Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа
Целью работы будет изучение особенностей формирования квалифицированного читателя на уроках чтения крупнообъемных произведений. Достижение указанной цели возможно посредством последовательного решения целого ряда задач:
1. Изучение психолого-лингвистических основ формирования читательских умений
2. Определение системы умений, необходимых для квалифицированного читателя
3. Формирование методики активизации читательских умений
4. Диагностика и последующее формирование умений квалифицированного чтения
5. Статистическая обработка полученных результатов, формулирование выводов.
Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений …………………………………………………………………………6
1.1. Психолого-лингвистические основы формирования читательских умений 6
1.2. Система читательских умений, необходимых для формирования квалифицированного читателя 10
1.3. Методика активизации читательских умений 12
2. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений 15
2.1 Диагностика уровня сформированности читательских умений у младших школьников 15
2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников 18
2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Данные констатирующего этапа отражены в таблице 1
Таблица 1. Уровни читательских умений на констатирующем этапе.
Экспериментальная группа | Высокий | Выше среднего | Средний | Низкий | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
4 | 40 | 1 | 10 | 4 | 40 | 1 | 10 | |
Контрольная группа | 5 | 45 | 2 | 18 | 3 | 27 | 1 | 9 |
Анализ таблицы показал, что как в экспериментальной группе на высоком уровне сформированности читательских умений вышло 4 чел., что составило – 40%, в контрольной группе на высоком уровне оказалось 5 чел., что составило- 45%; выше среднего уровня в экспериментальной группе 1чел.- 10%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне в экспериментальной группе – 4 чел. – 40%, в контрольной группе – 3 чел., что составило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, в экспериментальной и контрольной группе находится по 1 чел., что составляет в экспериментальной группе 10%, а в контрольной 9% соответственно.
Наша
задача повысить уровень читательских
умений в экспериментальном классе.
Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким уровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, понимания авторской позиции, усвоения идеи произведения.
Формироваться умения будут, через следующие приемы и методы (словесное рисование, определение авторской позиции, установление связи между всеми элементами произведения, определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного произведения), а также через специально подобранные упражнения см. приложение.
Одним из приемов помогающим вдумчиво выяснять логические связи, является коллективный анализ художественного произведения (см. Приложение).
Урок чтения и коллективного анализа художественного произведения состоит из таких этапов:
1.
Подготовка к восприятию
2. Первичное восприятие текста.
3. Проверка первичного восприятия текста.
4. Чтение и анализ произведения.
5. Обобщение.
6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.
7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.
Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез - анализ - вторичный синтез.
Учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:
1-й вариант - произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);
2-й вариант - проводятся 3 (или 2) урока:
первый - знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия);
второй - анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной направленности и осмысление собственного отношения к читаемому);
третий - обобщающий урок по произведению (общие выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).
Одной
из важных задач начальной школы
является создание условий, обеспечивающих
умственное развитие детей, на уроках
литературного и внеклассного чтения
передовые учителя используют смысловое
прогнозирование (прием антиципации –
предугадывание, предотвращение предположение,
чем закончится, о чем будем читать, какое
название (после чтения). Уроки могут различаться
учебными задачами, но ведущей деятельностью
учащихся на таких уроках неизменно остаются
чтение и анализ произведения. Таким образом,
на уроках чтения, а также на внеклассном
чтении решаются основные проблемы начального
обучения - совершенствование навыка чтения
и работа над пониманием прочитанного.
Учебным материалом в этом случае является
текст литературного произведения.
На данном этапе мы использовали те же задания, что и на констатирующем этапе, но поменяли их содержание.
Данные
контрольного этапа отражены в таблице
2
Таблица 2. Уровни читательских умений на контрольном этапе.
Экспериментальная группа |
Высокий | Выше среднего | Средний | Низкий | ||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | |
7 | 70 | 2 | 20 | 1 | 10 | 0 | 0 | |
Контрольная группа | 6 | 54 | 2 | 18 | 3 | 27 | 1 | 9 |
Анализ таблицы показал, что как в экспериментальной группе на высоком уровне сформированности читательских умений вышло 7 чел., что составило – 70%, в контрольной группе на высоком уровне оказалось 6 чел., что составило- 54%; выше среднего уровня в экспериментальной группе 2чел.- 20%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне в экспериментальной группе – 1 чел. – 10%, в контрольной группе – 3 чел., что составило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, в экспериментальной группе нет ни одного человека 0- (0%), т.е. после проведенной работы с учащимися экспериментальной группы, те кто находился на низком уровне сформированности читательских умений поднялся на уровень, выше. В контрольной группе на низком уровне находится 1 чел., что составляет в контрольной 9% соответственно.
Данные
экспериментального и контрольного
этапов, можно сравнить и проследить
динамику сформированности читательских
умений у младших школьников, в таблице
3.
Таблица 3. Динамика сформированности читательских умений по уровням.
Высокий | Выше среднего | Средний | Низкий | |||||||||
Чел. | % | Д | Чел. | % | Д | Чел. | % | Д | Чел. | % | Д | |
На
контрольном этапе |
7 | 70 | +3 | 2 | 20 | +1 | 1 | 10 | -3 | 0 | 0 | -1 |
На констатирующем этапе экспериментальная группа | 4 | 40 | 1 | 10 | 4 | 40 | 1 | 10 | ||||
На контрольном этапе контрольная группа | 6 | 54 | +1 | 2 | 18 | 0 | 3 | 27 | 0 | 1 | 9 | 0 |
На констатирующем этапе контрольная группа | 5 | 45 | 2 | 18 | 3 | 27 | 1 | 9 |
Анализ таблицы показал, что результаты формирующего эксперимента сказались на динамике сформированности читательских умений, что учащиеся экспериментальной группы в составе 10 человек, с которыми проводились дополнительные занятия, на контрольном этапе следующие показатели: 7 человек- (70%) достигли высокого уровня с положительной динамикой +3; 2 человека – (20%), достигли уровня выше среднего с положительной динамикой +1, что сказалось на среднем уровне остался 1 человек- (10%) с отрицательной динамикой -3. Автоматически- низкий уровень равен 0 с отрицательной динамикой -1. Что очень хорошо для учащихся экспериментальной группы.
Проследим, как менялась динамика сформированности читательских умений у учащихся контрольной группы в количестве 11 человек, на контрольном этапе следующие показатели: 6 человек – (54%) вышли на высокий уровень, с положительной динамикой +1; уровень выше среднего остаётся без изменений 2 человека – (18,2%) с нулевой динамикой; на среднем уровне также осталось 3 человека – (27%) с нулевой динамикой; на низком уровне остался 1 человек- (9%), можно сказать, что учащиеся контрольной группы остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе.
Таким образом, динамика сформированности показала, что учащиеся экспериментальной группы достигли желаемого уровня и могут адекватно воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Следовательно, цель курсовой работы достигнута.
В процессе изучения психолого-лингвистической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:
Для
выявления уровней