Классно-урочная система обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования являлось теоретическое изучение классно-урочной системы обучения в педагогической науке.
Исходя из цели и гипотезы исследования ставятся следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность основных форм обучения в педагогике;
2. Рассмотреть классификацию основных форм обучения в педагогической науке;
3. Изучить основные особенности классно-урочной системы обучения;
4. Выявить достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формы и принципы организации педагогического процесса………..5
1.1. Понятие и сущность формы обучения в педагогической науке……………………………………………………………………………...5
1.2. Типология форм организации учебно-воспитательного процесса…….10
Вывод к 1 главе…………………………………………………………………..18
Глава 2. Организация и перспективы использования классно-урочной системы обучения………………………………………………………………..19
2.1. Особенности классно-урочной формы обучения……………………….19
2.2. Достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения………..23
Вывод к 2 главе…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

курсовая классно-урочная система обучения в школе.doc

— 614.00 Кб (Скачать документ)

      Оглавление 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Формы и принципы организации  педагогического процесса………..5

    1. Понятие и сущность формы обучения в педагогической науке……………………………………………………………………………...5
    2. Типология форм организации учебно-воспитательного процесса…….10

Вывод к 1 главе…………………………………………………………………..18

Глава 2. Организация и перспективы использования  классно-урочной системы обучения………………………………………………………………..19

2.1.    Особенности классно-урочной формы обучения……………………….19

2.2.    Достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения………..23

Вывод к 2 главе…………………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….29

Список  литературы………………………………………………………………32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

     Классно-урочная  система обучения – организация  учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), - классы, а ведущей формой обучения является урок.

     В общей схеме организации классно-урочной системы четко выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим, что отражает содержательно-временные (часть учебного курса - один год) ступени в обучении, на которых находятся учащиеся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально - один возле другого - располагаются классы, работающие по тем же учебным планам и программам, такие классы называют «параллельными» и обычно обозначаются буквами при числительных, отражающих их место по вертикали. Если группировка учащихся проводится на основе особых критериев и для различных целей, полного подобия по горизонтали может не быть, например между обычными и специализированными классами.

     Классическая  классно-урочная система (как система) возникла уже на рубеже XVI – XVII веков, хотя её отдельные элементы существовали гораздо раньше, ещё в ранних классовых обществах (например, школы писцов в Древнем Египте). Впервые классно-урочная система была описана в «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского.

     Выдающиеся  учёные-педагоги, столпы советской  дидактики И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев  выделили следующие «характерные признаки  классно-урочной системы»:

     - постоянный состав учебных групп учащихся; 
          -       учебные планы и программы, определяющие содержание обучения в каждом классе;

     - строго определённое расписание учебных занятий; 
сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

     -     ведущая роль учителя, который организует учебно-воспитательную работу и последовательное изучение преподаваемого им учебного предмета, всемерно приучая детей к работе над учебником и книгой, к самостоятельной работе в учебных кабинетах и лабораториях, учебных мастерских и на пришкольных участках;

     - систематическая проверка и оценка знаний учащихся. 
          Объектом исследования является классно-урочная система обучения.

     Предметом исследования является выявление особенностей классно-урочной системы обучения в педагогике.

     Цель  исследования являлось теоретическое изучение классно-урочной системы обучения в педагогической науке.

     Гипотеза  исследования: Классно-урочная система  обучения в педагогике является оной из самых распространенных, но в  современных условиях и ее явных  недостатках для эффективного функционирования нуждается в организационных доработках и изменениях.

     Исходя  из цели и гипотезы исследования ставятся следующие задачи:

  1. Исследовать понятие и сущность основных форм обучения в педагогике;
  2. Рассмотреть классификацию основных форм обучения в педагогической науке;
  3. Изучить основные особенности классно-урочной системы обучения;
  4. Выявить достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.

     В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие  методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 

      Глава 1. Формы и принципы организации педагогического  процесса 

    1. Понятие и  сущность формы обучения в педагогической науке
 

     В современной системе общего и дополнительного образования обучение и воспитание учащихся осуществляется в определенных формах организации учебной работы (формах обучения).

     Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения, используемая учителем в процессе воспитывающего обучения. Система форм обучения развивалась в связи с изменением содержания образования, постановкой новых задач обучения и воспитания, совершенствованием средств обучения [10].

     Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи.

     Если  рассматривать форму применительно  к процессу обучения, то можно определить ее как способ, характер взаимодействия) педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом. Принимая законченный характер, форма выражается в упорядоченности учебного процесса в отношении позиции его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени (М. И. Махмутов, И. М. Чередов, П. И. Пидкасистый и др.). Способ организации обучения непосредственно влияет на его продуктивность и, наряду с методами и средствами обучения, наиболее доступен для изменения, варьирования, совершенствования со стороны педагога [7].

     Одной из первоначальных форм организации  обучения выступает индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому ученика и учителя.

     В XVIII - XIX вв. эта форма обучения практиковалась в семейном воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства. Сейчас индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми, кто b силу заболевания, инвалидности не может посещать школьные занятия. Имея очевидные достоинства, связанные с ориентацией содержания, методов, темпа занятий на личность обучаемого, эта форма очень неэкономична и непригодна поэтому как невозможности работать в группе, взаимного общения со сверстниками, состязательности, сотрудничества с ними в достижении общих целей.

     Постепенно, начиная с XV-XVI вв., прежде всего в связи с ростом потребности в расширении образования, индивидуальная форма обучения все более заменялась индивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собирались в одном месте и один учитель, поочередно работая с каждым и давая им задания, мог обучать группу учащихся, хотя по сути это была совмещенная по месту и времени та же индивидуальная форма работы (см. схему 10).

     

     Рис. 1 – Организационные формы обучения школьников 

     Развитие  на рубеже XVI-XVII вв. машинного производства, торговли, культуры (эпоха Возрождения) породило потребность в массовом обучении, хотя бы элементарном. В странах мира родилась новая форма - коллективная классно-урочная система обучения. Она оказалась очень устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней и остается основной формой организации обучения в школе [3, с. 130-131].

      Когда говорят о формах чего-либо, прежде всего, обращают внимание на внешние, видимые очертания объекта. С этой точки зрения организованная воспитательная деятельность характеризуется в первую очередь количеством вовлеченных в нее участников (воспитанников, учеников): если воспитательная (учебная) работа проводится с одним воспитанником, то это индивидуальная форма воспитания (обучения), если же в воспитательную деятельность одновременно вовлечено несколько воспитанников (группа, в которой воспитатель и воспитанники постоянно находятся в прямом контакте друг с другом), то это групповая форма.

      В том случае, когда учитель одновременно работает со всем классом, руководя однотипной деятельностью учащихся, форма организации обучения и воспитания называется коллективной формой (например, урок, классное собрание и др.). Если же работа проводится с несколькими классами или с учащимися всей школы, района, города (митинг, шествие, демонстрация и т.п.), то это массовые формы организации педагогического процесса.

      Основной  формой учебно-воспитательной работы в современной российской школе является урок. Он и был сформирован Я. А. Коменским в XVII в. по внешнему признаку - числу учащихся, с которыми учитель одновременно вел работу: если до Коменского учитель учил своих учеников поочередно (индивидуальная форма организации обучения), то Коменский обосновал возможность (и реализовал ее на практике) объединить несколько десятков детей одного возраста в группу (класс) и объяснять, повторять одновременно со всеми одну тему (урок).

      Однако  этот ли признак (количество учеников) является самым существенным в характеристике современных форм организации обучения и воспитания? Ведь на уроке в современных школах количество учащихся колеблется от одного (в малокомплектной сельской школе, например) до тридцати - сорока (в школе-новостройке). И на экскурсию воспитатель может пойти как с группой, так и с одним воспитанником. То же самое можно сказать о консультациях, экзаменах и других формах организации учебно-воспитательной работы. Внешний, формальный, наблюдаемый признак в этих случаях изменяется, но сущность формы остается прежней: и с одним учеником учителя проводят уроки по расписанию, и с одним воспитанником экскурсия - все равно экскурсия.

      Форма организации учебного процесса характеризуется тем, что в ее рамках используется несколько средств или почти исключительно одно средство, но с применением нескольких методов его реализации. Например, на уроке используется преимущественно учение как средство воспитания, но ученики слушают объяснение, читают, решают задачи, отвечают на вопросы и т.п., т.е. методы освоения ими учебного материала (методы учения) разнообразны.

     Таким образом, форме присущи применение или возможность применения в ее рамках нескольких методов и даже средств. Их сочетание конструируется так, что планируется и обеспечивается решение не одной какой-либо педагогической задачи, а системы задач определенного уровня, направленности и т.п. Это свойственно всем видам творчества: в изобразительном, в литературном и других видах творчества форма - это сочетание средств и приемов, используемых автором для реализации замысла (создания художественного произведения). Форма педагогического процесса -тоже результат творчества. Это объективно, поскольку в обучении и воспитании не бывает одинаковых ситуаций. Учитель, воспитатель конструирует учебно-воспитательный процесс как индивидуально особенный в каждой отдельной элементарной его части, какой выступает его конкретная форма. Причем осознанно или неосознанно воспитанники (ученики) являются соавторами этого «произведения» [8, с. 19].

      С этой точки зрения формы организации  учебно-воспитательного процесса можно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средства - учения, игры, труда, общения: формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультации и др.); игровые формы (имитации, соревнования и др.); формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.); формы общения (прямое, опосредованное и др.). Возможна классификация форм и в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.); наглядные формы (выставки, стенды и др.); практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.). Эта классификация в наибольшей степени соответствует особенностям деятельности таких субъектов педагогического процесса, как семья, средства массовой информации и некоторые другие.

     Каждая  форма организации педагогического  процесса многомерна, полиморфна (Б. Т. Лихачев). Даже в случаях элементарной простоты формы ее полиморфность проявляется на уровне индивидуальности отдельного воспитанника: например, решая весь урок одну математическую задачу, ученик одновременно участвует в решении ряда педагогических задач. Причем содержание каждой из задач подвижно: в процессе ее решения включаются в действие, выдвигаются на первый план другие или новые обстоятельства. Это требует соответствующего изменения в сочетании используемых средств и методов, т.е. подвижности формы, которая не должна быть (и не может быть) абсолютно стабильной [13, с. 295-298].

Информация о работе Классно-урочная система обучения в школе