Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:37, реферат
Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).
Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28
Оглавление
Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28
Введение
Качественно новый
этап педагогической мысли в России,
современного образования, имеющий
направление на формирование разносторонне
образованной, гуманной и нравственной
личности, начавшийся в 90-е годы XX века,
обусловил необходимость
Значительный педагогический
опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания
ребенка на основе традиций народной
культуры, удачное обоснование системы
образования в соответствии с
культурно-историческими
Всестороннему анализу
педагогической системы К.Д. Ушинского
посвящены многочисленные работы дореволюционных
и советских исследователей. В
изучение и внедрение в практику
наследия Ушинского большой вклад
внесли такие видные педагогики дооктябрьского
периода, как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов,
М.И. Демков, К.В. Ельпицкий, В.Е. Ермилов,
П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, В.П. Острогорский,
Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев,
а также советские
С учетом вышеизложенного
цель реферата следующая: раскрыть, обосновать
актуальность основных положений учения
К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания,
ее элементах, о единстве общечеловеческого
и национального воспитания.
В соответствии с
целью реферата поставлены следующие
задачи:
1.Раскрыть идею
народности воспитания как
2.Рассмотреть проблему
единства общечеловеческого и
национального воспитания в
3. Проанализировать
элементы принципа народности
воспитания по учению К.Д.
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания.
В педагогической системе
великого русского педагога К.Д. Ушинского
ведущее место занимает его учение
о цели, прин-ципах и сущности
воспитания. Важнейшим звеном нравственно-го
совершенствования личности является,
как утверждал К.Д. Ушинский, идея
народности, которую он обосновал
во мно-гих произведениях в та-
Вос-питание он рассматривал как «создание истории», как обществен-ное, социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для того, чтобы педагог ра-ционально осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать са-мый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский [8, стр. 23].
Ушинский счи-тал,
что решающим в этом процессе является
воспитание и что раз-витие ребенка
совершается в процессе его воспитания
и обучения. Человек становится человеком
путем воспитания. «Воспитание, - писал
Ушинский, - совершенствуясь, может
да-леко раздвинуть пределы человеческих
сил: физических, умственных и нравственных»[6,
стр. 11].
Воспитание мыслится
Ушинским как целенаправленный, преднамеренный
процесс «управления личностью»
цель которого - подготовить человека
к жизни и активной трудовой деятельности,
воспитать гармонически развитого
человека, умеющего сочетать свои интересы
с интересами своего народа и всего
человечества. Из направлений воспитания
главную роль, по Ушинскому, играет
нравственное воспитание, оно - центр
его педагогической концепции. Оно
важнее, чем наполнение головы познаниями.
Ушинский пишет, что обогащение познаниями
принесет много пользы, но, увы, я
никак не полагаю, чтобы ботанические
или зоологические познания... могли
сделать гоголевского городничего
«сытным человеком». Воспитание, по
мнению Ушинского, лишенное моральной
силы, разрушает человека. Важно
воспитывать в детях стремление
к добру, чувство патриотизма, трудолюбие,
чувство общественного долга, гуманизм,
дисциплину, твердый характер и волю
как могущественный рычаг, который
может изменять не только душу, но и
тело. В процессе нравственного воспитания
необходимо также преодолевать такие
чувства и качества как упрямство,
леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие,
праздность.
Важными задачами нравственного воспитания являются:
- формирование мировоззрения,
моральных знаний, правильных взглядов
на жизнь и формирование
- развитие нравственных
чувств, в частности и эстетических.
Самым высоким, пламенным
- воспитание навыков
и привычек поведения. По
Самое воспитание, считал
он, если оно желает счастья человеку,
должно способствовать тому, чтобы
дети были умственно развиты, морально
(нравственно) совершенны, эстетически
разви-ты, физически здоровы. Все
эти качества, по его мнению, необходи-мо
воспитывать и развивать на основе
принципа народности.
Ушинский учил, что
воспитание достигнет цели и будет
содей-ствовать развитию народного
самосознания, народной жизни в целом,
если оно будет иметь народный
характер. Под народностью он понимал
такое воспитание, которое создано
самим народом и основано на народных
началах, где выражается стремление
народа сохранить свое национальное
я и способствовать его поступательному
развитию во всех областях общественно
- экономической жизни. История народа,
его характер и особенности, культура,
географические и природные условия
определяют направленность воспитания
со своими, ценностями и идеалами.
Воспитание должно
быть самобытным, национальным, дело народного
образования должно находиться в
руках самого народа, который бы
занимался его организацией, руководил
и управлял школой, народ определяет
содержание и характер воспитания,
все население должно быть охвачено
просвещением, общественным воспитанием,
подлинная народность выражается, прежде
всего, в родном языке. Принцип народности
связан и с задачами формирования
личности, и с воспитанием у
детей любви к родине, своему отечеству,
гуманности, правдивости, трудолюбия,
ответственности, чувства долга, воли,
чувства самолюбия в его
Считая народность
источником деятельности и разви-тия,
выражением стремлений народа сохранить
свои на-циональные черты, К. Д. Ушинский
утверждал, что народ-ность соединяет
отжившие и грядущие поколения, давая
народу историческое существование.
Ушинский критиковал
всех, кто недооцени-вал богатый
многовековый опыт великого русского
народа в об-ласти воспитания и, не
учитывая интересов народа, механически
насаждал европейскую, больше всего немецкую
педагогическую теорию и практику. Только
народное воспитание, сложившееся веками,
сохраняет самобытность и неповторимость.
«Напрасно мы хотим выдумать воспи-тание:
воспитание существует в русском народе
столько же ве-ков, сколько существует
сам народ -- с ним родилось, с ним вы-росло,
отразило в себе всю его историю, все его
лучшие и худ-шие качества. Это почва, из
которой вырастали новые поколе-ния России,
сменяя одно другим. Её можно удобрить,
улучшить, приноровившись к ней же самой,
к её требованиям, силам, недостаткам,
но пересоздать её невозможно», -- писал
Ушинский [9, стр. 205].
Русское же дворянство,
как известно, подражало вку-сам
и нравам зарубежной аристократии,
нигилистически относилось ко всему
отечественному и воспитывало детей
в семьях на французский, английский
и немецкий лад, отчуждая их от всего
отечественного как «простонарод-ного».
Такое направление
И он не только в форме
критики повёл беспощадную