Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 04:05, доклад
В современной психологии интенсивно изучаются такие области психологической реальности, как Я-образ человека и диалог субъектов. Так, установлено, что диалог является необходимым условием формирование Я-образа человека. При этом сам диалог, в основном, рассматривается либо в коммуникативном (как процесс взаимопонимания) аспекте, либо в интеллектуальном (как процесс сомышления).
Итак, эволюция Образа Я в рефлексивном диалоге связана с изменением ценностной стороны отношений личности к себе и окружающему миру, развитием творческой (событийной) идентичности и рефлексивного самоотношения. Уровень и форма рефлексивного диалога компилирует определенные свойства (компоненты) Образа Я, тем самым, определяя вектор развития направленности личности (адаптивный, нормативный или проективный), а также приоритеты в сторону диалога-понимания или коммуникации-управления. Вместе с тем, именно рефлексивно-диалогическая составляющая взаимодействия выступает трансцендентной основой субъектной эволюции Образа Я личности в социокультурном (в т.ч. образовательном) пространстве ее развития.
Литература
1.Абульханова К.А., Семенов И.Н. и др. Психология индивидуальности: новые модели и концепции /Отв. Ред. Е.Б.Старовойтенко, В.Д.Шадриков. М. 2009
2. Адлер А. Понять природу человека. СПб.:2000.
3.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - М.: Худож. лит., 1972.- 470 с.
4.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. 1986
5.Библер В.С. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога. М., Политиздат,1975.
6. Битянова М. Образ «Я»//Школьный психолог. Альманах. 2001. N 3
7. Болдина Т.Г., Семенов И.Н. (Отв. ред.-сост.). Человек в изменяющемся мире: Я в мире – мир во мне. (Творческие работы и тезисы выступлений участников 7-й-12-й научно-практических конференций гимназистов ЮАО г. Москвы). М. 2004-2007
8.Брентано Ф. Избранные работы. М.: «Дом интеллектуальной книги», Русское феноменологическое общество, 1996.
9.Бубер М. Я и Ты //Бубер М. Два образа веры. М.:”Изд.-во АСТ”, 1999г. - С.24-121.
10.Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. К.: Наукова Думка,1991.
11.Ван Дойрцен-Смит Е., Смит Д. Является ли психотерапия самостоятельной научной дисциплиной?/Психотерапия - новая наука про человека. Львов IHBP"Электрон". -1988. -С. 26-54.
13.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 124.
14.Давыдова Г.И. Социорефлексика развития личности подростков// Ярославский педагогический вестник. -М.- Ярославль. Российское психологическое общество, -2005. -Выпуск 16.-С.61-69.
15. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Рефлексивно-диалогическая модель развития личности //Мир психологии. 2008 N 1
16.Деркач А.А., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М. 1993
17. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума//Вопросы философии.-1988.№4.С135-152.
18.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.:Мысль, 1986.
19. Зинченко В.П. (ред.-сост.). Как построить свое «Я»?. М. 1991
20. Кон И.С. Открытие «Я». М. 1978
21.Копьев А.В. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал.1992. №1.С.33-48.
23.Мамардашвили М.К. Мой опыт нетипичен. – СПб.: 2000.
24.Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. – М.: Педагогика, 1992.
25.Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. - М.: Издательская корпорация Логос, 1995.- 224 с.
26.Рикер П. Существование и герменевтика // Феномен человека: Онтология. – М.: Высшая Школа, 1993.
27.Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию. – М.:Эксмо-пресс, 2001.
28. Сайко Э.В. Пространства жизни субъекта: Единство и многосторонность субъектоообразующей социальной эволюции. М. 2004
29. Семенов И.Н. Рефлексивность диалога и философия образования //Рефлексивные процессы и управление. 2001.N 1.
30.Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. – Запорожье: ЗГУ, 1992.
31.Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. Изд-во: «Academia”, 2002.
32.Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: “Школьная Пресса”, 1991.
33.Фрейд З. Художник и фантазирование. –М.: Издательство «Республика».1995.
34.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. –Воронеж. 1996
35.Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. – М.: Прогресс, 1977.
36.Хараш А.У. Психология коммуникативного воздействия. М., МГУ, 1986.
37.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. –М: Издательская группа «Прогресс», 1993.
38. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М. 2006
39.Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности - системно-структурное строение, смысл и содержание//Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник.1986.-М., 1987.
40.Эриксон
Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато АСТ,
1996.
Семенов Игорь Никитович
Лауреат Премии Президента РФ в области образования, академик АПСН, МААН, доктор психологических наук, профессор ГУ - Высшая Школа Экономики
E-mail: i_samenov@mail.ru
Российская Международная Академия Туризма
зав. лабораторией психологии творческого развития личности, зав. кафедрой управления персоналом, социально-гуманитарных и естественно научных дисциплин
кандидат психологических наук, профессор
Адрес: Москва, 4-я, Сокольническая, 2-64
т. (дом) 590-31-70
e-mail: davadova@n.m.ru
Эволюция
Образа Я в рефлексивном
диалоге
Статья посвящена
изучению развития творческого самоотношения
личности в рефлексивном диалоге, раскрывающем
образ Я личности социокультурном пространстве
ее существования. Рефлексивный диалог
включает две стороны социального взаимодействия
- понимание (диалог-дружба) и рефлексивное
управление (интерактивный диалог).В
контексте социоцентрической направленности
эволюция образа Я связана с развитием
социального (нравственного) чувства и
рефлексивной Я-концепции. Предоставление
знаний в процессе социорефлексики одной
из сторон обучения предполагает пребывание
в ситуации углубляющихся межличностных
отношений.
Evolution of the Mode "I" in
reflexive dialogue
This article is devoted to
studying of development of the creative self-attitude of the person
in reflexive dialogue. Reflexive dialogue includes two sides of social
interaction - comprehension (dialogue-friendship) and reflexive management
(interactive dialogue). In context of sociocentral orientations evolution of a mode "I" connected to development of social
(moral) sense and reflexive I-concept. Granting of knowledge during
socioreflexology one of the sides of learning assumes abiding in a situation
of going deep interpersonal attitudes.
Информация о работе Эволюция Образа Я личности в рефлексивном диалоге