Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель исследования являлось теоретическое изучение классно-урочной системы обучения в педагогической науке.
Исходя из цели и гипотезы исследования ставятся следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность основных форм обучения в педагогике;
2. Рассмотреть классификацию основных форм обучения в педагогической науке;
3. Изучить основные особенности классно-урочной системы обучения;
4. Выявить достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формы и принципы организации педагогического процесса………..5
1.1. Понятие и сущность формы обучения в педагогической науке……………………………………………………………………………...5
1.2. Типология форм организации учебно-воспитательного процесса…….10
Вывод к 1 главе…………………………………………………………………..18
Глава 2. Организация и перспективы использования классно-урочной системы обучения………………………………………………………………..19
2.1. Особенности классно-урочной формы обучения……………………….19
2.2. Достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения………..23
Вывод к 2 главе…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32
Изменение формы учебной работы, например,
может быть вызвано неспособностью учеников
участвовать в беседе из-за слабой подготовленности,
вследствие чего учителю придется объяснять
им непонятное, заинтересовывая включением
в практическую деятельность и т. п.
В теории и практике обучения биологии, экологии, основам безопасности жизнедеятельности кроме традиционной формы обучения - урока - обоснована необходимость применения разнообразных форм организации учебно-воспитательного процесса, необходимых для усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков. В частных методиках преподавания естественнонаучных дисциплин и безопасности жизнедеятельности принято выделять ряд взаимосвязанных и взаимодополняющих форм организации учебной деятельности, которые в самом общем виде можно разделить на обязательные и дополнительные.
К группе обязательных форм принято относить классно-урочную систему и внеурочную работу (схема 1).
Схема 1 – Обязательные формы обучения
Классно урочная система представлена разнообразными типами уроков: собственно уроками, уроками - мастерскими, уроками - экскурсиями, лабораторными занятиями, лекционно-семинарскими занятиями. Главным компонентом классно-урочной системы является урок – форма организации процесса обучения в общеобразовательной школе, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одного возраста и уровня подготовки в течение академического часа, по расписанию. Каждый урок посвящается изучению определенного вопроса программы, является продолжением предшествующих уроков и опорой для последующих. То есть урок – автономная, логически завершенная организационно-структурная единицу процесса обучения [12].
Урок предполагает вариабельность отношений в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», что требует применения определенных способов управления деятельностью учащихся: индивидуальной, групповой и массовой (фронтальной).
Индивидуальная работа предполагает использование дифференцированного подхода в процессе индивидуализации обучения, что позволяет, включая процесс мышления, задействовать личный опыт обучающегося в процессе освоения новых знаний.
Фронтальный способ организации деятельности характеризуется совместной учебной работой учащихся всего класса по общему заданию под наблюдением и руководством учителя, предоставляя возможность управления деятельностью большого количества учащихся, ослабляя индивидуальные отношения в системе «ученик – учитель», не позволяя в должной мере учитывать индивидуальные особенности каждого.
Под групповой формой работы понимается работа с переменными группами из 5–7 человек, созданными на основе предварительной диагностики особенностей учащихся в зависимости от цели и содержания учебного задания. Групповая форма позволяет использовать дифференцированный подход – распределять задания различной сложности между группами, учитывать интерес к виду деятельности, к изучаемой проблеме.
Групповой характер работы позволяет привлечь большой фактический материал для установления каких-либо закономерностей, получить более достоверные выводы. В ходе групповой работы легче осуществлять контроль, выявление индивидуальных особенностей и возможностей школьников. Групповая работа способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. В группе легче происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя и свою деятельность «со стороны».
Урок – мастерская рассматривается как разновидностьурока, характерной особенностью которого является рефлексия по ходу обучения, где каждый учащийся может себя проявить (Н. И. Белова, Т. А. Янович). Работа мастерской принципиально не отличается от работы в малых группах при обсуждении проблемных вопросов: и здесь и там производится SWOT-анализ и используется «метод ПОПС» (подумай, обсуди с другом, подумайте вместе, скажите об этом всем).
Экскурсия – форма организации учебного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, изучать предметы, явления и процессы в естественных и искусственно созданных условиях; форма работы с классом или группой учащихся, проводимая обычно вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту [1].
Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени отведенного программой. Их содержание непосредственно связано с изучением на предшествующих уроках материала, а полученные новые представления, сформированные на экскурсии понятия, широко используются на последующих уроках. Экскурсия, как правило, предполагает выход за рамки времени, предусмотренного для проведения одного урока и, следовательно, может быть отнесена к внеурочной форме работы, хотя подготовка к экскурсии, обработка и представление полученных результатов может происходить на уроке.
Лекционное занятие посвящается принципиально важным вопросам школьной программы, характеризуется представлением материала с высокой степенью научной доказательности изложения. На лекции раскрывается сущность изучаемых понятий, процессов, закономерностей. Малое количество учебных часов не позволяет расширить рамки лекции до целого урока, поэтому в школьной практике чаще можно встретить лекционно-семинарское занятие.
