Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа
Цель работы: Провести исследование направленное на выявление роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты проблемы исследования
2. Провести исследование, направленное на изучение роли краеведения.
3. Выявить влияние роли краеведения в развитии исследовательских умений школьников.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты роли изучения краеведения в школе. 6
1. 1. Сущность понятия «краеведение» 6
1.2. Роль краеведения в обучении школьников 9
1.3. Возрастные особенности отношения детей к природе 14
Глава 2. Экспериментальное исследование краеведческих знаний у детей младшего школьного возраста 23
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента……................ 23
2.2.Анализ результатов экспериментального изучения краеведческих знаний школьников 28
Заключение 37
Список литературы 39
Задание № 1. Допиши общественные здания поселка: школа, Дом культуры, магазины…………. - по 1 баллу за каждый названный объект. Максимальное количество баллов - 8.
Задание №2. Узнай на фотографии и подпиши название каждого объекта. За каждый правильно указанный объект – 2 балла. Максимальное количество баллов - 10 баллов. Для выполнения этого задания ученикам отводилось 5 минут. (Приложение 1).
После проведения констатирующего эксперимента был осуществлен анализ состояния краеведческих знаний учащихся 3 класса школы VII вида.
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения краеведческих знаний школьников
Полученные в экспериментальном исследовании данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, позволяющей представить целостную картину об уровне краеведческих знаний учащихся специальной (коррекционной) школы VII вида и выделить их особенности.
При оценке результатов учитывались следующие критерии:
правильность ответа, его полнота и самостоятельность
выполнения заданий.
За каждое выполненное задание ученик
получал определенное количество баллов
в соответствии с заданными критериями
(таблица 1).
Таблица 1.
Краткая характеристика заданий констатирующего эксперимента
Серия заданий |
Проверяемые знания |
№ задания |
Максимальное количество баллов |
1 |
Знания школьников о своей семье, об истории родного края |
1 |
3 балла |
2 |
2 балла | ||
3 |
10 баллов | ||
2 |
Представления о поселке. Знания школьников о семье, о жизни прабабушек и прадедушек во время Великой Отечественной войны |
1 |
7 баллов |
2 |
12баллов | ||
3 |
Знания школьников об общественных объектах, известных зданиях и памятниках архитектуры поселка Эммаусс. |
1 |
8 баллов |
2 |
10 баллов | ||
Всего |
7 |
52 балла | |
За самостоятельность выполнения работы – 2 дополнительных поощрительных балла. Итого максимальный балл за работу - 54 |
Валидность исследования заключалась в том, что оценивался только уровень знаний о родном крае, другие образовательные критерии, например, такие как наличие грамматических или орфографических ошибок, при анализе работ не учитывались.
Таким образом, выбранные критерии оценки ответов наиболее полно отражают качество усвоенных краеведческих знаний учеников. Исходя из выше указанных требований, в соответствии с ответами учащихся и набранными баллами были определены следующие уровни краеведческих знаний учащихся:
1 уровень, низкий – от 1 до 24 баллов.
2 уровень, средний – от 25 до 46 баллов.
3 уровень, высокий – от 47 до 54 балла.
При обработке результатов констатирующего эксперимента была проведена оценка трех серий заданий, которые были выполнены учениками, и так же рассчитана общая сумма баллов, набранная каждым из учащихся. Максимальное количество баллов, которое мог набрать ученик – 54 (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Состояние краеведческих знаний учащихся (в баллах)
Участники эксперимента: |
Серии заданий
|
Сумма баллов: |
Уровень знаний: | ||||||
№1 |
№2 |
№3 | |||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|||
1. Марина С. |
3 |
2 |
4 |
4 |
5 |
8 |
5 |
31 |
II |
2. Виктор П. |
1 |
2 |
2 |
0 |
3 |
6 |
3 |
17 |
I |
3. Карина М. |
2 |
1 |
2 |
3 |
5 |
3 |
2 |
18 |
I |
4. Даниил С. |
1 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
3 |
19 |
I |
5. Евгений Д. |
1 |
2 |
4 |
2 |
4 |
9 |
4 |
26 |
II |
6.Сергей К. |
3 |
2 |
1 |
1 |
4 |
9 |
5 |
25 |
II |
7. Иван С. |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
5 |
1 |
15 |
I |
8. Ольга А. |
3 |
2 |
4 |
2 |
4 |
7 |
3 |
25 |
II |
9. Полина Д. |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
17 |
I |
10.Ренат С. |
2 |
3 |
2 |
3 |
5 |
8 |
3 |
26 |
II |
Исходя из набранных баллов, знания всех участников эксперимента были распределены по трем уровням. Данные приведены ниже в таблице:
Таблица 3.
Уровни развития краеведческих знаний учащихся
Уровни | |||
I |
I I |
III | |
Количество учащихся: |
5 |
5 |
0 |
Из таблицы видно, что состояние краеведческих знаний учащихся соответствует I и II (низкому и среднему) уровням. Никто из учащихся не отказался от выполнения работы, все участники исследования старались правильно выполнить предложенные задания, набрав определенную сумму баллов. Но никто из учащихся не набрал сумму баллов, достаточную для высокого уровня знаний. Большинство испытуемых набрали количество баллов, соответствующее среднему уровню качества краеведческих знаний. Это говорит о том, что в классе отдельные учащиеся интересуются историей родного края и имеют о нем некоторое представление. Но этих знаний недостаточно для соответствия высокому уровню развития краеведческих знаний, поэтому требуется их дальнейшее формирование. При таком расхождении в качестве знаний стоит обратить особое внимание на тех школьников, чьи знания находятся на низком уровне. Это значит, что в целом, состояние краеведческих знаний школьников находится на начальном этапе формирования. Поэтому для дальнейшего эффективного их формирования целесообразно проводить внеклассные занятия краеведческой направленности. Их использование, с одной стороны, позволит ребенку самостоятельно приобрести, закрепить и использовать определенные краеведческие знания, а с другой - поможет сделать образовательный процесс эмоциональным, действенным, даст детям важные навыки коммуникабельности и совместной работы.
Внеклассная деятельность краеведческого содержания направлена не только на формирование, закрепление и отработку знаний, но и на развитие творчества в целом, умения принимать решения в нестандартной ситуации. При анализе ответов учащихся третьего класса было выявлено, что не все задания оказались посильными для школьников. При выполнении первой серии заданий, где в задании №1 ученикам требовалось исключить не подходящее по смыслу слово, 4 ученика правильно исключили слово бассейн, так как знали, что Тверца и Волга – это реки, протекающие в Тверской области, 2 человека допустили ошибки. Девять из десяти испытуемых правильно отметили, что поселок Эммаусс «лишний», а Москва и Тверь - это города, значит, большинство учащихся имеют представления об этих городах. Но только четверо школьников правильно отметили, что город Москва не имеет отношения к нашей Тверской области, а является столицей нашей Родины. Шесть испытуемых ответили, что не знают, что город Калинин это прежнее название Твери.
При выполнении задания №2, только пять испытуемых, благодаря фотографиям, определили, что главная улица п. Эммаусс – улица Мужества. Все ученики отметили правильно то, что п. Эммаусс был основан на реке Волге.
Задание № 3 у учащихся вызвало затруднение, с этой работой справилось трое испытуемых, на 50% выполнили задание четыре ученика, а трое учащихся не справились с работой, нарисовали древо, но оформить работу до конца не смогли. Причина в том, что более 50% учащихся проживает вдали от родителей, узнать информацию о «своих корнях» просто не у кого.
При анализе результатов анкеты установлено, что лучше всего учащиеся справились с вопросами о том, какая река протекает в поселке и на какой улице они живут (все испытуемые ответили правильно), а так же с вопросом о том, как называется наша область. Знания о том, кем и когда был основан наш поселок, оказались неточными и разрозненными. Среди остальных ответов встречались неполные, либо неправильные ответы, трое испытуемых не смогли ответить на этот вопрос. Большинство учащихся знают, как называется главная улица поселка Эммаусс. Однако трудным оказался вопрос, предполагающий назвать, кто основал наш поселок. Шесть испытуемых не смогли ответить на этот вопрос. При использовании наводящих вопросов и применении наглядности ученики достаточно хорошо справились с заданиями, в которых требовалось указать известные им здания. Но не все ученики могли ответить, кому поставлен памятник в нашем поселке. Таким образом, ученики третьего класса с имеют общие, но недостаточно широкие представления об известном памятнике нашего поселка.
Анализируя вторую анкету, можно сделать следующий вывод: все задания, касающиеся семьи, у учащихся вызывают затруднения, т.к. дети проживают в интернате, с родителями видятся редко, поэтому подобные задания выполнить самостоятельно сложно. Результаты данной работы следующие: максимально - 8 баллов - никто не набрал. 60% учащихся выполнили работу выше среднего балла, они набрали по 5 баллов. Трое учащихся выполнили работу на 50%, написали фамилии, имена,отчества прабабушек, прадедушек, и так же год рождения и место их проживания, а двое учащихся затруднились ответить на все поставленные вопросы.
Выполнение третьей серии заданий. При выполнении задания №1 учащимся требовалось дописать объекты общественного назначения поселка. При анализе было выявлено, что не все учащиеся поняли правильность выполнения задания. С заданием справились 3 человека, они дописали все общественные объекты, которые находятся на территории поселка Эммаусс, а остальные 4 ученика допустили неточности, трое учащихся назвали один-два объекта.
Задание №2, в котором ученикам требовалось подписать названия изображенных на карточках наиболее известных достопримечательностей Эммаусса, так же вызвало затруднение. Неточности и ошибки допустили 60% школьников. Четверо затруднились ответить на этот вопрос и выполнили его на 48%. Значит у учеников недостаточно представлений о достопримечательностях поселка, в котором они родились, живут и учатся. Это связано с недостаточной постановкой краеведческого образования в школе и отсутствием должного семейного воспитания ребенка.
В приложении 1 приведены примеры работ, выполненные учащимися 3 класса, которые показали I и II уровни краеведческих знаний. Поэтому, если в учебном плане специальных (коррекционных) школ VII вида отсутствует предмет «История и культура родного края», необходимо включать региональный компонент знаний в учебные предметы, уделять должное внимание краеведению в рамках внеклассной работы, изучать его факультативно.
Качественный анализ экспериментальных данных показал основные затруднения, которые испытывали учащиеся при выполнении заданий. Среди них: трудности сосредоточения, частые отвлечения, недостаток знаний, вследствие этого - наличие ошибок. Уровень активности и самостоятельности детей низкий, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок. Сама деятельность у некоторых учащихся зачастую хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, они могут прервать деятельность из-за возникающих трудностей, отмечается низкий уровень самоконтроля.
Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что большинство ответов испытуемых были неполными и неточными, зачастую задания выполнялись с организующей или направляющей помощью взрослого, преимущественно в виде наводящих вопросов и использования дополнительной наглядности.
Таким образом, анализ ответов учащихся 3 класса специальной школы VII вида показал, что их краеведческие знания являются фрагментарными, непрочными и неглубокими; школьники испытывают значительные трудности в самостоятельном воспроизведении знаний, поэтому им необходима помощь, позволяющая более полно раскрыть содержание каждого вопроса. Причиной таких недостатков служит тесная взаимосвязь между низким уровнем развития познавательной деятельности школьников, особенностями поведения и отсутствием эмоционально-волевого напряжения, которые требуются для нахождения адекватных способов решения интеллектуальных заданий. Несформированность мотивационной сферы, недостаточный уровень мыслительных операций, слабая память и отсутствие трудолюбия могут препятствовать качественному усвоению краеведческого материала.
Учитывая такое своеобразие особенностей развития школьников, учитель должен уделять особое внимание отбору содержания, средств и методов обучения, чтобы сформировать у учащихся глубокие, прочные и осознанные краеведческие знания. Успешному решению этих задач должна способствовать внеклассная деятельность, в процесс которой формируются краеведческие знания учащихся.
Некоторые школы не готовы к проведению в младших классах краеведческих занятий, мероприятий. Это объясняется отсутствием знаний методики преподавания краеведения, неподготовленной материально- технической базой, неподготовленностью педагогического состава. Часто краеведческому материалу не остается места в образовательном процессе, поэтому его изучение приходится на воспитательную работу. Приобретенные учениками знания не закрепляются, не отрабатываются и зачастую не проверяются. Редко ученикам предлагается выразить свои впечатления, мысли, отношение к изученному материалу в создании творческих работ, такие мероприятия носят разовый характер.