Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание

Цель работы: Провести исследование направленное на выявление роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования
2. Провести исследование, направленное на изучение роли краеведения.
3. Выявить влияние роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты роли изучения краеведения в школе. 6
1. 1. Сущность понятия «краеведение» 6
1.2. Роль краеведения в обучении школьников 9
1.3. Возрастные особенности отношения детей к природе 14
Глава 2. Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста 23
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……................ 23
2.2.Анализ результатов экспериментального изучения краеведческих знаний школьников 28
Заключение 37
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Kraevedcheskaya_rabota_Kotoraya_seychas.doc

— 233.00 Кб (Скачать документ)

Эффективность формирования краеведческих знаний посредством  различных форм проведения внеклассных занятий зависит от педагогического руководства, направленного на активизацию познавательной деятельности учащихся, возбуждение интереса и потребности в изучении родного края. Положительный результат в развитии познавательных способностей учащихся,  умственном воспитании, усвоении краеведческих знаний с помощью включения в образовательный процесс внеурочной деятельности достигается тогда, когда проводится в системе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей школьников.

     Выводы по 2 главе:

     При проведении констатирующего эксперимента было установлено, что внеклассная работа по формированию краеведческих знаний младших школьников проводится не систематически и их применению в образовательном процессе не придается важного значения. Анализируя ответы участников экспериментальной группы, можно сделать вывод, что большинство испытуемых показали низкий уровень краеведческих знаний.

Краеведческие знания учащихся имеют ряд особенностей, которые  обусловлены недостатками психофизического развития детей и недостаточным вниманием педагогов к краеведческрму материалу. Но школьники проявляют интерес к изучению краеведения, что создает благоприятные условия для работы в этом направлении.

Заключение

Школьное краеведение воспитывает духовность, нравственность, чувство патриотизма, любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье, трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; способствует формированию личности на основе национальных традиций, решению задач социальной адаптации воспитанников школы; развивает у учащихся творческие способности, любознательность, познавательный интерес, собирательскую активность, увлечение наукой.

Природу, в том числе  и объекты природы, можно рассматривать как эффективный, многогранный, перспективный ресурс для использования в работе с детьми.

В системе обучения детей краеведческие знания имеют важное значение. В процессе усвоения материала у учащихся развивается внимание, интерес к учебе, наблюдательность, память. Знания получаемые учащимися являются основой воспитания элементов научного мировоззрения. Поэтому при формировании краеведческих знаний большое значение имеет не только подбор учебного материала, но и умение использовать жизненный опыт детей, организовать самостоятельную работу учащихся, пробудить их творческую инициативу.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам рассмотреть краеведческие знания в системе обучения. Изучение географии, природы, истории своей области помогает теснее увязать преподавание с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности, повысить интерес к изучаемому материалу.

Педагогу, работающему  с детьми, необходимо учитывать как  особенности познавательной деятельности учащихся, своеобразие их личности, так и основные особенности усвоения знаний, в том числе и краеведческих; чтобы не допустить пробелов в знаниях, давать достоверный и интересный материал, подкрепляя его краеведческими примерами и фактами, которые в специальной (коррекционной) школе VII вида изучаются во внеклассной работе по краеведению.

В настоящее время  работа по включению краеведения  в качестве самостоятельного предмета в учебный процесс как в  массовых, так и в специальных (коррекционных) школах VII вида ведется, но еще многое в этом направлении необходимо сделать, особенно в регионах Российской Федерации. Даже если в учебный план школы введен предмет краеведения, то не следует забывать о меж предметных связях: краеведческий материал необходимо фрагментарно вводить в другие учебные предметы. Использование краеведческого материала должно быть направлено на развитие познавательной активности школьников и носить коррекционную направленность. Основным путем формирования краеведческих знаний младших школьников остается внеклассная работа с многообразием ее форм и видов.

В результате констатирующего  эксперимента было выявлено, что дети имеют недостаточные краеведческие знания по своей области, что является мотивационной базой разработки мероприятий по формированию краеведческих  знаний об объектах природного и культурного наследия у детей  младшего школьного возраста. Полученные данные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по формированию краеведческих знаний. И начинать формирование краеведческих знаний, развивать познавательный интерес и исследовательские умения необходимо начинать в младшем школьном возрасте

 

 

 

Список литературы

  1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Г.А. Айдашева, Н.О.Пичугина.  – М: Феникс, 2004.– 384 с.
  2. Бархаш Л.Л. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий/ Л.Л. Бархаш. – М.: Владос, 1994. – 245 с.
  3. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С.А. Веретенникова. –М.: Просвещение, 1990- 143с.
  4. Войтова Л.В. Термины «краеведение» и «школьное краеведение». Понятийный аспект/ Л.В. Войлова//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011-. № 3.- С. 72-74.
  5. Горская Т.Г. Творческая работа по краеведению как форма экологического образования/ Т.Г. Горская // Вестник ВЭГУ.-2009.-№1- С.80-85
  6. Григорьев Д.В, Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. М., 2010. – 124с.
  7. Гуменюк Г. М. Формирование национальной осведомленности учащихся в процессе краеведческой работы/ Г.М. Гуманюк. – Тернополь., 2000– 210 с.
  8. Дагбаева Н.Ж.. Системный подход к экологическому образованию младших школьников/ Н. Ж. Дагбаева. //Начальная школа// №6, 2003, с.23-27.
  9. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. – М., 1978. – Т. 3.
  10. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков./ Н.С. Дежникова М.: Педагогическое общество России, 2000. - 63с.
  11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник/ Б.В.Емельянов.– М: Советский спорт, 2000. – 224 с.
  12. Зорина Н.Г Роль краеведения в воспитании подрастающего поколения/ Н.Г. Зорина .//Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы.- 2009.- №1 – С.56-61
  13. Иванова, Г. Н. Об организации работы по экологическому воспитанию / Г. Иванова, В. Курашова // Дошкольное воспитание. – 2004. -  №7. – С. 10-14.
  14. Краеведение: пособие для учителя / А. В. Даринский, Л. Н. Кривоносова, В. А. Круглова, В. К. Луканенкова; под ред. А. В. Даринского. – М. : Просвещение, 1997.– 158 с
  15. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста/ Т.А. Куликова.– М., Просвещение,1995.– 69 с.
  16. Кумарина Г. Школьная дезадаптация: признаки и способы предупреждения / Г.Н. Кумарина // Народное образование  – 2002. -  № 1. -  С.111-121
  17. Лашкова Г.Н. Воспитание патриотизма у младших школьников средствами краеведения/ Г.Н. Лашкова//Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 2. № 4-34. С. 112-115.
  18. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова. - Минск: «Аскар», 1996. –. 174 с.
  19. Мосты в природу / Методические рекомендации по организации и проведению коррекционно-развивающих занятий на природе для детей с ограниченными возможностями здоровья / Под общей редакцией И. В. Чебаковой.– М.: Просвещение, 2007 - 144 с.
  20. Муниров Р.Р. Семиотический подход в школьном краеведении / Р.Р. Муниров//Образование и наука. 2003. № 6. С. 105-108.
  21. Никандров, Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI в. / Н.Д. Никандров. – М., 1997.
  22. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2005. .— 126 с.
  23. Петросова А.Р.  Естествознание и основы экологии/ А.Р. Петросова.- Академия., 2008.- 345с.
  24. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания / В.Н. Синев, Л.С. Стажок. – Киев: Веселка, 1977 –    103 с. 25.Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975. – 191с.

26.Кузнецов Ю.Ф. История как предмет обучения в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушением интеллекта. – М., 1993.- 158с.

 27.Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература. 1985. – 205с.

  28 Лебединская К.С. Нарушение психического развития в детском возрасте: Учебное пособие для студентов// 2 изд. - М.: Академия 2004. - 55с.

  29.Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.- с.65.

30.Лубовский В.И., Переслени Л. И. Дети с задержкой психического развития. – М., 1983. - с.54.

31.Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.

32.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития./ Под ред. Б. П. Пузанова. – Москва.: Academia, 2001. – 480 с.

33.Овчарова О. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1998. - С.146

 

 

 

 

 

Приложение

 

Задание №1. Игра «Третий лишний». В каждом ряду есть одно лишнее слово. Определите, какое и вычеркните его.

А) Какое слово не является названием реки?

1)Тверца 2)Волга 3)Бассейн 

Б) Какое слово не является названием города?

1)Москва 2)Эммаусс 3) Тверь

В) Название, какого города не имеет отношения к Тверской области?

1)Калинин 2) Тверь 3) Москва 

За каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный ответ  – 0 баллов. Максимальное количество баллов -3.

Задание №2. Выбери и подчеркни один правильный вариант ответа:

Название центральной  улицы своего поселка:

- Речная, Лесная, Мужества. – 1 балл.

На какой  реке основан наш поселок?

- Тверца, Волга, Нева. - 1 балл.

Максимальное количество баллов-2.

Задание № 3. Нарисовать «Древо семьи» и коротко написать о каждом члене своей семьи (ф.и.о. отца, матери, где работают, когда день рождения и т.п.). - 10баллов.

Анкета №1:

1. Как называется наш  поселок? - 1балл.

2. Кто основал наш  поселок? – 1 балл.

3. Когда был основан  наш поселок? – 1 балл.

4. Как называется главная  река нашей области? - 1 балл.

5. Как называется главная  улица? – 1 балл.

6. Кому в нашем поселке  стоит памятник? Укажи название. – 1 балл.

7. Как называется область,  в которой ты живешь? – 1 балл.

8. Какие здания ты можешь называть? – 1 балл.

Максимальное количество баллов - 8. 
На выполнение данного вида задания отводилось 15 минут.

Анкета №2. «Дети нашего края в годы Великой Отечественной войны»

  1. Фамилия, имя, отчество ( прабабушки и прадедушки) – 2 балла.

2. Дата и место рождения (прабабушки и прадедушки) – 4балла.

3. Сколько лет было, прабабушке и прадедушке, когда  началась война – 2 балла.

4. Чем они занимались  в годы войны – 4 балла.

Максимальное количество баллов-12.


Информация о работе Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста