Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:09, контрольная работа

Описание

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных и природы. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег – это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность.

Содержание

Введение 3
1. Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками 4
2. Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста при ознакомлении с живой природой 8 Заключение. 17
Список используемой литературы 18
Приложение№1. Воспитание экологической культуры через разные виды деятельности ребенка(схема).
Приложение№2. Игры с коллекцией и коллекционирование с детьми младшего дошкольного возраста.
Приложение№3. ТРИЗ для младших дошкольников.

Работа состоит из  1 файл

готовая почти.docx

— 1.68 Мб (Скачать документ)

Приложение№3.ТРИЗ для младших дошкольников.

1.Игры на формирование  умения выявлять функции объекта 
"Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет) 
Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Экология.  
В: Что может растение?  
Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.  
В: Что может слон?  
Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.  
В: Что может дождь?  
Д: Растворить лед.  
В: Когда и почему?  
Д: Когда ярко светит солнце, тепло.  
В: Что еще может лед?  
Д: Лед может расколоться, треснуть.  
В: А какие полезные функции у льда?  
Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.  
В: Что можно делать со льдом?  
Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.  
В: Что может дождь?  
Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

2.Игры на определение линии развития объекта 
" Чем был - чем стал" (с 4-х летнего возраста) 
Правила игры:  
1-ый вариант: Ведущий называет материал(глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… 
2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Живая и неживая  системы.  
В: Было семечком, а стало?  
Д: Стало ростком.  
В: Было головастиком, а стало?  
Д: Лягушонком.  
В: Был дождь, а стал?  
Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.  
В: Было деревом, а стало…Чем может стать дерево?  
Д: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой…

3.Игры на выявление над-системных связей. 
"Где живет?" (с 3-х лет). 
Правила игры:  
Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте - это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Живая и неживая  системы.  
В: Где живет медведь?  
Д: В лесу, в зоопарке.  
В: А еще?  
Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.  
В: Где живет собака?  
Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице-бродячие.  
В: Где живет подорожник?  
Д: На дорожке растет. На лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит он в животике у меня был.

4.Игры на объединение над- и под- системы объекта

"Волшебный  светофор" (с 4- летнего возраста). 
Цель:  
Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта.  
Правила игры:  
У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом рассматривается 
любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребеком, а может после показа убираться.

Живая и неживая  системы.  
В: Кактус. (поднимает зеленый кружок).  
Д: Кактус относится к природному миру, к живой системе, к растениям. Он может жить в комнате на подоконнике, а еще он живет в пустыне.  
Воспитатель (в старшей и подготовительной группах - ребенок) поднимает красный кружок.  
Д:У кактуса есть корни, колючки, цветы у взрослых кактусов.  
В: Для чего кактусу колючки?  
Д: Чтобы его не срывали, он так защищается.  
Воспитатель поднимает желтый кружок.  
Д: Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветет), кактус дает кислород, а люди дышат кислородом, а еще кактус - это корм для животных в пустыне.  
Воспитатель или ведущий - ребенок просит превратиться в кактусы: в цветущий кактус, в кактус, который очень много поливали, кактус в тесном горшке, кактус в пустыне… 
В: Дождь. (поднимает желтый кружок).  
Д: Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух.  
Воспитатель поднимает красный кружок.  
Д: Дождь живет на улице, он в облаках живет, образуется в атмосфере.  
В: К чему относиться дождь?  
Д: К природному миру, к неживой системе.  
Воспитатель поднимает кружок зеленого цвета.  
Д: Дождь - это много-много капелек воды. В каждой капельке живут человечки жидкости.  
В: После дождя образовалась лужа на асфальте. Изобразите ее. Капелька дождя попала на листочек. Изобразите ее.

5.Игры на сравнение  систем 
"Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста). 
Правила игры:  
Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

Живая и неживая  системы.  
При формировании представления о некоторых растениях: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) - ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

"На что похоже" (с 3-летнего возраста). 
Цель:  
Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.  
Правила игры:  
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.  
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Неживая природа.  
В: На что похож дождь?  
Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.  
В: А душ какой бывает?  
Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

 

 

 

 

Приложение№4 Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.

1. РЫБКИ ЖИВЫЕ И ИГРУШЕЧНЫЕ. Сравнение внешнего облика (для детей младшего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: дать детям представление о  строении рыб на примере живой  и игрушечной рыбок.

Ход игры. Дети рассматривают  рыбок в аквариуме. Воспитатель  задает вопросы: «Какое тело у рыб? Где  голова, хвост? Какие они? Где у  рыбок спина, брюшко?» Раздает  детям игрушечных рыбок, предлагает рассмотреть их, обвести пальцем  по контуру, затем уточняет: «Голова  у рыбок впереди, хвост сзади, плавники находятся на спине, хвосте, брюшке. Спина сверху, брюшко снизу. На голове есть рот, глаза, жабры». Спрашивает: «Чем рыбка-игрушка отличается от рыбок  в аквариуме? » Предлагает детям  самостоятельно поиграть с игрушечными  рыбками.

2.ЖИВАЯ КОШКА И ИГРУШЕЧНЫЙ КОТЕНОК.(для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Дидактическая цель: рассказать детям о кошках; научить наблюдать за их поведением; воспитывать бережное отношение  к животным.

Ход игры. Воспитатель  показывает детям новую красивую игрушку - котенка. Предлагает рассмотреть  его, потрогать, погладить. Обращает внимание детей на то, что у котенка круглая  голова, небольшие треугольные ушки, круглые глаза, торчащие усы, хвост  и четыре лапы. Подчеркивает: «Это красивый игрушечный котенок. С ним можно  поиграть». Вместе с детьми «кормит» котенка, катает на машине или в коляске, укладывает спать. Затем говорит: «Мы  с тобой поиграли, теперь садись за стол рядом с ребятами. Сейчас придет живая кошка, мы будем за ней  наблюдать».

Воспитатель приносит кошку, сообщает ее кличку. Просит детей  описать действия кошки. Что она  делает? Как себя ведет? Куда пошла? Куда прыгнула? Что обнюхивает? На что  смотрит? Затем говорит: «Мурка у  нас в гостях. Это место для  нее новое, незнакомое, поэтому она  ведет себя неуверенно, осторожно. Мы не должны ей мешать. Пусть познакомится со всеми, успокоится». Затем воспитатель, глядя на игрушечного котенка, говорит: «Ну что, интересно на живую кошечку  смотреть? »

Воспитатель берет  кошку на руки и говорит: «У кошечки  на лапках есть подушечки (показывает детям), чтобы она могла незаметно  подкрадываться, и острые загнутые коготки, чтобы можно было быстро залезть на дерево, крепко держать  добычу и защищаться. Кошка прячет коготки, чтобы они не стучали. Если вы закроете глаза, а я пущу кошку  на пол, то вы не услышите, как она  будет ступать по полу». Затем  обращается к игрушечному котенку: «Покажи свои лапы! Где у тебя подушечки и когти? Смотрите, ребята, у него их нет. Это игрушечный котенок, у него просто мягкие лапки». Затем  добавляет: «Как играть с игрушечным котенком, вы знаете. С живой кошечкой так играть нельзя. С ней нужно  обращаться осторожно. Давайте посмотрим, захочет ли она с нами играть (дети наблюдают за действиями кошки). Теперь вы можете поиграть с игрушечным котенком и понаблюдать за кошкой Муркой».

Приложение№5.Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

во 2 младшей группе (с 3 до 4 лет) из цикла «Времена года» «Животный  мир осенью»

Цель: обогащение знаний детей об изменениях в живой природе осенью.

Задачи: 1.Учить устанавливать причинно-следственные связи.

2.Закреплять:

представления детей о  повадках зверей осенью;

знания детей о природных  изменениях осенью;

умение разгадывать загадки  о диких животных (заяц, белка, медведь),

ориентируясь на характерные  признаки внешнего вида или поведения.

  1. 3.  Развивать:

умение выражать свои мысли, чувства с помощью слов;

внимание, память, мышление.

  1. 4.  Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Словарная работа: дикие животные,  всеядный,  берлога.

Материал: экран, мультимедийная установка, презентация в программе Power Point, загадки, песенка «Жил в лесу колючий ежик», мелодии детских песен («Танец маленьких утят», «Ужасно интересно», «Песенка про хорошо»).

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, экскурсия в лес, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью, разучивание песенок, подвижных игр.

Программное обеспечение: Power Point 2003, Wave Editor, Fine Reader 8, ЦОР «Времена года»

Ход занятия:Дети входят в группу и садятся на стульчики перед экраном. На экране изображение осени.- Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года изображено на  картине? (Осень)


 

 

 

 

-А как вы догадались, что это осень? ( На деревьях  желтые листочки)

 

- Правильно. Листочки  пожелтели, наступила осень. Скажите,  пожалуйста, что еще происходит  осенью.  (Идет дождь, дует ветер,  с деревьев падают листочки)

- Правильно! Осенью идет  дождь, дует холодный ветер,  листья с деревьев падают на  землю.


 

 

 

                                                                                                                                                                 

 

-  Ребята, как вы думаете,  какие животные живут в этом  лесу?  (Медведь, лиса, волк, заяц, ежик) (Слайд 3)

- Конечно, в этом лесу  живут заяц медведь ежик  и  белочка Это – дикие животные 

Давайте скажем все вместе: «Дикие животные» 

 


 

 

 

- К нам спешит один  из обитателей леса.  А кто  это, вы узнаете, если отгадаете  загадку:  В дупле живет,Да орешки грызет. (Белочка).

- Вы правы, это - белочка.

 

 

 

 

 

- Скажите, пожалуйста, как  белочка готовится к зиме? Что  она делает? (Готовит запасы, собирает  шишки, ягоды, грибы)

- Ребята, посмотрите на  экран, назовите, что здесь изображено? (Орешки, грибы, ягоды, морковь,  яблоко)

 


 

 

- Как вы думаете, что  из этого белочка положит в  свою  корзинку? (Ответы детей) (Действие 1)

Если дети называют морковь

- Не хочет морковка  в корзину к белочке, как  вы думаете почему? (Белочка не  ест морковку)

- Правильно. Белочка не  ест морковку, потому что морковка  в лесу…  (Не растет, она растет  на огороде)

- Какие молодцы!  Все  правильно ответили, и белочка  предлагает поиграть в игру  «Белочка и орешки». (Слайд 6 с  музыкальным фрагментом)

П/игра «Белочка и орешки»

Правила игры: воспитатель высыпает орешки из корзинки, а дети их

                собирают. Повторяется 2 раза.

После окончания  игры дети садятся на стульчики.

- Ребята отгадайте, кто  еще к нам торопится? 

          Зимой спит,Летом улья ворошит.

                                               (Медведь)

- Правильно. Это – медведь 

 

 

 

 

       

 

- Скажите, пожалуйста, что  мишка делает осенью?  (Много  ест, готовит к зиме берлогу.)

- А для чего он много  ест?  (Чтобы спать зимой.)

- Правильно, медведь осенью  много ест, готовит берлогу,  чтобы зимой крепко спать.

Информация о работе Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками