Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:37, реферат
Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).
Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28
К.Д. Ушинский предупреждал,
что внешнее сходство в организации
воспитания не может служить причиной
того, чтобы считать воспитание единым
для всех народов и по своему направлению,
и по содержанию. Он указывал, что
воспитательные идеи каж-дого народа проникнуты
национальным духом до того, что
не-возможно перенести их на чужую
почву. Отмечая вредность
Но мы допустили
бы ошибку, если бы считали Ушинского
сторонником отгораживания, изоляции
России, её культуры от других государств
мира. По мнению Ушинского, в области
развития педагогических идей на практике
имеются такие достижения, которые
не составляют принадлежность одного
народа, как, например, идеи обществен-ного
воспитания, система школьного обучения,
разные методи-ческие правила обучения
и т. д., но эти достижения должны
быть переработаны духе требований каждого
народа в отдельности.
Можно пользоваться
и педагогическим опытом другого
народа, опытностью другого государства.
«Но это поль-зование
В развитии человечества
существуют общие законо-мерности,
и они повторяются любым
Эти различия определяются,
следовательно, не слу-чайными обстоятельствами,
а особенностями исторического
развития. Каждый народ в силу обстоятельств
играет в истории свою особую роль.
В каждой системе воспита-ния
проявляется народность как основная
идея воспита-ния. «Народ без народности
-- тело без души, которому остается
только подвергнуться закону разложения
и уничтожиться в других телах, сохранивших
свою само-бытность» [11, стр. 37].
Народность должна
быть положена у любого народа в
основу воспитания как общая его
закономерность, как исходное начало
любой педагогической идеи и цели
вос-питания.
В основе идеи народного
воспитания лежат понятия о человеке,
каким он должен быть по понятиям того
или другого народа в известный
период его развития. «Каж-дый народ
имеет свои особенный идеал человека
и требу-ет от своего воспитания воспроизведения
этого идеала в отдельных личностях.
Идеал этот у каждого народа соот-ветствует
его характеру, определяется его
общественной жизнью, развивается вместе
с его развитием, и выяснение
его составляет главнейшую задачу каждой
народной ли-тературы» [11, стр. 37-38].
К. Д. Ушинский был
глубоко прав, отмечая динамич-ность
воспитательного идеала народа, его
развитие, свя-занное с ходом истории
народа. Идеал нельзя искать только
в прошлом, он включает настоящее
и устремления народа в будущее.
Народный идеал всегда выражает степень
самосознания народа, его совесть, взгляды
на добро и зло пороки и добродетели.
В этом идеале отра-жаются характер
народа и изменения, происходящие в
обществе. С изменением идеала во времени
происходит и его переоценка. Он
не статичен, в нем что-то остается
от старого и всегда появляется новое,
отражающее лучшие стороны нового времени.
То, что казалось безукоризнен-ным
в прошлом, имеет в глазах современного
человечест-ва совершенно другую цену.
К. Д. Ушинский указывал, например, что
идеалы во Франции и Германии меняются
быстрее, чем в Англии. Что же касается
североамерикан-цев, то они «вырабатывают»
свой особенный идеал челове-ка,
который почти совсем отвык от
английских манер и является существом
необыкновенно оригинальным» [7, стр.124].
К. Д. Ушинский, конечно,
был далек от раскрытия классового
понимания сущности идеала. Но он далеко
ушел в понимании его в сравнении
со многими своими современниками,
утверждая, что идеал, в том числе
и вос-питательный, исторически обусловлен,
что в нем присут-ствуют элементы
национальные, что «народный идеал
че-ловека видоизменяется еще в каждом
народе по сосло-виям» [7, стр. 124]. Народ
вырабатывает свой идеал челове-ка
стремится осуществить его в
своем потомстве, для чего используется
прежде всего воспитание. При этом
он отмечал, что «школьное воспитание
далеко не составля-ет всего воспитания
народа. Религия, природа, семейство, предания,
поэзия, законы, промышленность, литерату-ра,
-- все, из чего слагается историческая
жизнь наро-да, -- составляют его действительную
школу...» [7, стр. 148].
По утверждению
К. Д. Ушинского, школьное воспита-ние,
как ни старайся, невозможно отгородить
от жизни. Она влияет на убеждения
и учителей, и учеников, на фор-мирование
их устремлений, определяет выбор учебного
материала. Общественное воспитание, подчеркивал
он, не ведет за собой истории, но
следует за ней. Нравствен-ный идеал
общества является и воспитательным
идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими
условиями. Воспитательный идеал является
одной из форм осмысления жизни, а
его осуществление -- одной из форм
изменения ее. «Есть одна только
общая для всех прирожденная наклонность,
на которую всегда может рассчитывать
воспитание: это то, что мы называем
народ-ностью. Как нет человека без
самолюбия, так нет чело-века без
любви к отечеству, и эта любовь
даст воспитате-лю верный ключ к сердцу
человека и могущественную опору
для борьбы с его дурными природными,
личными, семейными и родовыми наклонностями.
Обращаясь к на-родности, воспитание
всегда найдет ответ и содействие
в живом и сильном чувстве
человека, которое действует го-раздо
сильнее убеждения, принятого одним
умом, или привычки, вкорененной
страхом наказаний. Вот основа-ние
того убеждения... что воспитание, если
оно не хочет быть бессильным, должно
быть народным» [1, стр. 118-119]
Ушинский считал,
что идеал человека развивается
на основе развития всей жизни народа.
В связи с этим развивается
и из-меняется и сами сущность народности,
изменяется принцип народности в
воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому,
всегда будет сопутствовать всему
ходу развития народа. Идеал человека,
созданный народом, исторически развивается
и более или менее олицетворяется в каждом
сыне народа.
Воспитание будет
подлинно народным и по своей направ-ленности,
и по своему содержанию в целом, если
им руково-дит сам народ, если сама
система народного образования
за-висит от самого же народа, от его
мнений и практического руководства.
Таким образом, общей
системы народного воспитания для
всех народов не существует не только
на практике, но и в теории, и германская
педагогика не более как теория немецкого
воспитания, у каждого народа своя
особенная национальная система
воспитании, а потому заимствование
одним народом у другого
Таков общий дух
учения Ушинского о принципе народности
воспитании.
Из всего сказанного
нетрудно заключить, что принцип
народ-ности Ушинского содержит
следующие элементы:
1. Воспитание должно
быть народным. Это прежде всего
зна-чит, что оно через широко
развернутую школьную сеть
2. Воспитание должно
давать детям реальное
3. Центральное место
в формировании человека
4.Воспитание должно
быть проникнуто целью
5. Женщине должно
быть обеспечено воспитание и
образование наравне с
6. Всякое заимствование
и внедрение в практику
Эти требования Ушинского,
пронизывающие всё его
Для осуществления
принципа народности в деле воспитания
Ушинский считал необходимым, чтобы: 1)
в основу воспитания был положен
труд, 2) воспитание и обучение проводились
на родном языке, 3)школа представляла
центр воспитания и обу-чения
детей в системе других факторов
воспитания, 4) система образования
обеспечивала женщине получение
образования на-равне с
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского.
Труд -- основа воспитания
Наиболее полно
и фундаментально идея трудового
воспитания в отечественной педагогике
второй половины XIX в социальном и
педагогическом аспектах была рассмотрена
К.Д. Ушинским в статье «Труд в
его психическом и
Как мы уже знаем,
Ушинский считал, что человек формируется
и развивается в трудовой деятельности.
Для него труд, во-первых, является основой
и средством человеческого
К.Д.Ушинский определял труд как «сво-бодную и согласную с христианской нрав-ственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной не-обходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жиз-ни» [5, стр. 58].
Указы-вая на большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности. Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [5, стр. 60].
Чтобы воспитать
эти качества в детях, необходимо
всё воспи-тание и обучение связать
с жизнью народа, с его трудовой
дея-тельностью. Эта связь должна
взаимно совершенствовать как самую
жизнь, так и самого воспитанника.
Придавая большое
значение для теории и практики воспита-ния
вопросу о том, можно ли считать
учение за труд, Ушинский признавал
неизбежность резкого разделения труда
на физический и умственный. И, заглядывая
в будущее, он рассмат-ривал одну
из самых важных проблем в организации
трудовой деятельности -- соотносимости
и взаимосвязи физическо-го и
умственного труда. Он отмечал, что
одинаково вреден для взрослого
и ребен-ка чрезмерный физический и
умствен-ный труд, разрушительно
действующий на молодой организм.
Трудовая школа должна органично
сочетать в себе ум- |ственный и физический
труд. Умственная деятельность активизирует
нервную си-стему, способствуя тем
самым кровотоку н пищеварению,
но она значительно уменьшает
необходимость и возможность
движения; в свою очередь, физический
труд, лишенный умственного напряже-ния,
усилия мысли, превращает человека к
робота, придаток машины. Всего полез-нее
для человека, замечал педагог, было
бы соединение умственного и физического
труда.