Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:37, реферат
Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).
Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28
Народность подлинная,
положенная в основу воспитания, прежде
всего выражается в родном языке
и словесности. Язык родной является
лучшим средством развития, познания
и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский
делает основой обучения. «За изучением
родного слова мы ставим изучение
других предметов, непосредственно
раскрывающих человека и природу, а
именно историю, географию, математику,
естественные науки; за этим по-мещаем
изучение новейших иностранных языков,
а в изу-чении древних видим
специальность, необходимую лишь для
известной отрасли ученых занятий»
[1, стр. 129-130]. Во всей педагогической системе
К. Д. Ушинского родному слову
отводится особая роль. Изучение родного
языка служит средством развития
мышления учащихся, через родной язык
прежде всего познается вся окружающая
жизнь, роль народа в историческом развитии
России, родное сло-во связывает ребенка
со своим народом и всем его
духов-ным богатством.
Идея народности
у К. Д. Ушинского, являясь идеей
де-мократической, определяла новый, творческий
подход к развитию педагогики и воспитания.
Вся система народ-ного образования
должна прежде всего отражать жизнь
своего народа, быть связана с его
жизнью и максимально способствовать
улучшению жизни народа. Школа
должна готовить для жизни творческой
и полнокровной, образо-вание и
воспитание в школе призваны вводить
человека в жизнь родной страны.
Для этого необходимо знать жизнь
родины в том виде, как она существует,
как исторически складывалась и
как эту жизнь следует
Женское образование
Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просве-щения.
Вопрос о положении
женщины был одним из цент-ральных
в прогрессивном общественном движении
50-60-х гг. Крепостнические отношения
резко отрицательно сказались на
ее положении в обществе. Для К.
Д. Ушин-ского как демократа-
В первой главе книги
мы уже говорили о преобразо-вательной
деятельности К. Д. Ушинского в Смольном
ин-ституте, но там решался вопрос
об образовании девушек-
К. Д. Ушинский твердо
стоял на позициях, что мужчина
и женщина - личности равноправные и
равно от-ветственные, в интеллектуальном
отношении они также равны, что
в природе женщины нет причин,
почему бы она должна отставать в
науке от мужчин. Если смотреть на женщину
по-другому, утверждал наш великий
педагог, видеть в ней прежде всего
человека, равноправного во всех отношениях
с мужчиной, то и взгляды на женское
образование будут другими. Не сле-дует
забывать, что женщина является проводником
«ус-пехов науки и цивилизации
в нравы и жизнь общества» [1,
стр. 132].
К.Д. Ушинский резко
возражал против системы женского образования
имущих классов, в которой он видел
мало своего, народного. Пансионы и
институты, а также гувернантки
оказывали отрицательное, антинациональное
влияние на женскую половину имущих
классов. Между образованным классом
и народом проложена непроходи-
Образование женщины
должно быть таким же, как и образование
мужчины. Оно должно стать в отношении
ее образованием общечеловеческим, что
очень важно, так как наряду с
общественными функциями
Заключение
Велико значение
К. Д. Ушинского в развитии отечественной
школы и педагогики. С его именем
связано создание русской народной
школы и оформление в России педагогики
как науки. Его классические труды
«Человек как предмет воспитания»,
«Родное слово», «Детский мир» и
многие другие произведения получили
широчайшую известность и вошли
в золотой фонд русской и мировой
педагогической литературы.
Он внес ценнейший
вклад развитие мировой педагогической
мысли. Ушинский глубоко проанализировал
теорию и практику воспитания и образования
за рубежом, показал достижения и
недостатки в этой области и тем
самым подвел итоги развития педагогики
других народов.
Он обосновал идею
народного воспитания, послужившую
основой для создания оригинальной
русской педагогики. Его учение о
роли родного языка в умственном
и нравственном воспитании и обучении
детей, о народной школе, его теория
дошкольного воспитания детей оказали
огромное влияние не только на современное,
и на последующие поколения
Многие педагогические
высказывания Ушинского были откликами
на острые вопросы современности, критикой
неудовлетворенного состояния воспитательно-
Его идеи до сих пор остаются актуальными.