Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:09, контрольная работа
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Введение 3
1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками 4
2. Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста при ознакомлении с живой природой 8 Заключение. 17
Список используемой литературы 18
Приложение№1. Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребенка(схема).
Приложение№2. Игры с коллекцией и коллекционирование с детьми младшего дошкольного возраста.
Приложение№3. ТРИЗ для младших дошкольников.
Содержание
Введение
1. Экологическое воспитание
как приоритетное направление в работе
с дошкольниками
2. Развитие познавательного
интереса у детей младшего возраста при
ознакомлении с живой природой
Список используемой литературы
Приложение№1. Воспитание экологической
культуры через разные виды деятельности
ребенка(схема).
Приложение№2. Игры с коллекцией и коллекционирование с детьми младшего дошкольного возраста.
Приложение№3. ТРИЗ для младших дошкольников.
Приложение№5.Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
Введение
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
В процессе пробуждения и развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношение воспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Внимание взрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успеху деятельности.
В качестве признаков, по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросы воспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремление участвовать в деятельности по оказанию помощи природе).
Ведущую роль в экологическом воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них - к интересу на более высокой ступени.
Любое воспитание будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. «Годы детства – прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой - семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
1.Экологическое воспитание
как приоритетное направление в работе
с дошкольниками
Достижением дошкольного периода является
становление самосознания: ребенок выделяет
себя из предметного мира, начинает понимать
свое место в кругу близких и знакомых
людей, осознанно ориентироваться в окружающем
предметно-природном мире, вычленять его
ценности. В этот период закладываются
основы взаимодействия с природой, при
помощи взрослых ребенок начинает осознавать
ее как общую ценность для всех людей.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого
придавали большое значение природе как
средству воспитания детей: Я. А. Коменский
видел в природе источник знаний, средство
для развития ума, чувств и воли.
В.Ф. Одоевский указывал, что в умственном и нравственном воспитании дошкольников, в подготовке их к школе большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рациональные методы воспитания, которые способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.
К.Д. Ушинский считал природу великой
воспитательницей, которая оказывает
существенное влияние на формирование
патриотизма, эстетических чувств. Русский
педагог высоко ценил роль естествознания
в первоначальном обучении детей, считая,
что логика явлений природы наиболее
доступна познанию, способствует развитию
образного и логического
Е.И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. Е.И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи.
Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой формировались под влиянием К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого. В своем оригинальном труде, посвященном вопросам воспитания и обучения детей до школы, она подчеркивала особую роль природы в воспитании малышей, ее значение для всестороннего развития личности ребенка и, прежде всего, для умственного воспитания. В результате общения с природой у ребенка совершенствуются сенсорные процессы, развивается интерес к окружающему, любознательность, формируется система знаний. Природа, по мнению Е.Н. Водовозовой, является основой умственного воспитания дошкольников.
Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.).
Большую роль сыграли работы
ведущих педагогов и
В начале 1970-х годов начали проводиться
педагогические исследования, которые
в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального
обоснования методики экологического
воспитания дошкольников. Это было связано
с новыми идеями, инициированными Академией
педагогических наук. Детскими психологами
(В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась
необходимость: 1) усложнения содержания
обучения - привнесения в него теоретических
знаний, отражающих закономерности окружающей
действительности; 2) построения системы
знаний, усвоение которых обеспечивало
бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией этой идеи в сфере дошкольного
воспитания, которая должна была обеспечить
хорошую подготовку детей к школе, занимались
А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер.
Психологи обосновали положение о том,
что дети дошкольного возраста могут усвоить
систему взаимосвязанных знаний, отражающую
закономерности той или другой области
действительности, если эта система будет
доступна наглядно-образному мышлению,
преобладающему в этом возрасте.
