Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 00:16, курсовая работа
Целью работы будет изучение особенностей формирования квалифицированного читателя на уроках чтения крупнообъемных произведений. Достижение указанной цели возможно посредством последовательного решения целого ряда задач:
1. Изучение психолого-лингвистических основ формирования читательских умений
2. Определение системы умений, необходимых для квалифицированного читателя
3. Формирование методики активизации читательских умений
4. Диагностика и последующее формирование умений квалифицированного чтения
5. Статистическая обработка полученных результатов, формулирование выводов.
Введение 3
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательских умений …………………………………………………………………………6
1.1. Психолого-лингвистические основы формирования читательских умений 6
1.2. Система читательских умений, необходимых для формирования квалифицированного читателя 10
1.3. Методика активизации читательских умений 12
2. Экспериментальная работа по формированию читательских умений у младших школьников на уроках чтения крупнообъемных произведений 15
2.1 Диагностика уровня сформированности читательских умений у младших школьников 15
2.2 Приемы формирования читательских умений у младших школьников 18
2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
6.
Напишите мини-сочинение, в
Другая проблема, которую рассматривает писатели-фантасты – будущее человечества, то, как отражается деятельность людей на состоянии окружающего мира. Этой проблеме был посвящен урок, главной целью которого было выяснение основной идеи произведения и средств ее художественного выражения. Он носил название: «Почему рассказ Р. Бредбери «И грянул гром» называют рассказом-предупреждением»?
Занятие началось с беседы, выясняющей восприятие содержания прочитанного. Дети стали задавать вопросы, которые возникли у них в ходе чтения рассказа. Свои объяснения учитель начал с вопроса: почему Экельсу нельзя было сходить с тропы, какие последствия это могло вызвать? Дети подробно высказались по этому поводу и подтвердили свои предположения примерами из текста (помятая трава, убитая мышь – это недопустимо, это может привести к непоправимому в Будущем...). После анализа поступков Экельса был сделан вывод: он совершил преступления (струсил, бросил товарищей и сошел с тропы, не подумав о предупреждении Тревиса.) Для того, чтобы наглядно представить себе последствия поступков Экельса, проанализировали содержание объявления, поведение и настроение людей в начале и в конце рассказа. Так кольцевая композиция помогла понять замыслы автора:
- объявление, написанное грамотно;
-
доброжелательная атмосфера,
- путешествие в Прошлое;
- охота;
- трусость Экельса;
- уход с тропы;
-
изменение атмосферы в прямом
и переносном смысле: удовольствие
от победы диктатора на
-
объявление с ошибками как
следствие всеобщей
На
данном этапе работы эффективным
средством активизации
- Что хотел сказать автор своим произведением?
- О чем вы задумались, прочитав и обсудив рассказ?
- Что вас удивило, поразило, обрадовало? Может быть, у вас возникли интересные мысли по поводу прочитанного, и вам хотелось бы поделиться впечатлениями? Выразите это в небольшом сочинении. Название своей работе придумайте сами.
Способы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся различны. Один из эффективных и действенных – применение эргономики при анализе произведения. Это помогает учащимся увидеть содержание произведения объемно, целостно, способствует овладению определенными знаниями и помогает сделать какие-либо заключения без особого труда.
При изучении глав из романа Джонатана Свифта «Путешествия Лемюэля Гулливера» («ненаучная» фантастика) через эргономику удалось прийти к понятию сатиры. В начале урока учителем было предложено с помощью каких-либо символов изобразить модель того общества, в которое попал Гулливер. Схема была создана и отразила следующее: император, государственный совет, религия, армия и т.д.
Следующим этапом было выявление позитивных и негативных черт. Свои утверждения нужно было обязательно аргументировать. Положительным было названо то, что лилипуты тянулись к знаниям, сам император поощрял развитие наук и т.д. К отрицательным чертам были отнесены угнетение бедных богатыми, непомерные амбиции и жадность правящих, плетение интриг, ничтожные поводы к развязыванию воины. Таким образом, пришли к выводу, что писатель изобразил современное ему общество, а Гулливер – носитель гуманистических идей автора.
Можно сказать, что на уроках по изучению фантастической литературы исподволь закладывались знания о литературоведческих понятиях, формировались умения анализа текста художественного произведения, решались задачи нравственного характера:
- через эргономику – к понятию о композиции художественного произведения;
-
через композицию – к
через сравнительную характеристику – к осознанию нравственных ценностей.
Проблема
духовного воспитания приобретает
в наше время все большую актуальность.
В период политических, социальных, экономических
потрясений, современниками которых являемся
мы, очень важно сохранить нравственные
и духовные ориентиры, без чего невозможно
дальнейшее развитие личности молодого
человека. Лучшим средством формирования
мировоззрения, является обращение к художественному
слову, к произведениям русской и зарубежной
литературы, поскольку это по большей
мере способствует преодолению духовной
разобщенности людей, сохранению преемственности
в их историческом развитии, обогащению
любой культуры всем лучшим, что создано
в мировой культуре.