Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:14, курсовая работа
Цель данной работы – исследование условий возникновения навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста в детских образовательных учреждений. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- определить изобразительное искусство, как основную составляющую эстетического воспитания дошкольников;
- охарактеризовать условия возникновения изобразительной деятельности детей раннего возраста
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УСЛОВИЙ И РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …………….….….. 6
1.1. Изобразительное искусство - основная составляющая эстетического воспитания дошкольников ………..……………... 6
1.2. Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической
трактовке …………………………….…..……………………....... 12
1.3. Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста ………. 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………….. 34
2.1. Определение уровня развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» ……………………… 34
2.2. Практическая работа по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» …..… 37
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы ……….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………... 45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….. 47
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………….. 34
2.1. Определение уровня развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» ……………………… 34
2.2. Практическая работа
по развитию изобразительной
деятельности детей раннего воз
2.3. Анализ эффективности
экспериментальной работы ……….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………... 45
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………
«Изобразительное искусство
обращается к действительности как
источнику формирования мира человека.
Основа изобразительного искусства – изображение предметного
мира в его чувственной форме. Вообще чувственность
– это основа искусства, вот почему так
важно развивать эмоциональный мир ребенка:
чем разностороннее мир эмоций и чувств
ребенка, тем большую гамму мира он может
воспринять своими чувствами. И помощник
в этом – искусство, и изобразительное
искусство в частности. Исследование особенностей
восприятия детьми изобразительного искусства
показало, что у детей уже в дошкольном
возрасте проявляется интерес к различным
видам и жанрам искусства, увлеченность
рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются
познавательные потребности как структурный
компонент творческого потенциала ребенка.
Ребенок учится всматриваться в художественный
образ, находить и различать способы его
изображения»
[1, с.274] .
Восприятие художественного
Актуальность выбранной
темы объясняется тем, что формирование
изобразительных навыков
Проблема изобразительной
деятельности детей раннего возраста нашла отражение в работах В. И. Волынкина, А. В. Запорожца,
В. И. Ядэшко,
И. А. Лыковой. Методика и условия формирования
изобразительной деятельности детей представлена
в трудах Т. Г. Казаковой,
Е. А. Дубровской, Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. Б. Косминской,
Н. Б. Халезовой, Н. П. Саккулиной, Н. Г. Третьяковой, Р. М. Чумичевой.
В работах перечисленных авторов отражены теоретические основы, данные о некоторых закономерностях изобразительной деятельности развития детей раннего возраста, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Объект исследования – изобразительная деятельность детей раннего возраста.
Предмет исследования – использование инновационного подхода к изобразительной деятельности детей раннего возраста.
Цель данной работы – исследование условий возникновения навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста в детских образовательных учреждений. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- определить изобразительное
искусство, как основную
- охарактеризовать условия
возникновения изобразительной
деятельности детей раннего
- рассмотреть педагогическое
руководство развитием
- определить уровень развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»;
- представить опыт практической работы по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»;
- проанализировать эффективность экспериментальной работы.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что возможности развития изобразительной деятельности детей в период раннего возраста будут успешными при соблюдении следующих условий:
- создание комфортной
среды, которая будет
- использование инновационных техник и технологий в работе с детьми;
- взаимодействие педагогов
с семьей по развитию
Эмпирическая база исследования – ДОУ «Малыш».
В работе использованы методы анализа литературы, методы сравнения, обобщения и наблюдения. Задачи данной работы определили ее структуру: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1.1. Изобразительное
искусство - основная составляющая
эстетического воспитания
Исследование особенностей восприятия детьми изобразительного искусства показало, что у детей уже в дошкольном возрасте проявляется интерес к различным видам и жанрам искусства, увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, развиваются познавательные потребности (как структурный компонент творческого потенциала ребенка). Ребенок учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.
В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем: общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картине, графике, скульптуре способствует уточнению многих понятий, специфических для изобразительного искусства. Их знание делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида изобразительного искусства.
В психологических
и педагогических исследованиях
вскрываются особенности умственного,
эстетического развития детей в дошкольном
возрасте. В частности, в работах А. В. Запорожца,
В. В. Давыдова,
Н. Н. Поддьякова установлено, «что дошкольники
способны в процессе предметно-чувственной
деятельности выделять существенные свойства
предметов и явлений, устанавливать связи
между отдельными предметами и явлениями
и отражать их в образной форме» [21, с.6].
Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, сравнения и сопоставления; развивается умение самостоятельно находить способы решения задач, умение планировать свою деятельность.
В процессе формирования у детей эстетического отношения к искусству главное – эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. В то же время важно учитывать и процесс овладения детьми изобразительными умениями, навыками, способность самостоятельно их использовать.
Изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. И. Б.Астахов пишет, что изобразительный язык, присущий каждому виду искусства, не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа. Будучи материальной формой выражения, он представляет одну из существенно важных сторон образной специфики.
Язык изобразительного искусства многообразен. Его необходимо знать воспитателю, так как на занятиях в детском саду происходит активное формирование художественного восприятия. Детей дошкольного возраста надо познакомить с некоторыми особенностями языка изобразительного искусства. В связи с этим, начиная с младшего дошкольного возраста, воспитатель сначала ставит задачу – формировать у детей эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (какие чувства передает художник в картине, скульптуре), затем обращает внимание на то, как художник рассказывает об окружающей действительности, и уже после этого направляет все внимание на средства образной выразительности.
Знание основ искусства дает возможность рассмотреть его место в эстетическом воспитании детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Однако нельзя механически перенести особенности языка изобразительного искусства, характерные для работ профессионалов, в деятельность ребенка.
Рассмотрим средства выразительности, специфические для каждого вида изобразительного искусства, и затем обратимся к детскому творчеству.
Среди видов
искусства различают
Изобразительные искусства обращаются к действительности как источнику формирования мира человека (В. А. Разумный, М. Ф. Овсянников, И. Б. Астахов, Н. А.Дмитриев, М. А. Каган). Поэтому основой является изображение предметного мира. Мысли же и чувства передаются в них опосредованно: только по выражению глаз, мимике, жестикуляции, облику людей можно узнать об их чувствах и переживаниях.
В ходе развития искусства изобразительные и неизобразительные его виды взаимно питают и обогащают друг друга. Например, живопись отличает тенденция ко все большему использованию цвета для усиления выразительного начала. В рисунке – тенденция к характерным линиям, контрастам темного и светлого.
Обучая детей восприятию произведений искусства, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности взрослого художника в деятельность ребенка.
Педагог, обучая
детей рассматривать
Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть эффективными при условии, если будет обеспечено эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание и методы, обеспечивающие охрану его здоровья (устранение перегрузок, переутомления, гиподинамии).