Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 22:14, курсовая работа
Цель данной работы – исследование условий возникновения навыков изобразительной деятельности детей раннего возраста в детских образовательных учреждений. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
- определить изобразительное искусство, как основную составляющую эстетического воспитания дошкольников;
- охарактеризовать условия возникновения изобразительной деятельности детей раннего возраста
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УСЛОВИЙ И РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА …………….….….. 6
1.1. Изобразительное искусство - основная составляющая эстетического воспитания дошкольников ………..……………... 6
1.2. Психолого-педагогический аспект изобразительной деятельности детей раннего возраста в теоретической
трактовке …………………………….…..……………………....... 12
1.3. Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста ………. 24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ………………….. 34
2.1. Определение уровня развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» ……………………… 34
2.2. Практическая работа по развитию изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш» …..… 37
2.3. Анализ эффективности экспериментальной работы ……….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………... 45
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………….. 47
Педагог должен стремиться
эмоционально зарядить детей, превратить
занятие в увлекательное
Следует внимательно
и осознанно отнестись к
На занятиях по изобразительной деятельности следует предлагать детям разнообразные материалы: цветные карандаши и фломастеры, мелки, акварельные и гуашевые краски, бумагу разной фактуры и цвета.
На обобщающих занятиях путем наглядного представления необходимо помогать малышам увидеть и сравнить различные варианты выполнения одной и той же картинки. Фон рисунка (цвет бумаги), используемая цветовая гамма, конфигурация изображений и их отдельных частей, их взаимное расположение на листе бумаги могут быть самыми разными. Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.
Обобщая вышеизложенное можно констатировать, что возникновение развития изобразительной деятельности детей раннего возраста обусловлено следующими основными факторами.
В первую очередь, решающую роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда. Именно среда может оптимизировать творческий процесс ребенка. При этом необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.
Вторым условием следует обозначить значение комплексного и системного использования инновационных техник и технологий, которые смогли бы стать поводом к реализации мотивации к активному занятию изобразительной деятельности детей раннего возраста методов и приемов. В этом смысле в настоящее время широкое распространение получили следующие техники и технологии.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск пробкой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
И наконец, третьим условием в развитии изобразительной деятельности детей играет семья. Итак, семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка. Если в семье культивируется позитивное отношение к различным изобразительным процессам, если в семье строятся гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к высокому уровню развития изобразительной детей уже в раннем возрасте.
Таким образом, можно сформировать показатели развития ребенка раннего возраста по развитию изобразительной деятельности, а именно:
- проявляет интерес к рисованию, лепке;
- проявляет желание рисовать карандашами, красками, лепить;
- эмоционально реагирует в процессе деятельности;
- находит сходство в изображениях с предметами окружающего;
- проявляет свое отношение к изображаемому в речи, жестах, мимике.
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Определение уровня развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»
Изучив теоретические вопросы развития восприятия детей раннего возраста в предметной деятельности, лллмы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного.
Экспериментальное исследование было организованно на базе ДОУ «Малыш».
Отправным фактором для проведения исследования послужило заключение о том, что искусство как специфическая форма познания мира вызывает сильный эмоциональный отклик, оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны.
С учетом требований современного
мира развитие изобразительных способностей
детей раннего дошкольного
В исследовании приняли участие 14 воспитанников.
На констатирующем этапе эксперимента, прежде всего мы задались целью выявить исходный уровень развития изобразительной деятельности.
Основные задачи исследования:
1. Разработать и
2. Проследить динамику
развития изобразительной
В исследовании приняли
участие 14 дошкольников в возрасте
до 3 лет. Дети были разделены на две
группы – контрольную и
Для определения эффективности проведенной работы до и после экспериментальной работы дети были обследованы.
Педагогические наблюдения использовались для определения эффективности предложенных методик, установления качественных и количественных показателей развития изобразительных способностей детей.
Исследование проходило в три этапа.
На первом этапе на основе наблюдения педагогов было выявлено состояние развития изобразительной детей.
На втором этапе дети контрольной группы продолжали занятия изобразительной деятельностью оздоровительной программы по традиционной методике. Дети экспериментальной группы участвовали в план-программе, с учетом инновационных подходов к изобразительной деятельности.
На третьем этапе исследования изобразительная деятельность детей было вновь обследована и на основе этого были сделаны выводы.
Результаты анализа работ детей до эксперимента свидетельствуют о «вялой» тенденции, связанной с пассивностью детей с одной стороны и равнодушием со стороны семьи с другой.
Уровень подготовленности и наличие умений изобразительных приемов и навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ «Малыш» представлен в таблице 2.1. При этом оценка произведена по пятибалльной системе.
Средний балл владения карандашами и фламастерами в группе – 3,8.
Средний балл умения пользоваться красками – 3,5.
Средний балл умения «презентовать» «Собственное творение» - 3.
Средний балл стереотипного мышления. Уровень фантазии – 2,8.
Таблица 2.1.
Уровень подготовленности
и наличие стереотипного
№ п.п. |
Фамилия, имя ребенка |
Владение карандашами и |
Умение пользоваться красками |
Умение «презентовать» «собственное творение» |
Стереотипное мышление, уровень фантазии |
1. |
Армовиров Юрий |
5 |
4 |
3 |
3 |
2. |
Блинова Юлия |
4 |
3 |
2 |
3 |
3. |
Гладков Максим |
4 |
3 |
4 |
2 |
4. |
Кудинов Андрей |
5 |
4 |
3 |
3 |
5. |
Ломакина Таня |
3 |
3 |
3 |
4 |
6. |
Лукинчиков Саша |
3 |
4 |
2 |
3 |
7. |
Миронова Света |
5 |
3 |
4 |
2 |
8. |
Новоселов Дима |
3 |
3 |
2 |
2 |
9. |
Орехова Галя |
2 |
3 |
2 |
2 |
10. |
Парамонов Денис |
4 |
3 |
4 |
4 |
11. |
Рябцева Настя |
5 |
4 |
4 |
3 |
12. |
Свистков Миша |
3 |
4 |
2 |
3 |
13. |
Трембач Оля |
4 |
5 |
4 |
3 |
14. |
Ярцева Наташа |
3 |
3 |
3 |
3 |