К. Д. Ушинский - педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:37, реферат

Описание

Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).

Содержание

Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

к.р Ушинский.docx

— 44.75 Кб (Скачать документ)

Соз-давая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственно-сти, возвышению души, тогда  он оказыва-ет живительное и освежающее влияние на чувства человека. 

Но, чтобы воспитание и обучение представляли подготовку к жизни, дети не только со слов учителя  и из книг должны полу-чать знания, -- они должны непосредственно наблюдать  окру-жающую действительность и принимать  посильное участие в тру-довой  деятельности людей и этим путём  получить определённый навык к труду. Исходя из этого, Ушинский требовал, чтобы  дети не только учились, но в связи  с этим и трудились, не только должны нести труд умственный, но и физический. 

Само по себе учение, как и всякий труд, по Ушинскому, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают как страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и  связанных с ни-ми страданий придаёт  труду исключительную силу красочности  и удовлетворения. Ушинский считает  неизменным психологиче-ским законом, имеющим решающее значение в совершенствова-нии  человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним  все его лучшие достоинства» [12, стр. 142-143].  

Кроме того, ученик должен уяснить, что достижение чувства  удовлетворения и радости в результате труда связано с напряжением  физических, умственных, нравственных, психических и иных сил и возможностей. Труда без трудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое  условие существования дея-тельности». Отсутствие трудностей и проблем  в деятельности человека лиша-ет эту  деятельность ее воспитательного и  психического значения: в процессе преодоления этих препятствий, требую-щего напряжения и мобилизации ресур-сов  человеческой психики, формируется  и закаливается характер и воля, рожда-ется логика и сила ума, обретается нравственность и гуманизм. Таким  образом, педагогом была опре-делена генеральная педагогическая ли-ния  в организации и проведении в  жизнь идеи трудового воспитания: труд воспитанника без преодоления  им труд-ностей антипедагогичен. Он рождает  лень и скуку, слабоволие и апатию, вос-питывает безнравственное отношение  к самому себе и другим людям. Нельзя ребенка постоянно вести «на  помочах». Погружая его в посильные  трудности, создавая условия для  проявления актив-ности и самостоятельности, педагог тем самым способствует его воспитанию, обучению и развитию.  

На основе вышеизложенных рассужде-ний К.Д.Ушинский сделал главный  вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно  желает счастья че-ловеку, должно воспитывать  его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и  любовь к труду; оно должно дать ему  возможность отыскать для себя труд в жизни» [12, с. 135]. Здесь квинтэс-сенция его педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического тру-да, школа тем самым создает условия  для развития творческого потенциала ребен-ка и обретения им в будущем  своего мес-та в обществе; трудовая школа должна закладывать фундамент  достойного соци-ального бытия.  

Другое, не менее  важное следствие, вытекающее из воспитательного  и психи-ческого значения труда, по мнению Кон-стантина Дмитриевича, состоит  «в том правиле, что воспитание не только долж-но развить разум человека и дать ему из-вестный объем  сведений, но должно за-жечь в нем  жажду серьезного труда, без которой  жизнь его не может быть ни до-стойной, ни счастливой». Потребность в труде -- врожденное свойство человека, но она  удивительным образом «способна  разгораться или тухнуть, смотря по об-стоятельствам, и в особенности  сообраз-но тем влияниям, которые  окружают че-ловека в детстве и  в юности» [12, с. 139]. 

Ушинский подчёркивает весьма положительное влияние фи-зического  труда на физическое развитие ребенка.  

Одним из главных  условий для умственного и  физического развития ребёнка Ушинский считал правильное чередование умственного  и физического труда. Смена деятельности и состав-ляет суть отдыха: отдых  после умственно-го труда состоит  вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переме-нить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отды-хом  после труда умственного». Используя  разнообразную деятельность ребенка, можно успешно приучать его к  полезной деятельности, требующей большого на-пряжения и внимания [12, с. 142].

Родной язык как  средство воспитания

Центральное место  в педагогической системе Ушинского  за-нимает его учение о родном языке  как о главнейшем источнике, - факторе  и средстве воспитания человека. Язык является созданием самого человека, созданием наро-да, его истории, воплощающим  в себе жизнь самого народа, его  историю, его стремления. «Язык есть самая живая, самая обиль-ная и  прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и буду-щие поколения  народа в одно великое, историческое живое це-лое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь» [13, стр. 271-272]. 

В слове, в языке  народа сокрыты все думы и чаяния народа, его характер, его стремления, всё его историческое прошлое, на котором строится настоящее и  путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая  и воспитывающая последующие  поколения. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские  народные сказки, пословицы, прибаутки  и загадки. 

Ушинский придерживается принципа, что язык является со-кровищем, накопившимся в процессе трудовой деятельности на-рода на протяжении всей его истории, а потому родному языку он не только придаёт исключительное значение для  жизни наро-да и его развития как  «величайшему наставнику», но вместе с  тем считает его неиссякаемым источником умственного и нрав-ственного  воспитания, развития детей в духе народности. Ос-новным положением Ушинского  является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и  сокровищница всех зна-ний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается» [3, стр. 147]. 

Ушинский учит, что, во-первых, путь всего процесса воспитания и обучения лежит в построении его на родном языке, на родном слове, и, во-вторых, изучение языка и его  богатств должно яв-ляться одной из основных целей всякого воспитания и обучения, если это воспитание служит интересам народа. 

Большое значение Ушинский придавал родному языку также  и в деле изучения явлений природы  родной страны и воспитания в детях  любви к родной земле. Он считал, что без помощи род-ного слова  нельзя не только понять природу, но, что  главное, питать в себя ту воспитательную силу, которой обладает приро-да родной страны. Язык, который облекает чуждую детям при-роду, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребёнка.  

Подчёркивая роль родного  языка в общем развитии ребёнка, Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как  не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с ха-рактером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его  историей и его стремлениями, как  не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные веро-вания, в народную поэзию, как не мог  бы ввести ни один эсте-тик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и  философ-ские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ» [3, стр. 148].  

Таким образом, Ушинский придавал огромное образователь-ное  значение - изучению родного языка. Но не меньшую, если не большую роль отводил Ушинский родному языку  и для нрав-ственного воспитания детей. Придавая решающее значение родному  языку в деле разви-тия детей, Ушинский, естественно, главное внимание уделял по-строению начального обучения исключительно на родном языке. Он считал родной язык не только главным предметом, но и осно-вой всех предметов обучения в начальной школе. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом  языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что  она бессильна и бесполезна для  развития детей и народа. 

По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и  тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того, что родной язык «есть  единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом  передаем их», К.Д.Ушинский считал главной  задачей элементарного обучения овладение родным языком. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и  собирающий в себе их результаты».

Построения начальной  школы на принципах народности

В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и во-прос о школе, о её роли и её задачах. Поэтому его учение о шко-ле в  известном смысле можно было бы назвать  учением о народ-ной школе. 

Ушинский, прежде всего, исходил из того положения, что ор-ганизованное и целеустремлённое воспитание имеет  решающее значение для формирования личности человека. Так как человек - существо общественное, то его подготовку к жизни лучше и легче всего, возможно, осуществить через общественное воспита-ние. Основным органом этого  воспитания должно быть специаль-но устроенное учебно-воспитательное учреждение - школа. «Без помощи народной школы дитя вырастает  и успеет состариться и умереть, даже не ставши, может быть, ни человеком, ни полез-ным гражданином... Сколько  борьбы предстоит им выдержать, скольким искушениям должны они подвергнуться при первых же шагах своих в мутном водовороте всех молочных обыденных расчётов и всякого рода обманов. Где же наберут они силы, что-бы укрепиться - в этой упорной борьбе, и выдут ли они из неё победителем, если не вынесут сил этих из народной школы» [3, стр. 151-152].  

К.Д. Ушинский отмечал, что для организации народного  образования и воспитания необходимо обратиться к самому народу. Решая  вопрос о школах для народа, необходимо тщательно изучить его жизнь  научиться понимать народ, сродниться с ним, сделать его потребности  своими, помогать ему прокладывать истори-ческие пути. Необходимость  создания народной школы К. Д. Ушин-ский рассматривал как обязательное условие, продикто-ванное развитием жизни  страны и народным мнением. Общественное воспитание, углубляющее в человеке на-родность, способствует развитию народного  самосозна-ния, оказывает сильное  влияние на развитие общества, его  экономики и культуры. 

