Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 12:43, дипломная работа
Цель исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Объект исследования: процесс эстетического развития дошкольников.
Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме.
2. Рассмотреть педагогические условия работы по эстетическому развитию дошкольников.
3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.
4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.
Наш бегемот провалился
в болото... Ведущий. Провалился в болото? Все. Да!
И ни туда ни сюда! Ведущий и носорог (к детям).
О, если вы не придете,— Он утонет, утонет в болоте. Умрет, пропадет Бегемот!!!
Ведущий и дети. Ладно! Бегу! Бегу!
Если смогу, помогу! Все (вытащив бегемота).
Ох, нелегкая это работа —
Из болота тащить
бегемота!
ИМПРОВИЗАЦИЯ, ДРАМАТИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУКОЛ БИБАБО
Цель. Учить детей оценивать свои поступки и поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений; поощрять стремление ребят избавиться от недостойных привычек, подражать положительным героям.
Персонажи. Ведущий, крокодил Гена, Чебурашка, два жадных медвежонка (с маленьким кусочком сыра), Мойдодыр и другие.
Подготовка к игре. Познакомьте детей с песнями, стихами, сказками, персонажи которых будут использованы в игре.
Материал. Куклы бибабо или игрушки, которые необходимы для драматизации выбранных вами стихов; фишки — красные, синие, желтые, оранжевые; призы.
Ход игры. В первой игре предложите детям проверить, хорошо ли они знают себя и своих сверстников. Как это сделать, пусть ребята придумают сами. Возможно, они предложат устроить какие-либо испытания, тогда воспользуйтесь ими. Если ничего интересного не придумают, объясните наш способ.
Во время чтения стихов о хороших и плохих поступках пусть каждый подумает: с кем такое было? Может, с ним самим. Кто узнал себя в стихотворении и не побоялся сознаться в неблаговидном поступке, получает красную фишку, кто узнал себя в хорошем примере — синюю, кто узнал своего товарища — желтую, а кто вспомнил хорошие поступки сверстников — оранжевую. Избавиться от плохих поступков можно, если карикатурно изобразить их и высмеять. Может быть, кто-то решится так расправиться со своими- недостатками? Нерешительным помогут товарищи и сказочные персонажи. За самое смешное и удачное изображение все вместе присуждают призы.
Если у вас новичок в группе, воспользуйтесь стихотворением Н. Найденовой «Новая девочка».
Ведущий. Слушайте внимательно, дети, кто себя узнает, выполняйте все, о чем я прочту.
Девочка новая В детском саду. К девочке новой Сейчас подойду. — Зачем ты в сторонке?
Ведь скучно одной.
Вот наши игрушки,
Вот слон заводной. Вот кубики наши, Мы строим дома, Ты тоже научишься Строить сама!
Пойдем, я к ребятам
Тебя отведу,
Всем девочкам нравится В детском саду.
Если дети не решились с первого раза действовать, сами проиграйте сценки заботливого отношения к новенькой. Не за-
будьте взять себе синюю фишку, которую заслужили. Спросите новенькую, может, кто-то заботился о ней? Неужели ребята постеснялись признаться в этом? Вот так скромники! А может, таких нет? Значит, невнимательные. Но это было до сегодняшней игры. Не так ли? Теперь все пойдет по-другому. Может, кто-нибудь покажет, как можно еще заботиться о новенькой? Объявляется конкурс внимания и теплоты. Заслужившему будет вручен приз под аплодисменты. Может, он подарит его новенькой?
Если в группе нет новичка, обыграйте, например, это стихотворение:
Я утром в детский сад иду, Аленку за руку веду... «Вот это настоящий брат!» — Сказал один прохожий. Уж если люди говорят, Так значит — мы похожи. А девочка Аленка Мне вовсе не сестренка.
Б. Ивлев
Стихотворение М. Ивенсен «Кто поможет» позволит разобраться, на кого надеяться в трудную минуту, когда от обиды и боли слезы капают сами собой. Зная своих детей, привлекайте к импровизации стихотворения тех,' кому следует преодолевать плаксивость, и тех, кто заслужил поощрение за выдержку и чуткость. Читая стихи, можно подставлять имена своих детей.
Кто упал? Таня. Кто не плачет? Таня. Что за умница у нас Маленькая Таня! Что за умница у нас Маленькая Таня!
Кто упал? Витя.
Кто заплакал? Витя.
Кто поможет Вите встать?
Оленька и Митя.
Кто поможет Вите встать?
Оленька и Митя.
Коля и Нина, Толя и Зина. Все помогут, да?
Да!
Не забудьте вручить фишки и призы тем, кто заслужил их.
Наверняка в вашей группе есть подружки, про которых написала стихотворение А. Кузнецова. Оно так и называется «Подружки». Интересно, кто из ребят первым заметит, что стихи о нем?
Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.
Я ее не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь, Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»
Возможно, эта ситуация типична для многих. Тогда вручайте не только фишки, но и приз за лучшую импровизацию дружеских поступков.
Куклы бибабо крокодил Гена и Чебурашка символизируют дружбу. Для этих ролей нужно выбрать наиболее дружную пару. Увлекая всех своей песенкой, эти сказочные персонажи изображают ее содержание в игре-драматизации или на ширме.
Обыграйте подобным образом и другие стихи о дружбе.
Подарили нашей Вере Шарик с красным петушком, Ой, какой красивый шарик, Все мечтают о таком! Но поднялся ветер вдруг, Шарик выхватил из рук.
Подошла к подружке Таня: — Ну чего же мы стоим? Шарик твой мы не достанем, Так давай играть с моим. Посмотри, цветок на нем, Будем с ним играть вдвоем.
3. Александрова
В отрывке из стихотворения Н. Найденова «Ольга Павловна», вероятно, кто-нибудь себя узнает, а если не решится сказать, его могут узнать и изобразить сверстники:
Кто сейчас же разберется, Почему Олег дерется. Почему у Гали с Ниной Он матрешку отнимал, Почему слона из глины Миша сразу поломал?
Попробуйте проиграть и такой вариант: пригласите как бы невзначай для роли ребенка, отличающегося неуживчивым характером, задиру. Другой ребенок в соответствии с текстом стихотворения будет его как бы «обижать», а третий — утешать, например подарит матрешку, поможет починить поломанную игрушку. Если наш задира сумеет им подыграть в роли обиженного, а потом утешаемого, то решите с детьми, кому присудить приз за чуткость и внимание.
Жадным тоже стоит призадуматься. Может, кто и узнает себя в рассказе Н. Калининой «Первый день в детском саду». Название сразу не сообщайте ребятам, приберегите его для конца импровизации.
Ведущий. Привела мама Сашу и Алешу в детский сад. А игрушек на ковре сколько! Саша на все посмотрел и все сразу
взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку и — мишку под мышку, зайчика в кармашек, и кроватку берет, и плитку к себе тянет. Все в одну кучу складывает и говорит...
Саша. Не трогайте, не берите! Я в игрушки играю!
Ведущий. Стоят все ребята и удивляются.
Все. Вот так мальчик! Разве так играют?
Этот вопрос могут адресовать жадному ребенку и два жадных медвежонка из венгерской сказки: «Мы-то знаем, к чему приводит жадность. А почему так получилось?» — размышляют они и спрашивают у детей. И вдруг один из них догадался: «Да ведь рассказ называется «Первый день в детском саду». Ведь Саша-то не знал, что надо делиться, а наши дети знают, но до сих пор не все делятся игрушками».
Наверное, таких замарашек, которых изобразил К. Чуковский в «Мойдодыре», у вас в группе нет. Но хорошо умываются далеко не все. Может быть, кто-то захочет изобразить Мойдодыра и замарашку. Если же никто не захочет исполнять роль замарашки, можно сыграть эту сценку с куклами бибабо.
В первый раз весь текст читайте сами.
Мойдодыр (строго качая головой).
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросенок! Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя (подносит замарашке зеркальце):
У тебя на шее вакса (показывает), У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки (просит замарашку показать руки),
Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки Убежали от тебя!
Этот эпизод вызовет у детей дружный смех, если вы покажете его в действии. Ведь действительно смешно, когда брюки убегают от человека. Когда смех утихнет, Мойдодыр продолжит свою речь.
Мойдодыр. Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Замарашка (испуганно).
Он ударил в медный таз И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть, Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
После этих слов следует сделать паузу: возьмите мочалку и попытайтесь «намылить» замарашку, который, конечно же, изо всех сил будет стараться убежать. Дети любят такие сценки — пусть они посмеются над грязнулей. Но замарашке все же удается убежать от мочалки. Игра продолжается.
Замарашка. Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил И мочалку, словно галку, Словно галку, проглотил. А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня... Все. «Уходи-ка ты домой,— Говорит, Да лицо свое умой,
Говорит, А не то как налечу,
Говорит, Растопчу и проглочу!» Говорит.
Покажите детям, как бежал домой испуганный замарашка, вызовите у них веселье, смех. Помогите ему умыться как следует, покажите его ребятам, какой он стал чистый. Вместе с детьми нарядите его, причешите, угостите пирожком.
Все. Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я! ,
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил! Ведущий. А нет ли случайно и среди вас, ребята, таких же замарашек, как этот мальчик? Давайте все вместе им скажем...
Все. Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым Трубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам!
Теперь можно устроить конкурс на лучшую импровизацию опрятности и аккуратности. Победителям вручаются призы.
Ведущий. Я знаю одного мальчика. Зовут его Федя. Но почему-то все дразнят его Федя-наоборот. Послушайте о нем стихи:
Пусть никто не удивляется: Это Федя одевается. Он, запутавшись в штанах, На полу сидит в слезах.
Все надел навыворот, Все надел нашиворот. Выворот-нашиворот, Шиворот-навыворот, Задом наперед.
В. Орлов
Что можно сказать о Феде? Есть ли в вашей группе ребята, похожие на Федю? (Ответы детей.)
Ну а труженики, о которых написали свои стихотворения Л. Воронкова и Е. Благинина, конечно же, найдутся в вашей группе. Наверняка появятся и желающие разыграть сценки во время чтения стихов.
В огороде много гряд! Мы сажаем здесь рассаду, И морковку, и салат. Каждый вечер прибегаем, Наши грядки поливаем. Овощей теперь, ребята, Урожай соберем богатый.
Л. Воронкова
Не мешайте мне трудиться. Я водицы притащу! И колодезной водицей Вас, конечно, угощу.
Пейте, пейте, не жалейте, А хотите, в лейку лейте — Поливайте огород: Он ведь тоже воду пьет!
Е. Благинина
Все, кто заслужил, получают фишки, призы.
Настала пора подводить общий итог: кто каких фишек, призов набрал больше. Объявляются победители в импровизации, далее называются те, кто подметил недостатки товарищей, и, наконец, те, кто нашел в себе мужество сознаться в плохом поступке. Выразим надежду, что они окажутся победителями над плохими привычками не только в игре, но и в жизни.
В повторной игре
дети могут сами выбрать тему, изобразить
ее в стихах, импровизациях, подразумевая
конкретные ситуации из жизни группы.
Помогите им в этом, подобрав соответствующие
стихи.
По мотивам сказки А. Толстого
«Золотой ключик,
Информация о работе Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности