Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования являлось теоретическое изучение классно-урочной системы обучения в педагогической науке.
Исходя из цели и гипотезы исследования ставятся следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность основных форм обучения в педагогике;
2. Рассмотреть классификацию основных форм обучения в педагогической науке;
3. Изучить основные особенности классно-урочной системы обучения;
4. Выявить достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формы и принципы организации педагогического процесса………..5
1.1. Понятие и сущность формы обучения в педагогической науке……………………………………………………………………………...5
1.2. Типология форм организации учебно-воспитательного процесса…….10
Вывод к 1 главе…………………………………………………………………..18
Глава 2. Организация и перспективы использования классно-урочной системы обучения………………………………………………………………..19
2.1. Особенности классно-урочной формы обучения……………………….19
2.2. Достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения………..23
Вывод к 2 главе…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Формы и принципы организации педагогического процесса………..5
Вывод
к 1 главе…………………………………………………………………
Глава
2. Организация и перспективы
2.1. Особенности классно-урочной формы обучения……………………….19
2.2. Достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения………..23
Вывод
к 2 главе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Классно-урочная система обучения – организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), - классы, а ведущей формой обучения является урок.
В
общей схеме организации
Классическая классно-урочная система (как система) возникла уже на рубеже XVI – XVII веков, хотя её отдельные элементы существовали гораздо раньше, ещё в ранних классовых обществах (например, школы писцов в Древнем Египте). Впервые классно-урочная система была описана в «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского.
Выдающиеся учёные-педагоги, столпы советской дидактики И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. М. Шахмаев выделили следующие «характерные признаки классно-урочной системы»:
-
постоянный состав учебных групп учащихся;
-
учебные планы и программы, определяющие
содержание обучения в каждом классе;
-
строго определённое расписание учебных
занятий;
сочетание индивидуальной и коллективной
форм работы учащихся;
- ведущая роль учителя, который организует учебно-воспитательную работу и последовательное изучение преподаваемого им учебного предмета, всемерно приучая детей к работе над учебником и книгой, к самостоятельной работе в учебных кабинетах и лабораториях, учебных мастерских и на пришкольных участках;
-
систематическая проверка и оценка знаний
учащихся.
Объектом
исследования является классно-урочная
система обучения.
Предметом исследования является выявление особенностей классно-урочной системы обучения в педагогике.
Цель исследования являлось теоретическое изучение классно-урочной системы обучения в педагогической науке.
Гипотеза исследования: Классно-урочная система обучения в педагогике является оной из самых распространенных, но в современных условиях и ее явных недостатках для эффективного функционирования нуждается в организационных доработках и изменениях.
Исходя из цели и гипотезы исследования ставятся следующие задачи:
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Глава
1. Формы и принципы
организации педагогического
процесса
В современной системе общего и дополнительного образования обучение и воспитание учащихся осуществляется в определенных формах организации учебной работы (формах обучения).
Форма
обучения – это организация учебно-
Форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи.
Если
рассматривать форму
Одной из первоначальных форм организации обучения выступает индивидуальная форма обучения. Она предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально, часто на дому ученика и учителя.
В XVIII - XIX вв. эта форма обучения практиковалась в семейном воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства. Сейчас индивидуальное обучение служит формой дополнительной работы, чаще с нуждающимися в особой помощи детьми, в том числе с теми, кто b силу заболевания, инвалидности не может посещать школьные занятия. Имея очевидные достоинства, связанные с ориентацией содержания, методов, темпа занятий на личность обучаемого, эта форма очень неэкономична и непригодна поэтому как невозможности работать в группе, взаимного общения со сверстниками, состязательности, сотрудничества с ними в достижении общих целей.
Постепенно, начиная с XV-XVI вв., прежде всего в связи с ростом потребности в расширении образования, индивидуальная форма обучения все более заменялась индивидуально-групповой, когда ученики разного возраста, уровня подготовленности собирались в одном месте и один учитель, поочередно работая с каждым и давая им задания, мог обучать группу учащихся, хотя по сути это была совмещенная по месту и времени та же индивидуальная форма работы (см. схему 10).
Рис.
1 – Организационные формы
Развитие на рубеже XVI-XVII вв. машинного производства, торговли, культуры (эпоха Возрождения) породило потребность в массовом обучении, хотя бы элементарном. В странах мира родилась новая форма - коллективная классно-урочная система обучения. Она оказалась очень устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней и остается основной формой организации обучения в школе [3, с. 130-131].
Когда говорят о формах чего-либо, прежде всего, обращают внимание на внешние, видимые очертания объекта. С этой точки зрения организованная воспитательная деятельность характеризуется в первую очередь количеством вовлеченных в нее участников (воспитанников, учеников): если воспитательная (учебная) работа проводится с одним воспитанником, то это индивидуальная форма воспитания (обучения), если же в воспитательную деятельность одновременно вовлечено несколько воспитанников (группа, в которой воспитатель и воспитанники постоянно находятся в прямом контакте друг с другом), то это групповая форма.
В том случае, когда учитель одновременно работает со всем классом, руководя однотипной деятельностью учащихся, форма организации обучения и воспитания называется коллективной формой (например, урок, классное собрание и др.). Если же работа проводится с несколькими классами или с учащимися всей школы, района, города (митинг, шествие, демонстрация и т.п.), то это массовые формы организации педагогического процесса.
Основной формой учебно-воспитательной работы в современной российской школе является урок. Он и был сформирован Я. А. Коменским в XVII в. по внешнему признаку - числу учащихся, с которыми учитель одновременно вел работу: если до Коменского учитель учил своих учеников поочередно (индивидуальная форма организации обучения), то Коменский обосновал возможность (и реализовал ее на практике) объединить несколько десятков детей одного возраста в группу (класс) и объяснять, повторять одновременно со всеми одну тему (урок).
Однако этот ли признак (количество учеников) является самым существенным в характеристике современных форм организации обучения и воспитания? Ведь на уроке в современных школах количество учащихся колеблется от одного (в малокомплектной сельской школе, например) до тридцати - сорока (в школе-новостройке). И на экскурсию воспитатель может пойти как с группой, так и с одним воспитанником. То же самое можно сказать о консультациях, экзаменах и других формах организации учебно-воспитательной работы. Внешний, формальный, наблюдаемый признак в этих случаях изменяется, но сущность формы остается прежней: и с одним учеником учителя проводят уроки по расписанию, и с одним воспитанником экскурсия - все равно экскурсия.
Форма организации учебного процесса характеризуется тем, что в ее рамках используется несколько средств или почти исключительно одно средство, но с применением нескольких методов его реализации. Например, на уроке используется преимущественно учение как средство воспитания, но ученики слушают объяснение, читают, решают задачи, отвечают на вопросы и т.п., т.е. методы освоения ими учебного материала (методы учения) разнообразны.
Таким образом, форме присущи применение или возможность применения в ее рамках нескольких методов и даже средств. Их сочетание конструируется так, что планируется и обеспечивается решение не одной какой-либо педагогической задачи, а системы задач определенного уровня, направленности и т.п. Это свойственно всем видам творчества: в изобразительном, в литературном и других видах творчества форма - это сочетание средств и приемов, используемых автором для реализации замысла (создания художественного произведения). Форма педагогического процесса -тоже результат творчества. Это объективно, поскольку в обучении и воспитании не бывает одинаковых ситуаций. Учитель, воспитатель конструирует учебно-воспитательный процесс как индивидуально особенный в каждой отдельной элементарной его части, какой выступает его конкретная форма. Причем осознанно или неосознанно воспитанники (ученики) являются соавторами этого «произведения» [8, с. 19].
С этой точки зрения формы организации учебно-воспитательного процесса можно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средства - учения, игры, труда, общения: формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультации и др.); игровые формы (имитации, соревнования и др.); формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.); формы общения (прямое, опосредованное и др.). Возможна классификация форм и в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные формы (информации, собрания, митинги и т.п.); наглядные формы (выставки, стенды и др.); практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т.п.). Эта классификация в наибольшей степени соответствует особенностям деятельности таких субъектов педагогического процесса, как семья, средства массовой информации и некоторые другие.
Каждая
форма организации
Информация о работе Классно-урочная система обучения в школе