Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Цель исследования определила постановку следующих задач исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении интеллектуального развития.
2.Выделить особенности развития эмоциональной сферы детей в норме и при патологии.
4.Проанализировать направления работы по коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………….
1.1. Эмоции: понятия и определения………………………………………....
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития…………………………………………………..
1.3. Развитие эмоциональной сферы в норме и при патологии……………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………..……………
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……..
2.1. Анализ диагностического инструментария развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью………………….…………………..
2.2. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей с нарушением интеллектуального развития…..……………………………….
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………..………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Эмоциональные
процессы - один из видов этого состояния.
Отечественные психологи
1.Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн,
Г.Ш. Шингаров).[21,24].
2.Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).[29,237].
3.Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер,
Г.А.Фортунатов).[4,162].
Согласно первой
точки зрения специфичность эмоций заключается
в переживании событий и отношений. Рубинштейн
С.Л. считал, что "чувства выражают в
форме переживания отношения субъекта
к окружению, к тому, что он познаёт и делает"
[29385]. Чувства выражают состояние субъекта
и отношение к объекту. "Психические
процессы взятые в конкретной целостности,
- это процессы не только познавательные,
но и эффективные, эмоционально-волевые.
Они выражают не только знания о явлениях,
но и отношения к ним; в них отражаются
не только сами явления, но и их значение,
для окружающего их субъекта, для его жизни
и деятельности. С.Л. Рубинштейн (264).
Другой взгляд на определение
эмоций исходит из того, что эмоции (чувства)
являются формой активного отношения
человека к окружающему миру. Якобсон
П.М. считает, что "...человек не пассивно,
не автоматически отражает окружающую
его действительность. Активно воздействуя
на внешнюю среду и познавая ее, человек
в то же время субъективно переживает
своё отношение к предметам и явлениям
реального мира" [43, 24].
Аспект отражения
предполагает, что эмоции (чувства) являются
специфической формой отражения значения
объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов
и П.М. Якобсон определяют эмоциональные
процессы, как "отражение в мозгу человека
его реальных отношений, то есть отношений
субъекта потребности к значимым для него
объектам" [25, 361].
Эмоции возникают
при очень сложном взаимодействии объекта
и субъекта и зависят от особенностей
предметов, которыми могут быть вызваны.
По этому, как считает Батурина Г.И., эмоции,
отражая окружающую действительность,
выполняют оценочную функцию познания:
"В процессе познания субъект с одной
стороны отражает предметы и явления такими,
каковы они есть в естественных отношениях
и связях, с другой стороны, он оценивает
эти явления с точки зрения своих потребностей
и установок" [6, 109].
Рассматриваемые определения эмоций психолог Л.М. Веккер считает недостаточными. По его мнению, эмоциональные процессы - это непосредственное отражение человека к действительности. Веккер Л.М. предлагает двухкомпетентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и субъективный компоненты. Когнитивный компонент - это психическое отображение объекта эмоции, осуществляемое интеллектом; субъективный компонент - это отображение состояния субъекта-носителя психики. Таким образом, по Веккеру Л.М."...во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту... Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту..."[7, 66].
Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог Вилюнас В.К., который выявляет и подчеркивает положении о необособленности эмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психически отображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которое "всегда представляет собой единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой - собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом" [11, 43].
Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонгьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А..К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечает в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что "...эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения " [15, 369].
Кроме того, в отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. Симонов П.В. разработал формулу эмоций (Э = - П/Н-С) - где П - потребность, Н - необходимость, С - существующее отдельное эмоциональное явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции - потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.
С формулой
эмоций Симонова П.В. не соглашается Б.И.
Додонов, который считает, что "...мы
не видим сейчас возможности охватить
все эмоции единой измерительной формулой"
[14, 45]. Б.И. Додонов подчёркивает, что психология
должна изучать не отдельный эмоциональный
процесс, а целостную психическую деятельность,
насыщенную чувственными оценочными моментами,
т.е. предметом изучения должна стать эмоционально-оценочная
деятельность человека. С этой точки зрения,
Б.И. Додонов отмечает, что с одной стороны,
эмоция - это оценка, необходимая "...для
существования организма и личности, для
организации их поведения" [14, 16]; с другой
стороны - это положительная самостоятельная
ценность, т.е. ценность цели деятельности.
Отечественные
психологи подчёркивают и значение тех
физиологических механизмов, которые
являются условием возникновения эмоциональных
процессов. Крупнейшим специалистом в
этой области являлся академик П.К. Анохин,
который создал биологическую теорию
эмоций. П.К. Анохин подчёркивал, что "...физиологическая
характеристика эмоций... связана, прежде
всего, с распространением возбуждения
из области гипоталамуса на все эффекторные
органы. Область гипоталамуса определяет
первичное биологическое качество эмоционального
состояния, его характерное внешнее выражение"
[5, 317].
В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни и др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности.
Говоря об исследовании чувств, отечественными психологами, следует отметить, что большинство авторов - С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалёв - считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.[22,254].
Высшие
социальные эмоции или чувства представляют
собой продукт общественного воздействия.
Они возникают лишь при наличии определённого
уровня интеллекта и отражают отношение
предметов и явлений к высшим потребностям
и мотивам деятельности человека, как
личности.
Чувства условно делят на этические (моральные,
нравственные), которые формируются в
процессе воспитания; интеллектуальные
(познавательные), которые можно рассматривать,
как двигатель процесса человеческого
общества; эстетические, в основе которых
лежит способность к восприятию гармонии
и красоты.
Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева, который делит их на аффекты.
Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности.[12,147].
Ряд
авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и
др.) считают, что основанием для разграничения
эмоций и чувств как качественно разных
психических явлений эмоциональной сферы
являются, во-первых, потребности, которыми
они обусловлены; во-вторых, функции, которые
они выполняют; в- третьих, физиологические
механизмы, которыми они обусловлены.[20,286].
Другие учёные
(С. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.П. Фортунатов)
считают, что чувства отличаются от эмоций
амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью.[27,143]
Отечественные психологи дают научное объяснение природы эмоций и чувств, хотя в настоящее время среди них нет единого взгляда на природу, сущность эмоций и чувств. Это объясняется тем, что долгое время велись дискуссии, да и сейчас ведутся по вопросам: что относить к эмоциям? Где их искать? Чем они детерминированы? Кроме того, эмоции всегда рассматривались в рамках других процессов. И основная трудность изучения эмоций - в их глубоко интимном содержании.
Но, несмотря на это, отечественные психологи внесли огромный вклад в теоретическое и экспериментальное изучение эмоций и чувств хотя ещё очень много нерешённых проблем.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития
Психология занимается изучением своеобразия
развития психики умственно отсталого
ребёнка, путей формирования его личности,
резко меняющегося хода его развития в
зависимости от характера обучения и воспитания,
сохранных возможностей, на которые можно
опереться при обучении и воспитании тех
или иных качеств, путей компенсации дефекта.
Одной из важных
характеристик личности ребёнка-олигофрена
является незрелость его эмоциональной
сферы.[5,67].
Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.
Как и все другие дети, умственно отсталые
дети на протяжении всех лет своей жизни
развиваются. С.Л. Рубинштейн подчёркивал,
что "Психика развивается даже при самых
глубоких степенях умственной отсталости...
Развитие психики - это специфика детского
возраста, пробивающаяся сквозь любую,
самую тяжелую патологию организма"
[31, 42].
Наряду
со специфичным развитием психики происходит
своеобразное развитие эмоциональной
сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся,
прежде всего, в незрелости.
Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.[14,127].
У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.
Н.Л. Коломинский отмечает, что "Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости" [18, 9].
Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена
очень слабо развиты потребности в новых
впечатлениях, любознательность, познавательные
интересы, мало выражены побуждения к
осуществлению новых видов деятельности.
Его деятельность и поведение подвержены
влиянию непосредственных, ситуативных
побуждений внешних воздействий. Симптомами
нарушения эмоциональной сферы являются
раздражительность, повышенная возбудимость,
двигательное беспокойство, неусидчивость,
отсутствие опосредованной мотивации.
В отличие от нормального школьника, у
ребёнка-олигофрена не происходит формирование
социальных чувств.
Незрелость
в эмоциональной сфере в школьном возрасте
ещё резче проявляется в школьный период,
когда перед ребёнком ставятся задачи,
требующей сложной и опосредованной формы
деятельности.[12,65].
Школьный
возраст отличается рядом особенностей,
которые не имеют места на равных этапах
развития детей, и требуют от ребенка совершенно
новых видов психической деятельности.
Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался
в процессе игры и общения с окружающими,
то в школе он попадает в условия обучения
по твёрдой программе. Изменяется тип
ведущей деятельности из игровой в учебную,
перестраиваются мотивы. Основным мотивом
становятся указания учителя.
Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его "чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя" [21, 41].
То есть, переживания умственно
отсталого ребенка примитивны и еще нет
дифференцированных тонких оттенков переживаний.
Это объясняется тем, что у ребёнка есть
наличие примитивных потребностей.
Вместе с тем
отмечается живость эмоций у ребёнка -
олигофрена (приветливость, доверчивость,
оживленность), наряду с поверхностью
и непрочностью. Такие дети легко переключаются
с одного переживания на другое, проявляют
несамостоятельность в деятельности,
лёгкую внушаемость в поведении и играх,
следуют за другими детьми.
Кроме того,
у детей-олигофренов часто бывают неадекватные
воздействиям эмоции и чувства. У одних
детей наблюдается чрезмерная лёгкость
и поверхностная оценка серьёзных жизненных
событий.
Слабость
мысли, интеллекта умственно отсталого
ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной
сферы тормозят у них формирование высших
чувств.[13,56].
Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.
1.3. Развитие эмоциональной сферы в норме и при патологии
Основные
моменты развития чувств в школьном возрасте
заключается в том, что: чувства становятся
всё более сознательными и мотивированными;
происходит эволюция содержания чувств,
обусловленная, как изменением образа
жизни, так и характера деятельности школьника;
меняется форма проявлений эмоций и чувств,
их выражение в поведении, во внутренней
жизни школьника; возрастает значение
формирующейся системы чувств и переживаний
в развитии личности школьника.
Разительные
перемены в психическом развитии ребёнка,
происходящие в относительно короткий
отрезок времени, не является редким явлением.
К такого рода переменам относится перестройка
в отношении чувств, наблюдающаяся у семилетних
детей. Школьник следит за своим внешним
видом, соответствующим состоянием учебных
пособий и "орудий" учебного труда;
он озабочен тем, что нужно рано встать,
чтобы не опоздать в школу.
В период обучения
познавательная деятельность учащихся,
осуществляемая изо дня в день, является
источником развития познавательных чувств
и познавательных интересов. Формирование
моральных чувств школьника обусловлено
его жизнью в классном коллективе.
Опыт нравственного поведения становится
определяющим фактором формирования моральных
чувств.