Считая необходимым, устранить опеку министерства просвещения  над народными школами, педагог, требовавший, чтобы открытие и содержание их было предоставлено самому населению, имел при этом в виду не только органы земского самоуправления, но и город-ского, а также сельские общества, различные  демократи-ческие общественные организации  и частную инициативу отдельных  представителей демократической интеллиген-ции. 

Ушинский был уверен, что школа, построенная на основе идеи народности, может способствовать изменению условий жиз-ни народа, а хорошо поставленное народное образование  будет влиять на поднятие уровня экономической  жизни.  

Исходя из такого значении народной школы, Ушинский требовал введения обязательного всеобщего  начального обучения, начиная с семилетнего  возраста. «Странно, писал он, -- что  идея обязательного обучения воз-будила такое сильное противодействие  со стороны некоторых из наших  прогрессивных журналов. Кажется, что  им не понрави-лось самое слово: «обязательный  и принудительный», и они не разобрали, что под этим словом скрывается одна из либераль-нейших идей. Обязательное учение стесняет не дитя, которое учится, но родителей, которые, в силу этой обязанности, долж-ны дать образование своим детям. Обязанность учения детей есть самое  справедливое ограничение отцовского деспотизма и самое справедливое требование общества относительно отдель-ного лица. Кто имеет детей, тот обязан приготовить из них хо-роших, полезных членов обществу, среди которого он живет» [14, стр. 86]. Родители должны быть ответственны перед обществом за воспитание детей, правильно постав-ленное обязательное обучение даст возможность  найти «разумные формы общественной жизни».  

Создание на-родных школ он считал «самым государственным  вопро-сом» и рассматривал народную школу как первую сту-пень дальнейшего  развития народного образования. Он был сторонником единой системы  общего образования, для него народная школа была школой не тупиковой, а первой ступенью общего образования, существеннейшим звеном во всей системе образования. К народной школе, утверждал К. Д. Ушинский, нельзя подходить с позиций изоляции ее от других звеньев школьной системы, от «полной системы народного образования», постепенно вы-рабатываемой самим обществом. 

Обязательному обучению Ушинский придавал большое зна-чение  не только с точки зрения узко педагогической, но в нём он прежде всего видел  и могучий фактор прогресса народа и страны. Он особо подчёркивал  огромное значение народной шко-лы в  деле приобщения деревни к культуре. Народная школа, по Ушинскому, призвана дать народу здоровое первоначальное воспитание, открыть ему глаза  на действительность. В свете этих соображений Ушинский горячо поддерживал  развитие сети зем-ских школ. Отдавая  этим школам большие преимущества перед  официально-государственной системой образования, Ушинский выражал уверенность, что земская школа поможет  народу выйти на широкую дорогу, будет способствовать пробуждению  дремлю-щих талантов, хранящихся в  нём. 

К. Д. Ушинский уделял первостепенное вни-мание необходимости  изучения в народной школе родного  языка и литературы, родной истории, природы. Он с горечью кон-статировал, что из русских школ выходили в  жизнь лю-ди, менее всего знакомые с тем, что должно стать им бли-же всего, - со своей родиной и тем, что имеет к ней не-посредственное отношение. «Только русский, - писал  он, - изумляя иностранца своим безукоризненным  выго-вором на иностранных языках, в то же время часто гово-рит  плохо на своем отечественном  и почти всегда пишет с грубыми  ошибками», знает подробно историю  других стран и народов, но «глубокомысленно задумывается над тем, в котором  столетии жил Иоанн Грозный; наверное помнит, что Мадрид при реке Мансанаресе, но весьма ча-сто не знает, при какой  реке стоит Самара, а уж что ка-сается до какой-нибудь реки (Черемшана, например), то и говорить нечего, если только ему  самому не приходи-лось купаться в ней» [1. стр. 128-129]. И это относится, подчер-кивал  педагог, к тем русским, которые  учились в России, кончали русские  гимназии и университеты, стали русскими учителями и профессорами, готовились к общественной деятельности в родной стране. 

Информация о работе К. Д. Ушинский - педагог