Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание

Цель работы: Провести исследование направленное на выявление роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования
2. Провести исследование, направленное на изучение роли краеведения.
3. Выявить влияние роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты роли изучения краеведения в школе. 6
1. 1. Сущность понятия «краеведение» 6
1.2. Роль краеведения в обучении школьников 9
1.3. Возрастные особенности отношения детей к природе 14
Глава 2. Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста 23
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……................ 23
2.2.Анализ результатов экспериментального изучения краеведческих знаний школьников 28
Заключение 37
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Kraevedcheskaya_rabota_Kotoraya_seychas.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

 – экскурсии в  различные учреждения, способствующие  социальному развитию (библиотека, школы, почта и т.д.);

 – экскурсии в природу в рамках экологического воспитания.  

Содержание экскурсий  намечается таким образом, чтобы  подготовить детей к некоторым обобщениям накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе [15]. Структура экскурсии представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Структура экскурсии

                Содержание

 

 

 

 

Структурный

компонент

Подготовительный этап.  Педагог определяет объем экскурсии, программное содержание, сроки проведения, педагог осматривает место проведения экскурсии, продумывает содержание, методы и приемы проведения. Решаются организационные вопросы (маршрут, сопровождение и т.п.).

Подготовка детей к  предстоящей экскурсии заключается  в пополнении знаний (актуализация)

Ход экскурсии. Наблюдение организуется в определенной последовательности: целостное восприятие объекта, а затем анализ его составляющих для углубленного познания.

Наблюдение является ведущим методом работы с детьми на экскурсии, но при этом большое  значение имеют разнообразные вопросы: от организующих внимание, до стимулирующих творческое мышление, воображение.

В процессе экскурсии  поддерживается мыслительная активность ребенка (дети задают вопросы, читают стихи, отгадывают загадки, участвуют в  играх).

В конце экскурсии  подводятся итоги, что узнали нового, интересного.

Послеэкскурсионная работа. Полученные знания систематизируются, уточняются, находят свое отражение  в других видах деятельности (оформление материалов экскурсии, работа с художественной литературой, продуктивная деятельность, организация игр, обобщающие беседы и т.д.)


 

Первый этап - подготовительный. Воспитательно-образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы  организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.

Второй этап – организация  познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов наблюдение объектов и явлений, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:

– нацеливающие внимание, требующие констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);

– активизирующие, требующие  сравнения, сопоставления, различения, обобщения;

– стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

В конце экскурсии  целесообразно организовать дидактические  игры, которые в занимательной  форме закрепляют усвоенные знания.

Третий этап экскурсии - заключительный. Он охватывает всю послеэкскурсионную воспитательно-образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений.

Таким образом, познавательный интерес, потребность получать новые  знания формируются, если постоянно  заботиться о расширении кругозора  ребёнка. Задача экскурсии – сообщить знания и вызвать интерес к  конкретной отрасли знаний. Экскурсия имеет большое педагогическое и общеобразовательное значение, конкретизирует  программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

В. Н. Синев, Л. С. Стажок считают, что при анализе краеведческих знаний учащихся наиболее существенными показателями их полного и сознательного усвоения являются: а) объем знаний; б) их предметная соотнесенность; в) понимание взаимосвязи общего и частного, общего и единичного; г) понимание причинно-следственных связей между явлениями; д) понимание прикладного значения естествоведческих знаний и их практической направленности [14].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I  главе

 

В литературе представлено много определений краеведения. Но наиболее полным является следующее:  организованная и управляемая педагогом деятельность учеников, которая состоит из образовательно-познавательных, поисково-опытных, практически творческих компонентов, и направленная на систематическое изучение, сохранение и воссоздание культурного наследия родного края. Краеведение предусматривает ознакомление учеников с природой, географией, историей, культурой края, способствует формированию национального самосознания и ценностных ориентаций, воспитанию патриотических чувств, развития потребности и готовности распространять и преумножать культурное достояние

 Существуют разные  формы проведения занятий: Интегрированные  уроки, Инсценированное представление,  Экскурсии, Комбинированные уроки,  Краеведческие викторины

Успешность усвоения школьниками краеведческих знаний зависит от правильного подбора содержания учебного материала, точного его структурирования, адекватного выбора методов и приемов обучения. При организации учебного процесса педагог должен опираться на личный опыт учащихся, связывать обучение с жизнью, а также учитывать интеллектуальные и психические особенности учащихся. Экскурсия является наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребёнка, в частности для развития краеведческих знаний. 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

     На констатирующем этапе исследования, исходя из анализа психолого- педагогической и методической литературы, изучения особенностей развития детей, потребностей современного коррекционно-развивающего обучения, была поставлена цель: изучение состояния краеведческих знаний младших школьников; намечены задачи: выявление уровней развития и особенностей краеведческих знаний учащихся данной категории для определения возможностей дальнейшего совершенствования этих знаний.

Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы VII вида поселка Эммаусс Калининского района Тверской области. В исследовании принимали участие 10 учеников 3 класса:

1. Марина С.,                                      6. Виктор П.,

2. Карина М.,                                      7. Даниил С.,

3. Евгений Д.,                                     8. Сергей К.,

4. Иван С.,                                          9. Ольга А.,

5.Полина Д.,                                    10. Ренат С.

Возраст учащихся варьируется  от 9 до 12 лет, все они обучаются в данной школе с 1 класса.

Следует отметить, что на сегодняшний день краеведение как изучение истории родного края в Тверской области в рамках отдельного предмета в программе начальной школы отсутствует, поэтому краеведческий материал включен в ряд учебных предметов в качестве регионального компонента, а так же присутствует в различных видах и формах внеклассной работы с учащимися.

Констатирующий эксперимент  проходил в несколько этапов.

