Изучения общения детей дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить особенности общения детей дошкольного возраста с ЗПР. Для реализации поставленной цели, нами были выделены следующие задачи:
изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме общения;
проанализировать развитие общения в онтогенезе и при задержке психического развития;
экспериментально выявить особенности общения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Работа состоит из  1 файл

ТЕКСТ КУРСОВИКА.doc

— 316.50 Кб (Скачать документ)

     6. Дети, имеющие особенности (отклонения) в развитии становятся «изгоями», отвергаются другими детьми с ЗПР.

 

Заключение

 

     Данное  исследование было посвящено проблеме общения детей дошкольного возраста с ЗПР.

     В теоретической части исследования нами была проанализирована категория  общения, изучен процесс развития общения в норме и при задержке психического развития. На основании изученной психолого-педагогической литературы по теме исследования мы можем сформулировать следующие выводы.

     Проблема  формирования   общения у детей  старшего дошкольного возраста является актуальной в педагогике и психологии, что подтверждается многочисленными исследованиями (Н.М. Аксарина, И.В. Дубровина, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Э. Пиклер, Д.Б. Эльконин и др.).

     Психолого-педагогические исследования доказали решающую роль общения в психическом развитии детей дошкольного возраста (М.Г. Елагина, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Э. Пиклер, А.Г. Рузская,   Е.О. Смирнова и др.).

     Дети с ЗПР к концу дошкольного возраста не овладевают возрастными нормами общения со сверстниками в условиях совместной деятельности. Взаимоотношения детей с ЗПР характеризуются низким уровнем произвольности. Большинство из них не могут принять коммуникативную задачу. А та часть детей, которая ее принимает, не всегда может удержать ее в ситуации взаимодействия. В целом поведение детей с ЗПР было ситуативным и определялось конкретными условиями взаимодействия. Сравнивая общение детей с ЗПР и их нормально развивающихся сверстников, можно отметить: у детей с ЗПР снижена инициатива в общении, они гораздо реже обращаются к сверстникам в различных ситуациях.

     В практической части исследования, мы изучили особенности общения  старших дошкольников с ЗПР по методике О.Е. Смироновой и «Социометрия для дошкольников» Гуткиной. На основании  проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

     1. Старшие дошкольники с ЗПР  предпочитают ситуативно-деловую  форму общения (только в ситуации  игры эти дети чувствуют себя  раскованно, непринужденно).

     2. У детей с ЗПР мало выражен  познавательный интерес.

     3. Внеситуативно-личностная форма общения является наименее привлекательной для детей с ЗПР.

     4. В общении со сверстниками, большая  часть дошкольников с ЗПР предпочитает  малый круг общения, ограниченное  количество друзей.

     5. Среди старших дошкольников с  ЗПР практически нет лидеров или таких детей, за которыми бы стремилась вся группа, мало активных и общительных ребят.

     6. Дети, имеющие особенности (отклонения) в развитии становятся «изгоями»,  отвергаются другими детьми с  ЗПР. 
 

 

Литература:

 
  1. Бойков  Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005. – 288с.
  2. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. - № 1. – с. 10
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 272с.
  4. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Ребенок в детском саду. – 2003. - №2.
  5. Галигузова Л.Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии. – 1996. - №3.
  6. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией   // Дефектология.  № 6 – 1995 – С. 23-41.
  7. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. – 1988. - №3. – с. 81.
  8. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Логопед. – 2007. - №3. – с. 26.
  9. Густомясова А. Воспитание социальной компетентности // Дошкольное воспитание. – 2008. - №5. – с. 106.
  10. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. – Ярославль, 2003. – 77с.
  11. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. – 1998. - №1. – с. 68.
  12. Дмитриева Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развит. – 2004. - №6. – с. 11.
  13. Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 192с.
  14. Запорожец А.В., Лисина М.Н. Развитие общения у дошкольников. – М., 1974. – 95с.
  15. Иванова А.И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2006. - №3. – с. 24.
  16. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону. - 1987.- 198с.
  17. Колесникова Н.В. Создание коммуникативно-речевой среды в условиях детского сада // Логопед. – 2007. - №5. – с. 44.
  18. Комарова С.В. Развитие речи как средства общения младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Логопед. – 2004. - №6. – с. 25
  19. Костенкова Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64с.
  20. Кулагина И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность и ее детерминанты при задержке психического развития // Дефектология. – 1989. - №1. – с. 3.
  21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М.: Владос, 2004. – 303с.
  22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 167 с.
  23. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. – 2006. - №3. – с.15-27.
  24. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.,1975. – 187с.
  25. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста  // Сов. педагогика. - 1980. - №1.
  26. Локтева Е.В. Общение в семье с ребенком с ЗПР // Проблемы школьного воспитания. – 2002. –  № 3. –  С. 82–85.
  27. Локтева Е.В. О формировании коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР через факультатив «Театр и дети» // Дефектология. – 2006. - № 6. – с. 81
  28. Локтева Е.В. Содержание работы по формированию коммуникативных навыков и умений у старших дошкольников с ЗПР в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида // Дефектология. – 2006. − № 6. − С.81−83.
  29. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика, 1978. – 224 с.
  30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.- 1998. – 276с.
  31. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 256с.
  32. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. - 480 с.
  33. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6.
  34. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000. – 160с.
  35. Соколова Е.В. Система задержки психического развития у детей // Логопед. – 2008. - №1. – с. 8.
  36. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 320с.
  37. Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с ЗПР. – СПб.: Питер, 2008. – 192с.
  38. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н-Новгород,: НГПУ, 1994. – 230с.
  39. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет). – ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 384с.
  40. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320с.

Информация о работе Изучения общения детей дошкольного возраста с ЗПР