Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 04:05, доклад
В современной психологии интенсивно изучаются такие области психологической реальности, как Я-образ человека и диалог субъектов. Так, установлено, что диалог является необходимым условием формирование Я-образа человека. При этом сам диалог, в основном, рассматривается либо в коммуникативном (как процесс взаимопонимания) аспекте, либо в интеллектуальном (как процесс сомышления).
Диалогическая парадигма познания (саму возможность которой обнаруживает для нас феномен психотерапии) – это познание как сторона углубляющегося процесса межличностного понимания и взаимодействия. А в качестве необходимой предпосылки познания тогда предстает обретение полноты участия исследователя в таких межличностных отношениях, которые отвечали бы критериям "качественных человеческих отношений" (К.Роджерс).
Если
представить обсуждаемую
З.Фрейд,
отметив в 1924 году, что психоанализ уже
оказал ряду наук поддержку в "решении
их проблем", выразил убеждение, что
эта поддержка все же "не идет ни в какое
сравнение с тем, что можно будет достигнуть",
когда представители этих наук (Фрейд
называет историков культуры, исследователей
религии, специалистов в языкознании)
станут сами использовать "данный в
их распоряжении метод". Мы говорим
сейчас о такой раскрываемой психотерапией
перспективе, связываемой нами с идеей
"составного познающего субъекта",
когда оказывается снятой проблема использования
(исходно – фрейдовского, психоаналитического)
метода непрофессионалом от психотерапии,
специалистом в совсем иной области познания,
и соответствующие дисциплины получают
в свое "распоряжение" метод вместе
с его носителем. Исходя из рассмотренной
диалогической парадигмы нами проведено
экспериментально-
Исследование развитие Образа Я в структуре творческой направленности личности студентов в рефлексивном диалоге [ЭТО ПОДЗАГОЛОВОК]
В рефлексивном диалоге развитие Образа Я индивида трактуется нами как сторона развития творческой направленности личности в процессе со-бытийного взаимодействия. Со-бытийность в рефлексивном диалоге рассматривается как поддержка Другого (в процессе творческого приспособления к реальности) в его попытке опереться на свою способность видеть вещи объективно благодаря своей особым образом организованной присоединенности к другим. Таким образом, категория со-бытийности предполагает сопричастность, с одной стороны, смыслам Другого, а с другой – более обобщенным (идеальным) смыслам; как развитие совместного практического знания (со-знания), самосознания и отношений в процессе взаимодействия. Это взаимодействие мы рассматриваем, применяя разработанную нами целостно-динамическую модель жизненной направленности личности (далее – просто направленности).
С
позиций научной школы
Полученные нами результаты по экспериментальному изучению особенностей Образа Я в структуре направленности личности дали основание для выводов относительно соотношения субъектно-эмоциональных (диалогических) и действенно-рациональных (рефлексивных) компонентов направленности, а именно утверждения важной роли межличностных отношений в развитии творческой направленности личности [10].
Суть
рефлексивного диалога в
Рефлексивный диалог представляет собой форму со-бытийного поиска студентом и преподавателем решения не ряда отдельных задач, а проблемно-экзистенциальных (неразрешимых, "вечных", общечеловеческих и, в этом контексте, также профессиональных) проблем. В концепции рефлексивного диалога со-бытийность представлена двумя типами диалога: личностным и интерактивным Личностный тип диалога, пройдя многочисленные культурные трансформации, осознается в новейшей философии в рамках герменевтического подхода как понимание.
Интерактивное – это такое взаимодействие, которое опосредуется, с одной стороны, созданием особой социальной и символической среды (общих условий жизни), а с другой – процессами стимуляции этой среды с целью повернуть на себя остальных участников коммуникации и через себя изменить их отношение в сторону культурно-согласованного поведения. Именно эти моменты входят в понятие "корпоративная культура", "профессиональные ценности", "культурный образец".
Со-бытийный принцип социорефлексики заключается в том, что преподаватель выступает человеком и понимающим, и управляющим, задает определенный смысловой мессадж, выступающий для студентов в качестве культурного образца, принимает участие в создании определенной социальной среды и готовности студентов вести себя и действовать определенным образом, формирует практические установки студентов, участвует в создании культурных проектов наравне со студентами. В концепции рефлексивного диалога переосмысляется структура и роль семинаров и практических занятий, их педагогическая преемственность, определяющаяся критериями формирования рефлексивных отношений, рефлексивного опыта и рефлексивных знаний студентов.
Социорефлексика реформирования в современной практике образования означает необходимость развития творческого потенциала взаимодействия субъекта с любым социальным партнером, способности к переосмыслению интересов, нахождению новых точек опоры, как в жизненной философии, так и в практических формах поведения. По мере развертывания рефлексивного диалога происходит изменение отношения студента к новым социально-культурным ценностям, распространение сферы заинтересованности не только на непосредственные выгоды материального характера, но и на нравственные аспекты сознания как компоненты образа «Я».
При этом рефлексивно переосмысляется позиция педагога, который выступает как "составной субъект" образования: предметом его внимания, помимо содержательных моментов деятельности параллельно должны быть внутриличностные состояния студента, определяющие его мотивацию (направленность личности).
В проведенном нами исследовании на тему «Формирование творческой направленности личности студентов в социорефлексике» в первой части эксперимента проводилась диагностика особенностей функционирования Образа Я личности студентов с заниженной самооценкой (36 чел.). Так, анализ категорий – ценностей показал существующее противоречие в характере смысловой сферы этих студентов, о чем свидетельствует индекс расхождения И – Р (идеального и реального) в самосознании личности: рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Кроме этого, проводилась диагностика эмоционального самочувствия студентов (самоотношения). Во второй части проводился формирующий эксперимент, связанный с развитием творческой направленности личности студентов, который базировался на материале элективного курса "Психология управленческой компетентности". Были выделены контрольная и экспериментальная группы (по 18 человек в каждой). Экспериментальная группа проходила обучение в рамках социорефлексики, контрольная – в традиционных рамках лекционно-семинарских занятий. Программа курса включала три раздела: 1) развитие личности; 2) развитие профессионально-деятельностных умений; 2) развитие проектной управленческой деятельности. В трех этапах социорефлексики последовательно решалась задача развития рефлексивно-диалогических параметров Образа Я на уровнях: 1) индивидуально-личностных отношений; 2) профессионально-делового опыта взаимодействий; 3) формирования проектного мышления (рефлексивных знаний). По окончании первого этапа были отмечены существенные изменения в общем эмоциональном состоянии студентов экспериментальной группы (самоотношении), что проявилось в интересе к участию в дальнейшем групповом проекте. В контрольной группе значимого изменения эмоционального состояния студентов не произошло. Второй этап социорефлексики был связан с повышением рефлексивности студентов, что выразилось в повышении самооценки их профессиональных качеств, а также профессиональных качеств партнера (обнаружена сильная прямопропорциональная связь между самооценкой и оценкой партнера к=0,76 (р<0,05). Третий этап социорефлексики, связанный с развитием способности студентов к проектированию инноваций, показал связь творческой направленности и лидерских качеств студентов, а также дифференцированности, целостности, непротиворечивости характера Образа Я, сочетающегося со способностью к самореализации, с умением работать в команде.
Согласно
предложенной нами базовой модели развития
рефлексивно-личностных функций в
процессе преодоления субъектом
проблемно-конфликтной
На
основании моделирования
1) Самоопределение по отношению к эмоциогенной (проблемно–конфликтной) ситуации (определенное действие).
2) Осознание своих намерений, взвешивание «за» и «против».
3) Осознание целостности «Я», ценностное отношение к происходящему.
4) Осознание цели, смысла целеполагания «здесь и теперь».
5) Выбор способов самоосуществления, планирование.
6) Осознание ответственности за результат (поступок).
Оказалось, что развитие рефлексивно-диалогических параметров Образа Я студентов происходил либо в процессе их непосредственного взаимодействия – в ходе решения задачи, либо в процессе специально организованного обучения – социорефлексики, где для реализации каждой функции отводится специальное время.
Каждый
рефлексивно-диалогический
С
позиции рефлексивно-
Информация о работе Эволюция Образа Я личности в рефлексивном диалоге