Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Цель исследования определила постановку следующих задач исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении интеллектуального развития.
2.Выделить особенности развития эмоциональной сферы детей в норме и при патологии.
4.Проанализировать направления работы по коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………….
1.1. Эмоции: понятия и определения………………………………………....
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития…………………………………………………..
1.3. Развитие эмоциональной сферы в норме и при патологии……………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………..……………
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……..
2.1. Анализ диагностического инструментария развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью………………….…………………..
2.2. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей с нарушением интеллектуального развития…..……………………………….
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………..………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
Игры, выбранные мною, направлены не только на преодоление каких-либо страхов, но и на улучшение отношений между педагогом и учеником. При помощи них можно так же узнать мнение ребенка по разным аспектам межличностного отношения и развить в нем навыки поведения в обществе. Это в дальнейшем может пригодиться в процессе учебной деятельности и социализации ребенка в обществе. Это так же поможет родителям ребенка в понимании его действий, так как не каждый родитель может с твердостью сказать, что понимает своего ребенка.
Заключение
В данной работе была рассмотрена специфика эмоций и чувств у нормальных детей и детей с умственной отсталостью.
В результате экспериментального исследования эмоций и чувств по нескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы у нормальных детей и у детей с отклонениями.
Особенностью эмоциональной сферы школьника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.
Сравнительное исследование эмоционального отношения к окружающему у нормальных детей и аномальных, доказало, что уровень эмоционального отношения к действительности аномального ребенка качественно отличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именно оказался ниже. Такое аномальное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка связано с наличием первичного дефекта - поражения головного мозга.
При всем этом, личность
аномального ребенка
Список литературы
1. Батурина Г.И.
Эмоции и чувства как
2. Выготский
Л.С. Проблемы общей
3. Выготский Л.С.Диагностика развития
и педологическая клиника трудного детства, - М.: Изд-не эксп.
дефект. инст-та, 1986 год.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
5. Дети с временными задержками развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.- М: Педагогика.
6. Додонов Б.И. Эмоции как ценность.
-М. -Политиздат, 1978 год.
7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический
материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей: пособие для псих.-мед.-пед.
комис.- М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005.
8. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, Вопросы психологии, 1974 г.
9. Изард И.К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
10. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология, Киев; Высшая школа.
11. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. -Киев: Радянська школа, 1978 г.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.
13. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 73г.
14. Максименко Ю.Б.. Цветовая символика
в экспериментально-
15.Немов Р.С. Психология. – М.: Просв.95г
16. Общая психология:Учебн.посибие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.
17. Певзнер М.С., Лубовский М.И.Динамика развития детей-олигофренов -М.: Изд-во АПН , 1963 г.
18.Психология и психопатия слабоумия.
-Киев; Радянська школа, 81.
19. Рейковский Я. Экспериментальная психология
эмоций. -Пер. с польск М.:Прогресс, 1979 .
20. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.:Изд-во , 1957 г.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.
22. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребёнка. 2-изд.,перераб. и доп.-М.:Просвещение,1979 г.
23. Руденко А.В. Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998 год.
24. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании.-Киев:Рад.школа
25.Что такое эмоция? Симонов П.В.-М.:Наука,1966г.
26.Шингаров Г.X. Место эмоции в
структуре личности. -В кн.: Проблема личности.
27. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации
психического развития в детском возрасте
// Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6-21.
28. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей
и подростков.-М.-изд-во 1961 г.
29.Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание:
доп.-И.1958 г.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1
Текст личностного опросника Кеттела. Часть 1.
|
Ты долго выполняешь свои домашние задания |
|
Если над тобой подшутили, то ты смеешься над шуткой вместе с шутником. |
|
Ты убежден, что сам можешь справиться лишь с некоторыми заданиями. |
|
Ты почти никогда не делаешь ошибок. |
|
У тебя мало друзей. |
|
Ты можешь сделать столько же , как и другие мальчики (девочки). |
|
Случается, что ты забываешь имена людей. |
|
Большинство ребят читает больше, чем ты. |
|
Когда учитель выбирает другого (ую) мальчика (девочку) для выполнения работы, которую ты хотел сделать сам, то ты быстро забываешь об этом и не обижаешься. |
|
Ты не уверен в том, что все твои выдумки, идеи правильные. |
|
Ты обычно много говоришь |
|
Если мама на тебя сердится, то у тебя возникает ощущение, что ты что – то сделал не так. |
|
Тебе больше понравилось бы быть капитаном дальнего плавания |
|
Ты не можешь вечером долго сидеть спокойно и начинаешь ерзать. |
|
Если ребята беседуют о каком – то месте, которое и ты хорошо знаешь, то ты не вступаешь в разговор и ждешь, когда они закончат его. |
|
Ты думаешь, что стать космонавтом трудно и это не для тебя. |
|
Твоя мама говорит, что ты спокойный и тихий. |
|
Тебе больше нравится не слушать, а рассказывать самому. |
|
В свободное время ты бы лучше поиграл в мяч. |
|
Бывает, что, бегая, ты, задеваешь людей и предметы. |
|
Тебя не волнует, что тебя могут наказать. |
|
Когда ты вырастишь, тебе больше хотелось бы стать летчиком. |
|
Учитель считает, что ты ведешь себя на уроках так, как надо. |
|
Когда твои друзья спорят о чем – то, ты обычно молчишь. |
|
Когда ты занимаешься, то вокруг должна быть тишина. |
|
Когда по телевидению начинают передавать новости, то тебе становится скучно и ты идешь заниматься чем - то другим. |
|
Взрослые тебя хорошо понимают. |
|
Ты немного волнуешься, переходя улицу в том месте, где оживленное движение. |
|
С тобой редко бывают большие неприятности, чаще – мелкие, незначительные. |
|
Если ты знаешь ответ на вопрос, то ждешь, когда тебя спросят, а сам руку не поднимаешь. |
|
Когда в классе появляется новичок, то ты к нему присматриваешься и знакомишься с ним не сразу. |
|
С большим желанием ты стал бы врачом. |
|
Ты редко огорчаешься, когда не сбывается то, на что ты рассчитываешь. |
|
Когда кто – то из товарищей по классу просит помочь во время контрольной работы, ты помогаешь, когда не видит учитель. |
|
В твоем присутствии взрослые часто прекращают свой разговор и слушают тебя. |
|
Если ты слышишь грустную историю, то она тебя не задевает. |
|
Порой случается так, что то, что ты запланировал, не получается. |
|
Когда мама зовет тебя домой, ты сразу прекращаешь игру и идешь домой. |
|
Когда нужно что – нибудь рассказать всему классу, ты робеешь, смущаешься. |
|
Тебе не понравилось бы оставаться дома с маленькими детьми. |
|
Не бывает так, что тебе грустно и одиноко. |
|
Уроки дома ты делаешь всегда в определенное время дня. |
|
Тебе совсем не хорошо живется. |
|
С большим удовольствием ты отправился бы на выставку машин (новых товаров). |
|
Если тебе делают замечание, ругают, то ты сильно расстраиваешься. |
|
Скорее тебе понравилось бы работать учителем. |
|
Когда ребята в классе шумят, то ты шумишь вместе с ними. |
|
Если тебя толкают в автобусе, то тебя это раздражает. |
|
Тебе не случалось делать что – то, чего не следовало бы делать. |
|
Ты предпочитаешь друзей, которые любят более серьезные дела. |
|
Тебе не доставляет особого беспокойства долгое ожидание чего – либо. |
|
Охотнее ты сейчас поехал бы путешествовать в автомобиле. |
|
Ты всегда всеми доволен. |
|
Тебе нравится больше всего строгий учитель. |
|
Дома ты протестуешь, когда тебя кормят тем, что тебе не хочется. |
Приложение 2
Таблица 2
Текст личностного опросника Кеттела. Часть 2.
|
К тебе хорошо относятся только некоторые люди. |
|
Когда ты утром просыпаешься, то часто бываешь бодрым и тебе сразу хочется веселиться. |
|
Ты обычно выполняешь свою работу дольше, чем другие. |
|
Ты всегда уверен в себе. |
|
Иногда тебе не хочется никого видеть. |
|
Мама говорит тебе, что ты все делаешь быстро. |
|
Другим детям не всегда нравится то, что ты предлагаешь. |
|
В школе твои одноклассники выполняют требования лучше, чем ты. |
|
Ты думаешь, что другие дети относятся к тебе по – дружески. |
|
Бывают дни, когда у тебя ничего не получается. |
|
Ты во время урока любишь повертеться. |
|
Ты не возражаешь своей маме, побаиваясь ее. |
|
Тебе больше нравится кататься на лыжах с высоких гор. |
|
Ты считаешь, что иногда бываешь невежлив. |
|
С тобой легко договорится, ты любишь соглашаться. |
|
Ты никогда не менялся с друзьями своими вещами. |
|
У тебя иногда не возникает желание быть непослушным. |
|
Часто ты делаешь разные вещи лучше, чем мама. |
|
Если бы ты был диким животным, то скорее всего стал бы львом. |
|
Когда тебе сообщают приятную новость, тебе от радости хочется кричать и прыгать. |
|
Если кто – то к тебе относится не очень хорошо, то ты так же относишься к нему. |
|
Тебе больше понравилось в бассейне нырять. |
|
Учитель говорит, что ты достаточно внимателен и не допускаешь помарок в тетради. |
|
В спорах ты стремишься понять своего собеседника и готов ему уступить, если он прав или даже не прав. |
|
Ты лучше послушал бы историю о жизни животных. |
|
Ты редко помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс, обычно это делают другие. |
|
Ты быстро забываешь о своих неприятностях. |
|
В игре ты с большим удовольствием бы изображал известного писателя (быть балериной). |
|
Если мама тебя отругала, то настроение у тебя почти никогда не портится. |
|
Бывает так, что ты собираешь свой портфель только утром. |
|
Тебя учитель редко хвалит. |
|
Ты не в состоянии взять на руки паука. |
|
Ты редко обижаешься. |
|
Когда родители говорят, что тебе пора спать, тебе не хочется этого делать и продолжаешь играть. |
|
Ты совсем не смущаешься, когда тебе приходится разговаривать с незнакомым человеком. |
|
Ты скорее стал бы охотником (хорошим парикмахером). |
|
У тебя бывают неудачи. |
|
Если ты не понял условие задачи, то обращаешься к учителю. |
|
Ты не можешь рассказать смешную историю так, чтобы все смеялись. |
|
После урока тебе хочется сразу же идти гулять. |
|
Такого с тобой почти никогда не бывает. |
|
После школы ты сразу же идешь домой. |
|
Твои родители почти никогда не выслушивают тебя. |
|
Тебе безразлично, когда ты не в состоянии выйти из дома. |
|
У тебя много разного рода затруднений. |
|
В свободное время ты лучше сажал бы деревья во дворе. |
|
Ты охотнее расскажешь об экскурсии, прогулке. |
|
Если друзья берут твои вещи без спроса, то ты сердишься на них. |
|
Ты спокойно оглядываешься и пытаешься установить, что случилось. |
|
Тебе больше нравится играть со своими друзьями. |
|
Ты никогда не повышаешь голос в разговоре, говоришь спокойно. |
|
Охотнее ты посмотрел бы матч по футболу (выступление фигуристов). |
|
Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, то тебе не мешают посторонние разговоры. |
|
Тебе не бывает трудно в школе. |
|
Если тебя дома чем – то разозлили, то выходя из комнаты ты можешь хлопнуть дверью. |
Приложение 3
Таблица 3
Бланки для ответов испытуемых на вопросник теста Кеттела.
Бланк для ответов испытуемых на вопросник теста Кеттела.
А
Фамилия, имя: ------------------------------
Бланк для ответов испытуемых на вопросник теста Кеттела.
Б
Фамилия, имя: ------------------------------
Приложение 4
Таблица 4
Таблица баллов по вопроснику
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
Таблица 5
Ключ к методике «тест Кеттела»
Приложение 5
Таблица 6
Нормы для мальчиков 8 – 10 лет
Черты личности |
Баллы в десятичной шкале | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
I II III IV V VI VII VIII IX X XI |
0 0 0 0 0-1 0 0-2 - - 0 0 |
1-2 1 1 - 2 1 3 0 0 1 1 |
3 2 2 1 3 2 4 1 1 2 2 |
4 3 3 2 4 3-4 5 2 2 3 3 |
5 4-5 4-5 3 5 5 6 3 3 4-5 4 |
6 6 6 4 6 6 7 4 4-5 6 5 |
7 7 7 6 7 7 8 5 6-7 7 6 |
8 8 8 6 - 8 - 6 7 8 7 |
9 9 9 7-9 8 9 9 7 8 9 8 |
10 10 10 9-10 9-10 10 10 8-10 9-10 10 9-10 |