Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:09, контрольная работа
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.
Введение 3
1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками 4
2. Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста при ознакомлении с живой природой 8 Заключение. 17
Список используемой литературы 18
Приложение№1. Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребенка(схема).
Приложение№2. Игры с коллекцией и коллекционирование с детьми младшего дошкольного возраста.
Приложение№3. ТРИЗ для младших дошкольников.
Приложение№2. Игры с коллекцией и коллекционирование с детьми младшего дошкольного возраста.
Наша коллекция - это собрание необычного, удивительного, нового для ребенка. Задача взрослого - помочь маленькому первооткрывателю увидеть чудесное в обычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту- сверкнувшую раковинку, птичье перышко, улетающий резной листочек...
Какие задачи в развитии ребенка можно решать на материале коллекции
Содержание коллекции могут составлять небольшие природные объекты: камешки, ракушки, экспонаты растительного происхождения - шишки, семена и сухие плоды, например каштаны, разнообразные орехи, причудливые корешки и т. п. Помните о доступном ребенку объеме информации: он не очень велик (1-2 предмета коллекции). Материал коллекции может быть систематизирован по принадлежности к объектам живой и неживой природы, по сенсорным признакам (цвет, форма, размер, вес и пр.).
Материал коллекции должен быть внешне привлекательным, предметы - целыми, неповрежденными, чистыми, разложенными удобно для рассматривания и любования. Можно, например, размещать материал в полимерных лоточках с прозрачными крышками из-под пищевых продуктов. Это воспитывает у детей аккуратность и приучает к порядку.
В коллекцию не должны включаться «мертвые» объекты (засушенные насекомые), иначе в поведении детей провоцируется жестокость.
Материал коллекции хранится
в красиво оформленной
КАК ЛЮБОВАТЬСЯ КОЛЛЕКЦИЕЙ
Итак, не спеша достаем предметы по одному, стоя у окна или у источника света. Медленно поворачиваем предмет и рассматриваем его. Предлагаем крохе самому взять камешек и так же рассмотреть. «Как красиво, камешек серый и ровная-ровная полоска черная. Обведи камешек пальчиком - гладкий! (Легко пальчик бежит.) Скажи: „Гладкий!" Вот какой камешек нашли мы на берегу реки, вот какой камешек нам бережок подарил!» Привлеките внимание малыша к другим качествам - легкий (тяжелый), теплый (холодный).
Эмоциональность взрослого
в процессе наблюдения способствует
развитию чувства прекрасного у
детей. Важно помнить о
КАК ИГРАТЬ С КОЛЛЕКЦИОННЫМ МАТЕРИАЛОМ
Игры с однородными предметами «Самый - самый»
Цели игры. Вызвать у детей эстетический отклик на объекты природы, учить видеть их разнообразие и неповторимость. Учить действовать с предметами, сравнивать их по отдельным признакам: размеру и весу, цвету и фактуре (в зависимости от своеобразия предмета). Развивать сенсорные способности, речь, внимание и интерес к играм с коллекционным материалом.
Организация игры. Дети сидят вокруг стола (5-7 человек). На столе - настольная лампа. Интенсивный поток света фокусирует внимание детей, делает заметными и привлекательными все объекты. По столу свободно рассыпаны камешки.
Содержание игры. Дети двумя пальчиками правой руки «ходят» по столу и приговаривают: «Мы по бережку пойдем, большой камешек найдем». Малыши с педагогом берут камешки, рассматривают. «Можно приложить один камешек к другому», - советует взрослый и показывает, как это делать - совместить краешки одного камешка и другого. «У Даши большой, у Максимки еще больше, этот -маленький... Приложим Танин камешек к Максимкиному - ух, самый большой! Молодец!»
Камешки снова возвращаются на стол; аналогично находится самый маленький. Игра может повторяться несколько раз. Рассматривание камешков можно сопровождать чтением стихов:
Этот камешек ровный и гладкий,
Этот -с трещинкой узкой, косой,
Этот камешек как шоколадка,
Этот - с синей, густой полосой!
А какой же из них самый-самый?
Их в коробочке не сосчитать!
Я на берег приду вместе с мамой
Новый камешек буду искать!
Вариант игры
В следующий раз можно предложить вариант игры, в котором главный признак предмета - вес. «Мы по бережку пойдем - легкий камешек найдем!» Взрослый показывает, как взвешивать камешек на ладошке, приговаривает: «Тяжелый, и этот тяжелый, а где же легкий?» Привлекает внимание детей к большому куску пемзы. «Нет, он тяжелый!» - заявляет Кирилка. И удивляется, когда камешек ложится на его ладошку: «Легкий!» Дети смеются и по очереди взвешивают «странный» камень.
Аналогичным образом можно поиграть в «Самый гладкий» и «Самый шероховатый», сравнивая и поглаживая камни пальчиком (на этот случай в коллекции хорошо иметь кусочек ракушечника).
Для игры «Самый-самый» желательно обновлять «ассортимент» камней для каждого варианта - и чтобы игра не наскучила, и чтобы использовать камни с более яркими заданными свойствами (среди гальки - пемза, кусочек щебня, песчаник, темный гранит). Разумеется, так можно играть не только с камешками. Подобные игры можно проводить с другими материалами, например шишками. Включите в коллекцию шишек сосновые, еловые и маленькие лиственничные (а может, кто-нибудь и кедровую подарит!) - и играйте в «Самая большая» («Самая маленькая»).
«Камешки (шишки, ракушки) спрятались»
Воспитатель может использовать эту игру, отталкиваясь от индивидуальных возможностей ребенка - подбирать предметы в зависимости от признаков, варьировать пространство поиска и т. п.
Цели игры. Повысить интерес к предметам природы, развивать наблюдательность, умение различать их по ряду признаков. Развивать у детей двигательную активность, ориентировку в пространстве. Активизировать словарь малышей. Воспитывать у них дружелюбие в общении.
Организация игры. Воспитатель прокладывает дорожку из яркого шнура от 3 до 5-7 м. На концах дорожки -игрушки, валик для перелезания, кубик, «случайно» брошенный платок и пр. Педагог незаметно прячет камешки по траектории дорожки (она извилиста).
Содержание игры. Воспитатель зовет детей: «Камешки расшалились. Спрятались, затаились. Мы корзиночки возьмем, наши камешки найдем...(„...шишки хитрые...", „...все ракушечки...")». Корзиночка - атрибут необычайно привлекательный для крохи, она повышает интерес к игре.. Играют от 1 до 5 человек (большее количество детей вызовет сутолоку и неудобство). Воспитатель осматривает игрушки, приговаривая: «Под кубом нет; Таня, а за валиком нет? За валиком, а не перед ним; посмотрим вместе: ой, камешек! Серый, гладкий — клади в корзиночку. Дима тоже нашел! Где? Около кеглей? Сразу много камешков! Где мы их нашли? Какие они? Большой и маленькие. Кладите, Данила и Оленька, в корзиночки! Максим, не нашел? Данилка не жадный мальчик, пусть он с тобой поделится... И Оля дала камешек... А теперь сам поищи...»
Детям второго года жизни воспитатель подсказывает возможные места, где могли «спрятаться» камешки. Детям третьего года называет эти места только после того, как найдут, обязательно выделяя в речи предлоги и привлекая также внимание ребенка к отдельным качествам находки - большой, легкий, черный, гладкий (интонация взрослого и ласкательные суффиксы должны подчеркивать сенсорное своеобразие предметов).
Параллельно с развитием ориентировки малыша в пространстве воспитатель решает задачу развития его движений. Так, когда камешки найдены, воспитатель предлагает пробежать по дорожке и сложить камешки назад в шкатулку. Она ставится на табуретку в конце дорожки, а на пути выставляются физкультурные дуги, валики для перелезания, кубы для перешагивания или другие физкультурные атрибуты. Когда игра завершена (количество повторений зависит от индивидуальных возможностей малышей и ситуации), не следует убирать шкатулку, предоставьте детям возможность самим поиграть с камешками. Это могут быть самостоятельные сюжетно-ролевые игры. (Мальчики могут везти камешки на грузовике по дороге-шнуру, а девочки покупать камешки в магазине и нести в корзиночке для куклы-дочки.)
Настольный вариант игры. Объекты в разных коробках на столе, некоторые коробочки (они все разного размера) пустые. Сравниваем и называем цвета и размеры коробочек в процессе поиска, сравниваем объекты.
«Где же вы живете?»
Цели игры. Инициировать
попытки детей
Организация игры. В одной
части групповой комнаты
Содержание игры. Игра построена на беседе педагога с малышами, которые отвечают на его вопросы. Воспитатель: «Дети, а что у нас есть на столе - вот здесь? (Шишки и камешки.) Откуда принесли шишки и камешки?» «Дети, а что это такое здесь?» (Показывает на прямоугольник с аппликацией.) «Елочка. Елочки растут в лесу. Это понарошку лес. В лесу можно собирать шишки. (Обращаясь к личному опыту детей, активизируйте воспоминания о лесе, в котором находили шишки.) А здесь есть шишки? (Нет.)»
Воспитатель, указывая на синий прямоугольник, продолжает беседу: «Вот у меня синее море (если крохе это понятие не знакомо, то „речка") и бережок. В море и на бережке бывают камешки, красивые ракушки. А в моем море они есть? Нет. Давайте положим их в море и на бережок». (Девочки могут раскладывать шишки, а мальчики - камешки.)
Взрослый в начале игры показывает образец, а затем комментирует действия детей, побуждая их к самостоятельности. «Вот камешек беленький положу... Куда? Да, на бережок! Шишка круглая сосновая куда ляжет? Правильно, в лес дремучий. Нет, Максим, шишек в море не бывает. Они с деревьев падают. Где у нас деревья? В лесу, верно. Неси свою шишку сюда! Все ребятки шишки на бережок принесли».
В конце игры дети поют «лесную» и «морскую» («речную») песенки около «леса» и «моря» («речки»), встав в кружок и хлопая в ладошки.
Покатилась шишка, шишка-торопыжка.
Будем мы в лесу играть, чудо - шишки собирать!
Наши камешки - беда! Раскатились кто куда!
Где они - сказать могу! На морском (речном) на берегу!
«Веселые горки»
Нет такой группы, в которой не было бы различных горок, цилиндров для скатывания и прокатывания предметов -колечек, шариков, машинок. Цели игры. Закрепить у детей представления об отдельных природных объектах (как живой, так и неживой природы) и их происхождении («Эти шишки (длинные, большие) - елочкины дочки; эта шишка - круглая, маленькая - сосновая; камешки лежат на берегу, в речке»). Побуждать детей к наглядно-действенным способам соотнесения предметов по признакам: высокий - низкий, большой -маленький; развивать умственную активность, подбирая к горкам разного размера соответствующие предметы.
Активизировать в словаре детей прилагательные и существительные (названия хвойных деревьев).
Вызвать интерес к материалу, эмоциональный отклик на эстетические свойства материала.
Активизировать игровые действия с материалом, вызвать чувство радости у малышей.
Материал. Две горки из фанеры с верхней маленькой площадкой и скатом, отличающиеся друг от друга по высоте и длине ската. Первая горка высотой 15-20 см и длиной ската 20 см, вторая - высотой 10-12 см и длиной ската 14-18 см. Горки могут быть и другого размера. Предлагаемые нами размеры позволяют выполнять игровые действия на столе.
В низкой широкой коробке - различные, перемешанные между собой предметы: камешки (округлые, подходящие для скатывания), шишки всех видов, желуди. Предметы должны различаться размерами. Стол желательно застелить толстой мягкой тканью, способной гасить звук.
Организация игры. Дети сидят вокруг стола. По ходу игры горки передвигаются от одного ребенка к другому.
Содержание игры. Воспитатель поднимает коробку (желуди, камешки в ней оживают) и напевает, тихонько встряхивая ее:
«Надоело нам в коробочке лежать,
Мы хотим скорей на горку побежать.
Просим, просим мы ребят:
Покатайте всех подряд!
Ну-ка, Максим, выбери, кого ты покатаешь?» (Подвигает к ребенку горки.) Максим берет желудь и пытается прокатить его с высокой горки. Желудь пищит: «Ой-ой, я боюсь с высокой горки кататься!» Воспитатель продолжает: «Что же делать? (Максим отвечает.) Правильно! Прокати желудь с низенькой горки. Выбери, кого теперь покатать с высокой горки? Да, большой камешек - он не боится. Дети, выбирайте тоже - кого вы покатаете?»
Дети выбирают (можно выбрать по 2 предмета сразу). Каждому очередному играющему воспитатель подвигает горки для выбора, комментирует действия детей. Камешек говорит: «Я большой, я тоже поехал с высокой горки, как Танюшкина шишка». А маленькая ракушка просит: «Снимите, снимите скорей меня отсюда - мне страшно!» Воспитатель успокаивает ее: «Не плачь! Кирилл сейчас посадит тебя на низенькую горку».
Речь от лица камешка или шишки забавляет малышей и повышает интерес к игре, одновременно вызывая симпатию и интерес к объектам природы. «Я елочкина дочка; длинная, большая! Угадайте, на какую горку я хочу?.. Моя мама - высокая, ее зовут лиственница, а я маленькая... Оля, с какой горки ты меня прокатишь?»
Играя в эту игру достаточно регулярно, малыши выучат всех «деток». Игровые действия в конце игры можно оживить двигательными: воспитатель берет карусель с лентами и приглашает покататься самих ребятишек.
Информация о работе Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками