6.
Дети, имеющие особенности (отклонения)
в развитии становятся «изгоями», отвергаются
другими детьми с ЗПР.
Заключение
Данное
исследование было посвящено проблеме
общения детей дошкольного возраста
с ЗПР.
В
теоретической части исследования
нами была проанализирована категория
общения, изучен процесс развития общения
в норме и при задержке психического развития.
На основании изученной психолого-педагогической
литературы по теме исследования мы можем
сформулировать следующие выводы.
Проблема
формирования общения у детей
старшего дошкольного возраста является
актуальной в педагогике и психологии,
что подтверждается многочисленными исследованиями
(Н.М. Аксарина, И.В. Дубровина, Т.М. Землянухина,
М.И. Лисина, Э. Пиклер, Д.Б. Эльконин и др.).
Психолого-педагогические
исследования доказали решающую роль
общения в психическом развитии детей
дошкольного возраста (М.Г. Елагина, М.И.
Лисина, С.Ю. Мещерякова, Э. Пиклер, А.Г.
Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Дети
с ЗПР к концу дошкольного возраста не
овладевают возрастными нормами общения
со сверстниками в условиях совместной
деятельности. Взаимоотношения детей
с ЗПР характеризуются низким уровнем
произвольности. Большинство из них не
могут принять коммуникативную задачу.
А та часть детей, которая ее принимает,
не всегда может удержать ее в ситуации
взаимодействия. В целом поведение детей
с ЗПР было ситуативным и определялось
конкретными условиями взаимодействия.
Сравнивая общение детей с ЗПР и их нормально
развивающихся сверстников, можно отметить:
у детей с ЗПР снижена инициатива в общении,
они гораздо реже обращаются к сверстникам
в различных ситуациях.
В
практической части исследования, мы
изучили особенности общения
старших дошкольников с ЗПР по
методике О.Е. Смироновой и «Социометрия
для дошкольников» Гуткиной. На основании
проведенного исследования мы пришли
к следующим выводам:
1.
Старшие дошкольники с ЗПР
предпочитают ситуативно-деловую
форму общения (только в ситуации
игры эти дети чувствуют себя
раскованно, непринужденно).
2.
У детей с ЗПР мало выражен
познавательный интерес.
3.
Внеситуативно-личностная форма общения
является наименее привлекательной для
детей с ЗПР.
4.
В общении со сверстниками, большая
часть дошкольников с ЗПР предпочитает
малый круг общения, ограниченное
количество друзей.
5.
Среди старших дошкольников с
ЗПР практически нет лидеров или таких
детей, за которыми бы стремилась вся группа,
мало активных и общительных ребят.
6.
Дети, имеющие особенности (отклонения)
в развитии становятся «изгоями»,
отвергаются другими детьми с
ЗПР.
Литература:
- Бойков
Д.И. Общение детей с проблемами в развитии:
коммуникативная дифференциация личности:
Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО,
2005. – 288с.
- Борякова
Н.Ю. Психологические особенности дошкольников
с задержкой психического развития // Воспит.
и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004.
- № 1. – с. 10
- Волков Б.С.,
Волкова Н.В. Психология общения в детском
возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 272с.
- Гаврилушкина
О.П. Работа по развитию коммуникативного
поведения дошкольников в условиях детского
сада // Ребенок в детском саду. – 2003. - №2.
- Галигузова
Л.Н. Проблема социальной изоляции детей
// Вопросы психологии. – 1996. - №3.
- Грибова О.Е.
К проблеме анализа коммуникаций у детей
с речевой патологией // Дефектология.
№ 6 – 1995 – С. 23-41.
- Гриншпун
Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных
умений и навыков у дошкольников в процессе
логопедической работы над связной речью
// Дефектология. – 1988. - №3. – с. 81.
- Громова О.Е.
Задержка речевого развития: дизонтогенез
или «особый» путь развития речи // Логопед.
– 2007. - №3. – с. 26.
- Густомясова
А. Воспитание социальной компетентности
// Дошкольное воспитание. – 2008. - №5. –
с. 106.
- Деревянкина
Н.А. Психологические особенности дошкольников
с задержкой психического развития. –
Ярославль, 2003. – 77с.
- Дмитриева
Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми
6-летних детей с задержкой психического
развития // Дефектология. – 1998. - №1. –
с. 68.
- Дмитриева
Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности
у старших дошкольников с задержкой психического
развития // Воспит. и обуч. детей с наруш.
в развит. – 2004. - №6. – с. 11.
- Ельцова
О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация
полноценной речевой деятельности в детском
саду. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 192с.
- Запорожец
А.В., Лисина М.Н. Развитие общения у дошкольников.
– М., 1974. – 95с.
- Иванова
А.И. Становление функций речи в онтогенезе
// Логопед. – 2006. - №3. – с. 24.
- Карпова
С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития
ребенка. - Ростов-на-Дону. - 1987.- 198с.
- Колесникова
Н.В. Создание коммуникативно-речевой
среды в условиях детского сада // Логопед.
– 2007. - №5. – с. 44.
- Комарова
С.В. Развитие речи как средства общения
младших школьников с интеллектуальными
нарушениями // Логопед. – 2004. - №6. – с.
25
- Костенкова
Ю.А., Тригер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с задержкой
психического развития: особенности речи,
письма, чтения. – М.: Школьная Пресса,
2004. – 64с.
- Кулагина
И.Ю., Пускаева Т.Д. Познавательная деятельность
и ее детерминанты при задержке психического
развития // Дефектология. – 1989. - №1. –
с. 3.
- Лалаева
Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения
речи и их коррекция у детей с задержкой
психического развития. – М.: Владос, 2004.
– 303с.
- Лебединский
В.В. Нарушения психического развития
у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 167 с.
- Лебединская
К.С. Основные вопросы клиники и систематики
задержки психического развития // Дефектология.
– 2006. - №3. – с.15-27.
- Леонтьев
А.Н. Деятельность, сознание, личность.
- М.,1975. – 187с.
- Лисина М.И.
Изучение общения с окружающими людьми
у детей раннего и дошкольного возраста
// Сов. педагогика. - 1980. - №1.
- Локтева
Е.В. Общение в семье с ребенком с ЗПР //
Проблемы школьного воспитания. – 2002.
– № 3. – С. 82–85.
- Локтева
Е.В. О формировании коммуникативных навыков
у старших дошкольников с ЗПР через факультатив
«Театр и дети» // Дефектология. – 2006. -
№ 6. – с. 81
- Локтева
Е.В. Содержание работы по формированию
коммуникативных навыков и умений у старших
дошкольников с ЗПР в дошкольном образовательном
учреждении компенсирующего вида // Дефектология.
– 2006. − № 6. − С.81−83.
- Лубовский
В.И. Развитие словесной регуляции действий
у детей (в норме и патологии). - М.: Педагогика,
1978. – 224 с.
- Мухина В.
С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество. М.- 1998. –
276с.
- Нижегородцева
Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе: Пособие для
практических психологов, педагогов и
родителей. – М.: ВЛАДОС, 256с.
- Основы специальной
психологии: Учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И.
Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред.
Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003. - 480
с.
- Смирнова
Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого
в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной
// Вопросы психологии. – 1996. - №6.
- Смирнова
Е.О. Особенности общения с дошкольниками.
– М.: Академия, 2000. – 160с.
- Соколова
Е.В. Система задержки психического развития
у детей // Логопед. – 2008. - №1. – с. 8.
- Соколова
Е.В. Психология детей с задержкой психического
развития. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 320с.
- Триггер
Р.Д. Психологические особенности социализации
детей с ЗПР. – СПб.: Питер, 2008. – 192с.
- Ульенкова
У.В. Дети с задержкой психического развития.
– Н-Новгород,: НГПУ, 1994. – 230с.
- Шипицына
Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова
Т.А. Азбука общения: Развитие личности
ребенка, навыков общения со взрослыми
и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет).
– ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 384с.
- Широкова
Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога.
– Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320с.