Семинарское занятие заключается в обсуждении учащимися по указанию и под руководством учителя сообщений, рефератов, результатов исследований, проектов по определенному разделу программы. Такие занятия выстраиваются на основе использования неигровых интерактивных методов обучения, таких как дискуссия, анализ конкретных ситуаций и явлений.
Лабораторные работы представлены самостоятельной работой учащихся с применением эмпирических методов, таких как наблюдение, измерение, эксперимент на значительной части урока, поэтому лабораторные занятия правильнее рассматривать как особый вид урока [4].
Внеурочная работа служит продолжением урока. Внеурочная работа - форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных работ, связанных с изучением того или иного школьного курса по индивидуальным и групповым заданиям учителя.
Необходимость организации внеурочной работы вызвана тем, что многие виды работ, необходимые для освоения программных понятий невозможно выполнить за время урока (не укладываются в рамки учебного расписания). Учащиеся работают по заданиям, полученным на уроке. Задания для внеурочных работ продумываются учителем на уроках в течение всего учебного года; результаты выполнения внеурочных работ подлежат проверке, оцениваются и используются в учебно-воспитательном процессе для решения учебно-познавательных задач. В школьной практике и методической литературе в системе внеурочной работы выделяют домашние работы, летние задания (летние работы), практические работы и экскурсии.
Домашняя работа – форма организации учащихся для самостоятельного выполнения заданий дома. В отличие от др. форм внеурочной работы домашняя работа выполняется по заданиям к каждому последующему уроку, в то время как выполнение других видов работ может носить более длительный характер. Домашняя работа дополняет работу школьников на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства со стороны учителя. Связь домашней работы с уроками осуществляется постоянно из урока в урок.
Практические работы разнообразнее и сложнее лабораторных, требуют определенного оборудования и материалов, постоянного руководства и контроля со стороны учителя и предлагаются с учетом возможностей учащихся и пропускной способности лабораторий, не могут выполняться фронтально. Учитель, будучи осведомленным о течении всех опытов, проводимых учащимися во внеурочное время, располагает возможностью демонстрировать на уроках опыты на различных этапах их проведения, включать в объяснения нового материала сообщения учащихся о полученных ими промежуточных и конечных результатах. Здесь начинает осуществляться обратная связь, необходимая для прогнозирования и коррекции дальнейшей совместной и индивидуальной деятельности учащихся и учителя.
Дополнительные формы обучения – внеклассная и внешкольная работа – позволяют в значительной степени систематизировать и расширить область знаний и умений школьников. Анализ методической литературы показывает, что внешкольная и внеклассная деятельность должна учитывать следующие условия: возрастные особенности школьников, их интересы и склонности; сочетание теоретических и практических занятий; единство интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды; активную практическую деятельность по изучению проблем окружающей среды и улучшению ее состояния; сочетание игровой и трудовой деятельности школьников.
Вопрос о внеклассной работе трактуется однозначно. Ее рассматривают как необязательную (добровольную) форму занятий учащихся, вне расписания, дома или в школе группой учащихся или индивидуально. Внеклассная работа по содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности учащихся классифицируется по трем группам: индивидуальная, групповая, массовая. Все они могут быть поделены на разовые и постоянно действующие; информационные, игровые, соревновательные, деловые формы (схема 2).
Схема 2 – Дополнительные формы обучения
Индивидуальные занятия представлены самостоятельной работу учащихся: изучение дополнительной литературы по предмету (внеклассное чтение), подготовка рефератов, работы практического характера.
К групповой видам внеклассной работы относят кружки, секции, группы тренинга, конкурсы, олимпиады, экскурсии.
Массовые занятия: демонстрации кинофильмов, экскурсии и походы, научные вечера, конференции, олимпиады, конкурсы, выставки работ учащихся, проведение кампаний, издание журналов, газет, альбомов.
Различные занятия тесно связаны между собой и органически дополняют друг друга. Работа кружка может предшествовать выполнению учащимися индивидуальных заданий. Результаты индивидуальной и кружковой работы могут завершаться массовыми мероприятиями, охватывающими учащихся всего класса или нескольких классов.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в многокомпонентной окружающей среде.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека со средой.
Кроме внеурочной и внеклассной работы различают еще и внешкольную работу, которая выполняется учащимися на базе внешкольных учреждений по специально разработанной программе. Внешкольная работа, как и внеклассная, связана с учебным процессом, расширяет и дополняет полученные на уроках знания и имеет ряд позитивных моментов:
– отсутствие жестких временных рамок и строго определенного стандартом содержания;
– возможность использовать различные комбинации форм, средств и методов обучения;
– учет реальных интересов учащихся и уровня их эрудиции;
–
эмоциональная
– возможность привлечения к работе с детьми специалистов разного профиля.
В опыте ряда школ наблюдается тесная связь внеклассной и внешкольной работы, когда специалисты внешкольных учреждений, организуя занятия кружков, помогают проводить массовые мероприятия в школах. Необходимость такой связи отражена в «Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года», где рассматриваются требования к дополнительному образованию детей, цели, задачи и способы модернизации дополнительного образования. Среди них можно выделить «...сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей; совершенствование содержания, организационных форм, методов...» [6, с. 42-43].
Информация о работе Классно-урочная система обучения в школе