Коллективная творческая деятельность, как средство формирования взаимодействия младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.
Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 62.65 Кб (Скачать документ)

4. «Экспресс-газета» - эта форма имеет, по меньшей мере, две модификации.

«Газета-ветерок»: все желающие записывают свои ответы и мнения на заранее заготовленном листе  бумаги. Главное преимущество такой  газеты в том, что она может  заполняться параллельно с самим  делом и не требует специального времени и какой-то организации. Максимальны личностная свобода  и самовыражение, но это же накладывает  ограничение на взаимодействие одноклассников.

«Газета-мозаика» - разновидность  формы «время на шум»: Каждый МИГ  получает красочный лист, на котором  надо быстро записать групповое мнение. Затем эти фрагменты склеиваются  в общую «мозаику» без предварительного озвучивания - каждый может прочесть, что думают другие одноклассники. В  этом случае необходимо отвести в  газете место для индивидуальных точек зрения: «Уголок инакомыслящих», «Особый взгляд» и т.п.

5. «Цветопись». Неплохо, если в «копилке» наглядности классного руководителя будет цветовой спектр: его можно вывешивать после каждого дела на доске с тем, чтобы каждый отметил тот или иной цвет своего настроения.

Преимущества этой формы  в ее быстроте и наглядности, а  ограничения - в поверхностности (выявляется только эмоциональное отношение  ребят к деятельности) и отсутствии взаимодействия.

6. «Лица». Эта форма коллективного анализа аналогична предыдущей, только вместо цвета спектра ребята должны отметить свое настроение с помощью рисунков, изображающих то или иное настроение.

Мы рассмотрели только некоторые, наиболее известные в  практике формы коллективного анализа  в классе. На их основе можно изобретать и использовать и другие формы, и  приемы - как на «тактическом» уровне (т.е. при анализе конкретных дел), так и на «стратегическом» - при  анализе жизнедеятельности.

И в том и в другом случае коллективный анализ помимо указанных  выше целей и задач выполняет  еще одну очень полезную для классного  руководителя функцию: он играет роль обратной связи во взаимодействии педагога с классом и является одним  из важнейших аспектов диагностики  социального воспитания.

VI. «Мостик в  будущее» (этап последействия)

Цель: укрепление системы воспитательной работы в классе (совместные дела и события не должны выглядеть разрозненными «лоскутами»), и выстраивание ближних и дальних перспектив. Ребята должны осознавать неслучайность проведенного дела, его значение в реализации еще не осуществленных планов: это углубляет, обогащает рефлексивную и содержательную стороны сегодняшнего взаимодействия и создает эмоциональный настрой на взаимодействие завтрашнее.

Таким образом, «мостик в  будущее» выполняет и роль коллективного  целеполагания, замыкая тем самым  технологическую цепочку КТД. Этому  способствуют следующие вопросы, включенные в коллективный анализ:

1. Что из придуманного, сделанного, открытого нами сегодня  можно использовать в дальнейшем?

. Для кого это может  оказаться интересным и полезным?

. Какие сегодняшние достижения  мы хотели бы развить и закрепить  в классе? Что бы мы желали  сделать своими традициями?

. Какие проблемы, возникшие  в процессе нашего взаимодействия, требуют разрешения в дальнейшем? Что для этого можно сделать?

Технологическая цепочка  КТД работает и в процессе решения  проблем, постоянно возникающих  в жизни класса: это хозяйственные  и финансовые вопросы, режимные моменты  и так далее.

Конечно, технология КТД не является единственным способом организации  взаимодействия в классе. Мы остановились на ней столь подробно потому, что  среди способов организации совместной деятельности школьников эта технология наиболее теоретически обоснована и  практически опробована.

 

3. Описание опыта  работы по организации коллективных  творческих дел младших школьников

 

В практической части мы представляем опыт учителя начальных классов, гимназии №51, г. Рязань Соловьева А.Н., которая организовала и провела КТД «Сборник творческих работ - стихов, сказок и рассказов «Живой Родник».

Наш 4 «А» класс - живой, активный, творческий коллектив. Это 22 девочки, чьи  способности нужно узнать, проявить и развить; это личности, в которых  следует воспитать трудолюбие, товарищество, уважение к людям, ответственность. Этому способствует система коллективных творческих дел, разработанная И.П. Ивановым, профессором, академиком, замечательным  педагогом.

Учитывая особенность  коллектива (класс девочек), мы после  долгого обсуждения вместе с родителями и учащимися решили в течении  года работать над созданием творческого  альбома «Живой родник».

На первой стадии (предварительная  работа коллектива) мы определили воспитательные задачи КТД. Это:

·развитие творческих способностей девочек;

·воспитание усидчивости, ответственности  и вкуса;

·привитие навыков чтения художественной литературы и т.д.

Во время стартовой  беседы с девочками мы решили, что  лучшие стихи, рассказы, сказки будут  прочитаны подшефном классе малышам, на родительских собраниях и на классных сборах.

Работа будет продолжатся  в течение года дома и на уроках творчества в ней будет принимать  участие весь класс а в техническом  оформлении сборника примут участие  родители. Возглавить коллективное творческое дело должен воспитатель

(он же учитель русского  языка и литературы), а организатором  стать совет дела, избранный из  числа учениц.

На второй стадии (коллективное планирование) класс разбился на микроколлективы.

Это следующие группы:

·поэты,

·сказочники,

·прозаики,

·оформители.

Представители микроколлективов на сборе - старте предложили, выносит  обсуждение работ, которые войдут в  сборник «Живой родник», на литературный кружок, в совет дела они рекомендовали  учителя изобразительного искусства.

На третьей стадии (коллективная подготовка КТД) мы избрали совет дела, куда вошли представители каждой творческой микрогруппы: учащиеся, классный руководитель, учитель ИЗО, председатель родительского совета.

Решили раз в месяц  рассматривать творческие работы девочек, коллективно отбирать лучшие, аргументировать  свой выбор, продумывать иллюстрации  отобранным работам. Все были увлечены хорошим делом, радостно и с удовольствием  взялись за него, так что такие  советы И.П. Иванова на этой стадии КТД, как товарищеский контроль и товарищеское требование, применять не приходилось. Использовалось лишь товарищеское поощрение. Девочки были готовы к творчеству и убеждены в его необходимости  и важности.

Четвертая стадия - это проведение коллективного творческого  дела. Оно проводилось в течение года. Раз в месяц совет дела предлагал на обсуждение творческих групп лучшие работы по темам:

Октябрь: «Мне нет еще и 10».

Ноябрь: «Осенние мотивы».

Декабрь: «Новогодние приключения».

Январь: «Рождественские  сказки».

Февраль: «Мир фантастики».

Март: «Сказки о животных».

Апрель, май: «Весенняя капель».

В КТД принимали участие  все без исключения девочки, но совет  дела очень строго отбирал работы в творческий сборник.

Пятая стадия КТД (коллективное подведение итогов). На коллективном подведении итогов мы внимательно заслушали работы, которые предлагались для внесения в творческий сборник, рассмотрели иллюстрации и выбрали лучшие, предложили техническому секретарю в набор стихи и сказки, признанные лучшими. На общем сборе мы пришли к выводу, что КТД сплотило девочек, заставило их требовательно относиться к себе и другим, интереснее стала классная жизнь.

Не удалось расширить  список авторов лучших работ, хотя в  классе большой потенциал. Это было внесено в планы на будущий  год.

Шестая стадия КТД - это стадия ближайшего последействия. Для нас это была презентация готового сборника «Живой родник». Потом девочки выступили с чтением на заключительном родительском собрании и перед малышами. Было решено:

.Продолжить работу над  созданием классного творческого  альбома в пятом классе.

.Прививать навыки творчества  в литературном кружке.

.Предлагать лучшие работы  в школьный литературный сборник.

.Стать участниками городского  творческого конкурса «Начало».

.Привлекать к сотрудничеству  родителей.

 

Заключение

 

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав  опыт учителей начальной школы, мы пришли к выводу, что КТД является важнейшим  структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать  в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают  навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с  другими, узнают друг о друге много  нового.

КТД позволяют каждому  проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти  нравственно и духовно.

 

Список литературы

 

1. Иванов И.П. Методика  Коммунарского воспитания./ И.П. Иванов  Просвещение 1990. - с. 59-63.

. Караковский В. Воспитательная  работа в школе./ В. Караковский  // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.

. Кашкаров С.Н. Заместителя директора школы по воспитательной работе/ С.Н. Кашкаров // 2007 - №3. с. 76-77.

. Коджаспирова Г.М. Педагогический  словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.:Академия, 2000. - с. 60

. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2004.-347 с.

. Кульневич С.В. Воспитательная  работа в современной школе/  С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.

. Лизинский В.М. Классный  руководитель/ В.М. Лизинский. // КТД  2004 - №2. С. 37-41.

. Лизинский В.М. Классный  руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные  творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.

. Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 1954 Т.II. С. 403.

. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. С. 148.

. Стефановская Т.А. Классный  руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.

. Тишина Е. Воспитательная  работа в школе/Е. Тишина // Общение  в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119.


Информация о работе Коллективная творческая деятельность, как средство формирования взаимодействия младших школьников