Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:37, реферат
Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).
Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28
Соз-давая материальные
блага, труд должен способствовать развитию
нравственно-сти, возвышению души, тогда
он оказыва-ет живительное и освежающее
влияние на чувства человека.
Но, чтобы воспитание
и обучение представляли подготовку
к жизни, дети не только со слов учителя
и из книг должны полу-чать знания, --
они должны непосредственно наблюдать
окру-жающую действительность и принимать
посильное участие в тру-довой
деятельности людей и этим путём
получить определённый навык к труду.
Исходя из этого, Ушинский требовал, чтобы
дети не только учились, но в связи
с этим и трудились, не только должны
нести труд умственный, но и физический.
Само по себе учение,
как и всякий труд, по Ушинскому,
серьёзен и тяжёл. Его сопровождают
как страдания, так и удовлетворения.
Но именно преодоление трудностей и
связанных с ни-ми страданий придаёт
труду исключительную силу красочности
и удовлетворения. Ушинский считает
неизменным психологиче-ским законом,
имеющим решающее значение в совершенствова-нии
человека, следующие положения: «Наслаждения,
если они не сопровождаются трудом,
не только быстро теряют свою цену, но
также быстро опустошают сердце человека
и отнимают у него одно за одним
все его лучшие достоинства» [12, стр.
142-143].
Кроме того, ученик должен
уяснить, что достижение чувства
удовлетворения и радости в результате
труда связано с напряжением
физических, умственных, нравственных,
психических и иных сил и возможностей.
Труда без трудностей не бывает,
наличие препятствий «есть
На основе вышеизложенных
рассужде-ний К.Д.Ушинский сделал главный
вывод о взаимосвязи воспитания
и труда: «Само воспитание, если оно
желает счастья че-ловеку, должно воспитывать
его не для счастья, а приготовлять
к труду жизни... Воспитание должно
развить в человеке привычку и
любовь к труду; оно должно дать ему
возможность отыскать для себя труд
в жизни» [12, с. 135]. Здесь квинтэс-сенция
его педагогики: воспитывая в единстве
умственного и физического тру-
Другое, не менее
важное следствие, вытекающее из воспитательного
и психи-ческого значения труда,
по мнению Кон-стантина Дмитриевича, состоит
«в том правиле, что воспитание не
только долж-но развить разум человека
и дать ему из-вестный объем
сведений, но должно за-жечь в нем
жажду серьезного труда, без которой
жизнь его не может быть ни до-стойной,
ни счастливой». Потребность в труде
-- врожденное свойство человека, но она
удивительным образом «способна
разгораться или тухнуть, смотря
по об-стоятельствам, и в особенности
сообраз-но тем влияниям, которые
окружают че-ловека в детстве и
в юности» [12, с. 139].
Ушинский подчёркивает
весьма положительное влияние фи-
Одним из главных условий для умственного и физического развития ребёнка Ушинский считал правильное чередование умственного и физического труда. Смена деятельности и состав-ляет суть отдыха: отдых после умственно-го труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переме-нить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отды-хом после труда умственного». Используя разнообразную деятельность ребенка, можно успешно приучать его к полезной деятельности, требующей большого на-пряжения и внимания [12, с. 142].
Родной язык как средство воспитания
Центральное место
в педагогической системе Ушинского
за-нимает его учение о родном языке
как о главнейшем источнике, - факторе
и средстве воспитания человека. Язык
является созданием самого человека,
созданием наро-да, его истории, воплощающим
в себе жизнь самого народа, его
историю, его стремления. «Язык есть
самая живая, самая обиль-ная и
прочная связь, соединяющая отжившие,
живущие и буду-щие поколения
народа в одно великое, историческое
живое це-лое. Он не только выражает
собою жизненность народа, но есть
именно эта самая жизнь» [13, стр. 271-272].
В слове, в языке
народа сокрыты все думы и чаяния
народа, его характер, его стремления,
всё его историческое прошлое, на
котором строится настоящее и
путь к будущему. В языке передается
вся мудрость народа, обогащающая
и воспитывающая последующие
поколения. Он указывал на большое значение
произведений народного творчества
в деле воспитания и обучения детей.
На первое место ставил он русские
народные сказки, пословицы, прибаутки
и загадки.
Ушинский придерживается
принципа, что язык является со-кровищем,
накопившимся в процессе трудовой деятельности
на-рода на протяжении всей его истории,
а потому родному языку он не только
придаёт исключительное значение для
жизни наро-да и его развития как
«величайшему наставнику», но вместе с
тем считает его неиссякаемым
источником умственного и нрав-ственного
воспитания, развития детей в духе
народности. Ос-новным положением Ушинского
является: «Родное слово есть основа
всякого умственного развития и
сокровищница всех зна-ний: с него начинается
всякое понимание, через него приходит
и к нему возвращается» [3, стр. 147].
Ушинский учит, что,
во-первых, путь всего процесса воспитания
и обучения лежит в построении
его на родном языке, на родном слове,
и, во-вторых, изучение языка и его
богатств должно яв-ляться одной из
основных целей всякого воспитания
и обучения, если это воспитание
служит интересам народа.
Большое значение Ушинский
придавал родному языку также
и в деле изучения явлений природы
родной страны и воспитания в детях
любви к родной земле. Он считал,
что без помощи род-ного слова
нельзя не только понять природу, но, что
главное, питать в себя ту воспитательную
силу, которой обладает приро-да родной
страны. Язык, который облекает чуждую
детям при-роду, чуждую жизнь, не только
не может принести пользу делу воспитания,
а, наоборот, задержит развитие ребёнка.
Подчёркивая роль родного
языка в общем развитии ребёнка,
Ушинский писал: «Не условным звукам
только учится ребёнок, изучая родной
язык, но пьёт духовную жизнь и силу
из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как
не мог бы объяснить её ни один естествоиспытатель,
оно знакомит его с ха-рактером
окружающих его людей, с обществом,
среди которого он живёт, с его
историей и его стремлениями, как
не мог бы познакомить ни один историк;
оно вводит его в народные веро-вания,
в народную поэзию, как не мог
бы ввести ни один эсте-тик; оно, наконец,
даёт такие логические понятия и
философ-ские воззрения, которых, конечно,
не мог бы сообщить ребёнку ни один
философ» [3, стр. 148].
Таким образом, Ушинский
придавал огромное образователь-ное
значение - изучению родного языка.
Но не меньшую, если не большую роль
отводил Ушинский родному языку
и для нрав-ственного
По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Исходя из того, что родной язык «есть единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи, знания, а потом передаем их», К.Д.Ушинский считал главной задачей элементарного обучения овладение родным языком. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты».
Построения начальной школы на принципах народности
В духе идеи народности
ставил и разрешал Ушинский и во-прос
о школе, о её роли и её задачах.
Поэтому его учение о шко-ле в
известном смысле можно было бы назвать
учением о народ-ной школе.
Ушинский, прежде всего,
исходил из того положения, что ор-ганизованное
и целеустремлённое воспитание имеет
решающее значение для формирования
личности человека. Так как человек
- существо общественное, то его подготовку
к жизни лучше и легче всего,
возможно, осуществить через общественное
воспита-ние. Основным органом этого
воспитания должно быть специаль-но устроенное
учебно-воспитательное учреждение - школа.
«Без помощи народной школы дитя вырастает
и успеет состариться и умереть,
даже не ставши, может быть, ни человеком,
ни полез-ным гражданином... Сколько
борьбы предстоит им выдержать, скольким
искушениям должны они подвергнуться
при первых же шагах своих в мутном водовороте
всех молочных обыденных расчётов и всякого
рода обманов. Где же наберут они силы,
что-бы укрепиться - в этой упорной борьбе,
и выдут ли они из неё победителем, если
не вынесут сил этих из народной школы»
[3, стр. 151-152].
К.Д. Ушинский отмечал,
что для организации народного
образования и воспитания необходимо
обратиться к самому народу. Решая
вопрос о школах для народа, необходимо
тщательно изучить его жизнь
научиться понимать народ, сродниться
с ним, сделать его потребности
своими, помогать ему прокладывать
истори-ческие пути. Необходимость
создания народной школы К. Д. Ушин-ский
рассматривал как обязательное условие,
продикто-ванное развитием жизни
страны и народным мнением. Общественное
воспитание, углубляющее в человеке
на-родность, способствует развитию народного
самосозна-ния, оказывает сильное
влияние на развитие общества, его
экономики и культуры.
Считая необходимым,
устранить опеку министерства просвещения
над народными школами, педагог,
требовавший, чтобы открытие и содержание
их было предоставлено самому населению,
имел при этом в виду не только органы
земского самоуправления, но и город-ского,
а также сельские общества, различные
демократи-ческие общественные организации
и частную инициативу отдельных
представителей демократической интеллиген-
Ушинский был уверен,
что школа, построенная на основе
идеи народности, может способствовать
изменению условий жиз-ни народа,
а хорошо поставленное народное образование
будет влиять на поднятие уровня экономической
жизни.
Исходя из такого
значении народной школы, Ушинский требовал
введения обязательного всеобщего
начального обучения, начиная с семилетнего
возраста. «Странно, писал он, -- что
идея обязательного обучения воз-будила
такое сильное противодействие
со стороны некоторых из наших
прогрессивных журналов. Кажется, что
им не понрави-лось самое слово: «обязательный
и принудительный», и они не разобрали,
что под этим словом скрывается одна
из либераль-нейших идей. Обязательное
учение стесняет не дитя, которое учится,
но родителей, которые, в силу этой обязанности,
долж-ны дать образование своим детям.
Обязанность учения детей есть самое
справедливое ограничение отцовского
деспотизма и самое справедливое
требование общества относительно отдель-ного
лица. Кто имеет детей, тот обязан
приготовить из них хо-роших, полезных
членов обществу, среди которого он
живет» [14, стр. 86]. Родители должны быть
ответственны перед обществом за
воспитание детей, правильно постав-ленное
обязательное обучение даст возможность
найти «разумные формы
Создание на-родных
школ он считал «самым государственным
вопро-сом» и рассматривал народную
школу как первую сту-пень дальнейшего
развития народного образования. Он
был сторонником единой системы
общего образования, для него народная
школа была школой не тупиковой, а первой
ступенью общего образования, существеннейшим
звеном во всей системе образования. К
народной школе, утверждал К. Д. Ушинский,
нельзя подходить с позиций изоляции ее
от других звеньев школьной системы, от
«полной системы народного образования»,
постепенно вы-рабатываемой самим обществом.
Обязательному обучению
Ушинский придавал большое зна-чение
не только с точки зрения узко педагогической,
но в нём он прежде всего видел
и могучий фактор прогресса народа
и страны. Он особо подчёркивал
огромное значение народной шко-лы в
деле приобщения деревни к культуре.
Народная школа, по Ушинскому, призвана
дать народу здоровое первоначальное
воспитание, открыть ему глаза
на действительность. В свете этих
соображений Ушинский горячо поддерживал
развитие сети зем-ских школ. Отдавая
этим школам большие преимущества перед
официально-государственной
К. Д. Ушинский уделял
первостепенное вни-мание необходимости
изучения в народной школе родного
языка и литературы, родной истории,
природы. Он с горечью кон-статировал,
что из русских школ выходили в
жизнь лю-ди, менее всего знакомые
с тем, что должно стать им бли-же
всего, - со своей родиной и тем,
что имеет к ней не-