Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

Ведущий. Красная Шапочка присела рядом с волком и спрашивает...

Красная Шапочка (удивленно). Бабушка, почему у вас такие большие руки?

Волк. Это чтобы покрепче обнять тебя, дитя мое. (Обнимает. )

Красная Шапочка. Бабушка, почему у вас такие большие уши?

Волк. Чтобы лучше слышать, дитя мое. (Прислушивается.) Красная Шапочка. Бабушка, почему у вас такие большие глаза?

Волк. Чтобы лучше видеть, дитя мое. (Поправляет бабушкины очки.)

Красная Шапочка (в страхе). Бабушка, почему у вас такие большие зубы?

Волк. А это чтобы скорее съесть тебя, дитя мое!

Ведущий. Не успела Красная Шапочка и охнуть, как злой волк бросился на нее... И проглотил бы он ее вместе с башмачками и красной шапочкой, но раздался стук в дверь. По счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах. Услышали они шум, вбежали в домик и хотели убить волка,но очень уж жалобно он стал просить прощения...

Волк. Отпустите меня, обещаю никого больше не обижать, буду всегда помогать бабушке — колоть дрова, носить воду. (Предлагает много добрых дел.)

Ведущий. Решили бабушка. Красная Шапочка, дровосеки спросить у вас, дети: как поступить с волком? Может быть, поверить ему? (Ответы детей.)

Ведущий. А давайте придумаем для него испытания. Если он их выдержит, тогда поверим ему.

Лесные жители соглашаются, все танцуют.

Сюжет повторной игры лучше немножко видоизменить, чтобы у ребят не пропал интерес к ней. Можно всячески мешать волку, пока он идет к бабушке: отвлекать его разговорами, чинить препятствия, закружить, запутать в хороводе и т. д. Дети обычно с удовольствием придумывают различные способы, помогающие положительному герою достичь цели.

Пока путь волку преграждает одна группа детей (деревья и цветы), другие открывают девочке дорогу (деревья приветливо машут ветками, птички показывают, куда идти дальше).

Но все же неожиданное препятствие задерживает Красную Шапочку, и волк опять добирается до бабушки раньше. Например, перед Красной Шапочкой появляется раненая птичка или другие животные, нуждающиеся в помощи.

В каждой следующей игре по-новому разыграйте этот эпизод, например используйте для создания сцены стихи:

И вдруг появилась лиса: Ой, меня укусила оса!

И вывихнуто плечико

У бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он,

А горько-горько плачет он...

К. Чуковский

Появление спелых ягод, орехов может вызвать у Красной Шапочки желание собрать их. А может случиться и так, что кто-то заблудился в лесу и плачет, а Красная Шапочка утешает его, угощает ягодами, показывает дорогу.

Да мало ли что придумаете вы и ваши дети!

Готовясь к повторным играм, продумайте и обсудите с ребятами новые варианты разыгрывания всех сцен. Хотелось бы, чтобы волк постепенно изменялся к лучшему — становился добрее, приветливее и даже подружился с Красной Шапочкой.

Обязательно учитывайте творческие выдумки детей при распределении ролей. Ребенок, получивший роль, стремится придумать для нее что-то новое: новые дела, поступки, приключения. Оценивайте ролевое поведение с точки зрения выразительности образа. 

По стихотворению /К. Чуковского

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Цель. Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации; понимать юмор произведения; воспитывать интерес, бережное отношение к животным.

Персонажи. Ведущий, слон, крокодил, зайчата, мартышки, медведь, цапли, свинья, кенгуру, носорог, газели, бегемот.

Подготовка к игре. Показ диафильма «Телефон» (автор К. Чуковский, художник Б. Калаушин). Обсуждение с детьми характеров персонажей, которые не могут не вызвать улыбку, смех.

Материал. Два телефона: один у воспитателя, второй — сказочный — в лесу у зверят. Красочное изображение персонажей (на больших медальонах, либо на фартучках, либо на ободках для головы). Огромная «плитка шоколада», перчатки, книжки, калоши, качели-карусели.

Ход игры. Первое чтение сказки с элементами драматизации детей проведите не полностью, а выбрав отрывки с наиболее известными детям персонажами. Ими могут быть, например, слон, зайчата, медведь, мартышки.

Для исполнения ролей зверят выберите тех детей, которые хорошо знают стихи и умеют выразительно их читать. Роль ведущего берите на себя.

Разместите нескольких ребят возле сказочного телефона, а сами сядьте среди остальных детей. Перед вами на столе тоже стоит телефон. Рассмотрите его вместе с детьми, предложите им позвонить. Но телефоны молчат. Вдруг раздается звонок (придумайте, как это сделать). Снимите сами трубку, предложите послушать детям. Ничего не слышно. «Наверное, кто-то не может к нам дозвониться,— говорите вы (если хотите, можно повторить интригующую ситуацию).— Мне кажется, это звонят из леса, по сказочному телефону. Подождем еще, наверное, случилось что-то Серьезное и нам перезвонят».

Ваша задача — донести до ребенка всю прелесть, юмор стихов К. Чуковского. Поэтому, выразительно читая их, не отступайте от текста. Но от малышей этого не требуйте. Они могут высказывать просьбу зверей своими словами. Как бы переспрашивая, повторите просьбу стихами автора. Избегайте понуканий, требований интонационной выразительности типа: «Не так, скажи жалобно; послушай, как я сказал». Подобные прямые приемы прерывают игру, уничтожают иллюзию сказочного образа.

В зависимости от того, кто из персонажей позвонил, используйте соответствующую часть стихотворения для поддержания с ним разговора. Отвечая на просьбу, не забывайте и о тех, кто рядом с вами. Как бы не слыша или не понимая просьбы, дайте и детям послушать, попросив зверят еще и еще раз повторить просьбу. Теперь в игре участвуют все ребята, и даже те, кто не знает текста. Дети могут его впервые услышать от вас, а усвоить — в повторных играх.

Посмотрим, как эти рекомендации можно осуществить с конкретным текстом.

Ведущий (удивленно и радостно). У меня зазвонил телефон (снимает трубку). Кто говорит? (Не услышав ответа, предлагает послушать детям.)

Все. Кто говорит? (Недоумевают.)

Ведущий. Слон?

Слон. Слон.

Ведущий. Откуда?

Слон. От верблюда.

Все. Что вам надо?

Ведущий (догадавшись). Шоколада?

Слон (умоляюще). Шоколада.

Все. Для кого? (Прислушиваясь.) Для сына?., моего? А, для вашего сына?

Слон (утвердительно кивая головой). Для сына моего.

Ведущий. А много ли прислать? (Повторяет вопрос. Услышав в трубке ответ, смотрит на ребят растерянно. Передает просьбу слона.)

Да пудов этак пять

Или шесть (покачивает головой, выражая удивление) :

Больше ему не съесть,

Он у него (показывает на слона) еще маленький! (Обрисовывает руками большие контуры «малыша», вызывая смех у детей.)

Ведущий кладет трубку. Дети весело смеются. К сказочному телефону подбегают зайчата. Они волнуются, выхватывают друг у друга трубку. Одному из них удается набрать номер. У ведущего раздается телефонный звонок.

Ведущий. А потом позвонили зайчатки. Все. Что вам надо?

Зайчата. Нельзя ли прислать перчатки? Ведущий (к детям). Пришлем? Все. Пришлем!

Ведущий. А потом позвонили мартышки. (Вопросительно смотрит на детей, как бы спрашивая: что еще может понадобиться?)

Мартышки. Пришлите, пожалуйста, книжки! Ведущий (к детям). Пришлем? Все. Пришлем!

К сказочному телефону подходит медведь и набирает номер. Вновь у ведущего раздается звонок.

Ведущий.А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь! (Жестами побуждает медведя реветь. Когда же тот зарычит, продолжает.)

Погодите,   медведь,   не   ревите     (беспомощно разводит руками, вызывая сочувствие у детей), Объясните, чего вы хотите? Медведь продолжает реветь.

Ведущий.Но он только «му» да «му», А к чему, почему — Не пойму!

Все (очень строго). Повесьте, пожалуйста, трубку!

