К. Д. Ушинский - педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:37, реферат

Описание

Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).

Содержание

Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

к.р Ушинский.docx

— 44.75 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление

Введение 3

Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого  и национального воспитания. 5

Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15

Труд -- основа воспитания 15

Родной язык как  средство воспитания 19

Построения начальной  школы на принципах народности 21

Женское образование 25

Заключение 27

Список литературы 28

Введение 

Качественно новый  этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий  направление на формирование разносторонне  образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения  к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование  в современных социокультурных  и психолого-педагогических процессах  с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и  реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871). Следует иметь  в виду тот факт, что в большинстве  исследований, выполненных в годы советской власти, анализ педагогической системы Ушинского дан односторонне, тенденциозно, с позиций партийности  науки и установок коммунистической идеологии. При этом игнорировались гуманные общечеловеческие ценности. Принижалась духовно-воспитательная значимость разработанных Ушинским основ воспитания личности. При раскрытии  содержания образования и методов  обучения, воспитания учащихся предпринимались  попытки сопоставлять его положения  с теорией и практикой коммунистического  воспитания. Не признавалась ведущая  тенденция развития мировой педагогической мысли - тенденция движения к гуманной педагогике. В свете сказанного актуальным становится новое прочтение трудов Ушинского с точки зрения гуманистических  ценностей, народной культуры и активное внедрения его идей в практику духовного, нравственного, патриотического  воспитания.

Значительный педагогический опыт К.Д. Ушинского по вопросам воспитания ребенка на основе традиций народной культуры, удачное обоснование системы  образования в соответствии с  культурно-историческими национальными  ценностями создали условия для  объективного и всестороннего изучения наследия К.Д. Ушинского. 

Всестороннему анализу  педагогической системы К.Д. Ушинского  посвящены многочисленные работы дореволюционных  и советских исследователей. В  изучение и внедрение в практику наследия Ушинского большой вклад  внесли такие видные педагогики дооктябрьского периода, как Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, М.И. Демков, К.В. Ельпицкий, В.Е. Ермилов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Модзалевский, В.П. Острогорский, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.И. Чернышев, а также советские исследователи  Г.П. Белозерцев, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Н.К. Крупская, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский, Н.А. Константинов. Возросший  интерес к педагогическому наследию прошлого обусловил возрождение  и целенаправленное изучение идей К.Д. Ушинского в конце XX века. Изучению различных аспектов наследия великого педагога, в частности идеи народного  воспитания, послужившую основой  для создания оригинальной русской  педагогики, учения о роли родного  языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, посвящены труды Е.П. Белозерцева, С.Б. Каменецкой, Н.И. Лифинцевой, В.М. Меньшикова, Л.И. Мищенко, Л.С. Подымовой, Л.В. Черновой, Ю.И. Юдина и других. 

С учетом вышеизложенного  цель реферата следующая: раскрыть, обосновать актуальность основных положений учения К.Д. Ушинского об идеи народности воспитания, ее элементах, о единстве общечеловеческого  и национального воспитания. 

В соответствии с  целью реферата поставлены следующие  задачи: 

1.Раскрыть идею  народности воспитания как центральной  идеи педагогической теории К.  Д. Ушинского.  

2.Рассмотреть проблему  единства общечеловеческого и  национального воспитания в учении  К. Д. Ушинского. 

3. Проанализировать  элементы принципа народности  воспитания по учению К.Д. Ушинского  (труд, родной язык, народная школа,  женское образование).

Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого  и национального воспитания.

В педагогической системе  великого русского педагога К.Д. Ушинского  ведущее место занимает его учение о цели, прин-ципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном нравственно-го совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский, идея народности, которую он обосновал  во мно-гих произведениях в та-ких, как «О нравственном элементе в русском  воспитании», «Три элемента школы», «Труд  в его психическом и воспи-тательном  значении», «О пользе педагогической литера ту-ры», «Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших  народных школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в  обще-ственном воспитании [2, стр. 54].Он отмечал, что воспитание, если оно  не хочет быть бессильным, должно быть народным», что «воспита-ние, созданное самим народом и основанное на народных нача-лах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа» [7, с.252-253].

Вос-питание он рассматривал как «создание истории», как обществен-ное, социальное явление и считал, что  оно имеет свои объективные законы, познание которых необходимо для  того, чтобы педагог ра-ционально  осуществлял свою деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо прежде всего изучать  са-мый «предмет воспитания». «Если  педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский [8, стр. 23].

Ушинский счи-тал, что решающим в этом процессе является воспитание и что раз-витие ребенка  совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек становится человеком  путем воспитания. «Воспитание, - писал  Ушинский, - совершенствуясь, может  да-леко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных»[6, стр. 11].  

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью» цель которого - подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого  человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего  человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр  его педагогической концепции. Оно  важнее, чем наполнение головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много пользы, но, увы, я  никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли  сделать гоголевского городничего  «сытным человеком». Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной  силы, разрушает человека. Важно  воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который  может изменять не только душу, но и  тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие  чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.  

Важными задачами нравственного  воспитания являются:

- формирование мировоззрения,  моральных знаний, правильных взглядов  на жизнь и формирование системы  убеждений, которую Ушинский считает  главнейшей дорогой человеческого  поведения;  

- развитие нравственных  чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством  в человеке, «его общественным  цементом» Ушинский считал патриотическое  чувство, которое «последним гибнет  даже в злодее». Чувство переведет  сознание, убеждение в поведение  человека;

- воспитание навыков  и привычек поведения. По убеждению  Ушинского, человек, благодаря  хорошей привычке, «воздвигает нравственное  здание своей жизни все выше  и выше». Процесс их формирования  длительный, требующий настойчивости  и терпения. Нравственное воспитание  не должно строиться на страхе наказания, утомительных «словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду учащихся, их разнообразной деятельности. [4, стр.14-15]  

Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно способствовать тому, чтобы  дети были умственно развиты, морально (нравственно) совершенны, эстетически  разви-ты, физически здоровы. Все  эти качества, по его мнению, необходи-мо воспитывать и развивать на основе принципа народности.  

Ушинский учил, что  воспитание достигнет цели и будет  содей-ствовать развитию народного  самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный характер. Под народностью он понимал  такое воспитание, которое создано  самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному  развитию во всех областях общественно - экономической жизни. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия  определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами. 

Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного  образования должно находиться в  руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил  и управлял школой, народ определяет содержание и характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у  детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения  к жизни. Все эти качества исходят  от народа и соотносятся с его  характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории  своей страны, географии, изучение русских  писателей и поэтов (литература), при-роды России. 

Считая народность источником деятельности и разви-тия, выражением стремлений народа сохранить  свои на-циональные черты, К. Д. Ушинский утверждал, что народ-ность соединяет  отжившие и грядущие поколения, давая  народу историческое существование. 

Ушинский критиковал всех, кто недооцени-вал богатый  многовековый опыт великого русского народа в об-ласти воспитания и, не учитывая интересов народа, механически  насаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику. Только народное воспитание, сложившееся веками, сохраняет самобытность и неповторимость. «Напрасно мы хотим выдумать воспи-тание: воспитание существует в русском народе столько же ве-ков, сколько существует сам народ -- с ним родилось, с ним вы-росло, отразило в себе всю его историю, все его лучшие и худ-шие качества. Это почва, из которой вырастали новые поколе-ния России, сменяя одно другим. Её можно удобрить, улучшить, приноровившись к ней же самой, к её требованиям, силам, недостаткам, но пересоздать её невозможно», -- писал Ушинский [9, стр. 205].  

Русское же дворянство, как известно, подражало вку-сам  и нравам зарубежной аристократии, нигилистически относилось ко всему  отечественному и воспитывало детей  в семьях на французский, английский и немецкий лад, отчуждая их от всего  отечественного как «простонарод-ного». Такое направление господствовало и в закрытых учебных заведениях, где знание французского языка и  словесности служило показателем  «хорошего тона». Чуж-дое всему  русскому направление воспитания проникало  в гимназии, где господствовали классицизм и гербартианская педагогика. Изучению родного языка, отечест-венной литературы, истории, географии уделялось мало внимания. Все это препятствовало развитию просвещения на своей, народной основе. Истинное воспитание, подчеркивал  педагог К.Д. Ушинский, сохранилось  в простом народе, народе-труженике  и пат-риоте, которому дорого все  родное - язык, свое уст-ное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли... что воспитание, созданное самим  народом и основанное на народных на-чалах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в са-мых лучших системах, основанных на абстрактных  идеях или заимствованных у другого  народа» [7, стр. 161).  

И он не только в форме  критики повёл беспощадную борьбу про-тив насаждения на русской почве  чуждой русскому народу си-стемы воспитания, но и построил свою оригинальную педагоги-ческую систему на основе идеи народности, на основе требований жизни русского народа. Определяя задачу самобытного  разви-тия русской жизни, Ушинский писал: «Теперь уже нельзя толь-ко продолжать дело, начатое Петром Великим, только усваи-вать то, что появляется за границей... Теперь следует самим  отыскивать путь, отбросивши иноземные  указы, а для того, что-бы найти  истинный путь, более чем когда-нибудь необходимо обратиться к самому народу; узнать его не только материальные, но и духовные потребности. Но мало узнать, надобно сроднить-ся с ними, сделать их потребностями своей  собственной душа и, удовлетворяя этим потребностям, прокладывать народу истори-ческую дорогу вперёд»[10, стр. 44].  

Информация о работе К. Д. Ушинский - педагог