Эмоциональная сфера у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Описание

Цель исследования определила постановку следующих задач исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в норме и при нарушении интеллектуального развития.
2.Выделить особенности развития эмоциональной сферы детей в норме и при патологии.
4.Проанализировать направления работы по коррекции эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………….
1.1. Эмоции: понятия и определения………………………………………....
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллектуального развития…………………………………………………..
1.3. Развитие эмоциональной сферы в норме и при патологии……………..
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………..……………
ГЛАВА II. ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ……..
2.1. Анализ диагностического инструментария развития эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью………………….…………………..
2.2. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей с нарушением интеллектуального развития…..……………………………….
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………..………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по олигофренопедагогике.doc

— 1.46 Мб (Скачать документ)

Игры, выбранные мною, направлены не только на преодоление каких-либо страхов, но и на улучшение отношений между педагогом и учеником. При помощи них можно так же узнать мнение ребенка по разным аспектам межличностного отношения и развить в нем навыки поведения в обществе. Это в дальнейшем может пригодиться в процессе учебной деятельности  и социализации ребенка в обществе. Это так же поможет родителям ребенка в понимании его действий, так как не каждый родитель может с твердостью сказать, что понимает своего ребенка.

 

 

 

 

Заключение

В данной работе была рассмотрена специфика эмоций и чувств у нормальных детей и  детей с умственной отсталостью.

В результате экспериментального исследования эмоций и чувств по нескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы у нормальных детей и у детей с отклонениями.

Особенностью  эмоциональной сферы школьника, является его значительная эмоциональная  возбудимость, которая накладывает  отпечаток на весь психический облик  ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды, ребенок выражает в творчестве. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.

Сравнительное исследование эмоционального отношения  к окружающему у нормальных детей  и аномальных, доказало, что уровень  эмоционального отношения к действительности аномального ребенка качественно отличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именно оказался ниже. Такое аномальное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка связано с наличием первичного дефекта - поражения головного мозга.

При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается  и его эмоциональная сфера. Поэтому  очень важно, опираясь на имеющиеся  сохранные функции и возможности  умственно отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1. Батурина Г.И.  Эмоции и чувства как специфическая  форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и  сознания. Учёные записки Ивановского  пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.

2. Выготский  Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 1983 год.  Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. 
3. Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, - М.: Изд-не эксп. дефект. инст-та, 1986 год.

4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.

5. Дети с временными задержками развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С.- М: Педагогика.

6. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год. 
7. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для псих.-мед.-пед. комис.- М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005.

8. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, Вопросы психологии, 1974 г.

9. Изард И.К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.

10. Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология, Киев; Высшая школа.

11. Коломинский Н.А. Развитие личности учащегося вспомогательной школы. -Киев: Радянська школа, 1978 г.

12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.

13. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 73г.

14. Максименко Ю.Б.. Цветовая символика в экспериментально-психологических исследованиях. Донецк:1997 год.

15.Немов Р.С. Психология. – М.: Просв.95г

16. Общая психология:Учебн.посибие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.

17. Певзнер М.С., Лубовский М.И.Динамика развития детей-олигофренов -М.: Изд-во АПН , 1963 г.

18.Психология и психопатия слабоумия. -Киев; Радянська школа, 81. 
19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -Пер. с польск М.:Прогресс, 1979 .

20. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. -М.:Изд-во , 1957 г.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.

22. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребёнка. 2-изд.,перераб. и доп.-М.:Просвещение,1979 г.

23. Руденко А.В. Учебное пособие по педагогической психодиагностике. Министерство образования Украины. ДИСО. Донецк:1998 год.

24. Сухомлинский В.А. Об умственном воспитании.-Киев:Рад.школа

25.Что такое эмоция? Симонов П.В.-М.:Наука,1966г.

26.Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности. 
27. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 6-21.  
28. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.-М.-изд-во 1961 г. 
29.Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1958 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Текст личностного  опросника Кеттела. Часть 1.

  1. Ты быстро справляешься со своими домашними заданиями.

Ты долго выполняешь свои домашние задания

  1. Если над тобой подшутили, ты сердишься.

Если над тобой подшутили, то ты смеешься  над шуткой вместе с шутником.

  1. Ты уверен, что почти все можешь сделать, так как надо.

Ты убежден, что сам  можешь справиться лишь с некоторыми заданиями.

  1. Ты часто совершаешь ошибки.

Ты почти никогда не делаешь ошибок.

  1. У тебя много друзей.

У тебя мало друзей.

  1. Другие мальчики (девочки) умеют делать больше, чем ты.

Ты можешь сделать столько  же , как и другие мальчики (девочки).

  1. Ты всегда хорошо запоминаешь имена людей.

Случается, что ты забываешь  имена людей.

  1. Ты много читаешь.

Большинство ребят читает больше, чем ты.

  1. Когда учитель выбирает другого (ую) мальчика (девочку) для выполнения работы, которую ты хотел сделать сам, тебе становится обидно.

Когда учитель выбирает другого (ую) мальчика (девочку) для выполнения работы, которую ты хотел сделать сам, то ты быстро забываешь об этом и не обижаешься.

  1. Ты считаешь, что все твои выдумки, идеи правильные.

Ты не уверен в том, что  все твои выдумки, идеи правильные.

  1. Ты обычно молчаливый.

Ты обычно много говоришь

  1. Если мама на тебя сердится, то она не права.

Если мама на тебя сердится, то у тебя возникает ощущение, что  ты что – то сделал не так.

  1. Тебе больше бы понравилось  заниматься с книгами в библиотеке.

Тебе больше понравилось бы быть капитаном дальнего плавания

  1. Ты можешь вечером долго сидеть спокойно.

Ты не можешь вечером долго  сидеть спокойно и начинаешь ерзать.

  1. Если ребята беседуют о каком – то месте, которое и ты хорошо знаешь, то ты вступаешь в разговор и начинаешь рассказывать что – нибудь.

Если ребята беседуют о  каком – то месте, которое и  ты хорошо знаешь, то ты не вступаешь  в разговор  и ждешь, когда они  закончат его.

  1. Ты вполне мог бы стать космонавтом.

Ты думаешь, что стать  космонавтом трудно и это не для тебя.

  1. Твоя мама говорит, что ты слишком беспокойный и шумный.

Твоя мама говорит, что  ты спокойный и тихий.

  1. Ты охотнее слушаешь, как говорят другие ребята.

Тебе больше нравится не слушать, а рассказывать самому.

  1. В свободное время ты бы лучше почитал книгу.

В свободное время ты бы лучше поиграл в мяч.

  1. Ты всегда острожен в своих движениях.

Бывает, что, бегая, ты, задеваешь  людей и предметы.

  1. Ты беспокоишься о том, что тебя могут наказать.

Тебя не волнует, что тебя могут наказать.

  1. Когда ты вырастишь, тебе больше понравилось бы строить дома.

Когда ты вырастишь, тебе больше хотелось бы стать летчиком.

  1. Учитель часто делает тебе замечания.

Учитель считает, что ты ведешь себя на уроках так, как надо.

  1. Когда твои друзья спорят о чем – то, то ты вмешиваешься в их спор.

Когда твои друзья спорят о  чем – то, ты обычно молчишь.

  1. Когда другие в классе разговаривают и смеются, то ты в это же время можешь заниматься.

Когда ты занимаешься, то вокруг должна быть тишина.

  1. Ты часто слушаешь передачу «Новости» по телевидению.

Когда по телевидению начинают передавать новости, то тебе становится скучно и ты идешь заниматься чем -  то другим.

  1. Тебя обижают взрослые.

Взрослые тебя хорошо понимают.

  1. Там, где большое движение транспорта, ты спокойно переходишь улицу.

Ты немного волнуешься, переходя улицу в том месте, где оживленное движение.

  1. С тобой часто случаются большие неприятности.

С тобой редко бывают большие  неприятности, чаще – мелкие, незначительные.

  1. Если ты знаешь ответ на вопрос, то сразу поднимаешь руку на уроке.

Если ты знаешь ответ на вопрос, то ждешь, когда тебя спросят, а сам руку не поднимаешь.

  1. Когда в классе появляется новичок, то ты знакомишься с ним сам и быстро.

Когда в классе появляется новичок, то ты к нему присматриваешься и знакомишься с ним не сразу.

  1. Охотнее ты стал бы водителем какого – нибудь транспорта.

С большим желанием ты стал бы врачом.

  1. Ты часто огорчаешься, когда не сбывается то, на что ты рассчитываешь.

Ты редко огорчаешься, когда не сбывается то, на что  ты рассчитываешь.

  1. Когда кто – то из товарищей по классу просит помочь во время контрольной работы, ты говоришь, чтобы он делал все сам.

Когда кто – то из товарищей  по классу просит помочь во время контрольной  работы, ты помогаешь, когда не видит  учитель.

  1. Взрослые не обращают на тебя внимание и разговаривают между собой в твоем присутствии.

В твоем присутствии взрослые часто прекращают свой разговор и  слушают тебя.

  1. Если ты слышишь грустную историю, то слезы сами собой появляются у тебя на глазах.

Если ты слышишь грустную историю, то она тебя не задевает.

  1. Большинство твоих планов тебе удается осуществить.

Порой случается так, что  то, что ты запланировал, не получается.

  1. Когда мама зовет тебя домой, ты не сразу идешь и  еще некоторое время продолжаешь играть.

Когда мама зовет тебя домой, ты сразу прекращаешь игру и идешь домой.

  1. Можешь ли ты свободно встать, не стесняясь, в классе и что угодно рассказать.

Когда нужно что – нибудь рассказать всему классу, ты робеешь, смущаешься.

  1. Понравилось бы тебе оставаться дома с маленькими детьми.

 Тебе не понравилось бы оставаться дома с маленькими детьми.

  1. Бывает так, что тебе грустно и одиноко.

Не бывает так, что тебе грустно и одиноко.

  1. Уроки дома ты делаешь в разное время дня, когда как.

Уроки дома ты делаешь всегда в определенное время дня.

  1. Тебе хорошо живется.

Тебе совсем не хорошо живется.

  1. С большим удовольствием ты отправился бы за город полюбоваться красивой природой.

С большим удовольствием  ты отправился бы на выставку машин (новых  товаров).

  1. Если тебе делают замечание, ругают, то ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение.

Если тебе делают замечание, ругают, то ты сильно расстраиваешься.

  1. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике.

Скорее тебе понравилось  бы работать учителем.

  1. Когда ребята в классе шумят, то ты всегда сидишь тихо.

Когда ребята в классе шумят, то ты шумишь вместе с ними.

  1. Если тебя толкают в автобусе, то ты не реагируешь на это и считаешь, что ничего серьезного не произошло.

Если тебя толкают в  автобусе, то тебя это раздражает.

  1. Тебе случалось делать что – то, чего не следовало бы делать.

Тебе не случалось делать что – то, чего не следовало бы делать.

  1. Ты предпочитаешь друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить.

Ты предпочитаешь друзей, которые любят более серьезные  дела.

  1. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что – то начнется.

Тебе не доставляет особого  беспокойства долгое ожидание чего –  либо.

  1. Охотнее ты сейчас ходил бы в школу

Охотнее ты сейчас поехал бы путешествовать в автомобиле.

  1. Бывает иногда, что ты злишься на всех.

Ты всегда всеми доволен.

  1. Какой учитель тебе нравится больше всего: мягкий и снисходительный.

Тебе нравится больше всего  строгий учитель.

  1. Дома ты ешь все, что предлагают.

Дома ты протестуешь, когда  тебя кормят тем, что тебе не хочется.


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Таблица 2

Текст личностного  опросника Кеттела. Часть 2.

  1. Почти все к тебе хорошо относятся.

К тебе хорошо относятся только некоторые люди.

  1. Когда ты утром просыпаешься, то часто бываешь сонным и вялым.

Когда ты утром просыпаешься, то часто бываешь бодрым и тебе сразу хочется веселиться.

  1. Ты обычно заканчиваешь свою работу раньше других.

Ты обычно выполняешь свою работу дольше, чем другие.

  1. Ты иногда бываешь неуверен в себе.

Ты всегда уверен в себе.

  1. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей.

Иногда тебе не хочется  никого видеть.

  1. Говорит ли тебе мама, что ты все делаешь слишком медленно.

Мама говорит тебе, что  ты все делаешь быстро.

  1. Другим детям всегда нравится то, что ты предлагаешь.

Другим детям не всегда нравится то, что ты предлагаешь.

  1. В школе ты все выполняешь точно так, как требуют.

В школе твои одноклассники  выполняют требования лучше, чем  ты.

  1. Ты думаешь, что другие дети стараются тебя перехитрить.

Ты думаешь, что другие дети относятся к тебе по – дружески.

  1. Ты всегда делаешь все хорошо.

Бывают дни, когда у  тебя ничего не получается.

  1. Ты во время урока сидишь спокойно.

 Ты во время урока  любишь повертеться.

  1. Ты иногда возражаешь своей маме.

Ты не возражаешь своей  маме, побаиваясь ее.

  1. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу.

Тебе больше нравится кататься на лыжах с высоких гор.

  1. Ты считаешь, что всегда вежлив.

Ты считаешь, что иногда бываешь невежлив.

  1. Говорят, что с тобой трудно договориться о чем – либо, ты любишь настаивать на своем.

С тобой легко договорится, ты любишь соглашаться.

  1. Менялся ли ты с кем – нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой).

Ты никогда не менялся  с друзьями своими вещами.

  1. Хочется ли тебе быть иногда непослушным.

У тебя иногда не возникает  желание быть непослушным.

  1. Твоя мама делает все лучше, чем ты.

Часто ты делаешь разные вещи лучше, чем мама.

  1. Если бы ты был диким животным, то понравилось бы тебе стать быстрой лошадью.

Если бы ты был диким  животным, то скорее всего стал бы львом.

  1. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься, но при этом ведешь себя спокойно.

Когда тебе сообщают приятную новость, тебе от радости хочется  кричать и прыгать.

  1. Если кто – то к тебе относится не очень хорошо, то ты прощаешь ему это

Если кто – то к тебе относится не очень хорошо, то ты так же относишься к нему.

  1. Тебе больше нравится плавать в бассейне.

Тебе больше понравилось  в бассейне нырять.

  1. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимателен и допускаешь много помарок в тетради.

Учитель говорит, что ты достаточно внимателен и не допускаешь помарок в тетради.

  1. В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказать свою правоту.

В спорах ты стремишься понять своего собеседника и готов ему  уступить, если он прав или даже не прав.

  1. Ты лучше послушал бы историю о войне.

Ты лучше послушал бы историю о жизни животных.

  1. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс.

Ты редко помогаешь  новым ученикам, которые пришли к  вам в класс, обычно это делают другие.

  1. Ты помнишь о своих неприятностях.

Ты быстро забываешь о своих неприятностях.

  1. В игре ты с большим удовольствием бы изображал пилота сверхзвукового самолета (шить наряды).

В игре ты с большим удовольствием  бы изображал известного писателя (быть балериной).

  1. Если мама тебя отругала, то ты становишься грустным.

Если мама тебя отругала, то настроение у тебя почти никогда не портится.

  1. Ты всегда собираешь свой портфель с вечера.

Бывает так, что ты собираешь  свой портфель только утром.

  1. Тебя учитель часто хвалит.

Тебя учитель редко  хвалит.

  1. Можешь ли ты взять на руки паука.

 Ты не в состоянии  взять на руки паука.

  1. Ты часто обижаешься.

Ты редко обижаешься.

  1. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь спать.

Когда родители говорят, что  тебе пора спать, тебе не хочется этого  делать и продолжаешь играть.

  1. Ты смущаешься, когда тебе приходится разговаривать с незнакомым человеком.

Ты совсем не смущаешься, когда тебе приходится разговаривать  с незнакомым человеком.

  1. Ты скорее стал бы художником.

Ты скорее стал бы охотником (хорошим парикмахером).

  1. У тебя все удачно выходит

 У тебя бывают неудачи.

  1. Если ты не понял условие задачи, то всегда обращаешься к товарищу за разъяснениями.

Если ты не понял условие  задачи, то обращаешься к учителю.

  1. Можешь ли ты рассказать смешную историю так, чтобы все смеялись.

  Ты не можешь рассказать смешную историю так, чтобы все смеялись.

  1. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя.

После урока тебе хочется  сразу же идти гулять.

  1. Иногда ты сидишь без дела и поэтому чувствуешь себя плохо.

Такого с тобой почти  никогда не бывает.

  1. По пути домой ты останавливаешься поиграть.

После школы ты сразу же идешь домой.

  1. Твои родители всегда выслушивают тебя.

Твои родители почти никогда  не выслушивают тебя.

  1. Тебе грустно, когда ты не можешь выйти из дома.

Тебе безразлично, когда ты не в состоянии выйти из дома.

  1. У тебя мало разного рода затруднений.

У тебя много разного рода затруднений.

  1. В свободное время ты лучше сходил бы в кино.

В свободное время ты лучше  сажал бы деревья во дворе.

  1. Ты охотнее расскажешь маме о своих школьных делах.

Ты охотнее расскажешь об экскурсии, прогулке.

  1. Если друзья берут твои вещи без спроса, то ты считаешь, что в этом нет ничего особенного.

Если друзья берут твои вещи без спроса, то ты сердишься  на них.

  1. Ты  обычно вздрагиваешь при неожиданном звуке.

Ты спокойно оглядываешься  и пытаешься установить, что случилось.

  1. Тебе больше нравится, когда вы с ребятами рассказываете друг другу.

Тебе больше нравится играть со своими друзьями.

  1. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сольно волнуешься?

Ты никогда не повышаешь голос в разговоре, говоришь спокойно.

  1. Охотнее ты пошел бы на урок.

Охотнее ты посмотрел бы матч по футболу (выступление фигуристов).

  1. Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, то тебе мешают посторонние разговоры.

Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, то тебе не мешают посторонние разговоры.

  1. Тебе бывает трудно в школе.

Тебе не бывает трудно в  школе.

  1. Если тебя дома чем – то разозлили, то ты не обращаешь внимания и спокойно выходишь из комнаты.

Если тебя дома чем –  то разозлили, то выходя из комнаты ты можешь хлопнуть дверью.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Таблица 3

Бланки  для ответов испытуемых на вопросник  теста Кеттела.

Бланк для ответов испытуемых на вопросник  теста Кеттела.

А


Фамилия, имя: ---------------------------------------------------  Дата: ------------

 

 

 

Бланк для ответов испытуемых на вопросник  теста Кеттела.

Б


Фамилия, имя: ---------------------------------------------------  Дата: ------------

 

Приложение 4

Таблица 4

Таблица баллов по вопроснику

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

                     
                     

Таблица 5

Ключ  к методике «тест Кеттела»

 

Приложение 5

Таблица 6

Нормы для мальчиков 8 – 10 лет

Черты личности

Баллы в десятичной шкале

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

0

0

0

0

0-1

0

0-2

-

-

0

0

1-2

1

1

-

2

1

3

0

0

1

1

3

2

2

1

3

2

4

1

1

2

2

4

3

3

2

4

3-4

5

2

2

3

3

5

4-5

4-5

3

5

5

6

3

3

4-5

4

6

6

6

4

6

6

7

4

4-5

6

5

7

7

7

6

7

7

8

5

6-7

7

6

8

8

8

6

-

8

-

6

7

8

7

9

9

9

7-9

8

9

9

7

8

9

8

10

10

10

9-10

9-10

10

10

8-10

9-10

10

9-10

Информация о работе Эмоциональная сфера у детей младшего дошкольного возраста с умственной отсталостью