Для первого раза достаточно этих трех фрагментов. Дети, конечно, захотят продолжить телефонные разговоры. Пусть они по-своему разыгрывают другие фрагменты стихотворения или придумают что-то новое.

Если вы будете подсказывать отдельные строфы стихотворения во время самостоятельной игры ребят, они их вскоре начнут использовать сами.

Вторая игра с элементами драматизации этих трех фрагментов пройдет живее и с большей активностью и самостоятельностью детей, если использовать в ней новые фрагменты стихотворения и увеличить количество персонажей, скажем, ввести крокодила, кенгуру. Приготовьте для них все необходимое (можно сделать шаржированные изображения персонажей). Роли зверей распределите среди тех, кто еще не участвовал в инсценировке, при помощи считалки.

И вот, наконец, все готово для игры. Дети уже с радостным нетерпением ждут звонка. Зверята толпятся у телефона — каждому хочется позвонить первым! В конце концов крокодилу это удается. У ведущего раздается звонок. Но так как первым может позвонить и кто-либо другой, ведущий быстро Ориентируется и читает соответствующий отрывок.

Ведущий. А потом позвонил Крокодил

И со слезами просил...

Ведущий показывает изображение калош, а крокодил, как умеет, просит прислать ему калоши.

Ведущий. Послушайте, дети (Передает кому-либо трубку.) Крокодил (с помощью ведущего).

Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. Ведущий (удивляясь).

Постой, не тебе ли На прошлой неделе Я выслал две пары Отличных калош?

Крокодил (с помощью детей и ведущего). Ах, те, что ты выслал На прошлой неделе, Мы давно уже съели И ждем не дождемся, Когда же ты снова пришлешь К нашему ужину Дюжину

Новых и сладких калош! Ведущий вместе с детьми удивляются прожорливости крокодила, но все же дает ему связку калош. Опять раздается телефонный звонок.

Ведущий.И снова медведь...

Что? Спасите моржа?! (К детям, доверительно.)

Вчера проглотил он морского ежа! Звонит телефон.

Ведущий. А вчера поутру Кенгуру...

Послушайте, дети (протягивает трубку ребятам).

  Кенгуру. Не это ли квартира

Мойдодыра? Ведущий. Я рассердился да как заору:

Нет! Это чужая квартира!!! Кенгуру. А где Мойдодыр? Ведущий. Не могу вам сказать...

Позвоните по номеру сто

двадцать пять.

И такая дребедень Целый день... Все. Динь-ди-лень, Динь-ди-лень, Динь-ди-лень,

То тюлень позвонит, то олень. Ведущий передает телефон детям для самостоятельной игры.

В  третьей  игре  используйте все стихотворение. Роли зверят дайте выполнять тем, кто не участвовал в предыдущих играх. Придумайте, как показать сцену с тонущим бегемотом.

После короткой подготовки сделайте паузу. Дети, замирая от нетерпения, ждут звонка. Но звонка не слышно. Тогда за гадайте им загадку: «Поверчу волшебный круг — и меня услышит друг». (Телефон.)

Наконец-то зазвенел звонок. Вы снимаете трубку, подносите ее к уху.

Ведущий.А недавно две газели Позвонили и запели... Ведущий и газели. Неужели

В самом деле Все сгорели Карусели? Все. Ах, в уме ли вы, газели? Не сгорели карусели, И качели уцелели! Вы б, газели, не галдели, А на будущей неделе Прискакали бы и сели На качели-карусели! Ведущий. Но не слушали газели

И по-прежнему галдели... Газели. Неужели

В самом деле Все качели Погорели? Все. Что за глупые газели!

Ведущий показывает детям,, как раскачиваются куклы на качелях, кружатся зверушки на каруселях.

Ведущий. Я три ночи не спал. Я устал. Мне бы заснуть, Отдохнуть... Но только я лег — Звонок! (Звонок.) — Кто говорит?

Носорог? Что такое? Носорог. Беда! Беда!

Бегите скорее сюда! Ведущий. В чем дело? Все. Спасите! Ведущий. Кого? Все.  Бегемота!

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности