Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа

Описание

Многочисленные научные работы известных ученых и психологов, посвященные проблеме эмоционального развития работы подчеркивают, что в современной общей психологии проблема эмоций разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания, это объясняется ее сложностью и принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем.
Это побуждает обратиться к рассмотрению вопроса возникновения и развития эмоций на ранних этапах развития человека, с тем, чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу, а также возникающих при этом проблем связанных с эмоциональным развитием детей

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы дошкольников как проблема психологического исследования
1.1 Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых
1.2 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
1.3 Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности
2.1 Исследование уровня эмоционального развития старших дошкольников
2.2 Повышение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами коллективной творческой деятельности
2.3 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая1.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

К старшему дошкольному  возрасту происходит дифференциация детей по положению в группе. Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Воспитатель должен создать такую эмоциональную атмосферу в группе, в которой каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно. В основе популярности лежат не развитие интеллекта и не организаторские способности, а прежде всего эмоциональное отношение к сверстнику, которое выражается как в различных эмоциональных проявлениях, так и в реальной помощи другим детям.

Создание атмосферы  в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей воспитателя. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия.

К старшему дошкольному  возрасту сравнение себя со сверстниками и противопоставление ему перерастает во внутреннюю общность, которая делает возможными как сопереживание, так и содействие другому.

Соотношение субъектного  и объектного начала самосознания с  возрастом меняется и определяет характер отношения к себе и другому. Преобладание объектного начала самосознания является источником некоторых проблемных форм поведения и отношения к сверстникам.

К концу дошкольного  возраста ребенок резко меняется, потеряв непосредственность, ребенок  обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни. Прежде всего, ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Этот период называют кризисом семи лет, в это время впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств».

Систематическая работа воспитателя по развитию эмоциональной  сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать  и регулировать свое эмоциональное  состояние и другого, строить  взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать чувство эмпатии.

1.3 Коллективная  творческая деятельность как  средство эмоционального развития  дошкольников

коллективный  творческий эмоциональный развитие дошкольник

Коллективное  творческое дело - это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно - творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Особенности коллективного  творческого дела:

·  практическая направленность;

·  коллективная организация;

·  творческий характер;

·  дети заботятся друг о друге;

·  о своем коллективе;

·  об окружающих людях;

·  о далеких друзьях;

·  поиск лучших средств этой заботы;

·  все более четкая организация своей жизни;

·  разнообразных дел на пользу и радость;

·  это сплачивает воспитателей и воспитанников.

Именно эти  особенности коллективного творческого дела, характеризуют их практическую сторону, определяют отличительные черты обучающей, развивающей и воспитательной задач. Эти задачи в процессе коллективного творческого дела становятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы “по ходу”, в глубине решения жизненно-практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени - при обсуждении результатов.

Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытая постановка перед воспитанниками и открытое осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач.

В отличие от коллективных дел здесь на первый план выступает на создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового жизненно важного опыта, а не применение в практических целях ранее усвоенных знаний и умений, навыков, которые должны быть переданы учащимися к учебной работе.

Сила каждого  коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое разнообразие содержание, нестандартные варианты.

Изучение и  использование коллективных творческих дел невозможно без знания их общих  воспитательных, обучающих и развивающих  возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде.

Различаются следующие  виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные.

Основной отличительный  признак вида - общая практическая забота, которая выступает на первый план.

Каждый вид коллективного  творческого дела обогащает личность определенным видом общественно ценного опыта.

1.Общественно-политические  коллективные творческие дела  проникнуты романтикой исторических  свершений, картинами трудовых  и боевых подвигов народа, совершаемых  во имя Родины. Содержание таких образных панорам составляет нравственно-социальный опыт, развивающий у воспитанников гражданское отношение к общественным событиям, к прошлому и настоящему Отечества.

2. Трудовые коллективные  творческие дела развивают у  воспитанников знания об окружающей жизни, взгляды на трудовую деятельность как основной источник радостной жизни людей, стремление вносить свой вклад в улучшение окружающей жизни, умение и привычку осуществлять заботу о людях близких и далеких, трудиться самостоятельно и творчески на их пользу и радость.

3. Познавательные коллективные  творческие дела определяются  спецификой их сущности: познавательным  содержанием, “открытием мира”  на пользу другим, на первый  план выступает развитие у  воспитанников интерес к таким  сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн и загадок, то есть к познавательной деятельности, различным ее средствам, к учению.

4.Художественно-эстетические  коллективные творческие дела имеют особые воспитательные возможности. Главная из них - развитие эстетической стороны жизни нашего общества, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуре, к себе как младшим товарищам взрослых по сохранению и внесению прекрасного в окружающий мир. Именно художественно-эстетические дела позволяют целенаправленно развивать у воспитанников художественно-эстетические взгляды и убеждения, действенный интерес к различным видам искусства, умениям и навыкам художественного творчества, эстетическую восприимчивость и отзывчивость, благородство души.

5. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела. Важнейшая из воспитательных возможностей спортивно-оздоровительных коллективного творческого дела заключается в развитии у воспитанников положительного отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни общества, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам нашего общества. Спортивно-оздоровительные коллективные творческие дела дают возможность формировать убеждение в важности, красоте физической культуре.

6. Организаторские коллективные творческие дела. К ним относятся такие дела, как организация дня рождения коллектива, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел и многое другое. 

Следует помнить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим, только в такой совместной организаторской  деятельности, которая развивает  у ее участников организаторские  способности и формирует навыки коллективной деятельности.

Воспитательные возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем органичнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами воспитательной работы и воспитательными мероприятиями.

Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. К формам коллективной творческой деятельности относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Успешное использование  системы коллективных творческих дел, реализация воспитательных возможностей обеспечиваются соблюдением трех основных условий.

Первое условие - всемерное развитие отношений творческого  содружества воспитателей и воспитанников.

Второе условие - всемерное развитие отношений творческого  развития между воспитанниками старших  и младших поколений.

Третье условие - всемерное развитие отношений творческого  содружества между самими воспитателями.

Совместная  практическая деятельность по воплощению в жизнь коллективного творческого  дела, также способствует развитию отношений, развитию эмоциональной сферы, творческому развитию.

Участвуя в  дружеском общении, воспитанники удовлетворяют  и углубляют познавательные интересы, расширяют кругозор, наблюдательность, зоркость, внимательность, общительность, отзывчивость, душевная щедрость и  тактичность, осуществляется эмоциональное развитие.

Осуществление системы коллективных творческих дел  возможно на разных уровнях.

В первоначальный период работы с детьми педагог вместе с другими воспитателями предлагает своим воспитанникам коллективные творческие дела. Для него они выступают ведущим средством воспитания, но самими воспитанниками это не осознается. Первой ступенью является познание и выбор дошкольниками разнообразных коллективных творческих дел, каждое из которых по-своему интересно и полезно. Отсюда, и своеобразный тип использования коллективного творческого дела на этом этапе становления воспитательного коллектива по сути своей - ситуативный.

Большую роль играют при выборе источника коллективного  творческого дела конкретные обстоятельства, в которых начинается очередной период жизни данного коллектива, включая природные условия, которые определяют многообразие и неповторимость коллективного творческого дела.

Постепенное накопление опыта позволяет воспитателю  и воспитанникам перейти к  другому уровню коллективного творческого дела, который можно назвать избирательно-систематическим.

Для него характерно последовательное использование одних  и тех же коллективного творческого  дела, повторяемых в новых условиях и новых вариантах. На этом уровне осуществления системы коллективных творческих дел их воспитательные возможности реализуются с большей глубиной, ибо непосредственным источником выбора “ведущего” коллективного творческого дела, его планирования, подготовки, проведения и оценки становится теперь развивающаяся потребность дошкольников в познании и осуществлении того, что нужно и интересно окружающим людям.

Опыт углубленной  по содержанию и избирательной по форме общей творческой жизненно-практической заботы, накопленной на этом уровне развития воспитательного коллектива, позволяет перейти к наиболее сложному уровню коллективного творческого дела - развернуто-систематическому.

Для него характерно целенаправленное развитие у школьников гражданского отношения к окружающей жизни и к самим себе средствами многообразной (как на первом уровне), но уже систематической (как на втором уровне) общей творческой жизненно-практической заботы воспитанников и их старших товарищей - воспитателей.

В реальном воспитательном процессе тип использования коллективного  творческого дела зависит от особенностей становления и развития воспитательного коллектива.

Необходимо  подчеркнуть, что, уровни и динамика использования системы коллективного  творческого дела являются - по их сути - общими для комплексной организации, осуществления воспитательной работы в любом коллективе.

Главной методической особенностью коллективного творческого  дела является субъектная позиция личности. Коллективные творческие дела направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и  специфичные особенности. Оценивание результатов творчества: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами, дипломами; присвоение званий.

Наиболее распространенными  являются коллективные творческие дела, организация которых предусматривает шесть этапов.

Первый этап - предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательной работе, планируемой  на новый период с данным коллективом. Определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Второй этап - коллективное планирование. Теперь действуют  сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные “задачи на размышление”. Завершает поиск выбором совета дела.

Третий этап - Коллективная подготовка дела. Руководящий  орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения коллективного творческого дела, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища, характер его воздействия на детей, взаимодействия с ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Информация о работе Коллективная творческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольников