Коллективная творческая деятельность, как средство формирования взаимодействия младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.
Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.65 Кб (Скачать документ)

Иванов находит в марксистско-ленинской  философии такие понятия как  забота, поддержка, взаимовыручка, раскрытие  творческого потенциала личности в  коллективе и так далее. При этом он особенно не задумывается над тем, какие цели преследуются по сути, а  какие - как декларация при использовании  этих понятий.

Теория И.П. Иванова своеобразна  тем, что номинально она обращена к воспитанию коллективистов, но, по сути, направлена на воспитания и развитие личности в групповых отношениях.

 

1.3 Психологические  особенности организации взаимодействия  младших школьников

 

Начало обучения в школе  ведет к коренному изменению  социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом  и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Школьник включается в  новый для него коллектив, в котором  он будет жить и развиваться. А  коллектив предполагает умение считаться  с его интересами, умением подчинять  личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий  уровень организованности. Складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе:

·качественно новый уровень  развития произвольной регуляции поведения  и деятельности;

·содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная - направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);

·анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированности: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений - по В.В. Давыдову);

·внутренний план действий - планирование («Чем больше «шагов»  своих действий может предусмотреть  ребенок, и чем тщательнее он может  сопоставить их разные варианты, тем  более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи»);

·ориентация на сверстника и  группу в целом.

На протяжении младшего школьного  возраста начинает складываться новый  тип отношений с окружающими  людьми. Безусловный авторитет взрослого  постепенно утрачивается и к концу  младшего школьного возраста и всё  большее значение для ребенка  начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского коллекти.

Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать  в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные  ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это  связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию  в группе сверстников. То есть их поведение  так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием у младших  школьников произвольного поведения  тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить  свой поступок с точки зрения его  результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим  образом. Появляется смыслово-ориентировочная  основа в поступках, это тесно  связано с дифференцированностью  внутренней и внешней жизни.

Ребенок способен побороть в  себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать  определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в  своих действиях. Это связано  с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с  окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Интерес к данному возрастному  этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими  людьми действий, развиваются такие  черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются  жизненные ценностные ориентиры  и отношения, определяющие в целом  его поведение в разнообразных  условиях жизнедеятельности, позволяющие  детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.

Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога (и / или любого взрослого) к ребенку, создания условий для  проявления им собственной активности. Успешному разрешению многих проблем, возникающих при этом, служит реализация личностно-ориентированной концепции, которая несет в себе новый  взгляд на педагогические процессы и  такое отношение к организации  деятельности детей, особенно внеурочной, которая позволяет реально ориентироваться  на личность ребенка, его интересы, потребности, склонности.

 
 

2. Организация  коллективной творческой деятельности  учащихся

 

.1 Понятие и  значение коллективной творческой  деятельности младших школьников

 

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации  жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным  компонентом методики коллективно-творческого  воспитания.

Коллективные творческие дела - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время  их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают  как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. [4,38].

Это практическая забота о  жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет  по сценарию педагога. КТД - это дела не для ребят и не только во имя  их воспитания, это дела (и цели) самих  ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин - Хозяин - Друг - Работник.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей  жизни. Поэтому КТД - не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно - коллективное, потому, что  планируется, готовится, совершается  и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно - творческое, потому, что  планируется, готовится, совершается  и обсуждается каждый раз в  новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения  жизненно важных задач.

Именно эти особенности  КТД, характеризующие их практическую сторону, определяются отличительные  черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе КТД  ставятся и решаются воспитателями  по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении  практической задачи, и открываются  воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Этим КТД принципиально  отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и  т.п., для которых характерна открытая постановка задач. Изучение и использование  КТД невозможно без знаний их общих  воспитательных возможностей, без понимания  того, как эти возможности раскрываются в каждом виде коллективных творческих дел.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в  выборе, разработке, проведении и анализе  коллективных дел. Каждому предоставляется  возможность определить для себя долю, характер своего участия и  ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе  широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что  каждый участник дела находится в  ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех  и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение  классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или  иных качеств личности.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации  коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой  организаторский опыт, каждый может  подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного  этапа коллективного творческого  дела.

В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может  заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как  ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация  своей жизни, разнообразных дел  на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших  и младших, тем эффективнее тот  многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине  этой жизни: и воспитывающее воздействие  педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние  самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и старшими товарищами, как их общая  забота.

Дело это - творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что  не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в  разных вариантах, всегда выявляет новые  свои возможности, ведь оно - частица  жизни.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной  трудом и игрой, творчеством и  товариществом, мечтой и радостью жизни  и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

 

.2 Задачи, условия,  принципы, виды КТД

 

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый  «веер» (А.С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям  и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально  ценным опытом, позволяет каждому  проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти  нравственно и духовно [9,61].

Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения КТД:

1. Организовать разнообразную  эмоциональную творческую личностно  и общественно значимую деятельность  детей в классе как модель  будущей достойной жизни, в  ходе которой шло бы развитие  и благополучная социализация  детей.

. Создать условия для  самореализации, самоутверждения, самореабилитации  каждого воспитанника в коллективе.

. Создать благоприятный  эмоциональный (нравственно-психологический)  климат в коллективе, обеспечить  условия защищенности каждого  ребенка.

. Для эмоционального воспитания  формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному  проживанию каждой минуты, каждого  дня пребывания в школе

Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения  педагогических задач?

Первое условие - общая забота. Воспитывать - значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни - людям, труду, природе, культуре - как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника - в настоящем и будущем - общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. Макаренко) взрослого.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие - единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников - взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив - старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Информация о работе Коллективная творческая деятельность, как средство формирования взаимодействия младших школьников