Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание

Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.

2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.

3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

Работа состоит из  1 файл

ВКР Орлова А.442.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

Наш бегемот провалился

в болото... Ведущий. Провалился в болото? Все. Да!

И ни туда ни сюда! Ведущий и носорог (к детям).

О,  если  вы  не  придете,— Он утонет, утонет в болоте. Умрет, пропадет Бегемот!!!

Ведущий и дети. Ладно! Бегу! Бегу!

Если смогу, помогу! Все (вытащив бегемота).

Ох, нелегкая это работа —

Из болота тащить бегемота! 

ИМПРОВИЗАЦИЯ, ДРАМАТИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУКОЛ БИБАБО

Цель. Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; поощрять стремление ребят избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям.

Персонажи. Ведущий, крокодил Гена, Чебурашка, два жадных медвежонка (с маленьким кусочком сыра), Мойдодыр и другие.

Подготовка к игре. Познакомьте детей с песнями, стихами, сказками, персонажи которых будут использованы в игре.

Материал. Куклы бибабо или игрушки, которые необходимы для драматизации выбранных вами стихов; фишки — красные, синие, желтые, оранжевые; призы.

Ход игры. В первой игре предложите детям проверить, хорошо ли они знают себя и своих сверстников. Как это сделать, пусть ребята придумают сами. Возможно, они предложат устроить какие-либо испытания, тогда воспользуйтесь ими. Если ничего интересного не придумают, объясните наш способ.

Во время чтения стихов о хороших и плохих поступках пусть каждый подумает: с кем такое было? Может, с ним самим. Кто узнал себя в стихотворении и не побоялся сознаться в неблаговидном поступке, получает красную фишку, кто узнал себя в хорошем примере — синюю, кто узнал своего товарища — желтую, а кто вспомнил хорошие поступки сверстников — оранжевую. Избавиться от плохих поступков можно, если карикатурно изобразить их и высмеять. Может быть, кто-то решится так расправиться со своими- недостатками? Нерешительным помогут товарищи и сказочные персонажи. За самое смешное и удачное изображение все вместе присуждают призы.

Если у вас новичок в группе, воспользуйтесь стихотворением Н. Найденовой «Новая девочка».

Ведущий. Слушайте внимательно, дети, кто себя узнает, выполняйте все, о чем я прочту.

Девочка новая В детском саду. К девочке новой Сейчас подойду. — Зачем ты в сторонке?

Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки,

Вот слон заводной. Вот кубики наши, Мы строим дома, Ты тоже научишься Строить сама!

Пойдем, я к ребятам

Тебя отведу,

Всем   девочкам    нравится В детском саду.

Если дети не решились с первого раза действовать, сами проиграйте сценки заботливого отношения к новенькой. Не за-

будьте взять себе синюю фишку, которую заслужили. Спросите новенькую, может, кто-то заботился о ней? Неужели ребята постеснялись признаться в этом? Вот так скромники! А может, таких нет? Значит, невнимательные. Но это было до сегодняшней игры. Не так ли? Теперь все пойдет по-другому. Может, кто-нибудь покажет, как можно еще заботиться о новенькой? Объявляется конкурс внимания и теплоты. Заслужившему будет вручен приз под аплодисменты. Может, он подарит его новенькой?

Если в группе нет новичка, обыграйте, например, это стихотворение:

Я утром в детский сад иду, Аленку за руку веду... «Вот это настоящий брат!» — Сказал один прохожий. Уж если люди говорят, Так значит — мы похожи. А девочка Аленка Мне вовсе не сестренка.

Б. Ивлев

Стихотворение М. Ивенсен «Кто поможет» позволит разобраться, на кого надеяться в трудную минуту, когда от обиды и боли слезы капают сами собой. Зная своих детей, привлекайте к импровизации стихотворения тех,' кому следует преодолевать плаксивость, и тех, кто заслужил поощрение за выдержку и чуткость. Читая стихи, можно подставлять имена своих детей.

Кто упал? Таня. Кто не плачет? Таня. Что за умница у нас Маленькая Таня! Что за умница у нас Маленькая Таня!

Кто упал? Витя.

Кто заплакал? Витя.

Кто поможет Вите встать?

Оленька и Митя.

Кто поможет Вите встать?

Оленька и Митя.

Коля и Нина, Толя и Зина. Все помогут, да?

Да!

Не забудьте вручить фишки и призы тем, кто заслужил их.

Наверняка в вашей группе есть подружки, про которых написала стихотворение А. Кузнецова. Оно так и называется «Подружки». Интересно, кто из ребят первым заметит, что стихи о нем?

Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.

Я ее не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь, Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»

Возможно, эта ситуация типична для многих. Тогда вручайте не только фишки, но и приз за лучшую импровизацию дружеских поступков.

Куклы бибабо крокодил Гена и Чебурашка символизируют дружбу. Для этих ролей нужно выбрать наиболее дружную пару. Увлекая всех своей песенкой, эти сказочные персонажи изображают ее содержание в игре-драматизации или на ширме.

Обыграйте подобным образом и другие стихи о дружбе.

Подарили нашей Вере Шарик с красным петушком, Ой, какой красивый шарик, Все мечтают о таком! Но поднялся ветер вдруг, Шарик выхватил из рук.

Подошла   к  подружке  Таня: — Ну чего же мы стоим? Шарик твой мы не достанем, Так давай играть с моим. Посмотри, цветок на нем, Будем с ним играть вдвоем.

3. Александрова

В отрывке из стихотворения Н. Найденова «Ольга Павловна», вероятно, кто-нибудь себя узнает, а если не решится сказать, его могут узнать и изобразить сверстники:

Кто сейчас же разберется, Почему Олег дерется. Почему у Гали с Ниной Он матрешку отнимал, Почему слона из глины Миша сразу поломал?

Попробуйте проиграть и такой вариант: пригласите как бы невзначай для роли ребенка, отличающегося неуживчивым характером, задиру. Другой ребенок в соответствии с текстом стихотворения будет его как бы «обижать», а третий — утешать, например подарит матрешку, поможет починить поломанную игрушку. Если наш задира сумеет им подыграть в роли обиженного, а потом утешаемого, то решите с детьми, кому присудить приз за чуткость и внимание.

Жадным тоже стоит призадуматься. Может, кто и узнает себя в рассказе Н. Калининой «Первый день в детском саду». Название сразу не сообщайте ребятам, приберегите его для конца импровизации.

Ведущий. Привела мама Сашу и Алешу в детский сад. А игрушек на ковре сколько! Саша на все посмотрел и все сразу

взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку и — мишку под мышку, зайчика в кармашек, и кроватку берет, и плитку к себе тянет. Все в одну кучу складывает и говорит...

Саша. Не трогайте, не берите! Я в игрушки играю!

Ведущий. Стоят все ребята и удивляются.

Все. Вот так мальчик! Разве так играют?

Этот вопрос могут адресовать жадному ребенку и два жадных медвежонка из венгерской сказки: «Мы-то знаем, к чему приводит жадность. А почему так получилось?» — размышляют они и спрашивают у детей. И вдруг один из них догадался: «Да ведь рассказ называется «Первый день в детском саду». Ведь Саша-то не знал, что надо делиться, а наши дети знают, но до сих пор не все делятся игрушками».

Наверное, таких замарашек, которых изобразил К. Чуковский в «Мойдодыре», у вас в группе нет. Но хорошо умываются далеко не все. Может быть, кто-то захочет изобразить Мойдодыра и замарашку. Если же никто не захочет исполнять роль замарашки, можно сыграть эту сценку с куклами бибабо.

В первый раз весь текст читайте сами.

Мойдодыр (строго качая головой).

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросенок! Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя (подносит замарашке зеркальце):

У тебя на шее вакса (показывает), У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки (просит замарашку показать руки),

Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя!

Этот эпизод вызовет у детей дружный смех, если вы покажете его в действии. Ведь действительно смешно, когда брюки убегают от человека. Когда смех утихнет, Мойдодыр продолжит свою речь.

Мойдодыр. Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Замарашка (испуганно).

Он ударил в медный таз И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть, Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

После этих слов следует сделать паузу: возьмите мочалку и попытайтесь «намылить» замарашку, который, конечно же, изо всех сил будет стараться убежать. Дети любят такие сценки — пусть они посмеются над грязнулей. Но замарашке все же удается убежать от мочалки. Игра продолжается.

Замарашка. Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил И мочалку, словно галку, Словно галку, проглотил. А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня... Все.  «Уходи-ка ты домой,— Говорит, Да лицо свое умой,

Говорит, А не то как налечу,

Говорит, Растопчу и проглочу!» Говорит.

Покажите детям, как бежал домой испуганный замарашка, вызовите у них веселье, смех. Помогите ему умыться как следует, покажите его ребятам, какой он стал чистый. Вместе с детьми нарядите его, причешите, угостите пирожком.

Все.  Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я! ,

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил! Ведущий. А нет ли случайно и среди вас, ребята, таких же замарашек, как этот мальчик? Давайте все вместе им скажем...

Все.  Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым Трубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам!

Теперь можно устроить конкурс на лучшую импровизацию опрятности  и  аккуратности.   Победителям  вручаются  призы.

Ведущий. Я знаю одного мальчика. Зовут его Федя. Но почему-то все дразнят его Федя-наоборот. Послушайте о нем стихи:

Пусть   никто   не  удивляется: Это Федя одевается. Он,   запутавшись   в   штанах, На полу сидит в слезах.

Все надел навыворот, Все надел нашиворот. Выворот-нашиворот, Шиворот-навыворот, Задом наперед.

В. Орлов

Что можно сказать о Феде? Есть ли в вашей группе ребята, похожие на Федю? (Ответы детей.)

Ну а труженики, о которых написали свои стихотворения Л. Воронкова и Е. Благинина, конечно же, найдутся в вашей группе. Наверняка появятся и желающие разыграть сценки во время чтения стихов.

В огороде много гряд! Мы сажаем здесь рассаду, И морковку, и салат. Каждый вечер прибегаем, Наши грядки поливаем. Овощей теперь, ребята, Урожай соберем богатый.

Л. Воронкова

Не   мешайте   мне   трудиться. Я водицы притащу! И колодезной водицей Вас, конечно, угощу.

Пейте, пейте, не жалейте, А хотите, в лейку лейте — Поливайте огород: Он ведь тоже воду пьет!

Е. Благинина

Все, кто заслужил, получают фишки, призы.

Настала пора подводить общий итог: кто каких фишек, призов набрал больше. Объявляются победители в импровизации, далее называются те, кто подметил недостатки товарищей, и, наконец, те, кто нашел в себе мужество сознаться в плохом поступке. Выразим надежду, что они окажутся победителями над плохими привычками не только в игре, но и в жизни.

В повторной игре дети могут сами выбрать тему, изобразить ее в стихах, импровизациях, подразумевая конкретные ситуации из жизни группы. Помогите им в этом, подобрав соответствующие стихи. 
 

По мотивам сказки А. Толстого

«Золотой ключик,

Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности