Коллективная творческая деятельность, как средство формирования взаимодействия младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.
Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.65 Кб (Скачать документ)

Пятое условие - творчество, а не шаблон. Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать  мир прекрасного, не забывая о  радостях жизни, эстетически формировать  мышление и чувства ребят, их отношение  к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления  по законам красоты.

Такой подход позволяет осуществить  гармоничный переход через красоту  к сопереживанию, через сопереживание  к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.

Существуют принципы коллективного  взаимодействия:

·принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок - личность).

·принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности

·принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;

·принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;

·принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;

·принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;

·принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Основные виды КТД:

Сила каждого КТД в  том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для  него широкий простор. Поэтому в  каждом из таких дел - гибкая форма  и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость Модели - трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.

Познавательные  КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал.

Художественные  КТД. Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели - кольцовка песен, концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Модели - веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт».

Общественные КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Модели - День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.

Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Модели - газета - «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы.

Экологические КТД. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача учителя. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.

Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости  от целей, характера и состава  участников.

Каждое КТД - это, прежде всего  проявление жизненно-практической гражданской  заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. В таком  процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно - мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Сила каждого творческого  дела в том, что оно требует  общего поиска, дает толчок и открывает  для него широкий простор. Поэтому  в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные  варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Все - творчески, иначе - зачем!

 

2.3 Организация  взаимодействия учащихся в жизнедеятельности  класса

 

Создание и освоение быта класса, развитие его коммуникативного пространства невозможны без взаимодействия субъектов воспитания, в первую очередь - самих воспитанников. Их взаимодействие разворачивается в процессе жизнедеятельности  класса, включающей ряд сфер: общение, познание, предметно-практическую, духовно-практическую деятельность, спорт, досуг, игру. Каждая из этих сфер в той или иной степени  предоставляет школьнику условия  для реализации его четырех «само», которые подкрепляются совместным развитием одноклассников, основанным на их активном взаимодействии.

Взаимодействие  в классе - это организация совместных действий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы [13,151].

Перечисленные выше сферы  жизнедеятельности, конечно, пересекаются между собой: общение непременно присутствует в любой совместной деятельности одноклассников, познание может осуществляться в процессе игры, предметно-практическая деятельность нередко является одновременно и  ценностно-ориентационной и т.д.

Но главное пересечение  этих сфер заключается в том, что  в каждой из них активность отдельного «Я» так или иначе связана  с активностью общего «Мы».

Однако сама по себе эта  связь может и не возникнуть: для  этого нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному  руководителю и его воспитанникам  предоставляет методика коллективного  творческого воспитания, технологическим  ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

Многолетний опыт показывает, что методика коллективного творческого  воспитания, разработанная И.П. Ивановым еще в конце 50-х гг. прошлого века, может служить прекрасным инструментом социального воспитания в школьном классе

Конечно, педагогу легче осуществить  идеи КТД, когда вся школа работает по этой методике. Но можно с уверенностью сказать, что, если грамотно и последовательно  применять ее в классе, она поможет  и классному руководителю, и его  воспитанникам более успешно  решать общие для класса задачи, создавать в коллективе более  благоприятные условия для социализации ребят, и в первую очередь - для  их развивающего взаимодействия.

А теперь познакомимся поближе  с технологией КТД, которую можно  использовать для организации любой  совместной деятельности в классе. Заметим, что методику коллективного  творческого воспитания порой совершенно незаслуженно обвиняют в чрезмерной ориентации на коллектив, что якобы  создает условия только для социальной адаптации школьников, но никак не для их позитивного обособления. Чтобы снять это обвинение, при  описании технологии КТД мы будем  обращать специальное внимание на ее возможности для развития «Я». Ниже предлагаем описание такого личностно  ориентированного коллективного творческого  дела.

Общая технология КТД включает следующие последовательные этапы взаимодействия:

·коллективное целеполагание,

·коллективное планирование,

·коллективную подготовку,

·коллективное проведение,

·коллективный анализ и последействие.

Коллективное целеполагание (КЦ)

Цель: актуализация потребности школьников в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения.

Главные моменты  этапа.

  1. Диагностика уровня интересов, потребностей и возможностей воспитанников.
  2. Продумывание классным руководителем воспитательных возможностей предстоящей деятельности, вариантов, содержания и форм взаимодействия.
  3. Выдвижение, осознание и принятие ребятами общей цели совместной деятельности, «вбирающей» в себя их личностные интересы и потребности и работающей на развитие коллектива класса, на радость и пользу людям.
  4. Гибкая позиция классного руководителя как координатора личностных, групповых и коллективных интересов и носителя идей, ведущих к обсуждаемой цели. Если уровень развития коллектива класса достаточно высок, эти функции выполняют сами ребята.

Опираясь на эти моменты, классный руководитель сможет помочь своему классу в формировании коллективного  и индивидуального опыта самоопределения, соотнесения мнений и ценностей.

II. Коллективное  планирование (КПЛ)

Если первый этап прошел более  или менее успешно, т.е. выдвижение и принятие общей цели состоялось, то его логическим продолжением служит этап коллективного планирования взаимодействия.

Цель: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, т.е. определение того, что и как нужно сделать.

Главные моменты  этапа

1. Главное требование - разумность, реальность и четкость составляемого плана. Независимо от содержания планируемой деятельности классному руководителю вместе с ребятами необходимо определить следующее:

·из каких этапов, логических компонентов будет состоять общее  дело;

·какие задания в соответствии с этими компонентами надо выполнить;

·кому лучше всего поручить эти задания и кто проявляет  к ним интерес;

·кому доверить руководство  Делом - официальному активу класса, временному совету дела или микрогруппе;

·что и когда должно быть сделано во время подготовки; где, когда и как будет проходить  это дело; кого мы хотим привлечь в качестве помощников, гостей и  т.п.

2. Если планируется какой-то праздник, событие, то помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий этого дела. Творческий - потому что репродуктивное использование готового сценария, чужой программы в методике КТД исключается.

3. Вместе с тем, классный руководитель должен иметь достаточно богатую копилку идей, форм и приемов.

Возможные формы  и приемы организации коллективного  планирования

·«банк идей» (копилка  интересных предложений - индивидуальных и групповых);

·«защита - проектов» МиГами;

·«разведка дел» (поиск  МиГами или отдельными ребятами интересной и полезной информации по заданным советом дела направлениям: что и  где можно приобрести для готовящегося дела, к кому обратиться за помощью, кому оказать помощь и т.п.);

·«мозговой штурм»;

·«экспресс-газета» с обязательными  рубриками «МИГи предлагают»  и «Я предлагаю» и т.д.

Подчеркнем, что этапы  коллективного целеполагания и  коллективного планирования тесно  взаимосвязаны и могут проводиться  сразу друг за другом, без временного интервала. Поэтому формы и приемы этих этапов пересекаются и дополняют  друг друга.

III. Коллективная  подготовка (КПД)

Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.

Главные моменты  этапа КПД

. Определение оптимального времени подготовки дела.

Временные рамки этого  этапа весьма подвижны: от минимального (несколько минут) до максимального (несколько недель) временного отрезка.

Оптимальное время подготовки - несколько дней: этот срок позволяет  ребятам включиться в конструктивное взаимодействие еще до начала самого события и в то же время не потерять интереса к нему из-за усталости  или привыкания. Но в любом случае классный руководитель должен максимально  использовать период подготовки для  решения задач социального воспитания: от естественно-культурных до социально-психологических.

Информация о работе Коллективная творческая деятельность, как средство формирования взаимодействия младших школьников