуативно-деловая  сфера общения. Анализ проведенной с детьми экспериментальной группы игры показал, что игра – любимый вид деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В игровой ситуации большинство дошкольников чувствовали себя раскованно. Игрушки, предоставленные детям, были для них новыми, сразу привлекли внимание и заинтересовали. Однако отметим, что из всего разнообразия игрушек (мягкие игрушки, пазлы, машинки, куклы, строительный материал) дошкольники с ЗПР выбирали только машинки. Игра детей была довольно однообразна и продолжалась недолго. Как правило, дети говорили немного.

     40% дошкольников с ЗПР проявили  высокую активность в ситуации игры; у 46,7% детей активность была на среднем уровне, 13,3% испытуемых были малоактивны в игре.

     В контрольной группе, 53,3% старших  дошкольников проявили высокий уровень  активности в игре, эти дети с удовольствием рассматривали игрушки, начинали игру, задавали вопросы экспериментатору. Некоторые дети пытались привлечь взрослого к игре. Активность 40% детей оказалась на среднем уровне, только один ребенок оказался равнодушен к игрушкам.

     Внеситуативно-познавательная форма общения. Только 26,7% старших дошкольников с ЗПР заинтересовались процессом чтения. Эти дети внимательно слушали взрослого, не отвлекались. После прочтения они сами задавали вопросы о прочитанном. Активность 26,7% испытуемых оказалась на среднем уровне и 46,7% детей с ЗПР проявили лишь слабый интерес к деятельности. В ходе чтения они отвлекались, вопросы не задавали, и сами не могли ответить на поставленные экспериментатором вопросы.

     В контрольной группе высокий познавательный интерес был отмечен у 66,7% старших дошкольников. Этих детей заинтересовал и сюжет книги, и содержание. Они охотно слушали взрослого, просили показать картинки, затем активно участвовали в обсуждении прочитанного. 26,7% детей контрольной группы проявили средний уровень активности и только один ребенок был малоактивен.

     Внеситуативно-личностная сфера общения. Проведение беседы с дошкольниками экспериментальной группы было затруднено ввиду отсутствия интереса детей к данному виду деятельности. 40% детей с ЗПР были абсолютно в процессе беседы. Нельзя сказать, что дети были смущены, но они просто не могли понять, что от них хотят, и молчали. 33,3% испытуемых проявили некоторую заинтересованность, но поняв, что игрушек не будет, интерес к взрослому был потерян. 13,3% детей вступили в беседу с экспериментатором, но вопросы предпочитали не задавать, только отвечали на поставленные. Возможно, полноценной беседы у этих детей не получалось по причине низкого уровня речевого развития. Мы наблюдали, что детям порой трудно сформулировать свою мысль, донести ее до взрослого.

     В контрольной группе 26,7% детей были рады беседе и активно в ней  участвовали, не отвлекались. 40% детей  продемонстрировали средний уровень  активности. 33,3% испытуемых пытались прекратить беседу и начать заниматься каждый своим делом.

     Активность  детей в каждой из предложенных ситуаций мы отразили в Таблицах 2 и 3.

     Таблица 2.

     Уровень заинтересованности (активности) детей  с ЗПР в процессе общения.

Уровень Ситуация  общения
Игра Чтение Беседа
Высокий 40% 26,7% 13,3%
Средний 46,7% 26,7% 13,3%
Низкий  13,3% 46,7% 33,3%
Отсутствие  - - 40%
 

     

     

     

     Таблица 3.

     Уровень заинтересованности (активности) детей  в норме в процессе общения.

Уровень Ситуация  общения
Игра Чтение Беседа
Высокий 53,3% 66,7% 26,7%
Средний 40% 26,7% 40%
Низкий  6,7% 6,7% 33,3%
Отсутствие  - - -
 

     Проведение  социометрического теста «Два домика»  выявило следующие особенности  межличностного общения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 

Категория детей Баллы Экспериментальная группа Контрольная группа
«социометрические звезды» +4 и более 6,7% 20%
Дети, предпочитающие малый круг общения От +1до +3 33,3% 13,3%
Активные, подвижные, общительные дети От -2 до +2 13,3% 66,7%
Тихие, малоактивные дети О баллов 26,7% -
Дети, отвергаемые сверстниками -1 и менее 20% -
 

     В экспериментальной группе, третья часть  детей (5 человек) предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей. Эти дети составили 33,3% детей группы. Ребята почти не конфликтуют с другими детьми, но и не участвуют в их играх, в своей маленькой группе могут быть лидерами или стремиться занять лидирующую позицию. 26,7% старших дошкольников с ЗПР - это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками. Активных, подвижных и общительных детей в экспериментальной группе только 13,3%. Среди детей исследуемой категории удалось выявить только одного человека (6,7%), которому свойственны такие качества, как уверенность в себе, лидерство. А вот детей, отвергаемых сверстниками, оказалось гораздо больше – 20%. Следует отметить, что это дети, не отличающиеся внешне от других детей группы, однако имеющие некоторые аутоподобные проявления. Они и сами не стремятся к активным контактам с окружающими.

     В контрольной группе детей получены следующие данные. Большая часть детей группы – 66,7% - это активные, общительные дети. Они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды. В играх этих детей бывают конфликты, но проблемные ситуации дети решают самостоятельно. 13,3% испытуемых предпочитают узкий круг общения, имеют одного или нескольких друзей. В данной группе детей выявлены «социометрические звезды» 20%. Это очень активные ребята, которым нравится находиться в центре внимания, они пытаются всегда быть лидерами, собирают вокруг себя других ребят, другие дети с ними охотно дружат.

       

     

 

     

 

     Выводы.

     1. Старшие дошкольники с ЗПР  предпочитают ситуативно-деловую  форму общения (только в ситуации игры эти дети чувствуют себя раскованно, непринужденно).

     2. У детей с ЗПР мало выражен  познавательный интерес.

     3. Внеситуативно-личностная форма общения является наименее привлекательной для детей с ЗПР.

     4. В общении со сверстниками, большая  часть дошкольников с ЗПР предпочитает малый круг общения, ограниченное количество друзей.

     5. Среди старших дошкольников с  ЗПР практически нет лидеров  или таких детей, за которыми  бы стремилась вся группа, мало  активных и общительных ребят.

Информация о работе Изучения общения детей дошкольного возраста с ЗПР