В дошкольной педагогике начались исследования
по отбору и систематизации природоведческих
знаний, отражающих ведущие закономерности
живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева,
Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин
и др.) природы. В исследованиях, посвященных
живой природе, в качестве ведущей была
выбрана закономерность, которой подчиняется
жизнь любого организма, а именно зависимость
существования растений и животных от
внешней среды. Эти работы положили начало экологическому
подходу в ознакомлении детей с природой.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать
временем развития двух значимых с точки
зрения экологии процессов: углубления
экологических проблем планеты до кризисного
состояния и их осмысление человечеством.
За рубежом и в России в этот период происходило
становление нового образовательного
пространства - системы непрерывного экологического
образования: проводились конференции,
съезды, семинары, создавались программы,
технологии, учебные и методические пособия
для различных категорий учащихся. В нашей
стране формировалась общая Концепция
непрерывного экологического образования,
начальным звеном которой является сфера
дошкольного воспитания.
Именно на этапе дошкольного
детства ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает
представления о разных формах жизни,
т.е. у него формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, закладываются
начальные элементы экологической
культуры. Но происходит это только
при одном условии: если взрослые,
воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают
общие для всех людей проблемы
и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир
природы, помогают наладить взаимоотношения
с ним.
В связи с этим в 90-е годы в России было
создано значительное количество программ,
направленных на экологическое воспитание
дошкольников. Рядом психологов созданы
авторские программы, в которых представлены психологические
аспекты экологического образования дошкольников.
Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического
образования детей с учетом местных природных
и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии,
Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде,
на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).
Таким образом, проблема экологического
воспитания дошкольника относится к числу
коренных проблем теории воспитания и
имеет первостепенное значение для воспитательной
работы.
1. Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста при ознакомлении с живой природой.
Многогранный мир живой природы пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление.
«Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы, - отмечает Сухомлинский, - могучий толчок для стремительного потока мысли. Пытливость ребенка, его любознательность проявляются в познавательных вопросах, которые помогают ему ориентироваться в окружающем мире, обнаруживать имеющиеся связи и зависимости. Поэтому воспитатели, направляя деятельность детей, должны стимулировать их познавательную активность, появление вопросов, стремление находить на них ответы, стараться упрочить и углубить интерес к природе, ее познанию. Одновременно они учат детей правильно называть предметы, явления природы, их свойства, качества, развивают умение выражать свои впечатления в слове».
Ведущую роль в экологическом воспитании, по мнению Л. Бобылевой, играет формирование у детей познавательного интереса к живой и неживой природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к живой природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых умений, знаний, чувств, а от них – к интересу на более высокой ступени.
Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Особое место в формировании у дошкольников любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворенности. Но в большинстве случаев дети самостоятельно не могут объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть. Интерес к природе, подчеркивает Л. Бобылева, проявляется:
- в стремлении познать природу (живую и неживую);
- в чтении (слушании) книг о природе;
- в деятельности по защите природы;
- в изображении природы в рисунках, лепке, аппликации;
- в увлечениях, связанных с природой
(изготовление поделок,
В младшем возрасте у ребенка формируется любознательность, проявляющаяся в элементарной форме – любопытстве ко всему окружающему. Своеобразие познавательной деятельности маленького ребенка в том, что она носит действенный характер и формируется на чувственной основе.
По мнению Л.Н. Павловой познавательное развитие маленького ребенка не следует понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний о природе, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочивание этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.
Познавательный интерес
Но само по себе познавательное отношение не преобразуется в более или менее стойкий познавательный интерес. Формирование познавательных интересов как условие воспитания пытливости ума осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Основное условие развития любознательности – широкое ознакомление детей с живой природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ней. Из многообразия воспитатель отбирает то, что имеет воспитывающее и развивающее воздействие, что может привлечь внимание детей, вызвать у них положительные эмоции – радость, удивление, сочувствие и т. д. На основе эмоционального восприятия природы и пробуждается интерес детей, желание больше узнать о том, что привлекло внимание. Не перегружая детей обилием впечатлений, педагог закрепляет положительное отношение к объектам живой природы и лишь постепенно расширяет их круг, питая развивающуюся любознательность и вместе с тем внимательно изучая заинтересованность детей тем или иным.
Информация о работе Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками