Эволюция Образа Я личности в рефлексивном диалоге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 04:05, доклад

Описание

В современной психологии интенсивно изучаются такие области психологической реальности, как Я-образ человека и диалог субъектов. Так, установлено, что диалог является необходимым условием формирование Я-образа человека. При этом сам диалог, в основном, рассматривается либо в коммуникативном (как процесс взаимопонимания) аспекте, либо в интеллектуальном (как процесс сомышления).

Работа состоит из  1 файл

Рефледиалог Я 2009.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

      Итак, эволюция Образа Я в рефлексивном диалоге связана с изменением ценностной стороны отношений личности к себе и окружающему миру, развитием творческой (событийной) идентичности и рефлексивного самоотношения. Уровень и форма рефлексивного диалога компилирует определенные свойства (компоненты) Образа Я, тем самым,  определяя вектор развития  направленности личности (адаптивный, нормативный или проективный), а также приоритеты в сторону диалога-понимания или коммуникации-управления. Вместе с тем, именно  рефлексивно-диалогическая составляющая взаимодействия выступает трансцендентной основой субъектной эволюции Образа Я личности в социокультурном (в т.ч. образовательном) пространстве ее развития.

      Литература

        1.Абульханова К.А., Семенов И.Н. и др. Психология индивидуальности: новые модели и концепции /Отв. Ред. Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадриков. М. 2009

          2. Адлер А. Понять природу человека. СПб.:2000.

    3.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Худож. лит., 1972.- 470 с.

           4.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986

          5.Библер В.С. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. М., Политиздат,1975.

           6.  Битянова М. Образ «Я»//Школьный психолог. Альманах. 2001. N 3

            7.      Болдина Т.Г., Семенов И.Н. (Отв. ред.-сост.). Человек в изменяющемся мире: Я в мире – мир во мне. (Творческие работы и тезисы выступлений участников 7-й-12-й научно-практических конференций гимназистов ЮАО г. Москвы). М. 2004-2007

           8.Брентано Ф. Избранные работы. М.: «Дом интеллектуальной книги», Русское феноменологическое общество, 1996.

            9.Бубер М. Я и Ты //Бубер М. Два образа веры. М.:”Изд.-во АСТ”, 1999г. - С.24-121.

    10.Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. К.: Наукова  Думка,1991.

          11.Ван Дойрцен-Смит Е., Смит Д. Является ли психотерапия самостоятельной научной дисциплиной?/Психотерапия - новая наука про человека. Львов IHBP"Электрон". -1988. -С. 26-54.

  1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. / Общ. ред. и вст. ст. Б. Н. Бессонова – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.

    13.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 124.

14.Давыдова Г.И. Социорефлексика развития личности подростков// Ярославский педагогический вестник. -М.- Ярославль. Российское психологическое общество, -2005. -Выпуск 16.-С.61-69.

    15.       Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Рефлексивно-диалогическая модель развития личности //Мир психологии. 2008 N 1               

16.Деркач А.А., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М. 1993

    17. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума//Вопросы философии.-1988.№4.С135-152.

18.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.:Мысль, 1986.

     19.               Зинченко В.П. (ред.-сост.). Как построить свое «Я»?. М. 1991

          20.           Кон И.С. Открытие «Я». М. 1978

    21.Копьев А.В. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники //  Московский психотерапевтический журнал.1992. №1.С.33-48.

  1. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. -М.: Издательство политической литературы, 1991.

23.Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. – СПб.: 2000.

24.Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка  6–7 лет. – М.: Педагогика, 1992.

25.Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Издательская корпорация Логос, 1995.- 224 с.

                 

26.Рикер П. Существование и герменевтика // Феномен человека: Онтология. – М.: Высшая Школа, 1993.

27.Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию. – М.:Эксмо-пресс, 2001.

    28.        Сайко Э.В. Пространства жизни субъекта: Единство и многосторонность субъектоообразующей социальной эволюции. М. 2004

        29.    Семенов И.Н. Рефлексивность диалога и философия образования //Рефлексивные процессы и управление. 2001.N 1.

        

30.Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. – Запорожье: ЗГУ, 1992.

    31.Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. Изд-во: «Academia”, 2002.

32.Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: “Школьная Пресса”, 1991.

33.Фрейд З. Художник и фантазирование. –М.: Издательство «Республика».1995.

                    34.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. –Воронеж. 1996

    35.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Прогресс, 1977.

    36.Хараш А.У. Психология коммуникативного воздействия. М., МГУ, 1986.

    37.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. –М: Издательская группа «Прогресс», 1993.

               38.     Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М. 2006

                39.Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник.1986.-М., 1987.

40.Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато АСТ, 1996.   
 
 

                                                                    Сведения об авторах:  

                  Семенов Игорь Никитович 

Лауреат Премии Президента РФ в области образования, академик АПСН, МААН,  доктор психологических наук, профессор  ГУ - Высшая Школа Экономики

ул Матвеевская  д.10,к.4, кв.335    т. 8-495-441-48-43

 

E-mail: i_samenov@mail.ru

          

        Давыдова Галина Ивановна

Российская Международная  Академия Туризма

зав. лабораторией психологии творческого развития личности,  зав. кафедрой управления персоналом, социально-гуманитарных и естественно  научных дисциплин

кандидат психологических  наук, профессор

Адрес: Москва, 4-я, Сокольническая, 2-64

т. (дом) 590-31-70

e-mail: davadova@n.m.ru 
 
 
 
 

                                                                           Давыдова Г.И., Семенов И.Н.

          

Эволюция  Образа Я в рефлексивном диалоге 

Статья посвящена  изучению развития творческого самоотношения  личности в рефлексивном диалоге, раскрывающем образ Я личности социокультурном пространстве ее существования. Рефлексивный диалог включает две стороны социального взаимодействия - понимание (диалог-дружба) и рефлексивное управление (интерактивный диалог).В  контексте социоцентрической направленности эволюция образа Я связана с развитием социального (нравственного) чувства и  рефлексивной Я-концепции. Предоставление знаний в процессе социорефлексики одной из сторон обучения предполагает пребывание в ситуации углубляющихся межличностных отношений. 

                                                                             G.I. Davydova, I.N. Semyenov 

Evolution of the Mode "I" in reflexive dialogue 

This article is devoted to studying of development of the creative self-attitude of the person in reflexive dialogue. Reflexive dialogue includes two sides of social interaction - comprehension (dialogue-friendship) and reflexive management (interactive dialogue). In context of sociocentral orientations evolution of a mode "I" connected to development of social (moral) sense and reflexive I-concept. Granting of knowledge during socioreflexology one of the sides of learning assumes abiding in a situation of going deep interpersonal attitudes. 

Информация о работе Эволюция Образа Я личности в рефлексивном диалоге