На 1 этапе исследования была проведена беседа с руководителем 3 класса с целью выявления, проводится ли с детьми работа по краеведению. В ходе беседы было установлено, что внеклассная работа по формированию краеведческих знаний у младших школьников проводится не систематически и их применению не придается важного значения. А так как одной из важных задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является: воспитание гражданственности и патриотизма, то у младших школьников должны быть сформированы элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов. Учитывая, что экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) школы VII вида поселка Эммаусс Калининского района Тверской области, необходимо в первую очередь формировать у младших школьников элементарные представления о родном крае, о героях и важнейших событиях в жизни Тверской области, Малой Родины.

Поскольку в школе  отсутствует отдельный предмет, направленный на изучение истории и  культуры Тверской области, то знания о родном крае учащиеся получают фрагментарно, непоследовательно, и зачастую они не закрепляются в памяти детей. На уроках по ознакомлению с окружающим миром ученики получают сведения о территориально ближайшем окружении: адрес школы и дома, значимые объекты, расположенные вблизи от них, социально-культурные объекты, такие как почта, больница, магазин, библиотека, кинотеатр. Такие начальные знания можно отнести к пропедевтике изучения краеведения. Но к изучению Тверского края в широком смысле учеников так и не подвели. На уроках изобразительного искусства они выполняют творческие работы, рисуют достопримечательности поселка, один раз в четверть посещают экскурсии, знакомятся с краеведческим материалом на внеклассных занятиях. Но эта работа так же при изучении краеведения младшими школьниками с ЗПР не реализуется в полном объеме, не способствует приобретению и закреплению теоретических знаний, практических умений и навыков.

К краеведческому материалу, использованному в эксперименте, предъявлялись следующие требования:

1. Историко-культурные  сведения, а так же памятники, достопримечательности, знания о семье, природе своего края, Великой Отечественной войне, на основе которых проводилось исследование, должны быть знакомы ученикам, т.е. должна быть опора на имеющиеся у школьников знания о родном поселке.

2. Содержание предъявляемого материала должно соответствовать 
возрастным особенностям учащихся, быть ярким, красочным, интересным и узнаваемым.

Исследование проводилось  в рамках внеклассной работы после  проведения уроков по расписанию, без  нарушения привычного хода учебного процесса.

При проведении II этана констатирующего эксперимента использовались три серии заданий - три теста, рисунок и 2 анкеты. Задания трех серий подобранны с учетом познавательных возможностей учеников, их возрастных особенностей, чтобы обеспечить доступность материала, поддержать интерес к проводимой работе и избежать переутомления испытуемых. Ответы на вопросы анкет и выполнение тестовых заданий позволили выявить наличие и характер краеведческих знаний у учащихся 3 класса специальной (коррекционной) школы VII вида.

Первая серия  заданий. Цель тестирования состояла в выявлении конкретных знаний школьников о своей семье, об истории родного края, в условиях выбора правильного ответа из трех возможных. Проведение тестирования ставит всех учащихся в равные условия; в процессе обработки полученных данных используются единые процедура и критерии оценки. Соблюдение таких условий исключает субъективизм. Полученные данные в результате тестирования включают в себя информацию о пробелах в краеведческих знаниях.

Задание №1. Игра «Третий лишний». В каждом ряду есть одно лишнее слово. Определите, какое и вычеркните его.

А) Какое слово не является названием реки?

1) Тверца, 2) Волга, 3)Бассейн.

Б) Какое слово не является названием города?

1) Москва, 2) Эммаусс, 3) Тверь.

В) Название какого города не имеет отношения к Тверской области?

1) Калинин, 2) Тверь, 3) Москва.

     За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.

    Задание №2. Выбери и подчеркни один правильный вариант ответа:

    А) Центральная улица своего поселка: Речная, Лесная, Мужества.

    Б) Река, на которой основан наш поселок: Тверца, Волга, Нева.

За каждый правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов - 2

Задание № 3. Нарисуй «Древо семьи» и коротко напиши о каждом члене своей семьи (ф.и.о. отца, матери, где работают, когда день рождения, любимый праздник вашей семьи) - 10баллов.

Вторая серия  заданий представляла собой письменное анкетирование. Анкета содержит конкретные вопросы, которые требуют четких и однозначных ответов. Вопросы подобраны по следующим критериям: доступность, логичность, краткость, конкретность; вопросы не содержали подсказку в формулировке и ориентировались на ближайшее окружение учеников и элементарные знаний о родном крае.

Анкета1:

  1. Как называется наш поселок? – 1  балл.
  2. Кто основал наш поселок? – 1 балл.
  3. Когда был основан наш поселок? – 1 балл.
  4. Кому в нашем поселке стоит памятник? Укажи название. – 1 балл.
  5. Как называется главная улица? – 1 балл.
  6. Какие старинные здания ты можешь называть? – 1 балл.
  7. Как называется область, в которой ты живешь? – 1 балл.

Максимальное количество баллов - 7. 
На выполнение данного вида задания отводилось 15 минут.

Анкета 2. «Дети нашего края в годы Великой Отечественной войны»:

1. Фамилия, имя, отчество  (прабабушки, прадедушки) – 2 балла.

2. Дата и место рождения (прабабушки, прадедушки) – 4 балла.

     3. Сколько было лет, когда началась война (прабабушке, прадедушке) – 2 балла.

    4. Чем занимались прабабушка и прадедушка в годы войны – 4 балла.

Максимальное количество баллов - 12.

   В третьей серии заданий нужно было перечислить общественные объекты и подписать названия известных зданий и памятников архитектуры поселка Эммаусс. Как было выяснено в беседе с учителем, все ученики, принимавшие участие в эксперименте, были на экскурсии к этим достопримечательностям.

Информация о работе Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста