Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа
Цель работы: Провести исследование направленное на выявление роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования
2. Провести исследование, направленное на изучение роли краеведения.
3. Выявить влияние роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты роли изучения краеведения в школе. 6
1. 1. Сущность понятия «краеведение» 6
1.2. Роль краеведения в обучении школьников 9
1.3. Возрастные особенности отношения детей к природе 14
Глава 2. Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста 23
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……................ 23
2.2.Анализ результатов экспериментального изучения краеведческих знаний школьников 28
Заключение 37
Список литературы 39
Краеведение помогает учителю активизировать деятельность учащихся и учебный процесс в целом. Использование на уроках краеведческих материалов повышает интерес детей к школьным занятиях, развитие исследовательских умений ,способствует самоутверждению, т.е. они видят практический результат своего труда. Школьное краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, расширяет кругозор, способствует формированию у них познавательных интересов и увлечению наукой, воспитанию воли и других ценных качеств личности. Благодаря краеведению дети способны делать более осмысленные обобщения и выводы, получают более прочные и глубокие знания.
Кроме образовательной
краеведение выполняет и
Работу по изучению литературы родного края целесообразно начинать на начальной ступени обучения. Богатый материал для краеведческой работы с младшими школьниками содержат уроки по ознакомлению с окружающим миром, русскому языку, родному языку и, конечно, по литературному чтению. На уроке литературы школьники получают элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока − сообщить сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе своего региона. В то же время внеурочная деятельность с ее находками и открытиями еще более привлекательна и интересна для младших школьников. Занятия литературным краеведением во внеурочное время позволяют учащимся начальных классов установить связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, которая послужила материалом для творчества того или иного писателя, проникнуть в его творческую лабораторию, изучить его вкусы и пристрастия[6].
При проведении занятий могут быть использованы различные формы и методы работы: наблюдение, анкетирование и интервьюирование, вопросы и задания, самостоятельная исследовательская работа учащихся, мультимедийные презентации, презентации-викторины, организация и проведение экскурсий, коллективное творческое дело, решение проблемных ситуаций.
Краеведческий материал включен в содержание учебных планов начальных общеобразовательных школ: на основе базисного и регионального планов в школьный компонент начальных общеобразовательных школ
Краеведческое воспитание учащихся будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
– отношение к краеведению учащихся как важной части целостного педагогиеского процесса;
– активное включение учащихся в общественную деятельность своего учебного заведения, города, области;
– соответствие краеведческого материала изученной теме;
– систематичность и планомерность в использовании средств краеведения;
– непосредственность участия
школьников под руководством учителя
в сборе и изучении краеведческого
материала с применением
– связь учебной и
внеклассной краеведческой
– умения учителя применять разнообразные, наиболее оптимальные приемы и методы использования краеведческого материал[17].
Краеведческая работа в школе ведется по таким основным направлениям: историко-краеведческое, литературно-краеведческое. Кроме того, история края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее, то есть, изучая со школьниками историю города, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития.
Одна из составляющих школьного краеведения - организационные формы краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:
1) изучение и применение
материалов краеведения на
2) научно-исследовательская работа (школьное научное общество учащихся);
3) работа кружков, факультативов;
4) библиотечные уроки;
5) классные часы;
Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают открытия для себя, то есть фактически приоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний являются, кроме учебных пособий, научно-популярной и научной литературы, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьного и государственного музеев, городского архива, ресурсы Интернета.
Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Это члены краеведческих кружков. Неотъемлемой частью является использование различных источников краеведческой информации. К документальным относятся: карты, книги, энциклопедические словари, справочники-определители, хрестоматии, сборники устного народного творчества народа, музейные материалы. К живым источникам относятся: местные жители (старожилы), специалисты – краеведы, научные работники. Самое главное состоит в том, чтобы научить ребят искать и находить нужный материал, делать записи, зарисовывать, определять местоположение по карте.
Практика подтверждает, что познавательная деятельность учащихся тогда вызывает интерес, когда они выполняют разнообразные практические, самостоятельные, творческие работы, задания исследовательского характера, выходящие за пределы школьной программы. Для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности предлагаются задания для проведения учащимися наблюдений, исследований, обобщений и выводов[8].
Работы в области экологической психопедагогики показывают, что отношение детей к природе, интерес к истории родного края необходимо формировать специальными методами, которые в большей степени направлены на чувства ребенка. Формируя отношение, необходимо учитывать, что процесс развития этого отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную сферы человека, касаются осуществляемой им практической деятельности и, самое главное, совершаемых поступков. Исследователи выделяются четыре компонента отношения к природе: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный [27].
Эмоциональный компонент характеризует отношение к миру природы, к истории родного края главным образом, по шкале «нравится – не нравится». Этот компонент связан с оценочными суждениями, предпочтениями и чувствами ребенка, касающимися мира природы. Высокий уровень развития эмоционального компонента характеризуется повышенной восприимчивостью к «чувственно-выразительным элементам» мира природы (форма, цвет, величина, размер, звуковые характеристики тон, тембр, ритм, высота). Уровень сформированности эмоционального компонента выражается в проявлении отзывчивости к различным существам.
Познавательный компонент характеризуется степенью готовности (более низкий уровень) и стремления (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию о мире природы. При низком уровне сформированности познавательного компонента ребенок готов лишь перерабатывать поступающую информацию, при этом его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, хотя он эту информацию воспринимает и не остается равнодушным. При высоком уровне – ребенок стремится самостоятельно найти информацию, т.е. он сам организует свою познавательную исследовательскую деятельность[18].
Важнейшее значение в стратегическом планировании организации педагогического воздействия на личность ребенка всегда имеют его возрастные особенности. Данные о возрастных закономерностях развития отношения к природе, к истории родного края позволяют более эффективно проектировать и осуществлять процесс экологического образования [19].
В младшем школьном возрасте высокий познавательный интерес ребенка, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения его натуралистического кругозора и эрудиции. Книги, экскурсии могут быть в этом возрасте особенно эффективными.
Большое значение в развитии познавательной интереса и формированию исследовательсокй деятельности школьников придается экскурсиям. Они имеют большое познавательное и воспитательное значение, являются стимулом развития познавательной активности детей.
Экскурсии - это особый вид занятий. Образовательные и воспитательные задачи во время проведения экскурсий решаются в единстве. При этом необходимо помнить о краеведческом и сезонном принципах, а также принципах повторности, постепенности, наглядности [1].
В.А.Сластёнин характеризует экскурсию как специфическое учебно - воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.д. [25].
Функции экскурсии:
Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.
Научность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Задача экскурсии – способствовать распространению научных знаний. Факты и события должны получить объективную научную оценку.
Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.
Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы.
Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии – сообщить знания аудитории и вызвать интерес к конкретной отрасли знаний.
Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.
Образовательно-воспитательное значение экскурсий состоит в том, что они служат накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, обогащению чувственного опыта, помогают установлению связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью, способствуют решению задач эстетического воспитания, развитию чувства любви к родному краю[27].
Экскурсия решает комплекс задач:
Образовательная: повышать уровень развития ребенка
Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении
развивать у воспитанников
Развивающий компонент
экскурсий стимулирует
– навыков наблюдения и наблюдательности как таковой;
– сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);
– мыслительных процессов
(анализа, сравнения, обобщения, классификации,
умения устанавливать связи, разные
по характеру и степени сложности)
– воображения и творческих способностей.
В зависимости от объектов
наблюдения экскурсии можно классифицирова
Любой из видов экскурсий
не является самоцелью, а входит
в общую систему учебно-
Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л.Л.Бархаш считал, что экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, зоопарк, на природу и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом). [2].
Экскурсии для детей младшего школьного возраста предусматривают следующие направления:
– ознакомление с родным городом (с трудом взрослых, с достопримечательностями города, с символикой, с историей города);
– ознакомление с культурой и искусством, в рамках эстетического воспитания;
Б.В.Емельянов предлагает
следующую классификацию