К. Д. Ушинский - педагог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:37, реферат

Описание

Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).

Содержание

Введение 3
Идея народности воспитания - центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания. 5
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского. 15
Труд -- основа воспитания 15
Родной язык как средство воспитания 19
Построения начальной школы на принципах народности 21
Женское образование 25
Заключение 27
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

к.р Ушинский.docx

— 44.75 Кб (Скачать документ)

Народность подлинная, положенная в основу воспитания, прежде всего выражается в родном языке  и словесности. Язык родной является лучшим средством развития, познания и самопознания. Родной язык К. Д. Ушинский делает основой обучения. «За изучением  родного слова мы ставим изучение других предметов, непосредственно  раскрывающих человека и природу, а  именно историю, географию, математику, естественные науки; за этим по-мещаем изучение новейших иностранных языков, а в изу-чении древних видим  специальность, необходимую лишь для  известной отрасли ученых занятий» [1, стр. 129-130]. Во всей педагогической системе  К. Д. Ушинского родному слову  отводится особая роль. Изучение родного  языка служит средством развития мышления учащихся, через родной язык прежде всего познается вся окружающая жизнь, роль народа в историческом развитии России, родное сло-во связывает ребенка  со своим народом и всем его  духов-ным богатством.  

Идея народности у К. Д. Ушинского, являясь идеей  де-мократической, определяла новый, творческий подход к развитию педагогики и воспитания. Вся система народ-ного образования  должна прежде всего отражать жизнь  своего народа, быть связана с его  жизнью и максимально способствовать улучшению жизни народа. Школа  должна готовить для жизни творческой и полнокровной, образо-вание и  воспитание в школе призваны вводить  человека в жизнь родной страны. Для этого необходимо знать жизнь  родины в том виде, как она существует, как исторически складывалась и  как эту жизнь следует улучшать, исходя из потребностей и интересов  своего народа.

Женское образование 

Составной частью идеи народности в воспитании у К. Д. Ушинского  стал вопрос о женском образовании, без чего он не представлял общественной системы просве-щения.

Вопрос о положении  женщины был одним из цент-ральных  в прогрессивном общественном движении 50-60-х гг. Крепостнические отношения  резко отрицательно сказались на ее положении в обществе. Для К. Д. Ушин-ского как демократа-просветителя женское образование стало частью его общей борьбы за просвещение  народа.

В первой главе книги  мы уже говорили о преобразо-вательной  деятельности К. Д. Ушинского в Смольном ин-ституте, но там решался вопрос об образовании девушек-аристократок, которых он хотел вывести на трудовой путь жизни. Для него было ясно, что  общее решение вопроса о женском  образовании, в том числе женщин трудовых слоев населения, возможно только с изменением положе-ния женщины  в самом обществе. Сами общественные ус-ловия жизни ставят женщину  в неравное положение с мужчиной: «В самом деле, если можно найти  твердый, ос-новной принцип женского общественного воспитания и об-разования, то скорее всего в общественном положении  женщины... Это новейшая идея, которую  в отличие от прежних... мы назовем  народной идеей, потому что она проистекает  именно из положения и роли женщины  в ис-торическом развитии народа. Идея эта нигде не высказа-на вполне, но начинает уже более или менее  прогляды-вать во всех рассуждениях о  женском образовании, хотя еще в  смеси с прежними воззрениями» [1, стр. 131-132].  

К. Д. Ушинский твердо стоял на позициях, что мужчина  и женщина - личности равноправные и  равно от-ветственные, в интеллектуальном отношении они также равны, что  в природе женщины нет причин, почему бы она должна отставать в  науке от мужчин. Если смотреть на женщину  по-другому, утверждал наш великий  педагог, видеть в ней прежде всего  человека, равноправного во всех отношениях с мужчиной, то и взгляды на женское  образование будут другими. Не сле-дует забывать, что женщина является проводником  «ус-пехов науки и цивилизации  в нравы и жизнь общества» [1, стр. 132].  

К.Д. Ушинский резко  возражал против системы женского образования  имущих классов, в которой он видел  мало своего, народного. Пансионы и  институты, а также гувернантки  оказывали отрицательное, антинациональное влияние на женскую половину имущих классов. Между образованным классом  и народом проложена непроходи-мая  бездна, по мнению Ушинского, преимущественно  бла-годаря неправильно, антинационально  поставленному женскому образованию. «Жена -- мать семейства, хозяй-ка дома, плохо выражающаяся по-русски и отлично, с лю-бовью, говорящая по-французски, усвоившая все изяще-ство французских манер и видящая во всех русских на-циональных особенностях нечто грубое и необразован-ное. Понятно, что такая женщина вносила в свою семью, а через нее и в народный быт гораздо больше чуждого элемента, чем двадцать мужчин, получивших свое воспи-тание за границей. То если были даже высоко поставле-ны, волновали и грязнили только поверхность реки. Она отравляла самый источник» [1, стр. 461-462]. 

Образование женщины  должно быть таким же, как и образование  мужчины. Оно должно стать в отношении  ее образованием общечеловеческим, что  очень важно, так как наряду с  общественными функциями женщина  в зна-чительной мере занята воспитанием  детей. К. Д. Ушинский считал дикими мерами, когда в огромном большин-стве европейских  государств женщины были лишены воз-можности получения высшего образования, а среднее да-валось им в каком-то упрощенном и извращенном виде. Это  он не считал приемлемым и для народного  образова-ния в России. Анализируя североамериканскую систему образования  как наиболее демократическую для  того пе-риода времени, К. Д. Ушинский особенно отметил такие ее положительные  черты, как совместное обучение детей  обоего пола во всех типах школ и  право женщин на полу-чение высшего  образования наравне с мужчинами. Этого хотел он и для России.

Заключение 

Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отечественной  школы и педагогики. С его именем связано создание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды  «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и  многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли  в золотой фонд русской и мировой  педагогической литературы. 

Он внес ценнейший  вклад развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал  теорию и практику воспитания и образования  за рубежом, показал достижения и  недостатки в этой области и тем  самым подвел итоги развития педагогики других народов. 

Он обосновал идею народного воспитания, послужившую  основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о  роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали  огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов  многонациональной России.  

Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами  на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной  работы в школе, в семье и практическими  предложениями по их улучшению. Творчество Ушинского всецело отвечало назревшим  потребностям преобразования системы  просвещения в России, было подчинено  решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. 

Его идеи до сих пор  остаются актуальными.

Информация о работе К. Д. Ушинский - педагог