Классно-урочная система обучения в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:28, курсовая работа

Описание

Цель исследования являлось теоретическое изучение классно-урочной системы обучения в педагогической науке.
Исходя из цели и гипотезы исследования ставятся следующие задачи:
1. Исследовать понятие и сущность основных форм обучения в педагогике;
2. Рассмотреть классификацию основных форм обучения в педагогической науке;
3. Изучить основные особенности классно-урочной системы обучения;
4. Выявить достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формы и принципы организации педагогического процесса………..5
1.1. Понятие и сущность формы обучения в педагогической науке……………………………………………………………………………...5
1.2. Типология форм организации учебно-воспитательного процесса…….10
Вывод к 1 главе…………………………………………………………………..18
Глава 2. Организация и перспективы использования классно-урочной системы обучения………………………………………………………………..19
2.1. Особенности классно-урочной формы обучения……………………….19
2.2. Достоинства и недостатки классно-урочной формы обучения………..23
Вывод к 2 главе…………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

курсовая классно-урочная система обучения в школе.doc

— 614.00 Кб (Скачать документ)

      Поскольку урок вбирает в себя и реализует  представления о целях обучения, его содержании и методах, он оказался достаточно динамичным, способным впитывать то новое, что появляется в теории и практике обучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вывод к главе 2: Классно-урочная система выдержала испытание жизнью в течение нескольких столетий и, несмотря на острую критику, сохраняется до настоящего времени почти во всем мире. Она имеет несомненные положительные качества, такие, как простая организационная структура, экономичность, простота управления, что, в свою очередь, способствовало введению просвещения даже в странах со средним уровнем развития. Но одновременно у нее имеется немало негативных моментов, например: недостаточный учет индивидуальных различий, строгая организационная структура, затрудняющая поддержание связи школы с жизнью, а также чрезмерное влияние на вопросы выдачи свидетельств или дипломов в ущерб всестороннему развитию обучаемых.

      Основными путями обновления классно-урочной формы обучения могут стать:

      Углубленное понимание целей  урока. В системе развивающего 
обучения на уроке задаются и решаются образовательные (овладение конкретным материалом и способами деятельности), развивающие (формирование и развитие способностей и иных качеств личности) и воспитывающие (формирование ценностей и отношений) задачи. Нередко совокупность этих задач именуют триединой целью обучения.

      Совершенствование средств и способов организации деятельности учащихся на уроке на основе современного понимания сущности и характера обучения:

      - гармоническое сочетание познания, практической деятельности и общения на уроке;

      - постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности;

      - сочетание индуктивных и дедуктивных способов работы над 
материалом с усилением последних по мере накопления у учащихся жизненного и познавательного опыта;

      - использование современных способов передачи информации, в том числе аудиовизуальных средств;

      - усиление удельного веса практических работ в структуре самого урока;

     - преодоление ориентации на «среднего» учащегося, возможность выбора индивидуального способа изучения материала на 
уроке и в последующей домашней работе, в лабораториях, учебных кабинетах, библиотеках, дома.

      Поиски  гибкой и вариативной  структуры и расширение типологии урока. Традиционно урок сложился как четырехэлементная 
структура, включающая проверку домашнего задания или опрос, 
объяснение или изучение нового, закрепление и упражнения, 
задание на дом. Такая структура логически обоснована и вполне 
имеет право на существование. Однако нередко целесообразно 
осуществлять на уроке не все его этапы, а сосредоточиться только 
на одном из них: повторении, учете знаний, анализе нового материала, упражнениях, обобщениях, проверке усвоенного. Тогда наряду с традиционным четырехэлементным уроком, получившим название комбинированного, планируются и проводятся иные типы уроков - урок повторения, урок изучения нового материала, обобщающий урок, урок упражнений и практического применения изученного.
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Классно-урочная  система  при  всех  ее недостатках имеет существенные преимущества перед другими системами организации педагогического процесса.  Разумное использование в ее рамках элементов других  образовательно-воспитательных  систем  делает  классно-урочную систему незаменимой для общеобразовательной школы.

     Классно-урочная  система при массовости охвата  воспитанников позволяет  обеспечивать  организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы,  она экономически выгодна, особенно по  сравнению  с  индивидуальным обучением и воспитанием. Неоспоримым преимуществом  классно-урочной  системы является возможность в ее рамках органического сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы.

     С позиций  целостности педагогического процесса урок необходимо рассматривать как основную форму его организации.  Именно  в уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной,  но  и  других  развивающих видов деятельности детей и подростков.  Не случайно в последние годы широкое распространение получили уроки гражданственности, культуры, труда, поэзии и т.п.

     Преимущества  урока  как  формы  организации  педагогического процесса  состоят  в том,  что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной,  групповой  и  индивидуальной  работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал,  управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке  ученики овладевают не только системой знаний,  умений и навыков,  но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

     Одним из основных недостатков классно-урочной  системы является «узурпация знаний». Множество учеников образовательного учреждения в процессе получения знаний замкнуты на одного педагога. Его мнение является абсолютным в силу следующих причин:

     - отсутствует альтернативное, или просто другое, столь же авторитетное мнение;

     - человеконезависимые источники не рассматриваются как самоценные, и если они не рекомендованы учителем, то рассматриваются как ненадёжные;

     - учащийся не имеет возможности получения легитимной оценки своих знаний посторонним независимым специалистом и как следствие зависит от личностных взаимоотношений.

     Другой  негативной особенностью является использование  при организации процесса обучения системы «один ко многим». В условиях, когда наполняемость классов в массовой школе редко опускается ниже 25 учащихся, это в 100% случаев приводит к дефициту общения. Система передачи знаний усредняется, пропадает обратная связь и как следствие эффективность обучения чрезвычайно низка. В таких условиях не приходится говорить о раскрытии индивидуальных способностей каждого учащегося. Лишь весьма одаренные и хорошо подготовленные родителями дети имеют шанс добиться существенных успехов в учёбе.

     Сюда  же следует отнести и проблему затрудненности объективного контроля уровня обученности. Поскольку в рамках классно-урочной системы добиться индивидуализации процесса обучения практически невозможно, то и оценивать рост уровня обученности по каждому учащемуся также не представляется возможным. Отсутствуют измерители и методики проведения замера индивидуальных достижений учащегося. Индивидуализация достигается только в рамках личностных отношений между учителем и учащимся. В ходе рубежного и итогового контроля индивидуальные различия учащихся нивелируются, и происходит подмена оценивания уровня обученности оцениванием уровня запоминания фактологического материала.

     В современной теории и практике образования  выделяют следующие пути повышения эффективности классно-урочной формы:

     - углубление, обобщение, повторение, закрепление и контроль ранее изученных знаний в процессе овладения новым учебным материалом и его практическим применением; 

     - связь с жизнью, практической деятельностью учащихся, их субъективным опытом; 

     - включение элементов поисковой, исследовательской деятельности учащихся; 

     - вооружение школьников способами познавательной деятельности, общеучебными умениями (учиться выделять главное, работать с книгой и др.); 

     - разнообразие структур урока в зависимости от дидактических целей и задач урока, проведение нестандартных уроков; 

     - создание на уроке благоприятной эмоциональной атмосферы, которая обеспечивает сотрудничество учителя и учеников, а также учащихся между собой; 

     - сочетание урока с другими формами обучения: домашней работой, факультативами и предметными кружками, практикумами и семинарскими занятиями, экскурсиями, консультациями и т.д.; 

     - технологический подход к проектированию и проведению урока.  

     Список  литературы 

  1. Верзилин  Н. М.  Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1983. - 383 с.
  2. Гребенюк О. С. Теория обучения: учебник / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – М.: Владос-Пресс, 2003. - 382 с. 
  3. Загвязинский В. И.   Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. -  М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
  4. Зверев И. Д. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова. - М.: Просвещение, 1985. -191 с.
  5. Каргина 3. Значение дополнительного образования // Воспитание школьников. - 2000. - № 5. - С. 27–28.
  6. Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года // Вестник образования. - 2005. - № 2. - С. 41–52.
  7. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории / М. И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1981. - 190 с.                                   
  8. Новиков А. М. Формы обучения в современных условиях // Специалист. – 2005. - № 12. - С. 19-23.
  9. Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. - М.: Высш. шк„ 1990. - 387 с.
  10. Пакулова В. М. Методика преподавания природоведения / В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
  11. Педагогика: курс лекций / под ред. Г. И. Щукиной. – М., 1966. 
  12. Пономарева О. Н. Экология в школе: методические подходы к обучению / О. Н. Пономарева. - Пенза, 1999. - 184 с.
  13. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособией / В. С. Селиванов. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
  14. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
  15. Филатова О. М. Типология форм обучения // Известия ПГПУ. Сер. Общественные науки. – 2008. - № 7. – С. 154-158.

Информация о работе Классно-урочная система обучения в школе