Экспериментальная работа по использованию инновационных техник и технологий в развитии изобразительной деятельности детей раннего возр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:14, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – исследование условий возникновения навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста в детских образовательных учреждений. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- определить изобразительное искусство, как основную составляющую эстетического воспитания дошкольников;
- охарактеризовать условия возникновения изобразительной деятельности детей раннего возраста

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УСЛОВИЙ И РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …………….….….. 6
1.1. Изобразительное искусство - основная составляющая эстетического воспитания дошкольников ………..……………... 6
1.2. Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической
трактовке …………………………….…..……………………....... 12
1.3. Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста ………. 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………….. 34
2.1. Определение уровня развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» ……………………… 34
2.2. Практическая работа по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» …..… 37
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы ……….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………... 45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….. 47

Работа состоит из  1 файл

С изменениями.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УСЛОВИЙ И РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …………….….….. 6

1.1. Изобразительное  искусство  - основная составляющая  эстетического воспитания дошкольников ………..……………...  6

1.2. Психолого-педагогический аспект  изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической

трактовке …………………………….…..……………………....... 12

1.3. Педагогические  условия возникновения и развития  изобразительной деятельности детей раннего возраста ……….  24

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………….. 34

2.1. Определение уровня  развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» ………………………  34

2.2.  Практическая работа  по развитию изобразительной  деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»  …..…   37

2.3. Анализ эффективности  экспериментальной работы ……….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………...   43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………...   45

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..    47

 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Изобразительное искусство  обращается к действительности как источнику формирования мира человека. Основа изобразительного искусства – изображение предметного мира в его чувственной форме. Вообще чувственность – это основа искусства, вот почему так важно развивать эмоциональный мир ребенка: чем разностороннее мир эмоций и чувств ребенка, тем большую гамму мира он может воспринять своими чувствами. И помощник в этом – искусство, и изобразительное искусство в частности. Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности как структурный компонент творческого потенциала ребенка. Ребенок учится всматриваться в художественный образ, находить и различать способы его изображения»  
[1, с.274] .

Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. Дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. В процессе формирования и развития у детей художественно-эстетического отношения к искусству главное – эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений, о чем мы уже говорили выше. И в то же время необходимо уделять внимание практической деятельности детей, ведь именно в ней, через приобретаемые умения и навыки и способности самостоятельно их использовать, ребенок постигает самого себя в активном процессе саморазвития.

Актуальность выбранной  темы объясняется тем, что формирование изобразительных навыков следует  начинать  в раннем дошкольном возрасте. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. Изобразительная деятельность детей раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни.  В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Проблема изобразительной  деятельности детей раннего возраста нашла отражение в работах В. И. Волынкина, А. В. Запорожца, В. И. Ядэшко,  
И. А. Лыковой. Методика  и условия формирования изобразительной деятельности детей представлена в трудах  Т. Г. Казаковой,  
Е. А. Дубровской, Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. Б. Косминской,  
Н. Б. Халезовой, Н. П. Саккулиной, Н. Г. Третьяковой, Р. М. Чумичевой.

В работах перечисленных  авторов отражены теоретические  основы, данные о некоторых закономерностях  изобразительной деятельности развития детей раннего возраста, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Объект исследования – изобразительная деятельность детей раннего возраста.

Предмет исследования –  использование инновационного подхода к изобразительной деятельности детей раннего возраста.

Цель данной работы –  исследование условий возникновения навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста в детских образовательных учреждений. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

- определить изобразительное  искусство, как основную составляющую  эстетического воспитания дошкольников;

- охарактеризовать условия  возникновения изобразительной  деятельности детей раннего возраста;

- рассмотреть педагогическое  руководство развитием изобразительной  деятельностью детей раннего  возраста;

- определить уровень развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»;

- представить опыт практической работы по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»;

- проанализировать эффективность экспериментальной работы.

Гипотеза данного исследования заключается в том, что возможности развития изобразительной деятельности детей в период раннего возраста будут успешными при соблюдении следующих условий:

- создание комфортной  среды, которая будет стимулировать  ребенка к процессу творчества;

- использование инновационных  техник и технологий в работе  с детьми;

- взаимодействие педагогов   с семьей по развитию изобразительных  потребностей ребенка.

Эмпирическая база исследования – ДОУ  «Малыш».

В работе  использованы методы анализа литературы, методы сравнения, обобщения и наблюдения. Задачи данной работы определили ее структуру: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1. Изобразительное  искусство  - основная составляющая  эстетического воспитания дошкольников

 

Исследование  особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности (как структурный компонент творческого потенциала ребенка). Ребенок учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.

В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.

В психологических  и педагогических исследованиях  вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова,  
Н. Н. Поддьякова установлено, «что дошкольники способны в процессе предметно-чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме» [21, с.6].

Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления; развивается умение самостоятельно находить способы решения задач, умение планировать свою деятельность.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к искусству главное – эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. В то же время важно учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениями, навыками, способность самостоятельно их использовать.

Изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к  действительности. Посредством языка  искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. И. Б.Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики.

Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возраста надо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного искусства. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре), затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.

Знание основ  искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка.

Рассмотрим средства выразительности, специфические для каждого вида изобразительного искусства, и затем обратимся к детскому творчеству.

Среди видов  искусства различают изобразительные (живопись, графика, скульптура) и неизобразительные (музыка, архитектура), хотя это деление условно. Это различие не является абсолютным, поскольку все виды искусства выражают отношение к каким-то сторонам жизни. И все же разграничение искусств является определяющим в морфологии (классификации) искусств, так как базируется на различении предмета отображения.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека (В. А. Разумный, М. Ф. Овсянников, И. Б. Астахов, Н. А.Дмитриев, М. А. Каган). Поэтому основой является изображение предметного мира. Мысли же и чувства передаются в них опосредованно: только по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.

В ходе развития искусства изобразительные и  неизобразительные его виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись отличает тенденция ко все большему использованию цвета для усиления выразительного начала. В рисунке – тенденция к характерным линиям, контрастам темного и светлого.

Обучая детей  восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка.

Педагог, обучая детей рассматривать произведения разных видов изобразительного искусства, постепенно приобщает их к красоте. С другой стороны, это оказывает влияние на способы образной выразительности, которыми дети передают свои впечатления об окружающей действительности в рисунке, лепке.

Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).

Информация о работе Экспериментальная работа по использованию инновационных техник и технологий в развитии изобразительной деятельности детей раннего возр