Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Цель исследования определила постановку следующих задач исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении интеллектуального развития.
2.Выделить особенности развития эмоциональной сферы детей в норме и при патологии.
4.Проанализировать направления работы по коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………….
1.1. Эмоции: понятия и определения………………………………………....
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития…………………………………………………..
1.3. Развитие эмоциональной сферы в норме и при патологии……………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………..……………
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……..
2.1. Анализ диагностического инструментария развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью………………….…………………..
2.2. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей с нарушением интеллектуального развития…..……………………………….
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………..………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Затем все
баллы, полученные по 1 – й и
2 – й части опросника,
Ключ изготавливается в точном соответствии с форматом бланков для ответов испытуемых и применяется путем наложения последовательно на часть 1 и часть 2 бланка ответов испытуемых. Предварительно в ключе должны быть прорезаны сквозные отверстия в местах, где имеются черные квадраты (Приложение 1. Таблица 5).
Каждая оценка переводится в 10 – балльную, путем соотнесения ее с нормативными данными, представленными в виде таблиц. В соответствии полу и возрасту испытуемого в таблице находят для каждой черты личности интервал, который включает предварительные оценки, и соотносят их со значением нормативов, обозначенных в первой строке таблицы. Каждый из них и есть окончательная, или шкальная, оценка, выраженная в единицах 10 – балльной шкалы (Приложение 1. Таблицы 6 - 9).
Также можно использовать методики представленные в «Практическом материале для проведения психолого-педагогического обследования детей» Забрамной С. Д. и Боровик О.В. для исследования эмоционально-волевой сферы и личности детей в целом.[11,26]
Хорошо или плохо?
Цели исследования. Выявить сформированность у детей нравственных качеств личности и поведения.
Процедура проведения. Обследующий кладет перед ребенком картинку и задает вопрос: « Что ты можешь сказать об этой картинке?». Может быть дана дополнительная инструкция, облегчающая ответ на вопрос: «Скажи, кто поступил хорошо, и кто поступил плохо».
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 7-8 лет со сформированными нравственными качествами дают правильную моральную оценку предложенной им ситуации, в помощи при этом не нуждаются. Оценка сопровождается соответствующей эмоциональной реакцией.
Дети с нарушенным поведением иногда дают умышленно неправильные ответы, сопровождающиеся усмешкой.
Дети с ЗПР понимают смысл задания, но при словесном оформлении оценки ситуации испытывают затруднения.
Умственно отсталые дети могут понять ситуацию в 9-10 лет. Однако они не всегда улавливают смысл задания и в этом случае ограничиваются описанием картинок. Оценка ситуации достигается лишь после того, как ребенку зададут наводящие вопросы. Дети эмоционально реагируют не на поступки персонажей, а просто на изображение (Приложение 2 Картинка10-11).
Узнай по лицу
Цели исследования. Выявить понимание детьми эмоциональных состояний по мимике.
Процедура проведения. Ребенку показывают (поочередно) картинки, на каждой из которых изображено лицо мальчика, отражающее то или иное эмоциональное состояние.
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием и сохранной эмоциональной сферой дают адекватную реакцию и понимают ярко выраженное эмоциональное состояние по мимике лица уже в возрасте 4,5 – 5 лет. Эта реакция находит отражение и в их мимике.
Дети с задержкой психического развития тоже выполняют это задание.
Умственно отсталые дети начинают адекватно реагировать на выражение лица в возрасте 7 – 8 лет, причем наиболее доступными для понимания оказались состояния смеха, плача, которые вызывают эмоциональную реакцию даже у детей с умеренной степенью умственной отсталости. Менее выраженная мимика, как правило, им не понятна (Приложение 2 Картинка12).
Помоги найти дорогу
Цели исследования. Выявить понимание инструкции; особенности зрительного восприятия; концентрацию, устойчивость, объем внимания в процессе деятельности; целенаправленность и планирование деятельности; наличие самоконтроля.
Процедура проведения. Перед ребенком кладут (поочередно) изображения лабиринтов и дают инструкцию: «Возьми указку и покажи, по какой дороге дети пойдут в школу, только будь внимателен и не переходи через стенку».
Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием 5-6 лет, как правило, проявляют к этому заданию выраженный интерес. Им понятен смысл задания. Некоторые пытаются мысленно, на основе зрительного соотнесения, проследить путь к искомому объекту. Случаи «сбоев» в процессе выполнения связаны не с тем, что ребенок не понимает задания, а с излишней поспешностью.
Дети, у которых нарушено внимание, целенаправленность деятельности и недостаточно развиты волевые качества, не доводят до конца предложенную им работу. Им нужна организующая помощь.
Детям с ЗПР требуется организующая помощь в ходе всей деятельности.
Умственно отсталые дети в этом возрасте не понимают смысла задания, поэтому у них не отмечается проявления интереса. Необходимо совместное выполнение (экспериментатор медленно ведет руку ребенка по дорожке). Однако и при такой помощи переноса способа деятельности на аналогичную работу и самостоятельного выполнения не наблюдается. (Приложение 2 Картинка13).
2.2. Коррекционная
работа по развитию
Игра является основным видом деятельности детей, то и основываться в коррекционной работе надо, прежде всего на игру. Педагог должен найти подход к каждому ребенку и заслужить его доверие. Предлагаемые ниже игры предназначены для укрепления доверительных отношений педагога и ученика; избавления от страхов и агрессии; снятия нервного напряжения, развитию этических навыков. Эти игры можно проводить как на уроке со всем классом на физкультурных минутках, так и на индивидуальных занятиях. Некоторые игры можно посоветовать проводить дома с родителями. Они помогут родителям больше понимать ребенка, его настроение, желания и страхи. А если знать с чем бороться, то можно найти и метод борьбы.
Игры,
предназначенные для
Колобок
Предложите ребенку сесть на корточки и прижать голову к коленям. А теперь «слепите» из него Колобок, похлопывая и оглаживая малыша со всех сторон. При этом можно напевать или приговаривать какую-нибудь потешку или песенку Колобка.
Игра способствует укреплению доверительных отношений.
В гостях
Прочитайте стихотворение С. Маршака «Кошкин дом». Обратите внимание ребенка на ту часть стихотворения где кошка принимает гостей. Как они себя ведут? Допустимо ли такое поведение в гостях? Создайте игровую ситуацию: кукла приглашает гостей. Распределите роли. Фиксируйте внимание детей на том, что гости обязательно здороваются при входе, дарят подарки кукле. Та вежливо благодарит входящих, проводит их в комнату, занимает беседой. Игрушки попили чай, поиграли и уходят домой, выражая благодарность хозяйке за приятно проведенный вечер. Поговорите с ребенком о том, в какое время лучше всего ходить в гости, чтобы не создавать неудобства хозяевам. Всегда ли можно приходить без приглашения. Как надо вести себя за столом, чего делать нельзя ни в коем случае ( громко кричать, обижать других гостей, говорить, что угощение невкусное и т.п.).
Фея вежливых слов
Создайте игровую ситуацию: по телефону (игрушка) позвонила фея Вежливости, она по очереди звонит всем детям и проверяет как они умеют вести телефонный разговор. Возьмите на себя роль феи и поговорите с ребенком. Мягко напомните ему, что с собеседником следует здороваться, просьбы сопровождать словом «пожалуйста» , на все пожелания отвечать: «спасибо». От имени феи попросите перечислить все вежливые слова, знакомые ребенку.
Иди прочь, страшилище!
Подготовьте небольшую картонную коробку. Попросите ребенка представить, что в ней спряталось существо, которого он боится (Баба – Яга, дракон и т.д.). предложите малышу прогнать чудовище: для этого надо очень громко покричать, постучать по коробке, потопать ногами. Можно придумать устрашающую песню: «Я воин – победитель! Я тебя прогоню!». После всех процедур торжественно выбросите коробку и скажите, что чудище очень испугалось и никогда – никогда не появится.
Канатоходцы
Разложите на полу длинную толстую веревку, изогнув ее в виде какой-либо фигуры. Предложите ребенку пройти по ней с завязанными глазами, слушая ваши подсказки. Подсказки должны определять направление ребенка: сделай шаг вперед, теперь повернись налево и сделай еще два шага и т.п. игра способствует укреплению доверительных отношений.
Мое настроение
Если вы видите, что ребенок чем-то расстроен, обеспокоен или недоволен, предложите ему поиграть в «настроение». Попросите ребенка прислушаться к себе и представить свое настроение: на кого оно похоже? На человека? На животное? Растение или что-то другое? Дайте ребенку чистый лист и попросите его покрасить «настроение», используя самую подходящую для него краску. На другом листе покрасьте настроение, которое было вчера или после посещения цирка, зоопарка. Нарисуйте несколько контуров разных людей. Объясните: «Вот этот человек – очень радостный, а этот - грустный (далее – сердитый, добрый, испуганный, обиженный и т.п.)». пусть ребенок подберет цвет к каждой эмоции и раскрасит человечков.
Игры, предназначенные для проведения на уроках
Сделай добрым
Подготовьте картинки
с изображениями сказочных
В игре разрушается стереотипность мышления, меняется представление ребенка о нерушимости зла.
Боюсь….
Перекидывая друг другу мяч, называйте все то, чего можно бояться: «Можно бояться темноты» - «Можно бояться злых людей» - «Можно бояться собак».
В игре ребенок получает возможность рассказать о том, что его пугает, разделить свои страхи с другим человеком и, тем самым, ослабить их влияние.
Нарисуй страх
Как продолжение предыдущей игры, можно предложить ребенку рисование всех возможных «страхов». Каждый рассматривает рисунок другого и угадывает, чего боится художник. Например, лист, закрашенный черной краской, обозначает темноту, собака с оскаленными зубами – боязнь укуса. Тут же можно исправлять «страхи»: на черном листе бумаги – желтое пятно (фонарик), на собаку надевается намордник, к злому разбойнику подходит милиционер.
Клочки по закоулочкам
Справиться с немотивированной
агрессией и другими
Игры, предназначенные для проведения дома с родителями.
Необузданное творчество
Если ребенок расстроен, обижен или просто устал, предложите ему порисовать, но не в альбоме. Повесьте на стену большой лист ватмана, выложите краски разных цветов и кисти разных размеров. Пусть малыш творит то, что ему вздумается: мажет, красит, рисует. Понаблюдав за его действиями, вы сможете понять, что чувствует ваш ребенок. Вполне возможно, что ребенок захочет рассказать, что именно он пытается изобразить. Если же у него не возникает такого желания, не настаивайте, позвольте ребенку выразить свои эмоции на бумаге.
Цирк! Цирк! Цирк!
Поиграйте с ребенком в цирк. Предложите ему стать дрессировщиком. Ваша задача - изобразить непослушного хищника. Он рычит, отказывается выполнять задания и даже может замахнуться лапой на хозяина. Как поступить дрессировщику? Побудите ребенка найти выход из создавшегося положения. Что может сделать ребенок? Угостить животное, наказать его, а возможно, он примет какое-либо другое решение. В игре есть одно правило: нельзя кричать на непослушных зверей и ругать их. Обыграв ситуацию, поменяйтесь ролями.
В игре ребенок учится управлять своими эмоциями, находить выход из трудной ситуации.
В транспорте
Прочитайте стихотворение С. Михалкова «Одна рифма» (Шел трамвай десятый номер…). Поинтересуйтесь мнением ребенка о том, как надо вести себя в транспорте. Обыграйте ситуацию: ребенок едет в автобусе (на стуле), вы изображаете старую бабушку – войдя в автобус, становитесь возле ребенка. Что он должен сделать? Почему? Автобус остановился, всем надо выходить. Как поведет себя ребенок? Кого он должен пропустить вперед, кому подать руку?
Также можно родителям посоветовать проводить с ребенком такие игры как «Мое настроение», «клочки по закоулочкам», «Канатоходцы», «Боюсь…».
Вывод по второй главе
Были проанализированы материалы по диагностике и игры направленные на коррекцию поведения детей. С помощью вопросника Кеттела можно определить характер ребенка, его отношение к окружающим, самооценку, особенности поведения в обществе и коллективе. Я считаю, что, узнав хорошо ребенка и получив представление о его характере педагогу будет проще общаться с ним и правильно выбирать методы преподнесения учебного материала. Это во многом облегчит работу педагога по коррекции.
Методики представленные по Забрамной помогают педагогу определить сформированность нравственных качеств ребенка, определить степень его понимания задания, определить его возможности по пониманию эмоциональных состояний человека по мимике. Все это помогает педагогу определить направление дальнейшей работы с ребенком. Будет ли это формирование навыков поведения или развитие, или может коррекция.