Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа

Описание

Целью работы будет изучение особенностей формирования квалифицированного читателя на уроках чтения крупнообъемных произведений. Достижение указанной цели возможно посредством последовательного решения целого ряда задач:
1. Изучение психолого-лингвистических основ формирования читательских умений
2. Определение системы умений, необходимых для квалифицированного читателя
3. Формирование методики активизации читательских умений
4. Диагностика и последующее формирование умений квалифицированного чтения
5. Статистическая обработка полученных результатов, формулирование выводов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений …………………………………………………………………………6
1.1. Психолого-лингвистические основы формирования читательских умений 6
1.2. Система читательских умений, необходимых для формирования квалифицированного читателя 10
1.3. Методика активизации читательских умений 12
2. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений 15
2.1 Диагностика уровня сформированности читательских умений у младших школьников 15
2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников 18
2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

209_Курсовая2 Формирование квалифицированного читателяна уроках крупнообъебных произведений.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

     Данные  констатирующего этапа отражены в таблице 1

     Таблица 1. Уровни читательских умений на констатирующем этапе.

Экспериментальная группа Высокий Выше  среднего Средний Низкий
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
4 40 1 10 4 40 1 10
Контрольная группа 5 45 2 18 3 27 1 9
 

     Анализ  таблицы показал, что как в  экспериментальной группе на высоком уровне сформированности читательских умений вышло 4 чел., что составило – 40%, в контрольной группе на высоком уровне оказалось 5 чел., что составило- 45%; выше среднего уровня в экспериментальной группе 1чел.- 10%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне в экспериментальной группе – 4 чел. – 40%, в контрольной группе – 3 чел., что составило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, в экспериментальной и контрольной группе находится по 1 чел., что составляет в экспериментальной группе 10%, а в контрольной 9% соответственно.

     Наша  задача повысить уровень читательских умений в экспериментальном классе. 
 
 
 
 
 
 

2.2 Приемы формирования  читательских умений  у младших школьников

 

     Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким уровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, понимания авторской позиции, усвоения идеи произведения.

     Формироваться умения будут, через следующие приемы и методы (словесное рисование, определение авторской позиции, установление связи между всеми элементами произведения, определения эффективности различных видов творческого пересказа, направленных на повышение уровня восприятия художественного произведения), а также через специально подобранные упражнения см. приложение.

     Одним из приемов помогающим вдумчиво выяснять логические связи, является коллективный анализ художественного произведения (см. Приложение).

     Урок  чтения и коллективного анализа  художественного произведения состоит  из таких этапов:

     1. Подготовка к восприятию текста.

     2. Первичное восприятие текста.

     3. Проверка первичного восприятия текста.

     4. Чтение и анализ произведения.

     5. Обобщение.

     6. Перечитывание произведения с  новой читательской целью.

     7. Творческая работа учащихся по  следам прочитанного.

     Такой урок принято называть комбинированным, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез - анализ - вторичный синтез.

     Учебным материалом является крупнообъемное произведение, то работа над ним может быть построена по двум вариантам:

     1-й  вариант - произведение делится на 2 или 3 части, и каждая часть читается и анализируется на комбинированном уроке (т.е. каждый урок по произведению включает в себя все этапы работы);

     2-й  вариант - проводятся 3 (или 2) урока:

     первый - знакомство с произведением (подготовительная работа, первичное восприятие, проверка первичного восприятия);

     второй - анализ произведения (чтение и анализ по логически законченным частям, включающий уяснение фактического уровня произведения, осознание его идейной  направленности и осмысление собственного отношения к читаемому);

     третий - обобщающий урок по произведению (общие  выводы, перечитывание, творческие работы учащихся по следам прочитанного).

     Одной из важных задач начальной школы  является создание условий, обеспечивающих умственное развитие детей, на уроках литературного и внеклассного чтения передовые учителя используют смысловое прогнозирование (прием антиципации – предугадывание, предотвращение предположение, чем закончится, о чем будем читать, какое название (после чтения). Уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью учащихся на таких уроках неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким образом, на уроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начального обучения - совершенствование навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения.  
 

2.3 Статистическая обработка  данных по формированию  читательских умений  у младших школьников

 

     На  данном этапе мы использовали те же задания, что и на констатирующем этапе, но поменяли их содержание.

     Данные  контрольного этапа отражены в таблице 2 

     Таблица 2. Уровни читательских умений на контрольном этапе.

