К. Д. Ушинский - педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:37, реферат

Описание

Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).

Содержание

Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

к.р Ушинский.docx

— 44.75 Кб (Скачать документ)

К.Д. Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации  воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и по своему направлению, и по содержанию. Он указывал, что  воспитательные идеи каж-дого народа проникнуты национальным духом до того, что  не-возможно перенести их на чужую  почву. Отмечая вредность заимствования  одним народом у другого педагогических идей или опыта, без учёта характерной  специфики жизни и общего духа каждого народа, Ушинский заключает: «Удивительно ли после этого, что  воспитание, созданное самим народом  и осно-ванное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, ко-торой  нет в самых лучших системах, основанных на абстракт-ных идеях или заимствованных у другого народа» [11, стр. 37].  

Но мы допустили  бы ошибку, если бы считали Ушинского  сторонником отгораживания, изоляции России, её культуры от других государств мира. По мнению Ушинского, в области  развития педагогических идей на практике имеются такие достижения, которые  не составляют принадлежность одного народа, как, например, идеи обществен-ного воспитания, система школьного обучения, разные методи-ческие правила обучения и т. д., но эти достижения должны быть переработаны духе требований каждого  народа в отдельности.  

Можно пользоваться и педагогическим опытом другого  народа, опытностью другого государства. «Но это поль-зование оказывается  безвредным только тогда, когда ос-нования  общественного образования твердо положены самим народом. Можно и  должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в  которой выражается характер. С другой стороны, чем больше характера в  человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чем больше ха-рактера  в общественном образовании народа, тем свобод-нее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народов» [11, стр. 38].  

В развитии человечества существуют общие законо-мерности, и они повторяются любым народом, утверждал К.Д. Ушинский, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места  и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жиз-ни народов  весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образова-ния разных народов. 

Эти различия определяются, следовательно, не слу-чайными обстоятельствами, а особенностями исторического  развития. Каждый народ в силу обстоятельств  играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспита-ния  проявляется народность как основная идея воспита-ния. «Народ без народности -- тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших  свою само-бытность» [11, стр. 37].  

Народность должна быть положена у любого народа в  основу воспитания как общая его  закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели вос-питания.  

В основе идеи народного  воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный  период его развития. «Каж-дый народ  имеет свои особенный идеал человека и требу-ет от своего воспитания воспроизведения  этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соот-ветствует  его характеру, определяется его  общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение  его составляет главнейшую задачу каждой народной ли-тературы» [11, стр. 37-38].  

К. Д. Ушинский был  глубоко прав, отмечая динамич-ность  воспитательного идеала народа, его  развитие, свя-занное с ходом истории  народа. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее  и устремления народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень  самосознания народа, его совесть, взгляды  на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отра-жаются характер народа и изменения, происходящие в  обществе. С изменением идеала во времени  происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризнен-ным  в прошлом, имеет в глазах современного человечест-ва совершенно другую цену. К. Д. Ушинский указывал, например, что  идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамерикан-цев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал челове-ка, который почти совсем отвык от английских манер и является существом  необыкновенно оригинальным» [7, стр.124].  

К. Д. Ушинский, конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Но он далеко ушел в понимании его в сравнении  со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе  и вос-питательный, исторически обусловлен, что в нем присут-ствуют элементы национальные, что «народный идеал  че-ловека видоизменяется еще в каждом народе по сосло-виям» [7, стр. 124]. Народ  вырабатывает свой идеал челове-ка стремится осуществить его в  своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составля-ет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литерату-ра, -- все, из чего слагается историческая жизнь наро-да, -- составляют его действительную школу...» [7, стр. 148]. 

По утверждению  К. Д. Ушинского, школьное воспита-ние, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения  и учителей, и учеников, на фор-мирование  их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал  он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравствен-ный идеал  общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими  условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а  его осуществление -- одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народ-ностью. Как нет человека без  самолюбия, так нет чело-века без  любви к отечеству, и эта любовь даст воспитате-лю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору  для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к на-родности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве  человека, которое действует го-раздо  сильнее убеждения, принятого одним  умом, или привычки, вкорененной  страхом наказаний. Вот основа-ние  того убеждения... что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [1, стр. 118-119] 

Ушинский считал, что идеал человека развивается  на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается  и из-меняется и сами сущность народности, изменяется принцип народности в  воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему  ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа. 

Воспитание будет  подлинно народным и по своей направ-ленности, и по своему содержанию в целом, если им руково-дит сам народ, если сама система народного образования  за-висит от самого же народа, от его  мнений и практического руководства. 

Таким образом, общей  системы народного воспитания для  всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого  воспитания, у каждого народа своя особенная национальная система  воспитании, а потому заимствование  одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народен и деле воспитания есть драгоценное  наследие дни всех, но точно в  том же смысле, в котором опыты  всемирной истории принадлежат  всем народам. Как нельзя жить по образцу  другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так  же нельзя воспитываться по чужой  педагогической си-стеме, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении  должен пытать собственные свои силы. 

Таков общий дух  учения Ушинского о принципе народности воспитании.  

Из всего сказанного нетрудно заключить, что принцип  народ-ности Ушинского содержит следующие элементы: 

1. Воспитание должно  быть народным. Это прежде всего  зна-чит, что оно через широко  развернутую школьную сеть должно  охватывать всё подрастающее  поколение народа в порядке  обя-зательного обучения и формировать  эти поколения в духе эконо-мических, общественно-политических и культурно-просветительных  интересов народа; делом воспитания  должен ведать, руково-дить сам  народ. 

2. Воспитание должно  давать детям реальное образование  и вместе с тем развивать  их умственные способности с  тем, что-бы эти знания были  связаны с жизнью и направлены  на общена-родное благо. Отсюда  важнейшее значение и труда  как факто-ра и как одного  из основных принципов воспитания. 

3. Центральное место  в формировании человека должен  за-нимать родной язык как язык  обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как  «лучший, никогда не увядающий  и вечно распускающийся цвет  всей духовной жизни». 

4.Воспитание должно  быть проникнуто целью формирова-ния  высокоморального человека, человека, для которого труд является  делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа, за его сча-стье, за его прогресс. 
 

5. Женщине должно  быть обеспечено воспитание и  образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина  - лич-ности равноправные, равно самостоятельные  и равно ответствен-ные», - писал  Ушинский. 

6. Всякое заимствование  и внедрение в практику воспитания  чуждых для народа иноземных  систем и опыта без критической  переработки в соответствии с  духом идеи народности - недопу-стимо  [6, стр. 11] .  

Эти требования Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и  для наших дней. Правда, у Ушинского  в результате идеалистического понимания  им законов развития общества встречаются, как это увидим ниже при рассмотрении отдельных частей его педагогической системы, отсталые и отжившие свой век  мысли, как, например, признание им в  своих ранних работах религии  как основного фактора вос-питания, в некоторых случаях идеалистическое  объяснение самой народности и т. д., за что Ушинского справедливо  критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что  придаёт прогрессивно-демократический  характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским. 

Для осуществления  принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен  труд, 2) воспитание и обучение проводились  на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания и обу-чения  детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования  обеспечивала женщине получение  образования на-равне с мужчиной, 5) система среднего и высшего  профтехнического образования строилась  в соответствии с интересами на-рода [3, стр. 138-139].

Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского.

Труд -- основа воспитания

Наиболее полно  и фундаментально идея трудового  воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и  педагогическом аспектах была рассмотрена  К.Д. Ушинским в статье «Труд в  его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в  «Родном слове» и в «Детском мире»  ярко отража-ет принцип составления  учебников начальной школы на основе соединения трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.

Как мы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется  и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой  и средством человеческого суще-ствования, и, во-вторых, он представляет собой  источник физи-ческого, умственного  и морального совершенствования  человека. Отсюда -- труд основной фактор и средство воспитания человека в  умствен-ном, физическом, социальном (граждан-ском) и нравственном аспектах.

К.Д.Ушинский определял  труд как «сво-бодную и согласную  с христианской нрав-ственностью  деятельность человека, на которую  он решается по безусловной не-обходимости  ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жиз-ни» [5, стр. 58].

Указы-вая на большое  значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности. Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно внушить  воспитаннику уважение и любовь к  труду: оно должно ещё дать ему  и привычку к труду» [5, стр. 60].

Чтобы воспитать  эти качества в детях, необходимо всё воспи-тание и обучение связать  с жизнью народа, с его трудовой дея-тельностью. Эта связь должна взаимно совершенствовать как самую  жизнь, так и самого воспитанника. 

Придавая большое  значение для теории и практики воспита-ния  вопросу о том, можно ли считать  учение за труд, Ушинский признавал  неизбежность резкого разделения труда  на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассмат-ривал одну из самых важных проблем в организации  трудовой деятельности -- соотносимости  и взаимосвязи физическо-го и  умственного труда. Он отмечал, что  одинаково вреден для взрослого  и ребен-ка чрезмерный физический и  умствен-ный труд, разрушительно  действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично  сочетать в себе ум- |ственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную си-стему, способствуя тем  самым кровотоку н пищеварению, но она значительно уменьшает  необходимость и возможность  движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряже-ния, усилия мысли, превращает человека к  робота, придаток машины. Всего полез-нее  для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического  труда.  

Информация о работе К. Д. Ушинский - педагог