Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:27, курсовая работа
Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.
Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.
2. Поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность.
Ожидание, предвкушение праздника нередко вызывает больший эмоциональный подъем, чем праздник наступивший. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД. Созданию атмосферы завтрашней радости способствуют сменный календарь в классном уголке («До Дня святого Валентина осталось…»), оперативные пятиминутки с сообщениями о ходе подготовки, заранее оформленное (хотя бы частично) классное помещение и т.п.
3. Определение степени помощи классу в процессе подготовки дела.
Позиция педагога на этом этапе
может быть разной в зависимости
от уровня развития коллектива и опыта
взаимодействия одноклассников. Если
такие групповые качества, как
организованность, интегративность
и волевая устойчивость, достаточно
выражены в классе, педагог может
выступать и как член «совета
дела», и даже как рядовой участник
одной из творческих микрогрупп. Если
же уровень развития класса недостаточен,
то целесообразны такие позиции
классного руководителя, как «организатор»
и «координатор» коллективной подготовки.
Однако ни в коем случае нельзя брать
все на себя: не только потому, что
это развивает у ребят
4. Распределение творческих поручений на этапе коллективного планирования должны выполняться ребятами добровольно, по желанию. Именно поэтому, если микроклимат класса недостаточно устойчив и благоприятен, целесообразно создавать ситуацию выбора не между школьниками, а между постоянными микрогруппами (формальными или неформальными) - это повысит защищенность и активность каждого воспитанника.
Временные смешанные творческие группы («Пресса», «Сюрприз», «Внешние связи», «Оформление» и др.) эффективнее работают в достаточно развитом коллективе, причем взаимодействие одноклассников в них раздвигает рамки устойчивых, постоянных микрогрупп и обогащает коммуникативное пространство класса.
5. Координация взаимодействия микрогрупп и отдельных школьников при выполнении творческих поручений.
Мастерство классного руководителя на этом этапе будет заключаться в том, чтобы заинтересовать и увлечь творческими заданиями как можно больше ребят, помочь им самоопределиться, поверить в свои силы.
Если кто-то не хочет участвовать
ни в одной из творческих групп
и вообще не проявляет к общему
делу ни малейшего интереса, необходимо
выяснить причины такой
Еще лучше, если с подобной просьбой к застенчивому однокласснику обратятся его сверстники, просто нужно подсказать им сделать этот шаг или вступить с ними в «тайный сговор»: «Давайте вместе поможем своему товарищу преодолеть себя». Но если воспитанник действительно не хочет участвовать в коллективной подготовке, лучше оставить его в покое, чем создавать видимость участия.
6. Индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.
Состав «советов дел» и творческих групп не должен оставаться постоянным в течение длительного времени.
Классный руководитель должен помнить, что каждому школьнику полезно попробовать себя в ролях и генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и виновника торжества. Эти роли формируют его разнообразный опыт взаимодействия, обогащают его «образ Я» и раскрывают его порой с самой неожиданной (позитивной!) стороны. Решение этих моментов увеличивает воспитательные возможности этапа подготовки и способствует формированию опыта самоопределения, ответственности за общее дело и кооперативного взаимодействия - сотрудничества.
Возможные формы и приемы организации коллективной подготовки:
·«тайная операция» (если дело готовится в виде сюрприза для виновников торжества),
·«творческий десант» (если время на подготовку строго ограничено), текущие отчеты творческих групп о ходе подготовки, фиксирование этого хода в классном уголке,
·«обмен творческими поручениями», «спецзадания» для пассивных ребят.
IV. Проведение КТД
Цель: реализация спланированной деятельности.
Главные моменты этапа проведения КТД: такие, как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент совместной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:
А как организовать активное взаимодействие в классе в процессе самой деятельности?
·«Путешествие»: эта форма взаимодействия предполагает наличие определенных «станций», по которым перемещаются микрогруппы, последовательно выполняя связанные общей темой творческие задания.
Примеры «путешествий»: «Веселый поезд», «Путешествие в Смехоград», «Читай-город», «Путешествие-практикум», «УТЯ» («Университет таинственных явлений») и т.д.
·«Защита»: здесь взаимодействие протекает в процессе подготовки микрогруппами общего для всего класса задания по определенной теме и последующего представления-презентации результатов своего творчества.
«Защита» может быть и индивидуальной, тогда взаимодействие осуществляется только на этапе проведения и выглядит как взаимопознание и взаимоподдержка.
Примеры «защит»: «Школа будущего», «Урок моей мечты», «Сайт в Интернете - «Наш класс»», «Послание потомкам», «Любимая книга», «Эстафета любимых занятий» и т.д.
·«Эстафета»: взаимодействие одноклассников происходит в процессе совместно-последовательной деятельности, когда каждая микрогруппа или каждый школьник выполняет свою конкретную часть общей работы, общего задания.
В этой форме КТД очень важно, чтобы фрагменты общего задания, выполняемые группами или отдельными ребятами по очереди, пересекались, т.е. продолжали друг друга, не прерывая общую канву. Таким образом, взаимодействие происходит не только внутри микрогрупп, но и между ними, что формирует опыт толерантных взаимоотношений и уважения к чужому труду.
·«Лотерея»: здесь творческие задания не продолжают друг друга и необязательно связаны общей темой; каждый МИГ или школьник получает произвольным образом свое задание и выполняет его независимо от остальных (совместно-индивидуальная деятельность).
Примеры «лотерей»: «Концерт-ромашка», «Мини-театр», «Ералаш», «SOS» и т.д.
·«Ролевые игры»: при этой форме КТД взаимодействие осуществляется в процессе совместной реализации какого-то сюжета и выполнения участниками определенных ролей.
Здесь важно найти золотую середину между достижением цели взаимодействия и его игровой стороной, чтобы ребята не увлеклись «переигрыванием» (хотя приобретение актерского, сценического опыта тоже немаловажно).
Примеры «ролевых игр» в классе: «Творческий суд», «Телемост», «Школа менеджера», «Космическая пресс-конференция», «Доценты-студенты», «Турнир телекомментаторов», «Посиделки» и т.д.
·КТД общения: это особая форма КТД, в которой приоритет отдается коммуникативной стороне взаимодействия, т.е. «чистому» общению - как деловому, так и неформальному.
Примерами могут служить дискуссия, «Круг знакомств», орлятский «Огонек», «Вече», «Сова» и т.д.
·«Бой»: само название говорит о том, что эта форма основана на состязании участников - межличностном или межгрупповом. В последнем случае активное взаимодействие разворачивается внутри микрогрупп, но это не должно сопровождаться болезненным соперничеством и приводить к противостоянию и агрессивным отношениям между ними.
Примеры «боев»: «Разнобой», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Аукцион», «Веселые старты», «Интеллектуальный хоккей» и т.д.
Описанные типы форм КТД могут пересекаться и комбинироваться.
V. Коллективный анализ (КА)
Этот этап совместной деятельности так же, как коллективное целеполагание и планирование, может относиться не только к какому-то конкретному делу, но и ко всей жизнедеятельности класса. В этом случае коллективный анализ проводится в конце недели, четверти, года и направлен на коллективную рефлексию (осознание, обсуждение) пройденного отрезка совместного пути. Но при варьировании содержания и целей коллективного анализа правила жизнедеятельности класса, приемы формы его проведения могут быть теми же, что и в анализе конкретного дела. Поэтому подробнее остановимся на последнем.
Очень часто классные руководители недооценивают значение этого этапа коллективного взаимодействия: главное, с их точки зрения, - успешно организовать и провести само дело, а остальное не имеет особого значения. Однако это не так.
Навыки коллективного анализа не только позволяют ребятам лучше организовать совместную деятельность, но и формируют их рефлексивный опыт, развивают их способности к самоанализу. С этой точки зрения этап коллективного анализа является наиболее важным и значимым в технологической цепочке КТД
Довольно часто убежденность классного руководителя в том, что все прошло замечательно, не совпадает с мнениями самих ребят, и наоборот, какие-то организационные неурядицы, отмечаемые педагогом как неуспех, почти не замечаются классом или, по крайней мере, не отмечаются как нечто существенное.
Именно поэтому, в какой
бы форме ни проводился коллективный
анализ, классный руководитель должен
высказывать свое мнение последним,
чтобы не индуцировать вольное или
невольное «подстраивание»
Успешность взаимодействия на этапе коллективного анализа во многом зависит от времени его проведения. Если речь идет о конкретном деле, то, конечно, проводить анализ лучше всего сразу же или с минимальным перерывом (например, на следующий день) пока свежи впечатления ребят и не угас их интерес к прошедшему событию.
Не меньшее значение имеет и разумный выбор формы коллективного анализа, которая зависит не только от времени этого этапа, но и от специфики самого дела, от возраста ребят и индивидуальных особенностей класса.
Возможные формы и приемы взаимодействия на этапе коллективного анализа.
. «Орлятский круг» - это традиционное название вполне может быть заменено другим: «Круг друзей», «Вече», «Разговор по кругу» и т.п.
Преимущества данной формы в том, что «Круг» вовлекает в обсуждение каждого, формирует умения ребят слушать друг друга, аргументировано высказываться и соотносить свое мнение с другими.
Ограничение заключается в том, что эта форма коллективного анализа требует достаточного времени и делового настроя класса.
2. «Разговор по кругу» - одна из самых сложных форм коллективного анализа для учителя: и потому, что он должен высказываться последним (а это для многих взрослых весьма непросто), и потому, что ему бывает трудно создать обстановку, располагающую ребят к серьезности и откровенности. Не каждый школьник без привычки может заставить себя высказать свое мнение, не повторяя высказываний других. Возможно, стимулом будет служить то, что ребята могут отвечать не на все вопросы, а по выбору:
Конечно, содержание и формулировка этих вопросов варьируется в зависимости от возраста и опыта ребят.
Педагогические приемы: передача по кругу какого-либо предмета-талисмана; установленный регламент; запрет на критику высказываний и соблюдение других принятых в классе правил обсуждения; специальные роли для застенчивых и пассивных ребят («хранители правил», «таймеры», «фиксаторы» и др.).
3. «Время на шум». Преимущества данной формы в том, что она позволяет провести обсуждение весьма оперативно и вместе с тем создает условия для большей защищенности ребят, так как их основное взаимодействие происходит внутри микрогрупп.
Ограничение этой формы в том, что не всем ребятам гарантируется проявление их собственной позиции - внутри МиГов инициативу обычно берут самые активные, ведь «время на шум» ограничено несколькими минутами. Эти же активисты чаще всего берут на себя роли «спикеров» от своих групп, когда наступает время сообщать классу общее мнение МиГа.