 
Экспериментальная группа
Высокий Выше  среднего Средний Низкий
Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
7 70 2 20 1 10 0 0
Контрольная группа 6 54 2 18 3 27 1 9
 

     Анализ  таблицы показал, что как в  экспериментальной группе на высоком  уровне сформированности читательских умений вышло 7 чел., что составило  – 70%, в контрольной группе на высоком уровне оказалось 6 чел., что составило- 54%; выше среднего уровня в экспериментальной группе 2чел.- 20%, в контрольной 2 чел.- 18%; на среднем уровне в экспериментальной группе – 1 чел. – 10%, в контрольной группе – 3 чел., что составило- 27%; на низком уровне сформированности читательских умений, в экспериментальной группе нет ни одного человека 0- (0%), т.е. после проведенной работы с учащимися экспериментальной группы, те кто находился на низком уровне сформированности читательских умений поднялся на уровень, выше. В контрольной группе на низком уровне находится 1 чел., что составляет в контрольной 9% соответственно.

     Данные  экспериментального и контрольного этапов, можно сравнить и проследить динамику сформированности читательских умений у младших школьников, в таблице 3.  
 

     Таблица 3. Динамика сформированности читательских умений по уровням.

  Высокий Выше  среднего Средний Низкий
Чел. % Д Чел. % Д Чел. % Д Чел. % Д
На  контрольном этапе экспериментальная  группа 7 70 +3 2 20 +1 1 10 -3 0 0 -1
На  констатирующем этапе экспериментальная  группа 4 40   1 10   4 40   1 10  
На  контрольном этапе контрольная  группа 6 54 +1 2 18 0 3 27 0 1 9 0
На  констатирующем этапе контрольная  группа 5 45   2 18   3 27   1 9  
 

     Анализ  таблицы показал, что результаты формирующего эксперимента сказались на динамике сформированности читательских умений, что учащиеся экспериментальной группы в составе 10 человек, с которыми проводились дополнительные занятия, на контрольном этапе следующие показатели: 7 человек- (70%) достигли высокого уровня с положительной динамикой +3; 2 человека – (20%), достигли уровня выше среднего с положительной динамикой +1, что сказалось на среднем уровне остался 1 человек- (10%) с отрицательной динамикой -3. Автоматически- низкий уровень равен 0 с отрицательной динамикой -1. Что очень хорошо для учащихся экспериментальной группы.

     Проследим, как менялась динамика сформированности читательских умений у учащихся контрольной  группы в количестве 11 человек, на контрольном  этапе следующие показатели: 6 человек – (54%) вышли на высокий уровень, с положительной динамикой +1; уровень выше среднего остаётся без изменений 2 человека – (18,2%) с нулевой динамикой; на среднем уровне также осталось 3 человека – (27%) с нулевой динамикой; на низком уровне остался 1 человек- (9%), можно сказать, что учащиеся контрольной группы остались на том же уровне, что и на констатирующем этапе.

     Таким образом, динамика сформированности показала, что учащиеся экспериментальной  группы достигли желаемого уровня и  могут адекватно воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут  воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем, освоили композицию произведения, могут увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения. Следовательно, цель курсовой работы достигнута.

 

Заключение

     В процессе изучения психолого-лингвистической  литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:

    • применительно к акту чтения существенное значение приобретает современное представление ряда психологов о многоуровневой организации когнитивных структур;
    • в процессе чтения принято выделять две взаимосвязанные стороны — техническую, т.е. скорость, правильность и качество озвучивания букв, и смысловую, т.е. понимание содержания прочитанного;
    • считая необходимой подготовку детей к овладению чтением, А.П. Нечаев придавал решающее значение формированию психологической основы навыка чтения, в качестве которой он рассматривал широкое развитие мыслительных процессов и наглядно-чувственной сферы детей;

     Для выявления уровней сформированности читательских умений у учащихся третьего класса был проведен констатирующий срез. Констатирующий срез включал в себя следующие приемы и упражнения: словесное рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, письменные ответы на вопросы и самостоятельную постановку вопросов к тексту произведения. Результаты показали, что большинство учащихся не способны полноценно воспринимать художественное произведение. С целью повышения уровней сформированности читательских умений посредством использования различных методов и приемов, упражнений, был проведен формирующий эксперимент.

Информация о работе Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений