Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 04:05, доклад
В современной психологии интенсивно изучаются такие области психологической реальности, как Я-образ человека и диалог субъектов. Так, установлено, что диалог является необходимым условием формирование Я-образа человека. При этом сам диалог, в основном, рассматривается либо в коммуникативном (как процесс взаимопонимания) аспекте, либо в интеллектуальном (как процесс сомышления).
Предполагалось,
что в процессе социокультурного
проектирования использование идеальной
модели требует ее замену реальным объектом,
обладающим другой системой свойств, находящихся
во взаимооднозначном соответствии
с системой свойств идеальной модели,
развитии этой модели и получении творческого
продукта на трех уровнях(см. Рис. 2).
Побужде–ние | Намере–ние | Ценность | Замысел | План | Поступок
(результат) |
«б»
1 |
«нм»
2 |
«цнс»
3 |
«змс»
4 |
«пл»
5 |
«п»/«р»/
6 |
проективное
нормативное
эмоциональное
Рис.2.
6–ти шаговая модель развития рефлексивно–диалогического
взаимодействия (сокращенно «РЕДИВ»)
Первый уровень рефлексивного диалога связан с эмоциональной адаптацией, т.е. с действием, обеспечивающим адекватное поведение в ситуации творческой задачи. Второй уровень связан с формированием определенных профессиональных намерений в соответствии с образцами, эталонами, нормами и ориентирами, созданными специально для решения конкретной задачи. Третий уровень связан с самостоятельной творческой самореализацией в плане развития индивидуально-личных и групповых коллективных инновационных проектов.
С
помощью связи буквенных
Выделенные типы взаимодействия определяются конкретными необходимостями ("причинами"), спецификой образовательной ситуации (возможностями и потребностями педагога, студента, их социальной среды, предметным содержанием, смысловыми приоритетами, частными обучающими задачами), а также характеризуются степенью личностной включенности в процесс решения проблемы, характером идентичности субъекта по отношению к ситуации (на уровне эмоций, правил или ценностей), уровнем рефлексивности результата (или степенью новизны полученного решения).
Рефлексивный диалог предполагает принцип со-бытийности (присоединенности), что позволяет говорить о развитии творческой направленности в определенном контексте: организационно-корпоративной культуры, профессионального сообщества, а также вузовского образования.4 При этом мы различаем по существу две формы рефлексивного диалога: коммуникацию (интерактивный диалог) и общение (диалог – понимание). В первом случае рефлексивный диалог выступает как рефлексивное управление, во втором как личностное общение – дружба. Понятно при этом, что вторая форма диалога является неспецифической формой человеческих отношений, где целью является сам человек, а позиция Другого (субъекта диалога – диалогента) выступает как стремление на время, но искренне разделить видение мира Другого.
В психолого-педагогической модели системы рефлексивного диалога в вузе имеют место две указанные его формы: коммуникация и общение. Очевидно то, что во взаимодействии преподавателя и студентов в аудитории преобладает интерактивный диалог, а также то, что в процессе внеаудиторной работы преобладает общение.
В
процессе социокультурного проектирования
рефлексия выступает не столько
как личностный акт, происходящий в
индивидуальном сознании, но в большей
степени как публичное действие,
позволяющее студентам
В
организованной нами социорефлексике
проектирования инноваций студенты работали
в режиме рефлексивного управления. В
частности, на основе базовой модели группой
было выделено три
уровня решений в процессе рефлексивного
диалога руководителя с подчиненным:
адаптивное, стандартное
и творческое. Предметом рефлексивного
диалога выступала проблемно-конфликтная
ситуация на ситуативном (эмоциональном),
нормативном (действенном), проективном
(ценностном) уровнях. Применяемая рефлетехнология
интерактивной формы рефлексивного диалога
в ситуациях рефлексивного управления
связана с получением определенного
результата. Этот результат выступает
как следствие "имплицитно" присутствующего
элемента убеждающего воздействия, которое
включает в себя следующие компоненты
(см. рис.3).
Рис.3
Охарактеризуем эти компоненты рефлексивного диалога подробнее.
3.Творческое решение связано с возможным переосмыслением личностных и организационно-деятельностных стереотипов в процессе преодоления проблемно-конфликтной ситуации, оно определяется вопросами "Ради чего?", "Во имя чего?", "Как это может (должно) быть?". Творческим решением пространство субъектов взаимодействия расширяется за счет включения потенциала других культурных носителей ценностей, выводит в область обсуждения выявленных в проблемной ситуации личностных смыслов. Иначе говоря, ситуация становится творческой, когда человек преобразуя ситуацию, преобразует себя и других за счет возникающей необходимости самоопределения всех участников диалога.
Основным психотехническим средством рефлексивной эволюции Образа Я студента в образовательном процессе является психологическая поддержка, обеспечение «чувства поддержки» в процессе рефлексивно-диалогического взаимодействия. В этих случаях переосмысление субъектом стереотипов опыта, автоматизмов мышления связано с реконструкцией отношения к ситуации, появлением нового Образа Я, нового самоотношения.
Исследование показало, что наличие у студента рефлексивного отношения к творческой задаче, обусловленного поддержкой преподавателя, обеспечивает адекватность поведения студента в проблемно-конфликтной ситуации, а также возникновение личностных и интеллектуальных новообразований его "Я".
Экспериментальная группа студентов прошла трехуровневую программу развития творческой направленности личности в условиях лаборатории рефлексивно-психологической поддержки.
На заключительном этапе формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика направленности личности студентов, а также диагностика эмоционального самоотношения, показавшая значительные изменения экспериментальной группы студентов в сторону развития их творческой направленности – внутренней идентичности, интегрированности, сбалансированности эмоционально-оценочной сферы личности (66%). В контрольной же группе эти изменения составляют лишь 22%.
Гипотеза о том, что развитие
творческой направленности в
экспериментальной группе
Таблица 3.
Данные
обработки результатов
Изменение
направленности |
Экспериментальная
группа n |
Контрольная
группа m |
n – m |
(n – m)² |
(n – m)²⁄m |
Развитие
творческой направленности |
12 |
4 |
8 |
64 |
16 |
Нет
развития |
6 | 14 | 8 | 64 | 4.6 |
Сумма | 18 | 18 | 20.6 | ||
X²'эксп.=20.6>X²кр.=6.6 для р=0.01 |
Таким образом, результаты проведенного рефлексивно-психологического исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
В рефлексивном диалоге эволюция Образа Я индивида рассматривается как сторона развития творческой направленности личности в процессе событийного взаимодействия. Событийность в рефлексивном диалоге представлена как поддержка Другого (в процессе творческого приспособления личности к реальности) в его попытке опереться на свою способность видеть вещи объективно благодаря своей особым образом организованной присоединенности к другим.
Организация рефлексивного диалога в образовательном процессе определяется совокупностью таких принципов, как:
Принцип психологической поддержки, определяющий совокупность педагогических условий, а именно – взаимодействие педагогических функций, одна из сторон которого связана с развитием предметной деятельности, а другая выступает как духовно-практическая деятельность, связанная с развитием личности; реализация рефлексивного диалога – обусловленная развитием индивидуально-личностных отношений учащихся, связана с развитием понимания, межличностного контакта, позитивного морально-психологического климата в отношениях субъектов образования.
Принцип системности определяет педагогические условия становления творческой направленности личности в системе разного уровня субъектных отношений: личных, связанных с общением, практических, связанных с освоением норм, образцов, эталонов конкретной деятельности; культурно-ценностных (предметных), связанных с развитием рефлексивных знаний, формированием способности к инновационному проектированию.
Принцип самоэффективности определяет совокупность следующих педагогических условий: определенного смыслового мессаджа, выступающего для обучающихся в качестве культурного образца; соучастия педагога в создании определенной социальной среды и готовности учащегося вести себя и действовать определенным образом в социокультурном пространстве; совместная деятельности педагогов и учащихся в создании и реализации социокультурных проектов, направленных на построение творческих взаимоотношений участников образовательного процесса.
Эти
разработанные нами теоретические
принципы послужили психолого-
Информация о работе Эволюция Образа Я личности в рефлексивном диалоге